Меню
Бесплатно
Главная  /  Он/Она  /  Что делают жрецы. Кто такие жрецы в Древнем Египте? Какие функции выполняли жрецы Древнего Египта

Что делают жрецы. Кто такие жрецы в Древнем Египте? Какие функции выполняли жрецы Древнего Египта

Жречество в Древнем Египте - одно из самых влиятельных сословий. Они играли большую роль в политической жизни общества, так как были правой рукой фараона и знали больше, чем сам фараон.

Раньше было принято считать, что жрецы плохо влияли на развитие в государстве и приносили лишь вред ему. На самом деле жрецы - хранители священных традиций - сыграли положительную роль в истории и культуре Древнего Египта. Об этом свидетельствует, что ни одна цивилизация не просуществовала столь длительный период как древнеегипетская.

В Древнем Египте жрецы не были отдельной кастой, как в других культурах. Хотя, точнее будет сказать, что они совмещали религиозные и светские функции - жрец отправлял культ, но по совместительству мог работать писцом светских должностей. Это были чиновники особого рода, исполняющие вместо царя, который был сыном бога, определенные ритуальные действия. В Египте жрецы не подавляли волю народа религией, не запугивали - религия в Древнем Египте была залогом общественного развития и совершенствования. Геродот называл египтян самым богобоязненным и религиозным народом Древнего Мира. Может поэтому должность жреца высоко почитали и уважали другие сословия Древнего Египта.

Следует отметить, что жреческая служба хорошо оплачивалась, и мало-помалу в жреческих семьях устанавливается традиция передавать свои должности детям по наследству. Учеба для получения жреческого сана была серьёзной и трудной. Сан жреца передавался по наследству и всегда считался священным, пользовался уважением. Обучение у жрецов могло начинаться, когда будущему жрецу было четыре года, а заканчиваться к двадцати годам.

Жрецы составляли определенный коллектив, который традиционно принято называть клиром, главной целью которого было «обслуживание» того или иного божества. Численность, влиятельность и богатство каждого клира зависели от котировки конкретного божества. К сожалению, точных сведений о точной численности жречества того или иного бога нет. Известно, что во времена Нового царства клир фиванского Амона - Ра представлял собой могущественную, богатейшую корпорацию, клиры же других божеств, например мемфиского Пта и гелиопольского Ра, далеко уступали ему, не говоря уже о клирах провинциальных божеств.

Как мы уже отметили выше, в Древнем Египте отдельные группы жрецов выполняли определенные обязанности и помимо того, что они являлись хранителями священных тайн, они также были светскими администраторами. Среди жрецов существовала и своя иерархия. Система регалий была строго упорядочена, так как каждому культу соответствовал клир, который руководился верховным жрецом, назначаемым царем. Глава каждого клира имел особый статус и титул, название которого зависело от имени идола. Влиятельности и власть клира зависела от культа. Например, жрец Амон-Ра считался самым сильным, поскольку он занимал высшее положение в иерархической лестнице. Попробуем рассмотреть иерархичность жрецов Древнего Египта подробнее.

Жрецы в Древнем Египте обучались нескольким отдельным специализациям. Каждая такая группа имела собственное название и выполняла обязанности, присущие только ей. Кроме того, в каждой из специализаций древнеегипетские жрецы подразделялись на несколько санов.

Жрецы высших санов удостаивались титула Ур. Так, к примеру, упомянутый в древних папирусах главный жрец-лекарь города Саис, именовался Ур Сену; верховная жрица в городе Иуну звалась Ур-т Текхент, а жрец - Ур Маа.

Отдельной группой жрецов являлись служители Пер Нетер. Это весьма многочисленная группа древнеегипетских жрецов, которая обеспечивала функционирование священных мест. Среди них можно было выделить несколько специальностей.

Заведующим имуществом храма был жрец Мер, в обязанности которого входили: учет храмового имущества, контроль за возделыванием храмовых полей, снабжение продуктами, а также подготовка всего необходимого для храмовой службы.

Особую позицию занимали жрецы Кхер Хеб - они выполняли обязанности храмовых писцов и были хранителями священных книг. Они отвечали за копирование и сохранность свитков храмовой библиотеки. Кхер Хеб также почитались как хранители слов силы и их правильного произношения.

Жрец Уаб отвечал за очищение храма. В период работы в храме он не мог быть женат. Уаб следил за чистотой помещений, одежды и своевременной подачей в храм воды. В обязанности Уаб так же входило окроплять входящих в храм водой. Как отмечает Геродот, для древних египтян важную роль играла чистота - не только чистота души, но и тела. «Чтобы служить Богу, нужно быть чистым» - говорили во времена фараонов. Согласно традициям все служители храма были обязаны совершать четыре омовения в сутки - утром, в полдень, вечером и в полночь.

Функции священника и проповедника выполнял Хем Нетер - «слуга Бога» или «пророк Бога». Он проводил храмовые службы и читал проповеди, напоминая верующим о религиозных заповедях и божественных законах. У Хем Нетер граждане Египта учились знанию божественного «Мекх Нетер». Можно еще отметить, что в древнеегипетском храме во время храмовой молитвы звучало песнопение, называемое Каи. Молитва у египтян называлась Кекх, а размышления о духовном называли Уаа.

Помимо жрецов посвященных служителями Пер Нетер были мирские граждане, работу которых высоко ценили жрецы. Например, Хем Анкхиу «жрецы живущих» решали при храме судебные тяжбы и давали житейские советы мирянам. Среди прислуживающих жрецам особую роль занимали Тхаи Шебет - «носители жезлов» и Ахаи-т - «носительницы систров», которые присутствовали при храмовых службах и помогали их проводить. Отдельным классом мирских служителей храма были Сау - «смотрители», которые исполняли роль храмовой охраны. Стоя на посту, они были обязаны читать священные тексты - таким образом, храм охранялся не только физической силой, но и духовно.

Египтяне очень внимательно относились к знамениям, считая, что через знамения и сновидения Бог передает людям Свою волю. Толкователем событий и небесных предзнаменований был жрец Маа. Он поверх одежды носил шкуру леопарда, черные пятна на которой символизировали звёзды. Свою работу Маа должен был начинать с определенной молитвы. Слова жреца Маа обязательно записывал писец Хери Сешета - «летописец таинств». Следует также отметить, что известнейший из Маа, высший провидец Ур Маа являлся Имхотеп, который прославился возведением ступенчатой пирамиды Джосера.

Надо отдельно отметить, что нельзя путать работу жреца Маа с магическими предсказаниями как таковыми. Маа никогда не пытался узнать того, что ещё не стало. Он лишь стремился найти точную трактовку прошедшего события, чтобы понять волю Бога, ведь все процветание Египта и его народа зависело от этого.

Жрецы сосредотачивали в своих руках занятия наукой. Будучи самым образованным классом населения, жрецы преподавали в школах, обучая детей состоятельных семей письму, счету, и прочим наукам. Астрономия у египтян пользовалась весьма большим успехом. И хотя она и пересекалась с астрологией, с прорицанием астрология того времени не имела ничего общего. Она использовалась во врачебных и аграрных целях, исследуя воздействие небесных тел на природу и самочувствие людей. Как таковые гороскопы и астрологические предсказания появились в Древнем Египте лишь в I веке до н.э. Именно работа в такой сфере выделила жрецов в отдельную группу, которую мы рассмотрим далее.

Мер Уннут являлись наблюдателями. Аму Уннут занимались трактовкой движения небесных светил. Они подбирали удачное время для посева и сбора урожая и сообщали мирянам точные даты разлива Нила. В библиотеках жреческих храмов можно было найти подробные записи астрономических явлений за долгие годы. Аму Уннут были способны вычислить не только день, но даже минуту предстоящего затмения Солнца.

Они разработали систему числовых предсказаний, когда определенные качества человека соответствовали определенной цифре. Так они могли узнать судьбу человека еще с рождения. Позже персидские маги переняли их тайные знания кабалы, а затем они появились в Европе, получив общее название «магия». Именно у Аму Уннут в свое время учился Пифагор, и в своих дальнейших научных изысканиях использовал их нумерологическое учение. Исторические факты подтверждают, что как раз после возвращения из Египта Пифагор сделал множество математических открытий, хотя, вероятно, он лишь воспроизводил египетский опыт.

Геродот отмечал наблюдательность египтян, которые смогли выявить закономерности в природных явлениях и научились на основе этого предугадывать события. В этом деле не было никакой магии, просто логические выводы на основе эмпирических данных.

Также, Геродот сообщает нам, что Древние египтяне были искусными медиками и самым здоровым народом Древнего Мира. В этом особую роль играли жрецы Сену - это категория врачей Древнего Египта. Медицина была для них не просто профессией, а священной наукой. Важно понимать, что, несмотря на то, что эти жрецы считались весьма искусными медиками, ни одно лечение не обходилось без молитвы. Исцеление трактовалось по воле Богов, и если человек выздоравливал, то он в обязательном порядке приносил им в храм подношения.

Кроме того, жрецы чётко разграничили божественный мистицизм, основанный на молитвах, поклонении Богам и священных традициях, - и колдовство, которое практиковали некоторые миряне и изгнанники. Колдовство зачастую наносило людям вред, поэтому в Древнем Египте, колдовство было запрещено. Очищал людей от воздействий таких колдунов жрец Уаб Сехмет. Он изгонял колдовские силы из домов, местности и восстанавливал душевные силы человека.

Следует также обратить внимание на непосредственно сам храмовой персонал, то, как он был устроен, и как разграничивались обязанности между жрецами Древнего Египта.

Из источников, относящихся еще к эпохе Древнего Царства, мы узнаем, что весь храмовый персонал в расписании служб был разделен на две большие группы: «хему нечер» и «хентиу ше». К «хему нечер» относились те, кто непосредственно участвовали в богослужении, значит это фактически сами жрецы, и соответственно эта группа занимала более значимое положение среди храмового персонала. В коллектив «хентиу ше» входили те, чьими обязанностями было снабжение храма. Титул «хентиу ше» распространялся на храмовых крестьян, садовников, то есть на всех, кто принадлежал данному храмовому хозяйству. Иногда представители этой группы допускались в священные помещения храма, но только для того, чтобы заниматься уборкой, чисткой и укрепление храма и находящихся в нем статуй царя.

Как жрецы, так и служители, исполнявшие свои обязанности, были сгруппированы в специальные «команды» или «отряды», которые выполняли свои функции согласно храмовому расписанию служб и работ. Во главе каждого такого подразделения стоял «смотритель жрецов», у которого был личный помощник.

Во главе любого храмового коллектива стоял верховный жрец, но при этом каждый крупный храм того или иного божества имел свои особенности, выраженные как в специфике культа божества, так и в жреческом уставе и титулах верховных жрецов.

Следует учитывать и то, что только духовенство высшего ранга проводило весь день в священных трудах. Люди остальных профессий и младшие жрецы, живущие на землях храма, обязаны были находиться в храме для исполнения религиозных обязанностей лишь один месяц из четырех. Во время пребывания в храме они вели аскетический образ жизни, совершали обряд омовения и давали обед воздержания. По истечении этого срока они возвращались домой, к своим повседневным обязанностям на следующие три месяца. Профессиональные же певицы и музыкантши вообще постоянно жили в своих семьях, потому что их присутствие в храме требовалось только в определенные дни, да и то на несколько часов. Постоянно в храме для обеспечения ежедневного культа должны были находиться носители высших жреческих, мужских и женских, титулов.

Рассказывая о жреческом сословии, упомянем и о том, как становились жрецами, какое они получали образование. К сожалению, на основе дошедших до нас источников трудно воссоздать полную картину получения «профессии жреца», но можно утверждать, что при храмах существовали специальные «школы», в которых готовили будущих служителей культа. В храмах находились даже специальные жрецы (ит нечер), которые были «педагогами» в жреческой школе при своём храме. Существовала также особая школа, в которой будущие жрицы Карнака и Луксора обучались письму и музыке, священному танцу, правилам богослужения, а иногда и медицине. Аналогичное учебное заведение для жриц действовало и в Мемфисе, при храме бога Птаха. Ученицы этой школы были известны своим благочестием и образованностью, как в самом Египте, так и за его пределами. Были и такие школы, которые готовили профессиональных жриц-певиц. Видимо, женщина, обладавшая сильным красивым голосом, сама выбирала храм, в котором становилась певицей. Там она получала необходимое музыкальное образование, обучалась игре на музыкальных инструментах, самым популярным из которых была арфа.

Вообще же от тех, кто готовился посвятить свою жизнь служению богам и богиням, требовалось умение читать, писать, распознавать образы богов, знать их эпитеты и атрибуты, все связанные с ними мифы и все относящиеся к ним обряды. По окончании обучения кандидаты в жрецы сдавали экзамен. Тот, кто признавался достойным войти в жреческий коллектив, снимал свои мирские одежды, его обмывали, брили наголо, умащали благовониями, и лишь затем в священном жреческом одеянии он вступал в «небесный горизонт», где приближался к богу в его святая святых.

Таким образом, мы видим, что храмовый коллектив имел довольно сложную организацию, в которую входили как те, кто выполнял чисто хозяйственные функции - обеспечивал храм продуктами, следил за чистотой, так и те, кто непосредственно выполнял культовые обряды. Каждый член коллектива имел определенный титул, который определял круг его обязанностей, над всем жречеством храма стоял верховный жрец, который мог назначаться только фараоном.

Однако помимо этих обязанностей, направленных главным образом на соблюдение культа того или иного божества, жрецы так же входили в состав храмовых судов, находившихся при всех крупных храмах Древнего Египта. Совмещение таких разных по своей сути процедур как отправление культа и судопроизводство может быть объяснено, прежде всего, тем, что на протяжении всей истории Древнего Востока право было неразрывно связано с религией и религиозной моралью. А это значит, что любая правовая норма имела религиозное обоснование, при этом любое правонарушение являлось одновременно нарушением нормы морали и религии.

Также следует учесть, что на протяжении истории Древнего Египта не раз случалось, что жрецы играли, куда большую роль, чем просто отправители божественных ритуалов. Так, некоторым верховным жрецам суждено было стать основателями новых династий фараонов.

К примеру, во времена правления Рамсеса IX в среде высшего фиванского жречества родилось новое религиозное представление, поддерживаемое верховным жрецом Амона в Фивах - Херихором. Согласно этому воззрению, право на земное владычество в Египте имел только тот, кто был действительно близок к богу, не только как его «сын», а как его верховный жрец. В это время фараоны практически прекратили выполнять жреческие обязанности, полностью передав свои сакральные полномочия верховным жрецам, возглавлявшим храмы.

Согласно взглядам Херихора, фараон - это просто человек, не обладающий какими-либо особыми преимуществами перед богами. Поэтому Херихор как верховный жрец противопоставляет себя фараону. О том, насколько подобная идеология прижилась в жреческой среде, говорит тот факт, что потомки Херихора унаследовали от него только жреческий титул, на царское же достоинство они не претендовали. Хотя сам Херихор, титул которого официально звучал «Царь Верхнего и Нижнего Египта, верховный жрец Амона, сын Амона - Херихор», наделял себя и царским званием. Тут то мы и прослеживаем жречество как самое влиятельное сословие Древнего Египта, которые были способны не только богослужению и выполнению определенных обрядов, но и влиять непосредственно на умы основного населения Древнего Египта и фараона в частности.

Однако во многом благодаря верховному жречеству в Египте распространялись или, наоборот, опровергались те или иные догматы, на основе которых затем формировались религиозные представления древних египтян. Именно в жреческой среде в своё время зародился тезис о том, что фараон сын и ставленник бога на земле. А позже в той же среде сформировалась идеология, согласно которой не фараон был ближе всего к богу, а верховный жрец, поддерживавший его культ на земле и поэтому имевший право занять царский трон.

Рассмотрев определенную иерархичность жрецов, а также их обязанности и положение в храмовом служении, раскрывается их некая загадочность в египетском обществе. Они были центром не только духовного составляющего Древнего Египта, но и составляли определенное социальное сословие, влияли на политическую жизнь общества.

В Древнем Египте жрецы были не только хранителями священных тайн, но и светскими администраторами. Учеба для получения жреческого сана была серьёзной и трудной. Жрецы составляли чётко очерченную группу, главной обязанностью которой было «обслуживание» того или иного божества. Численность, влиятельность и богатство каждого клира зависели от степени влиятельности и могущества того или иного конкретного божества.

Как мы видим, служение богам было довольно сложным и кропотливым занятием, требующим большого количества людей.

Так, немного мыслей вслух, – потому что у общественности сформировался некий стереотип того, что обычно делает современный языческий жрец или “волхв” или тот же рядовой язычник – он воздевает руки кверху и, как правило, громко взывает к богам при этом.

Печально, что разного рода наши современники – жрецы и волхвы (неосознанно?) стремятся к тому, чтобы строить свои ритуалы в соответствии с данным стереотипом, я сейчас посмотрел достаточное кол-во актуальных видеозаписей родноверия, чтобы это утверждать – да, они практически все время, пока длится обряд, так или иначе взывают к Миру Горнему, вздымая вверх то посох, то чашу-братину, то просто (но неизменно с пафосом) обе руки.

Поймите меня правильно, мы и сами писали об этом – молитвенном жесте “адорации” (https://vk.com/wall-119055965_2865), но плохо, когда данный способ взаимодействия со сверхъестественным (взмывать руки кверху с молитвой-просьбой) становится абсолютным шаблоном.
Имхо, это потому, что современный человек смотрит на религию слишком по современному слишком “по взрослому”: мы еще можем попросить “Высшие Силы” о чем-либо для себя, но почувствовать себя самого – проводником этой Высшей Силы – мы уже не в состоянии. Ибо не верим. Мы просим и просим, все ждем чего-то, но, может быть, мы уже давно получили ЭТО и просто не замечаем?

Чтобы исправить данный (и не очень полезный, что да, то да) перекос в мозгах, нам стоит стараться больше давать, нежели чем просить. Если мы верим в то, что есть смысл обратиться к Высшим Силам с какой-либо просьбой, – мы вполне можем поверить и в то, что Силы могут использовать нас в качестве орудия для ответа.
У бога нет других рук, кроме твоих.

Применительно конкеретно к практике языческого жречества, это, конечно же, ритуальное БИТЬЕ.
Из развернутой цитаты внизу понятно, что “битье” может производиться на самых разных уровнях (обратите внимание про коан и апорию ближе к концу текста как разновидности вербального удара):

“Битье – ритуальное магическое действие, имеющее преимущественно продуцирующую функцию. Провоцирует рождаемость (появление детей, приплод скота), плодородие (вызывание дождя, обеспечение урожая), рост, здоровье и благополучие. Орудия битья – палка, розги или ветки вербы, березы, орешника, кизила, крапива, метла, бадняк, пояс, хлебная лопата, мотовило, ожерелье и т.д. Ритуал совершался на пороге, в воротах, на брачной постели, на лугу, около храма и в других местах.

Во время свадебного ритуала горшки и другую посуду били о двери дома, где готовились к свадьбе. У лужицких сербов при входе молодой в дом жениха было принято бросать в дверь глиняный горшок и лишь затем новобрачных вводили в дом. Дверь дома как и дом в целом в народных верованиях осмыслялся в анатомическом коде, уподобляясь рту или женскому детородному органу. В мифах многих народов дом осмыслялся и космически: дом=космос. В “Ригведе” творение мира связывается с представлением об открывании дверей: “И откройте нам небесные услады, откройте потоки, словно двери – о знатоки времен” (VIII.5.21), при этом собственно творение мира в “Ригведе” связано с ударом ваджры Индры в изначальный холм. Индра пронзил “гору”, заключавшую в себе зачатки всей жизни. Индра – бог грома и молнии; корень этого слова обозначал силу и плодородие (ср. слав. jedrъ, “ядрёный”,”обладающий силой особого свойства”, родственно Indra. – В.Н.Топоров)

В представлениях славян Бог соперничает со всей нечистой силой в делах мирских и борется с ней различными способами, в том числе и ударом молнии (грома). Битье могло сопровождать благопожелание и в этом случае было равнозначно обсыпанию зерном, напр., в брачном или в похоронном ритуале. В первый день Пасхи икону Богородицы ставили в лен и сыпали ей “в глаза” горсть овса (прямая связь культа Богородицы с мотивом рождения, плодоношения и изобилия). В земледельческих обрядах битье могло сопровождаться ритуальной бранью, при том, что брань могла восприниматься и как оскорбление-удар (“матерщина оскорбляет мать-сыру землю, Богородицу и родную мать человека”) и как связанное с язычеством ритуальное благопожелание.

Буддийский учитель мог нанести ученику неожиданный удар палкой. Это было, конечно, наказание – за неправильный ответ или поступок – однако здесь важен элемент неожиданности, что принципиально отличает этот удар от ударов, практикуемых в европейских учебных заведениях. В дзэн-буддийской традиции существует коан – одна из двух важнейших практик, помогающая достичь “пробуждения” (сатори). Это также удар, но удар на вербальном уровне.

В европейской традиции один из аналогов коана – греческая апория (απορία – “безвыходность, затруднительное положение; непроходимое место; сомнение, недоумение”). Апория в древнегреческой философии означала кажущееся непреодолимым логическое противоречие. Наиболее известны апории, восходящие к Зенону; в апории “Ахилл” в противоречии с чувственным опытом быстроногий Ахилл не может догнать черепаху, т.к. пока он пробежит разделяющее их расстояние, она все же успеет проползти некоторый отрезок, пока он будет пробегать этот отрезок, она еще немного отползет и т.д.

И коан, и апория напоминают загадки, и одновременно свидетельствуют о ритуальных корнях этого фольклорного жанра.

Все, что имеет отношение к фигурам речи, тропам (греч. τρόπος – букв. “поворот; оборот речи”) может быть названо вербальным “ударом”. Слово парадокс в греческом языке – “неожиданное, необычайное, странное”.

На Троицу кое-где соблюдался обычай хлестания могил ветками березы, что называлось парыцъ старых, будить покойника. На Рождество, Пасху и некоторые другие праздники производилось ритуальное бужение людей. В Моравской Валахии в пасхальный понедельник утром парни будили девушек ударами березовых или вербовых веток; в Игнатов день матери будили детей легкими ударами фруктовых веток. На Новый год девушки секут украденную борону, чтобы к ним приехали сваты (борона имела брачную, фаллическую и эротическую символику – наличие у нее зубьев в сочетании с ячейками)…

статья “РОЗГА” на “экс-дежавю” (впрочем, основа данного текста – СД.ЭС “битье”)

7 915

Жрецы Египта были главными хранителями священных тайн, традиций и культуры Древнего Египта, они владели древними, тайными, могущественными знаниями в области астрономии, физики, химии, математики, медицины. Жрецы возглавляли принадлежавшее им школы в Мемфисе, Саисе, Фивах и Гелиополисе. Владея тайными знаниями, они посвящали в них только своих учеников. Простому народу эти знания были недоступны. Учеба для получения жреческого сана была трудной, обучение начиналось, когда будущему жрецу не было четырех лет, а заканчивалось к двадцати годам. Жрецы высших санов удостаивались титула Ур – «высокий, возвышенный», Самый известный жрец Маа – Имхотеп, строитель ступенчатой пирамиды Джосера. Он был главным провидцем и носил высший титул Ур Маа.

Особую роль играли жрецы Ур Хеку – «обладатель священных сил». Они были хранителями Божественной Силы и могли передать её предметам – «освятить», а также помочь больным в исцелении. Жрецы Кхер Хеб выполняли обязанности храмовых писцов и были хранителями священных книг. Они отвечали за копирование и сохранность свитков храмовой библиотеки и почитались как хранители «слов силы» – священных слов, обладающих особыми возможностями.

Жрецы выбирали благоприятное время для посева и сбора урожая, они определяли точное время разлива Нила, В составлении прогнозов использовались данные храмовых библиотек, где хранились подробные наблюдения за астрономическими явлениями. Древние египтяне были искусными медиками и самым здоровым народом Древнего мира. Однако медицина была для них не просто профессией, а священной наукой. Египтяне считали, что выздоровление больного зависит не только от врачебных умений, но и от божественной воли, Поэтому целители Древнего Египта были не только врачами, но и жрецами, помимо премудростей лечения они изучали священные тексты.

Жрецы владели ритуальной заупокойной магией и обслуживали некрополи и гробницы. Древние египтяне верили, что после смерти физического тела человека – Кат, остается жить его имя – Рен, душа – Ба (вечная жизнь) и энергетический двойник человека – Ка (астральный план). Ка -уходит, как и Солнце, в страну мрака на запад – Дуат (загробный мир), где и пребывают души всех умерших. Считалось, что жрецы могли влиять на посмертное существование Ка тайными мистическими заклинаниями и ритуальной магией. Они умели мумифицировать тела умерших, клали возле них специальные фигурки – «ушебта», изображающие человека, которые оберегали Ка в загробном мире.

Жрецами использовались тайные мистические психотехники заклинаний и колдовство. Существовала культура амулетов, снадобий, магических изображений и заговоров, предохраняющих от различных заболеваний. Лечение выполнялось с учетом астрономических факторов – расположения звезд, созвездий, Солнца, Луны и планет. Древнеегипетские жрецы владели искусством предсказания, магического управления погодой и астрономическими явлениями.

Первыми жрецами Египта были атланты, которые могли общаться с Духовным Космическим Разумом – Богом и именно они построили пирамиды Хефрена, Хеопса и Миккерина, в которые заложили знания древних атлантов. Жрецы использовали пирамиды для мистерий, которые тайно проводятся и сейчас. Жрецы Атлантиды жили до 500 лет, они знали, что Бог един и передали египтянам знания о путешествиях души в потустороннем мире, изложив их в египетской «Книге мертвых».

Пирамиды Гизы, построенные жрецами-атлантами, выполняют роль стражей Земли, они как антенны, принимают и передают энергии Космоса.

Пирамиды выполняют замысел Бога. Они дают возможность человеку задуматься о смысле жизни, почувствовав величие и загадочность необыкновенных сооружений. Они содержат в себе зашифрованные знания, которые будут открываться людям по мере их духовного роста. Внутри пирамиды Хеопса находится капсула, в которой содержатся документы, подтверждающие, что пирамиды строились по чертежам жрецов – атлантов, и когда эти знания откроются людям, начнётся новый этап развития цивилизации на Земле.

Египетские пирамиды хранят в себе множество тайн и загадок, они служат важнейшим источником информации о событиях, происходивших в далеком прошлом. Большая пирамида Хеопса ориентирована так, чтобы в дни весеннего (20-21 марта) и осеннего (22 -23 сентября) равноденствий солнце точно в полдень показывалось на вершине пирамиды, как бы венчая собой огромный Храм. В Великой пирамиде египетскими жрецами проводились мистерии Осириса и Исиды.

Посвящение учеников происходило в подземных помещениях, которые располагались под пирамидой. После того как адепт усваивал определенный объем знаний, его подвергали испытаниям в подземных лабиринтах. Затем избранный жрецами ученик попадал в тайное святилище, где он под страхом смерти клялся никогда не делить свои знания с непосвящёнными. Только после этого жрецы открывали ему главные тайны, первой из которых был догмат о едином Боге. Кроме того, жрецы учили вновь посвященного предсказывать по звездам будущее и вступать в контакт с космическими силами.

Друнвало Мельхиседек, учёный, эколог, эзотерик, в книге «Тайная Египетская мистерия» пишет; «Древние Египетские мистерии учат, что божественные энергии исходят на вершину Великой пирамиды, которая уподобляется перевёрнутому дереву с кроной внизу и корнями наверху. Из этого перевёрнутого дерева божественная мудрость распространяется вниз по наклонным сторонам и растекается по миру. Треугольная форма пирамиды подобна позе человеческого тела, которую оно принимает во время традиционных медитаций. Большая пирамида по замыслу жрецов уподоблялась Вселенной, её верхушка – человеку, тянущемуся к Богу. Через мистические коридоры и камеры Великой пирамиды проходили инициированные, они входили как люди, а выходили как Боги». Некоторые исследователи египетских пирамид полагают, что жрецы использовали, свое умение предсказывать будущее ради блага не только своих современников, но и будущих потомков. И для того чтобы донести до нас важную информацию, они использовали именно пирамиды. В качестве доказательства подобной теории ученые приводят результаты сопоставления размеров, пропорций и расположения секретных внутренних комнат в пирамидах, факт ориентировки пирамид относительно сторон света, закономерность в совпадении их численных обозначений с известными датами в истории развития человечества.

Исходя из этого исследователи сделали вывод об истинном назначении пирамид, которое, по их мнению, заключается в стремлении предупредить человечество о грядущих катаклизмах и связано с пророческими предсказаниями египетских жрецов, а также с посланиями, зашифрованными не только в письменах, но и в самих пропорциях пирамид и их ориентировке по сторонам света. Поддерживая связь с Космосом, египетские жрецы сумели вычислить грядущие события за многие тысячелетия до их свершения.

Что же оставили нам в наследство египетские жрецы – атланты? Египтологу Бэзилу Девидсону удалось расшифровать текст коптской рукописи, в которой древние строители Большой пирамиды передавали полученную от жрецов информацию о достижениях наук, положении звезд и событиях, произошедших в Египте. Сведения, содержащиеся в рукописи, совпадают с информацией, полученной в результате сопоставления пропорций пирамид.

Джон Тейлор, основоположник науки пирамидологии, в 1859 году «осознал, что архитектором Великой пирамиды был не египтянин, а израильтянин, действовавший согласно Божественному велению. Возможно, это был сам Ной. Тот, кто построил Ковчег, был самым компетентным из людей для руководства постройкой Великой пирамиды». В 1864 году известный астроном Чарльз Пиацци Смит выдвинул идею, согласно которой Великая пирамида хранит секреты понимания библейских пророчеств от начала времен и до второго пришествия Христа.

В 1993 году бельгийский ученый Роберт Бьювел сделал ошеломляющее открытие. Он заметил, что расположение трех пирамид Гизы соответствует положению трех основных звезд в поясе Ориона, которые находятся над линией горизонта только тогда, когда они пересекают меридиан Гизы. Компьютерный анализ, проведенный Бьювелом, показал, что размещение монументов Гизы соответствует карте неба, как она выглядела около 10450 года до н. э. Это позволило ученым сделать вывод о том, что именно тогда и были возведены пирамиды. Знаменитый прорицатель Эдгар Кэйси утверждал, что Сфинкс был сооружён приблизительно в то же время, что и пирамида Хеопса. «Сфинкс обращен лицом точно на ту точку в небе, говорил он, где около 10450 года до нашей эры сияли на строго определенном месте над линией горизонта три звезды из пояса Ориона. Сфинкс – ярко выраженный «дополнительный маркер», указывающий на данную точку». Эдгар Кейси писал: «Важнейшая для современного человечества информация должна быть найдена в основании левой передней лапы Сфинкса, но не в подземных тоннелях под ним. Информация заложена в краеугольном камне основания этой лапы. Тоннели под Сфинксом, пока не известные вам, тоже несут в своих конфигурациях информационную нагрузку. Однако капсула с посланием потомкам находится под левой передней лапой…».

Тоннели под Сфинксом действительно были найдены. Используя сейсмическое оборудование, исследователи обнаружили под передними лапами Сфинкса камеру, из которой выходил тоннель, в одном из колодцев на глубине 32 метров был найден вход в тоннель. Там стоял саркофаг из черного гранита. Однако о «капсуле с посланием потомкам» так ничего пока и неизвестно. Множество неразгаданных тайн и загадок оставили человечеству жрецы-атланты, зашифровав их в древнейших сооружениях – пирамидах.

Человечество повторяет путь адепта, ищущего посвящения в тайны египетских мистерий. При этом путь для адепта и человечества один и тот же, он зашифрован в архитектуре Великой пирамиды. Различие лишь в одном, путь, который адепт проходит в пространстве Пирамиды, человечество проходит во Времени.

Нестерова И.А. Роль жрецов в древних цивилизациях // Энциклопедия Нестеровых

В Древних цивилизациях религиозные культы играли огромную роль, как в общественной так и в политической жизни. Жречество являлось основой образования и науке в ряде государств Востока, Азии и Латинской Америки.

Понятие и возникновение жречества

Стремление человека найти помощь и понимание у сил природы привело к появлению первых религиозных культов и верований. Жречество имело огромное влияние на развитие и становление культуры, образования и медицины. Жрецы в первобытном обществе часто заменяли врачей. Помимо так называемого "общения с духами" они также готовили различные лечебные снадобья. Именно тогда сформировалось восприятие жреца не только как религиозный вождь общины, но и как хранителя сакральных традиций и мастер сакральных техник.

Жрец выполнял функцию посредника между высшими силами и общиной. Наряду с вдохновенными вещаниями пророка существовали сакральные формулы и ритуалы, входившие в сферу жреца.

Подобные формулы и ритуалы можно найти в самых примитивных формах культуры, известных нам, и с развитием цивилизации они росли в числе и сложности, пока наконец не образовали содержания огромного систематического корпуса знаний, являвшегося единственным занятием образованного и могущественного класса.

О существовании жречества, как класса стало известно из истории Месопотамии и Египта. Эти государства уже обладали могущественным и высокоорганизованным жречеством. Тоже самое было распространено и в Полинезии, Западной Африке, Нью-Мексико и Флориде, но, при этом, развито жречество тут было на более низком уровне.

Жреческий тип культуры должен рассматриваться в качестве основной традиции мировой цивилизации, от которой зависят или из которой происходят все существующие формы высшей культуры .

В древности центры культуры жречества находились в тесном контакте между собой. Уже в III тысячелетии до нашей эры всё это пространство стало цивилизованным, в котором различные центры цивилизации были взаимосвязаны, оказывали друг на друга влияние и взаимно стимулировали развитие – как материально, так и интеллектуально.

Жречество и жертвоприношение в древних культурах

Жречество связано с жертвоприношением с древних времен. Боги и духи всегда требовали подарков или жертв. На этом строились многие культы древности.

Жертвоприношение – нить связывающая духов/богов, жрецов и простых смертных. Форма выражения покорности и преданности определенной религии.

Жертвоприношение как акт выказывания покорности меняется вместе с развитием жречества. Оно превращается в таинственный обряд с определенной символикой и атрибутикой. Жертвоприношение начинает окружать множество практик и идей, которые далеки от понимания большинства простых людей. Именно это делает культ или верование сложным для понимания простыми людьми, не связанными со жречеством. При этом ритуалы обрастают пластами мистических знаний. Все это позволяет жречеству оформиться в полноценный социальный институт.

Жречество и жертвоприношение сохранилось во всех современных религиях. Оно поменяло форму и сменила ореол, но сущность осталась прежней.

В качестве примера развития техник жертвоприношения и ритуала можно найти в религиозной культуре Индии. Тысячи лет назад эта жреческая традиция была приведена в тщательно разработанную систему, которая даже в наиболее ранних письменных формах приобретает ауру незапамятной древности. И она наделена столь выдающимся значением не только из-за своей древности и богатства документации, которой мы обладаем, но еще в большей степени из-за той интенсивности и настойчивости, с которыми следовали этой особой линии развития. Нигде эта концепция жреца как специалиста в жертвоприношении не разрабатывалась с такой тщательностью в деталях и с такой изобретательностью в спекулятивной теории.

Из первобытной концепции магической действенности сакральных формул развивается спекулятивная теория творческой силы божественного слова – Брахмана, пока наконец мы не достигаем сознательной философской идентификации просветленного ума, Атмана, "Я", с Брахманом – конечной основой всех вещей и единственной трансцендентной сверхвещественной реальностью. Продолжая говорить о жречестве в Индии, следует отметить, что развитие теории жертвоприношения в области теологии теснейшим образом соотносится в области социологии с развитием института жречества, который в Индии как нигде был способен к концентрации всей интеллектуальной и социальной энергии общины на интенсивном культивировании и изучении своих специализированных функций.

Жрецы в Древнем Египте

Цивилизация Древнего Египта обладала самым развитым институтом жречества в древнем мире. Жрецы не только являлись распространителями просвещения и медицины, они также влияли на политическую и социальную жизнь государства.

Жречество являлось основой сохранения культурных и исторических ценностей Древнего Египта. Во многом благодаря жречеству государство процветало.

У жречества в Древнем Египте были свои особенности. Они отражены на рисунке ниже.

Одной из особенностей являлось женское жречество. Оно обладало следующими отличиями от мужского жречества:

  1. Устав был куда более "гибким";
  2. Участие женщины в том или ином ритуале часто зависело от ее семейного положения.

С начала Древнего царства в текстах встречается титул "Хенеретет", традиционно переводящийся как "затворница" или "жрица", которым обозначалась женщина, служащая в храме того или иного бога, обитательница "божественного гарема". Эти уважаемые всеми египтянами женщины жили по тем же законам чистоты, непорочности и целомудрия, что и остальное жречество. Они всегда были украшены драгоценностями, широким ожерельем усех, многочисленными подвесками и браслетами. На голове хенеретет носили большие пышные парики. Эти жрицы служили в храмах Хатор, Хора, Амона, а также участвовали в погребальных церемониях .

Большую роль в храмовых ритуалах играла и "Мут Нечер" – "божественная мать", титул которой впервые засвидетельствован с начала Нового царства. Чаще всего эти функции выполняла царица, родившая царствующего фараона, а потому почитавшаяся как воплощение богинь, великих небесных матерей – Исиды и Мут.

Кроме того, вершиной культовой иерархии считался фараон, и культовая практика носила сокровенный характер, поскольку только монарх имел право доступа в целлу, где находилась статуя божества. Поскольку он не мог руководить службой во всех храмах, верховный жрец выступал его представителем и совершал службы от его имени

Жречество в культурах Месопотамии

Шумерское жречество имело ряд особенностей, которые отличали его от египетского. Прежде всего, шумерские жрецы являлись отдельным закрытым сословием, происходившем из знатных фамилий. К кандидатам в жрецы предъявлялись серьезные требования:

  1. образование
  2. хорошее здоровье
  3. отсутствие увечий и отклонений.

Правитель Месопотамии являлся первосвященником. ОН самолично присутствовал во время многих ритуалов, в том числе и во время жертвоприношения.

Развито было и женское жречество. Жрицы обычно поклонялись богине Иштар. В одну из практик женского жречества в Месопотамии входила храмовая проституция. Богине Иштар также служили евнухи, которые носили женские наряды.

Кроме ритуальной стороны обязанностей жрецов, следует выделить тот факт, что жрецы активно занимались наукой. Многие из них были талантливыми учеными, помогающими развивать медицину. До сих пор сохранились в различных музеях мира мистические произведения халдеев, записанные на клинописных табличках, это заклинания против злых демонов, астрологические расчеты, различные лечебно-магические наставления.

Жрецы Междуречья разработали сложную схему устройства мира. Согласно их представлениям, Ану создал ануннаков (подземных духов), злаки, скот. Боги ели, пили, но не могли насытиться. Тогда Эа посоветовал Энлилю создать людей, которые приносили бы богам жертвы. Но сначала люди были дикими, поэтому богам пришлось повелеть, чтобы люди стали настоящими людьми. Ану, Энлиль и Эа создали людей и животных, затем Энлиль основал пять городов, поселив в одном из них царя, которому наследовали остальные девять царей. При последнем из них Энлиль разгневался на людей и устроил потоп.

Жречество, как этап эволюционного развития оказался намного влиятельней, чем в Древнем Египте. В качестве доказательства можно привести то, что во время религиозных празднеств посвященных божеству с именем Мадук царь должен был становиться на колени перед статуей бога по распоряжению главного жреца, который отбирал у владыки знаки царской власти, бил его по щекам и таскал за волосы, и тот покорно рассказывал о своей невинности и любви к богам .

Жрецы в Древней Америке

Жречество было развито как на территории Южной так и Северной Америки. Самыми значимыми были культуры

инков, майя, чибча и кечуа-инков. Жрецы служили при храмах, которые имели вид многоступенчатых пирамид с открытой площадкой наверху.

Жрецы в Древней Америке были высоко образованными. Они знали иероглифическое письмо, астрономию, вели сложное летоисчисление и знали календарь. Они являлись основными носителями науки, истории и культуры. Авторитет жрецов был велик. Они происходили в большинстве своем из знатных семей и были наделены недюжими богатствами.

Будущие жрецы воспитывались и обучались в специальных школах, они были дисциплинированы, хорошо и разносторонне образованы. Существовала строгая иерархия в служебном положении жрецов при определенном храме.

Древние индейцы считали, что у каждого человека есть мистический двойник в виде животных (нагуаль), смерть которого вызывает и смерть человека – это трансовое поверье называется нагуализм. Многие племена и народы верили в посмертное существование душ, поэтому существовал сильный мистический культ предков (уака). Искусство транса у древних индейцев выражалось в умении " гадать, Следует отметить, что в цивилизациях Центральной и Южной Америки преобладало искусство черной магии. Индейские маги изобрели специальный способ подчинения себе стихийных духов и с их помощью они добивались любых целей. Кроме того, они могли управлять мозгом любого человека на расстоянии через специальные заклинания. Индейские маги умели создавать говорящие человеческим языком фетиши.

Роль жрецов в социальном развитии общества

В древних цивилизациях жречество занимало значительное место в развитии государств. Будучи очень влиятельными, в расцвет культуры жречества цивилизации достигали значительных высот в науке, искусстве и ритуальной части религий.

Однако на всех этапах развития древних цивилизаций жречество периодически злоупотребляла властью. Дело в том, что комплекс жреческих ритуальных манипуляций, ставящих целью воздействие на коллективное сознание можно назвать – социальной магией, основной стержень её искренняя масс вера в её действенность. Именно управление верой, искусственное её вызывание вот главная тайна жреца.

Жрецы всегда считались прямыми посредниками между людьми и богами, владеющими тайнами знаниями. Смерть и загробная жизнь жреца и простого смертного имела разный религиозный и духовный подтекст. Жрецы придумывали сложные системы потустороннего мира и утверждали, что без их посредничества человеческая душа никак не сможет там сориентироваться и занять подобающего ей места.

Значительная часть культовых служителей, издревле отдавали себе отчёт о том, что вся система их власти это всего лишь манипуляция, и сами не верили в тот идейный продукт, который преподносили массам. Но, осознавая, что своим существованием они выполняют важную социальную функцию, вынуждены были скрывать это. Поэтому среди жречества всегда распространены были эзотерические (скрытые) учения и философия, догматы которых сильно отличались от внешней экзотерической стороны их учений. Основные принципы своей философии жречество всегда держит в секрете.

Литература

  1. Доусон К. Г. Религия и культура / Пер. с англ., вступ. ст., ком-мент.: Кожурин К. Я. – СПб.: Алетейя, 2000
  2. Кларк Р. Священные традиции Древнего Египта. – М.: Изд-во Фаир-Пресс, 2002.
  3. Поликарпов B.C. История религий. Лекции и хрестоматия. – М.: "Гардарика", "Экспертное бюро", 1997.

Жрецы это люди, которые с детства воспитывались в храмах, изучали науку и магические знания, и служили богам. Так же они являлись главными носителями и хранителями культур у всех народов. В разных уголках мира, жрецы распоряжались своим знанием по-разному. Например, на Руси, волхвы (так называли жрецов славяне) несли свое знание простым людям. В то время как у египтян, жрецы были хранителями знаний и пристально следили за тем что бы, оно не попадало в массы. Ведь знания всегда были и остаются источником власти.

Больше всего дошедшей до нас информации, о египетском жречестве. По приданиям рассказывают, что они умели управлять погодой, и затмениями. Хотя последнее это ни что иное как хорошее знание ими науки, в частности астрономии и возможность рассчитать время затмений для проведения ритуалов с целью поддержания своего статуса, и управления народом.

Также жрецы были искушенными лекарями и целителями. Знали тайны мумификации, и как считается, могли с помощью своих знаний и ритуалов влиять на жизнь души в потустороннем мире, с помощью заклинаний, специальных предметов и изображений. Сильнейшим оружием жрецов всегда была магия. Она использовалась во всех сферах жизни. Так для исцеления больного вводили в транс и кодировали его сознание на необходимый результат в частности полное выздоровление. Именно Египетское жречество вероятнее всего и является родителями современных знаний о гипнозе.

Владели жрецы и умением дистанционно воздействовать на противников и врагов, для этого они входили в трансовое состояние, и с помощью заклинаний, а также различных манипуляций над специальным изображением или восковой фигуркой, влияли на сознание и тело жертвы.

Так же жрецы в обязательном порядке должны были уметь предсказывать будущее. Для этой цели выбирался ребенок в возрасте 12-13 лет и его с помощью магических пасов руками и наркотического окуривания вводили в транс. После чего жрец накладывал на темя ребенка правую руку. И не давая возможности подростку выйти из транса, задавал интересующие вопросы о том, что видит ребенок об интересующих событиях. Полученные ответы о видениях жрец мог интерпретировать как знания о будущем.

В наше время место жрецов заняли ученные и религиозные служители, в частности практически все крупные мировые религии на самом деле являются продолжением поклонения все тем же египетским богам только с измененными именами. Об этом говорят многие исследователи религий и разных мистических знаний. Так что, жречество и жрецы, были и остаются среди нас. Они поменяли свои названия, но, как и раньше, именно они решают давать или скрывать различные знания от нас.