Меню
Бесплатно
Главная  /  Он/Она  /  Артемида мифология. Артемида, богиня луны, охоты и плодородия

Артемида мифология. Артемида, богиня луны, охоты и плодородия

Артемида, лань и Ифигения


Но не только для охоты использовала свои атрибуты жестокая богиня. Не задумываясь, пускала она в ход смертоносное оружие, когда считала себя обиженной.

Агамемнон и Ифигения

Микенский царь Агамемнон. Богиня потребовала принести в жертву его дочь Ифигению.

Ифигения (она же Ифимеда, спасена Артемидой) — дочь Агамемнона и Клитемнестры (по Стесихору и другим — их приемная дочь и родная дочь Тесея и Елены). Родилась в год, когда Агамемнон обещал Артемиде прекраснейший дар из родившихся.

Когда греки отправлялись под Трою и уже были готовы пуститься в путь из беотийской гавани Авлиды, Агамемнон (или Менелай) оскорбил Артемиду, убив на охоте посвященную ей лань. Артемида гневалась на Агамемнона за это, а также за то, что Атрей не принес ей в жертву золотого ягненка. Богиня наслала безветрие и флот греков не мог двинуться в путь. Прорицатель Калхант объявил, что богиня может быть умилостивлена только принесением ей в жертву Ифигении, самой красивой из дочерей Агамемнона. Агамемнон, по настоянию Менелая и войска, должен был согласиться на это. Одиссей и Диомед поехали к Клитемнестре за Ифигенией, и Одиссей солгал, что её отдают в жены Ахиллу.

Приносить её в жертву должен был прорицатель Калхант.

Но во время жертвоприношения Артемида накрыла Ифигению облаком и унесла в Тавриду, а на месте ее очутилась лань. В Тавриде Ифигения сделалась жрицей Артемиды и спасла брата своего Ореста.


Тициан. Адонис и Венера
На картине иображено, как Афродита-Венера пытается отговорить Адониса от похода на охоту


Адонис

Адонис - сын Феникса и Алфесибеи (варианты: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны или кипрского царя Киниры и его дочери Мирры).

Адонис славился своей красотой: в него влюбляется богиня любви Афродита. Его также называют возлюбленным Диониса. Был пастухом и охотником на зайцев. Похвала муз охоте вдохновила его стать охотником.

Богиня Афродита (Венера), рассердившись на не почитавшую её царскую дочь (будущую мать Адониса), внушает той страсть к родному отцу, который поддаётся соблазну, не подозревая: что вступает в связь с собственной дочерью, и после этого проклинает её (Овидий, Метаморфозы, X 300-478). Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребёнок удивительной красоты - Адонис. Афродита передаёт младенца в ларце на воспитание Персефоне, не пожелавшей в дальнейшем расстаться с Адонисом. Спор богинь разрешает Зевс, предназначив Адонису часть года проводить в царстве мертвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой (в финикийском варианте Астартой), спутником и возлюбленным которой он становится. По одной из версий, разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит (Аполлодор, III 14, 4; Овидий, Метаморфозы, X 708-716).


Актеон

Актеон — сын Аристея и Автонои, внук Аполлона и Кирены. Его воспитывал кентавр Хирон, учивший его охоте. Участник индийского похода Диониса.

Согласно мифу, однажды Актеон во время охоты случайно подошёл к месту, где Артемида купалась со своими нимфами в реке. Вместо того чтобы в священном страхе удалиться, он, зачарованный, стал наблюдать за игрой, не предназначенной для людских глаз. Заметив охотника, разгневанная богиня превратила его в оленя, который попытался убежать, но был настигнут и разорван 50 охотничьими собаками самого Актеона. Это было на склоне горы Киферон.

Либо он заявил, что превосходит Артемиду в искусстве охоты, либо захотел вступить с ней в брак. По другому рассказу, он хвастался перед друзьями, что застал богиню во время купания.

Согласно Стесихору, Артемида «накинула на Актеона шкуру оленя», то есть превратила его в оленя, чтобы он не взял себе в жены Семелу. В другом мифе (версия Акусилая) о гибели Актеона сообщается, что Актеон был превращён в оленя Зевсом за сватовство к возлюбленной Зевса Семеле.

Одно из наиболее известных изложений мифа об Актеоне и Артемиде содержится в «Метаморфозах» Овидия. Согласно Овидию, Актеон увидел купающуюся Артемиду в Гаргафийской долине, у источника Парфений, и захотел ей овладеть. Овидий перечисляет по именам 35 собак Актеона, но не всех.

Позже Хирон изваял статую Актеона, и это утешило собак. Утверждали также, что собаки Актеона, разорвавшие хозяина, были помещены на небесный свод в виде созвездия — или Большой, или Малый Пёс.

Актеоново ложе показывали по дороге из Мегар в Платеи. Позже по оракулу из Дельф его кости разыскали и зарыли в Орхомене, когда страну опустошало привидение. Изображен с матерью в Аиде на картине Полигнота в Дельфах. Культ Актеона существовал в Платеях. По истолкованию, он был из Аркадии, потратил все деньги на псовую охоту и разорился.

Алоады

Алоады — братья От и Эфиальт, сыновья Алоэя и Ифимедии, которые славились нечеловеческой силой и буйным нравом. По Гесиоду, сыновья Посейдона, по Эратосфену, рождены Геей. В «Илиаде» упомянуто, что они сковали Ареса (V 386).

Они грозились перевернуть Олимп и взять себе в жёны Афину и Артемиду. От "сватался" к Артемиде, Эфиальт - к Афине. В возрасте девяти лет они взгромоздили Пелион на Оссу. И даже однажды пленили Ареса, заковав его в цепи и держали так 13 месяцев, пока его не вызволил Гермес. Они заточили Ареса в бочку, которая позже стала созвездием Чаши.

После чего братья за их гордыню были убиты Аполлоном и Артемидой. На острове Наксосе Артемида приняла облик оленя и встала между ними. Алоады метнули дротики и поразили друг друга. Либо Аполлон пустил лань.

В подземном царстве они привязаны змеями к столбу в противоположную сторону друг от друга, между ними сова.


Алфей

Бог одноимённой реки в Пелопоннесе, сын титанов Океана и Тефиды. Его представляют в человеческом облике. Алтарь его в Олимпии.

Был охотником, который влюбился в Артемиду и преследовал её по всей Греции. Он явился в Летрины на ночной праздник, который справляли Артемида и нимфы, но Артемида вымазала у всех лицо грязью и илом, и Алфей не узнал её. Поэтому установлены обряды Артемиды Алфееи.

Не сумев добиться любви Артемиды, влюбился в нимфу Аретусу, которая, однако, не платила взаимностью; Артемида же, спасая Аретусу от преследований Алфея, превратила её в ручей. Алфей, однако, нашёл свою возлюбленную на острове Ортигия (либо на Делосе, либо близ Сиракуз на Сицилии) — там слились воды Алфея и Аретусы. Его течение продолжается в море, что подтвердил и Дельфийский оракул.


Ниоба старается укрыть от стрел богини Артемиды свою младшую дочь. (Скульптурная группа. V в. до н. э.). Копия


Амфион, его жена Ниоба и их дети

Амфион — царь Фив, сын Зевса и Антиопы, брат-близнец Зета, муж Ниобы, отец семи сыновей и семи дочерей.

Погиб от стрел Аполлона и Артемиды либо покончил с собой после гибели сыновей. Когда хотел разорить святилище Аполлона, был убит его стрелами. Его дом был сожжен.

Ниоба — дочь Тантала и Дионы (либо Эврианассы), либо дочь Тайгеты, сестра Пелопа.

Жена фиванского царя Амфиона, возгордилась своими детьми — Ниобидами и вздумала сравниться с Лето, у которой были лишь двое детей: Аполлон и Артемида. Близкая подруга Лето. Стала говорить, что она плодовитее богини Лето, и та разгневалась. Либо стала говорить, что её дети были прекраснейшими из людей. Сведения о числе детей Ниобы расходятся. Наиболее популярной стала версия о 7 сыновьях и 7 дочерях (по Гесиоду, 10 сыновей и 10 дочерей либо 9 и 10; по Гомеру — 6 сыновей и 6 дочерей, то же у Ферекида; по Гелланику — 4 сына и 3 дочери (схолиаст к Еврипиду), по Геродору — 2 сына и 3 дочери (Аполлодор); по Ласу — 7 и 7, по Алкману всего 10, по Сапфо 9 сыновей и 9 дочерей, по Мимнерму и Пиндару — 20). По Вакхилиду, 10 сыновей и 10 дочерей. Ещё о них писали Гелланик и Ксанф. Овидий называет имена 7 сыновей Ниобы, но не имена дочерей.

Раздражённая высокомерием Ниобы, Лето обратилась к своим детям, которые своими стрелами уничтожили всех детей обидчицы. Артемида умертвила всех дочерей Ниобы в её собственном доме, а сыновей, охотившихся на склонах Киферона, убил Аполлон. По некоторым авторам, ещё 1 сын и 1 дочь спаслись. По трагедии, сыновья были убиты, охотясь на Сипиле, а дочери — во дворце, кроме Хлориды.

«Эта, пытаясь спастись, вдруг падает; та умирает,
Пав на сестру; та бежит, а эта стоит и трепещет».

Овидий, «Метаморфозы» VI,295-296

Девять дней лежали они непогребённые; наконец на десятый были преданы земле богами, ибо Зевс обратил сердца людей в камень. Ниоба от горя обратилась в камень и в вечной тоске проливала слёзы о погибшем потомстве. После смерти детей Ниоба пришла в Сипил к своему отцу Танталу и там, взмолившись богам, превратилась в камень, который струит слезы днем и ночью Упомянута в «Илиаде», превращена в камень на Сипиле, по Гомеру, в камень были превращены и другие люди, так что некому было похоронить детей Ниобы.

Такова версия этого мифа у Гомера. Многие поэты после него пользовались этим сюжетом, воспевая вошедшие в поговорку «Νιόβης πάθη», то есть, «страдания Ниобы». Особенно драматически сказание о Ниобе выражено у Овидия. По версии мифа, принятой Овидием, Ниоба после обращения в камень была унесена вихрем на родной Сипил, где каменное изваяние её срослось с вершиной Фригийской горы. Ещё в древности объясняли этот миф тем, что действительно вершина горы Сипила имеет формы человеческого тела в согнутом положении (Павзаний, I, 25, 5).

Греческий ученый Павсаний (II в. н. э.) вспоминал: "Эту Ниобу я и сам видел, поднявшись на гору Сипил; вблизи — это крутая скала, и стоящему перед ней она не показывает никакого облика женщины … если же встать дальше, то покажется, что ты совершенно ясно видишь плачущую женщину."

Могильные памятники детей Амфиона показывали в Фивах, отдельно сыновей, отдельно дочерей; а также золу от их погребального костра. По истолкованию, Ниоба поставила на могиле детей свое каменное изображение.


Покинутая спящая Ариадна


Ариадна

Ариадна — дочь критского царя Миноса и Пасифаи. Упомянута уже в «Илиаде» (XVIII 592), ее историю рассказывал Нестор в «Киприях».

Когда Тесей решился убить Минотавра, которому афиняне по требованию отца Ариадны посылали ежегодно позорную дань из семи юношей и семи девушек, и таким образом избавляли отечество от чудовища, он получил от любившей его Ариадны клубок ниток, выведший его из лабиринта, где обитал Минотавр (применять нить научил её Дедал).

Совершив подвиг, Тесей бежал с Ариадной на остров Наксос (Дия), где, по одному сказанию, Ариадна была убита стрелами Артемиды, наученной Дионисом, ибо вступила в брак с Тесеем в священной роще, по другому — покинута Тесеем и найдена Дионисом, который на ней женился.


Гвидо Рени. Состязание с Гиппоменом. Около 1612. Прадо. Мадрид


Аталанта и Гиппомен

Гиппомен был сыном Мегарея и Меропы.

Аталанта беотийская — дочь Схенея, знаменитая красотою и быстротою в беге. Каждому из искателей своей руки она предлагала состязаться в беге, причём он, безоружный, должен был бежать впереди, она же с копьём следовала за ним; если она его не настигала, то признавала своим женихом, в противном случае его ожидала неминуемая смерть. Много юношей пало от её руки, пока Гиппомен, сын Мегара или Арея, перехитрил её с помощью Афродиты. Богиня дала ему золотые яблоки, которые он во время бега ронял поодиночке. Поднимая их, Аталанта отстала, и Гиппомен первым достиг цели.

Но он забыл поблагодарить Афродиту; желая ему отомстить, она возбудила в нём такую сильную страсть, что они возлегли в храме Зевса на Парнасе. Стали львами по воле Артемиды. По другому рассказу, они возлегли в храме Кибелы, и разгневанная Кибела превратила их во львов, которых запрягла в свою колесницу. По рационалистическому истолкованию, Аталанту и Гиппомена съели львы.

После смерти её душа выбрала следующую жизнь мужчины-атлета.

Бротей

Бротей упоминается уже у Гесиода. Сын фригийского царя Тантала и нимфы Эврианассы. Он был скульптором и поклонялся богине Кибеле-Рее, чье изваяние воздвиг на горе Сипил. Бротей также был удачливым охотником. По словам Аполлодора он отказывался воздавать почести Артемиде, за что богиня поразила его безумием. Уверовав, что ему не страшно никакое пламя, Бротей сам бросился в погребальный костер и погиб в огне.

Рассказ о другом охотнике, погубленном Артемидой, приводит Диодор.

Гиппа

Вышла замуж за Эола и научила его созерцанию природы, родила дочь Меланиппу. Была пророчицей, разглашала людям замыслы богов, превращена в кобылицу. Вероятно, действующее лицо трагедии Еврипида «Меланиппа мудрая».

Согласно Еврипиду, дочь Хирона Меланиппу (либо Гиппу, также звавшуюся Фетидой) соблазнил Эол, сын Эллина. Она скрылась в горах. В день родов ее нашел отец, и она стала молить богов и превратилась в кобылицу. Артемида сделала ее созвездием Коня. По Каллимаху, она перестала охотиться и почитать Артемиду, и та превратила ее в кобылицу. Стала созвездием Коня.

Согласно Овидию, её имя Окиронея (Окирроя), она дочь Хирона и Харикло, Пророчица, предрекает божественность Асклепию. Превращена в кобылицу, получив имя Гиппа (лошадь).

Гратион

Гратион — один из ста пятидесяти змееногих гигантов. Рождён богиней земли Геей от капель крови бога неба Урана, брат гекатонхейров, циклопов и титанов.

Принимал участие в гигантомахии. Был сражен стрелой Артемиды.

Каллисто

Каллисто — аркадянка, дочь Ликаона (согласно Евмелу и другим). Именуется паррасийкой (Овидий). Либо одна из нимф (по Гесиоду), либо дочь Никтея (по Асию), либо дочь Кетея (по Ферекиду).

Находилась в числе спутниц Артемиды-охотницы.

По одной версии, Артемида застрелила её за то, что она не сохранила девственность, и Зевс послал Гермеса спасти ребёнка, которого Каллисто носила во чреве.

По другому рассказу, Зевс превратил её в медведицу, но Гера убедила Артемиду застрелить её из лука, как дикого зверя (либо стала медведицей из-за гнева Геры).

Коронида

Коронида — царевна, мать Асклепия (отец — Аполлон). Дочь Флегия из Эпидавра и Клеофемы, обитала около города Амир, на Дотийской равнине. Либо происходила из Ларисы в Фессалии, либо из города Лакрея у потоков Амира. Согласно пеану Исилла, первоначально звалась Эглой. Именуется «Азановой дочерью».

Была возлюбленной Аполлона, сопровождала отца в Пелопоннес и родила мальчика на горе Миртион (позднее Титтион) в области Эпидавра. Эта версия должна была согласовать традиции о почитании Асклепия как в Фессалии, так и в Эпидавре.

У Аполлона был ворон с блестящими, как серебро, перьями (по легенде, все вороны в то время имели такое оперение). Но ворон Аполлона отличался от других воронов: он летал быстро, как стрела, и мог разговаривать. Ворон должен был присматривать за Коронидой.

Позднее она предпочла Аполлону Исхия, брата Кенея. Аполлон убил ее (так в изложении у Овидия). По другой версии, когда она вышла замуж за Исхия, ее убила Артемида тучей стрел в качестве наказания за измену Аполлону.

В отсутствие Аполлона она пригласила Исихия разделить с ней ложе, хотя к тому времени уже зачала от Аполлона. Не успела возмущенная ворона отправиться в Дельфы, чтобы сообщить Аполлону обо всем, как тот уже узнал, что Коронида неверна. Он проклял ворону за то, что она не выклевала глаза Исхию, когда тот приблизился к Корониде. От этого проклятия ворона почернела и потомки ее с тех пор рождаются черными. Затем Аполлон пожаловался своей сестре Артемиде, и та в отместку выпустила в Корониду целый колчан стрел. Жалость охватила Аполлона при виде мертвой Корониды, но оживить ее он уже не мог: душа ее отлетела в царство Аида, а тело лежало на вершине погребального костра, по поленьям которого бежало пламя. Тогда Аполлон обратился к Гермесу, и тот изъял из чрева Корониды еще живое дитя. Это был мальчик, которого Аполлон назвал Асклепием и отдал на воспитание мудрому кентавру Хирону.


Гермес достает ребенка (Асклепия) из утробы Корониды


Ворон Аполлона стал созвездием Ворона. По одному из вариантов мифа, Корониду боги поместили на небо, где она стала созвездием Девы


Меланипп и Комефо

Меланипп из Арои (Ахайя). Влюбился в Комефо, жрицу Артемиды Трикларии и насладился с ней любовью в храме. За это их принесли в жертву Артемиде, река у храма стала называться Амелиха (Немилостивая).

Мелеагр

Мелеагр — этолийский герой, сын калидонского царя Ойнея и его жены Алфеи (либо сын Алфеи от Ареса). Упомянут в «Илиаде».

По мифу, после рождения Мелеагра Алфее было предсказано, что ее сын умрет, как только догорит полено в очаге; Алфея немедленно выхватила полено и спрятала в сундук.

Участник похода аргонавтов.

Центральный персонаж Калидонской охоты. Источником славы Мелеагра послужил недосмотр его отца. Однажды, когда Ойней участвовал в празднике урожая, он принёс благодарственные жертвы всем богам, но забыл про богиню охоты Артемиду. Оскорблённая Артемида в отместку наслала на Калидон чудовищного вепря, который губил урожай, выворачивал с корнем деревья, убивал скот и людей.

Мелеагр решил разделаться с этим чудовищем и пригласил себе в помощь прославленных героев, вместе с которыми он участвовал в походе аргонавтов: Кастора и Полидевка, Тесея, Ясона, Иолая, Пирифоя, Пелея, Теламона и других. При этом, у Мелеагра завязался роман с Аталантой. После тяжелой облавы, в ходе которой вепрь смертельно ранил Анкея, Аталанте удалось поразить его стрелой, а затем обессиленного вепря добил своим копьём Мелеагр. Копье, которым убил вепря, он посвятил в храм Аполлона в Сикионе.

В ходе возникшего спора из-за шкуры зверя, которую должен был получить наиболее отличившийся, Мелеагр присудил трофей Аталанте, но у девушки отнял его Плексипп, дядя Мелеагра по матери. Взбешенный Мелеагр убил Плексиппа и двух его братьев. Согласно другому описанию, производя раздел добычи, он взял себе голову и шкуру, но Артемида посеяла раздор среди героев, и куреты и сыновья Фестия потребовали себе половину, и Мелеагр убил сыновей Фестия.

В свою очередь Алфея, разгневавшись из-за гибели братьев, бросила полено в огонь и умертвила сына; но затем, в раскаянии, повесилась, а сестры Мелеагра, оплакивавшие брата, были превращены Артемидой в цесарок.

Мэра

Мэра (Майра) — по одной родословной, дочь Прета (внука Сисифа). Согласно поэме «Возвращения», умерла девушкой. По другой версии, дочь аргосского царя Прета, охотившаяся вместе с Артемидой, которая застрелила её, потому что Мэра родила от Зевса сына Локра и не сохранила девственность.

Одиссей встречает её в Аиде. Изображена в Аиде на скале на картине Полигнота в Дельфах.


Ойней в мантии и со скипетром. Аттический лекиф, ок. 500 года до н. э. Государственное античное собрание, Мюнхен, Германия


Ойней

Ойней — царь Калидона, сын и преемник царя Порфаона и Евриты. По некоторым, внук Ареса. Имя производно от слова «вино» (микен. wo-no).

Первым получил от Диониса в дар виноградную лозу (по рассказу, за то, что Дионис провел ночь с его женой Алфеей).

В мифы попал благодаря своим потомкам, а также благодаря одной из своей оплошности: однажды, принося богам благодарственные жертвы за урожай, он забыл про богиню Артемиду, а та в отместку наслала на Калидон чудовищного вепря.


Paysage avec Orion aveugle cherchant le soleil (lit: "Landscape with blind Orion seeking the sun")Пейзаж с Орионом или слепой Орион


Орион

Орион — знаменитый охотник, отличавшийся необычайной красотой и таким ростом, что его иногда называли великаном. Сюжеты об Орионе крайне запутаны. Местом его смерти называется Беотия, Делос, Хиос, Крит, Евбея.

Несколько версий связывают его с Артемидой. Был сотоварищем Артемиды по охоте, по некоторым вариантам-либо был возлюбленным богини, либо она его отвергала. Он был поражён стрелой Артемиды за победу над ней на охоте, или за посягательство на её девственность, или из ревности по подстрекательству Аполлона, брата богини, опасавшегося за её честь. По одной локализации, погиб от скорпиона в Беотии, домогаясь Артемиды.

По делосской версии, Эос влюбилась в Ориона и доставила на Делос. Возлюбленный Эос, убит Артемидой. На Делосе был застрелен Артемидой из лука, когда пытался изнасиловать деву Опиду, по другой версии, погиб, когда приглашал Артемиду состязаться с ним в метании диска, либо пытался обольстить Артемиду и был ею убит. По ещё одной версии, был возлюбленным Артемиды, чем был недоволен Аполлон, предложив ей выстрелить до чёрной точки, видневшейся в море. Она выстрелила, и оказалось, что она попала в голову Ориону, Артемида оплакала его и поместила среди созвездий.

Ещё один вариант: он охотился вместе с Артемидой на Крите и пообещал истребить всех зверей, за что Гея наслала на него скорпиона.

По хиосской версии, он полюбил Артемиду, но по воле Артемиды скорпион явился из горы Колоны на Хиосе и ужалил его. Он похвалялся перед Артемидой и Лето, что может истребить всё живое (либо потому, что был влюблён в Энопиона и похвалялся перед ним как охотник), а Гея наслала скорпиона, чтобы тот укусил Артемиду, но Орион сам был укушен, и Артемида вознесла его к звёздам.


Титий

Титий — великан. Либо сын Геи, либо рождён Зевсом и Эларой, дочерью Орхомена или Миния, и вскормлен Геей. Титий — хтонического происхождения: рожден в недрах Геи-земли, куда Зевс скрыл от гнева ревнивой жены Геры свою возлюбленную.

На Евбее его посещал Радаманф на корабле феаков. Отец Европы, возлюбленной Посейдона.

Позднее мстительная Гера внушила Титию страсть к любимой Зевсом Лето, великан попытался ею овладеть в чаще Панопея, но та позвала на помощь детей, и Аполлон и Артемида пронзили Тития из лука (или убит одной Артемидой). Согласно Гомеру, он погиб на Панопейском лугу, в Аиде коршуны рвали его печень.

По другому варианту, за попытку Тития обесчестить Лето Зевс поразил его молнией и низверг в Аид. Там два коршуна терзают печень (или сердце) распростёртого Тития.

Либо Зевс поразил его молнией, а в подземном царстве к нему приставлен змей, поедающий печень, отрастающую вместе с ростом луны.

Его изображение было на троне в Амиклах. Его могильный памятник был около Панопея (Фокида), по истолкованию Гомера Павсанием, место, где он лежал, называлось Эннеаплетра (Девять десятин). Скульптурная группа: Лето, Аполлон и Артемида, пускающие стрелы в Тития, была в Дельфах. Изображен в Аиде на картине Полигнота в Дельфах: не подвергается наказанию, но весь истаял.

По истолкованию Эфора, это человек, творивший насилия и беззакония, убит Аполлоном. На острове Евбея показывали храм Тития и пещеру Эларий.

Фалек

Фалек - тиран Амбракии, от которого Аполлон освободил город. Либо его убила львица, посланная Артемидой. Убил львенка и растерзан львицей.

Фоант

Фоант (Фоон) из Посидонии. На него во время отдыха упала голова кабана, которого он посвятил себе, а не Артемиде, и голова погубила его.

Хиона

Хиона — дочь Дедалиона. Мать Автолика (от Гермеса) и Филаммона (от Аполлона).

Ее также называют Филонида. По Ферекиду, она — дочь Деиона. Либо дочь Эосфора и Клеобои, жила в Форике в Аттике. По всем версиям имена сыновей совпадают.

Жертвой стала Хиона, дочь царя Дедалиона, ставшая возлюбленной одновременно двух богов - Гермеса и Аполлона, от которых она родила двух сыновей.
То, что Хиона - любовница брата, не остановило Диану, когда ей донесли, что осчастливленная двумя богами женщина вслух предположила, что наличие таких любовников свидетельствует о том, что она красивее девственной охотницы.
Оскорбленная подобным предположением, Диана выстрелила Хионе в рот, что послужило причиной смерти возгордившейся красавицы.


Художник Никола Пуссен. В рисунке из Лувра изображает максимально достоверно, показывая нам рухнувшую навзничь Хиону с вонзившейся в рот стрелой, горюющего отца и недоуменно глядящих на труп матери малышей.
Сама же Диана, не сбавляя шага, с довольным видом проходит мимо, глядя на убитую ее рукой женщину.


«…лук напрягла, стрелу наложила
На тетиву и, стрельнув, пронизала язык виноватый…
…Хочет сказать, но уж с кровью и жизнь ее покидает».

Так повествует в своих «Метаморфозах» Овидий.

Артемида (Артемис), дочь Зевса, вечно юная и прекрасная богиня охоты

Артемида (Артемис), греч., лат. Диана - дочь Зевса и титаниды Лето; богиня охоты и зверей, владычица природы, а также богиня луны. На фото: картина Батони Помпео «Диана и Купидон», 1761 год, Метрополитен-музей в Нью-Йорке.

Была сестрой-близнецом бога света и солнца Аполлона и, согласно наиболее распространенному преданию, родилась на острове Делос (см. статью « »). Но по другой версии, Лето родила их в роще Ортигии под Эфесом; поблизости от этого места греки построили храм Артемиды, ставший одним из «семи чудес света».

Уильям Генри Райнхарт, «Латона и ее дети, Аполлон и Диана» (1871-74), Метрополитен-музей в Нью-Йорке

Однако где бы ни родилась Артемида, происхождение у нее явно малоазиатское; еще хетты поклонялись богине охоты Рутамиш (Ртемис), священными животными которой были олень и лань. В древнейшие времена ее культ распространился по всему греческому, а затем и римскому миру. Первоначально Артемида почиталась как повелительница природы; так как брат ее был богом солнца, Артемида, соответственно, стала богиней луны. Будучи богиней природы, она была одновременно и богиней ее плодовитости; под ее покровительством находились леса, рощи, луга, поля и, в конечном счете, все, что раньше называлось флорой, или растительным миром. Поскольку она была богиней плодовитости и плодородия, в ее компетенцию входили и роды: едва родившись, она уже помогала своей матери Лето (Латоне) родить брата Аполлона. Артемида ведала также целебными источниками; она могла наслать на людей безумие, паралич и внезапную смерть. Она ни разу не выходила замуж - так и осталась богиней-девственницей с рождения до угасания своего культа. Охота была самой сильной страстью Артемиды, поэтому художники изображали ее в виде охотницы с луком и стрелами, сопровождаемой различными животными (лебедем, львом, тигром или оленем). А поскольку охота и война когда-то были очень тесно связаны, в некоторых странах Артемида стала также и богиней войны. Как сообщали, в Спарте ей некогда приносили человеческие жертвоприношения, а позже заменили их другим обрядом: перед ее статуей бичевали спартанских юношей - это была своеобразная подготовка к мукам, которые ждали их в будущей солдатской жизни. Артемида, богиню луны, иногда путали с Селеной, так же как ее брата Аполлона - с богом солнца Гелиосом.

Купание Дианы, Франсуа Буше, 1742

Основным занятием Артемиды была охота; она охотилась в одиночку или в сопровождении дружины низших богинь и нимф. Наохотившись вволю, Артемида обычно отправлялась к своему брату в Дельфы и там развлекалась танцами в хороводе с харитами и пением с музами. Некоторые рассказы о ее вмешательстве в судьбы людей свидетельствуют о том, что она была скорее жестокосердной, чем женственно мягкой. Микенскому она не хотела простить, что он убил ее любимую лань, и поэтому собиралась сорвать ему поход на Трою; смягчилась она лишь после того, как он пожертвовал ей свою дочь Ифигению. Она жестоко , нечаянно подсмотревшего ее купание. Когда однажды калидонский царь Ойней забыл принести ей жертву, Артемида наслала на Калидон огромного вепря, разорявшего страну. Из ревности Артемида убила (или велела убить) прославленного охотника Ориона. За оскорбление своей матери Лето Артемида убила семерых дочерей Ниобы.

Сюжет «Артемида и Актеон» на античной вазе

Однако известны случаи, когда раскаяние и жертвы смягчали ее сердце. Так, например, сумел примириться с ней Геракл, хотя и поймал ее любимицу - керинейскую лань. Артемида , Ипполиту, Кефалу и другим своим почитателям и почитательницам.

Для греков Артемида была идеалом женской красоты. Ей даже незачем было участвовать в злополучном конкурсе красоты, ставшем причиной троянской войны. Правда, она не обладала красотой величавой дамы, как Гера, или красотой достойной и мудрой Афины, или чувственной красой Афродиты - но, как сказали бы мы сегодня, она была прекрасна как спортсменка, каких мы встречаем на спортплощадках и в плавательных бассейнах. Возможно, поэтому грекам, высоко ценившим спортивные и воинские занятия (у них это были близкие понятия), именно Артемида больше всего импонировала своей внешностью. А затем и римлянам, которые отождествили ее с древней италийской богиней Дианой.

На фото: развалины храма Артемиды в современной Турции. На заднем плане византийская крепость, церковь Св. Иоанна и мечеть XIV века.

Греки посвятили Артемиде ряд великолепных храмов и святилищ: в аттическом Бравроне, в Спарте, на Делосе, в Магнесии над Меандром, в лидийских Сардах и т. д.; священный участок был у нее и на афинском Акрополе. В Риме ей поставили храм на Авентине; из остальных ее храмов в Италии самым значительным был храм Дианы Неморенской в Ариции, куда в основном паломничали женщины. Но всех лучше был храм Артемиды в Эфесе (Ортигии) - первый храм в ионическом стиле. Его строительство началось в сер. 6 в. до н. э. и закончилось более чем сто лет спустя.

В 356 г. до н. э. его поджег Герострат, в 334 г. до н. э. храм был восстановлен по планам архитектора ДейнократАртемида Храм последовательно становился жертвой готов, землетрясений и эдикта императора Феодосия I против языческих храмов (383 н. э.). Остатки его развалин были обнаружены в 1869 г. британским археологом Д. Т. Вудом.

Знаменитая статуя «Диана Версальская» находится в Лувре

Первоначально греки изображали Артемиду в виде богини с месяцем, затем - с крыльями и в длинном облачении (и она походила на христианского ангела), иногда - как богиню плодородия - с множеством грудей, и наконец - в виде стройной девушки в простом, высоко подоткнутом и подпоясанном одеянии без рукавов, в охотничьих сандалиях и с короткой прической. Так выглядит, например, знаменитая «Артемида Версальская», римская копия оригинала Леохара (ок. 330 до н. э., Париж, Лувр) - пара к «Аполлону Бельведерскому». Из многочисленных статуй Артемидаы-охотницы отметим римскую копию эллинистического оригинала, хранящуюся в Национальном музее в Неаполе. Сохранилось несколько копий и имитаций архаических малоазиатских статуй, изображающих Артемиду - ортигийскую богиню плодородия (самые известные - в Национальном музее в Неаполе и в Эфесском музее в Сельчуке). В сер. 18 в. в Помпеях была обнаружена статуя Артемиды с волосами, имевшими покрытие из чистого золота, в голубом одеянии с красной каймой, с желтыми и розовыми ремешками на сандалиях, с карминовыми ногтями и с ярко-красным ртом. Эта важная археологическая находка послужила одним из первых доказательств, что греческие скульпторы колорировали свои произведения.

Телеведущая Мария Кравцова (Марика) в образе Артемиды в календаре Микеле Чеппи.

В античной вазописи насчитывается около 400 изображений Артемиды, одно из самых знаменитых - в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже («Артемида с лебедем» работы так наз. «художника Пана», 5 в. до н. э.). Архаическая статуэтка Артемиды (ок. 650 г. до н. э.), найденная в 1878 г. на острове Делос, числится в Афинском национальном археологическом музее под инвентарным номером 1.

У художников нового времени Артемида (Диана) пользовалась не меньшим успехом, чем у античных. Из статуй назовем три «Дианы»: Гудона (1790, Лувр), Вассе (1760-1765, Потсдам, дворец Сан-Суси) и Ф. Щедрина (1798). Наиболее известные картины: «Актеон и Артемида» Д. Венециано (1445-1450), «Купание Дианы» Пальмы Старшего (нач. 16 в., Вена, Художественно-исторический музей), «Артемида и Актеон» и «Наказание Актеона» Тициана (1559 и 1560, Бриджуотер-хаус и Национальная галерея в Лондоне), «Артемида и Актеон» Брейгеля Старшего (Национальная галерея в Праге), «Диана и нимфы» Д. Доменичино (ок. 1610, Рим, Галерея Боргезе), «Возвращение Дианы с охоты» и «Диана и Каллисто» Рубенса (примерно 1615-1617, Дрезденская галерея и Прадо, Мадрид), «Диана с нимфами» Вермера (2-я пол. 17 в., Маурицхёйс, Гаага), «Отдых Дианы» Буше (ок. 1742, Лувр), «Купание Дианы» Коро (1873), «Диана» Ренуара (ок. 1900, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Диана» - поэтичная работа чешского художника Зрзавого (1913). Известная картина П. Бордоне «Диана-охотница среди нимф» (ок. 1560) сгорела при бомбардировке Дрездена в феврале 1945 г.

- (Αρτεμισ, Diana). Дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона, родившаяся на острове Делос, богиня луны и охоты. Она изображалась с колчаном, стрелами и луком и отождествлялась с богиней луны Селеной, как Аполлон с богом солнца Гелиосом. У римлян эта… … Энциклопедия мифологии

Артемида - Артемида Эфесская. Римская мраморная копия. Артемида Эфесская. Римская мраморная копия. Артемида в мифах древних греков богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра близнец Аполлона. Родилась на острове Астерия (). Время проводила в лесах и горах,… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Ы, жен. Заимств.Производные: Артемидка; Ида.Происхождение: (В античной мифологии: Артемида богиня охоты.) Словарь личных имён. Артемида Артемида, ы, жен., заимств. В античной мифологии: Артемида богиня охоты Производные: Артемидка, Ида … Словарь личных имен

- (гр. Artemis). Греческое имя Дианы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРТЕМИДА греч. Artemis. Греческое имя Дианы. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с… … Словарь иностранных слов русского языка

Артемида - Эфесская. Римская копия с греческого оригинала 3 2 вв. до н.э. Мрамор. Национальный музей. Неаполь. АРТЕМИДА, в греческой мифологии дочь Зевса и Лето, богиня охоты, покровительница рожениц, защитница целомудрия. Артемида с луком и стрелами в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Артемида, греч. богиня луны и охоты (девственница), почитавшаяся в Малой Азии прежде всего как богиня плодородия (Деян 19:24 35). Артемида Эфесская изображалась в виде женщины со множеством грудей. Ее фигура, считавшаяся упавшей с неба, была,… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Артемида, иначе Диана (непорочность) (Деян.19:28) известная языческая богиня у Греков, по мифологии дочь Юпитера и Латоны, обыкновенно изображаемая с башнею на голове и с луком в одной руке, а другою держащею за рога оленя. Служение ей… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Богиня у древних греков (римск. Диана); по мифу дочь Зевса и Латоны, сестра Аполлона, богиня плодовитости и охоты, охранительница целомудрия и девственности. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии,… … Литературная энциклопедия

Диана, Геката Словарь русских синонимов. артемида сущ., кол во синонимов: 7 астероид (579) богиня … Словарь синонимов

В греческой мифологии дочь Зевса, богиня охоты, покровительница рожениц. Изображалась с луком и стрелами, иногда с полумесяцем на голове. Ей соответствует римская Диана … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Артемида , Вейер Энди. Артемида - единственный город на Луне. Люди здесь занимаются теми же делами, к которым привыкли у себя на родине. Строители и ученые, владельцы небольших лавочек и представители крупного…
  • Артемида , Вейер Э.. Артемида – единственный город на Луне. Люди здесь занимаются теми же делами, к которым привыкли у себя на родине. Строители и ученые, владельцы небольших лавочек ипредставители крупного…

Артемида - богиня охоты в греческой мифологии. Также она является девственницей, покровительницей целомудрия и всего живого. Она дает счастье в браке, помогает при родах. Позднее ассоциировалась с Луной, будучи противоположностью своему брату-близнецу Аполлону, олицетворявшему Солнце. Однако богиня охоты - это ее основная ипостась. Ее животными были медведица и лань.

Рождение близнецов

Богиня охоты Артемида и ее брат Аполлон были детьми самого Зевса и его прекрасной супруги. Когда Зевс влюбился в Лето, его ревнивая жена Гера стала ее преследовать через дракона Пифона. Он гнал Лето из одного места в другое, и ни одна страна из-за боязни чудовища не решалась приютить богиню.

Но нашелся маленький каменистый остров Астерия, который дал ей пристанище, так как Лето пообещала прославить его за это, построив здесь великолепный храм. На этой земле и родились близнецы - Аполлон и Артемида. Родившись первой, дочь помогла матери, приняв роды. Так богиня-дева стала помощницей рожениц.

Остров Астерия стал зеленым и красивым и получил новое имя Делос, от греческого «появляться». Сдержав обещание, Лето основала на Делосе храм Аполлона, известный во всей Греции.

Исполнение желаний

Согласно легенде, Зевс, держа на коленях трехлетнюю Артемиду, спросив ее, что она хочет получить в подарок. Тогда маленькая богиня охоты огласила множество желаний, попросив у отца:

  • вечную девственность;
  • столько же имен, как у ее брата;
  • лук и стрелы;
  • возможность приносить лунный свет;
  • свиту из шестидесяти океанид и двадцати нимф, чтобы они кормили собак, когда она на охоте;
  • все в мире горы;
  • город, который бы выказывал ей почтение превыше всех других богов.

Любящий отец исполнил все желания. Артемида стала богиней охоты у греков, вечной девственницей. Имела большое количество имен, например, таких, как Стрелолюбивая, Охотница, Болотная, Златострельная. Циклопы в кузнице бога Гефеста изготовили ей лук и стрелы. Получила она и город, который ее почитал и даже не один, а целых тридцать.

Город Артемиды - Эфес

Смягчилась Артемида и в отношении Агамемнона, командующего греческим войском в войне с Троей, который убил на охоте ее любимую лань. Добившись его покорности, когда он согласился на принесение Артемиде в жертву своей дочери Ифигении, своенравная богиня оставила девушку в живых.

Николай Кун

Вечно юная, прекрасная богиня родилась на Делосе в одно время с братом своим, златокудрым Аполлоном . Они близнецы. Самая искренняя любовь, самая тесная дружба соединяют брата и сестру. Глубоко любят они и мать свою Латону.

Всем дает жизнь Артемида . Она заботится обо всем, что живет на земле и растет в лесу и в поле Заботится она о диких зверях, о стадах домашнего скота и о людях. Она вызывает рост трав, цветов и деревьев, она благословляет рождение, свадьбу и брак. Богатые жертвы приносят греческие женщины славной дочери Зевса Артемиде, благославляющей и дающей счастье в браке, исцеляющей и насылающей болезни.

Вечно юная, прекрасная, как ясный день, богиня Артемида, с луком и колчаном за плечами, с копьем охотника в руках, весело охотится в тенистых лесах и залитых солнцем полях. Шумная толпа нимф сопровождает ее, а она, величественная, в короткой одежде охотницы, доходящей лишь до колен, быстро несется по лесистым склонам гор. Не спастись от ее не знающих промаха стрел ни пугливому оленю, ни робкой лани, ни разъяренному кабану, скрывающемуся в зарослях камыша. За Артемидой спешат ее спутницы-нимфы. Веселый смех, крики, лай своры собак далеко раздаются в горах, и отвечает им громко горное эхо. Когда же утомится богиня на охоте, то спешит она с нимфами в священные Дельфы, к любимому брату, стреловержцу Аполлону. Там отдыхает она. Под божественные звуки золотой кифары Аполлона водит она хороводы с музами и нимфами. Впереди всех идет в хороводе Артемида, стройная, прекрасная; она прекраснее всех нимф и муз и выше их на целую голову. Любит отдыхать Артемида и в дышащих прохладой, увитых зеленью гротах, вдали от взоров смертных. Горе тому, кто нарушает покой ее. Так погиб и юный Актеон, сын Автонои, дочери фиванского царя Кадма .

Актеон

Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"

Однажды охотился Актеон со своими товарищами в лесах Киферона. Настал жаркий полдень. Утомленные охотники расположились на отдых в тени густого леса, а юный Актеон, отделившись от них, пошел искать прохлады в долинах Киферона. Вышел он на зеленую, цветущую долину Гаргафию , посвященную богине Артемиде. Пышно разрослись в долине платаны, мирты и пихты; как темные стрелы высились на ней стройные кипарисы, а зеленая трава пестрела цветами. Прозрачный ручей журчал в долине. Всюду царила тишина, покой и прохлада. В крутом склоне горы увидел Актеон прелестный грот, весь обвитый зеленью. Он пошел к этому гроту, не зная, что грот часто служит местом отдыха дочери Зевса, Артемиде.

Когда Актеон подошел к гроту, туда только что вошла Артемида. Она отдала лук и стрелы одной из нимф и готовилась к купанью. Нимфы сняли с богини сандалии, волосы завязали узлом, и уже хотели идти к ручью зачерпнуть студеной воды, как у входа в грот показался Актеон. Громко вскрикнули нимфы, увидав входящего Актеона. Они окружили Артемиду, они хотят скрыть ее от взора смертного. Подобно тому как пурпурным огнем зажигает облака восходящее солнце, так зарделось краской гнева лицо богини, гневом сверкнули ее очи, и еще прекраснее стала она. Разгневалась на то Артемида, что Актеон нарушил ее покой, в гневе Артемида превратила несчастного Актеона в стройного оленя.

Ветвистые рога выросли на голове Актеона. Ноги и руки обратились в ноги оленя. Вытянулась его шея, заострились уши, пятнистая шерсть покрыла все тело. Пугливый олень обратился в поспешное бегство. Увидел Актеон свое отражение в ручье. Он хочет воскликнуть: "О, горе!" - но нет у него дара речи. Слезы покатились у него из глаз - но из глаз оленя. Лишь разум человека сохранился у него. Что делать ему? Куда бежать?

Собаки Актеона почуяли след оленя; они не узнали своего хозяина и с яростным лаем бросились за ним.

Через долины по ущельям Киферона, по стремнинам гор, через леса и поля, как ветер, несся прекрасный олень, закинув на спину ветвистые рога, а за ним мчались собаки. Все ближе и ближе собаки, вот они настигли его, и их острые зубы впились в тело несчастного Актеона-оленя. Хочет крикнуть Актеон: "О, пощадите! Ведь это я, Актеон, ваш хозяин!" - но только стон вырывается из груди оленя, и слышится в этом стоне звук голоса человека. Упал на колени олень-Актеон. Скорбь, ужас и мольба видны в его глазах. Неизбежна гибель, - рвут его тело на части рассвирепевшие псы.

Подоспевшие товарищи Актеона жалели, что нет его с ними при таком счастливом лове. Дивного оленя затравили собаки. Не знали товарищи Актеона, кто этот олень. Так погиб Актеон, нарушивший покой богини Артемиды, единственный из смертных, видевший небесную красоту дочери громовержца Зевса и Латоны.