Меню
Бесплатно
Главная  /  Гороскопы  /  Что означает благословение священника на литургии платом.  Приход Храма Преображения Господня с

Что означает благословение священника на литургии платом.  Приход Храма Преображения Господня с

(24 голоса : 4.7 из 5 )

свящ. Андрей Дудченко

Благочестие – это как бы вертикаль, устремленная от земли к небу (человек-Бог), церковный этикет – это горизонталь (человек-человек). При этом нельзя подняться к небу, не любя человека, и нельзя любить человека, не любя Бога: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает (), и не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? ().

Таким образом, духовными основаниями определяются все правила церковного этикета, которые должны регулировать отношения между верующими, устремленными к Богу.

Существует мнение, что «манерничать ни к чему», так как Бог смотрит на сердце. Последнее, конечно, верно, но ведь и сама добродетель оскорбляет, если она соединяется с отталкивающими манерами. Безусловно, что за блестящим обхождением могут скрываться ужасающие намерения, что связано со знаковым характером нашего поведения, когда, скажем, жест может открывать истинное наше состояние или желание, но может и скрывать. Так, Понтий Пилат в одном современном романе, умывая руки на суде над Христом, дает такое толкование своему жесту: «Пусть хоть жест будет элегантен и символ безупречен, коль поступок бесчестен». Подобные способности людей с помощью многозначности жеста, хороших манер скрывать худое сердце не могут служить оправданием при отсутствии церковного «хорошего тона». «Плохой тон» в храме может стать претыканием малоцерковного человека на его пути к Богу. Вспомним стенания и жалобы новообращенных, которые приходят в храмы и встречают там порой просто варварское отношение к себе со стороны тех, кто считает себя воцерковленным. Сколько грубости, примитивного менторства, неприязни и непрощения можно встретить в иных общинах! Скольких людей – в особенности из числа молодежи и интеллигенции – утеряли приходы из-за этого! И когда-то они, эти ушедшие люди, придут вновь в храм? И какой ответ дадут те, кто послужил таким соблазном на пути к храму?!

Богобоязненный и церковно воспитанный человек, если и видит что-либо неблагопристойное в поведении иного, лишь с любовью и уважением исправляет брата или сестру.

Показателен в этом отношении случай из жития преподобного :

«Старец сей удержал одну привычку из своей мирской жизни, именно – иногда он, садясь, полагал ногу за ногу, что могло показаться не совсем благопристойным. Некоторые братия видели это, однако никто из них не осмелился сделать ему замечание, потому что все весьма уважали его. Но только один старец, авва Пимен, сказал братии:

«Пойдите к авве Арсению, и я сяду при нем так, как иногда садится он; тогда вы сделайте мне замечание, что я не хорошо сижу. Я стану просить у вас прощения; вместе с тем мы исправим и старца».

Они пошли и сделали так. Преподобный же Арсений, поняв, что так неприлично сидеть иноку, оставил свою привычку» (Жития святых. Месяц май. День восьмой).

Вежливость, как составляющая этикета, у человека духовного может стать средством, привлекающим благодать Божию. Обычно под вежливостью понимают не только искусство проявлять внешними знаками то внутреннее уважение, которое мы имеем к человеку, но и искусство быть приветливым с людьми, к которым мы не имеем расположения. Что это – ханжество, лицемерие? Для человека духовного, знающего сокровенную диалектику внешнего и внутреннего, вежливость может стать средством на пути стяжания и развития смирения.

Известно выражение одного подвижника: делай внешнее, а за внешнее Господь даст и внутреннее, ибо внешнее принадлежит человеку, а внутреннее – Богу. При появлении внешних признаков добродетели сама добродетель постепенно возрастает в нас. Вот как мудро писал об этом епископ : 1 «Кто предупреждает приветствия других своим приветствием, выражает ко всем услужливость, почтительность, всех предпочитает всюду себе, молчаливо терпит разные огорчения и всемерно напрягается мысленно и практически и в самоуничижении ради Христа, тот первое время переживает немало тяжелых и трудных для личной гордости минут.

Но за безропотное и терпеливое исполнение заповеди Божией о смирении на него свыше изливается благодать Святого Духа, смягчает его сердце для искренней любви к Богу и к людям, и горькие переживания его сменяются сладостными.

Так действиями любви без соответствующих чувств любви, в конце концов, вознаграждается излиянием в сердце небесной любви. Смирившийся начинает чувствовать в окружающих лицах родных во Христе и располагается к ним благожелательностью».

Порядок трапезования на приходе зачастую копирует монастырский: если это будничный стол, то учиненный чтец, стоя за аналоем, после благословения священника для назидания собравшихся громко читает житие или наставление, которое со вниманием выслушивается. Если это праздничная трапеза, где поздравляют именинников, то звучат духовные пожелания, тосты; желающим их произносить хорошо бы продумать заранее, что сказать.

За столом соблюдают меру во всем: в ястии и питии, в разговорах, шутках, продолжительности застолья. Если имениннику преподносятся подарки, то это чаще всего иконы, книга, предметы церковной утвари, сладости, цветы. Виновник торжества в завершении застолья благодарит всех собравшихся, которые поют ему затем «Многая лета». Хваля и благодаря (в среде верующих принято произносить полную, не усеченную формулу благодарения: не «спасибо», но «спаси Бог» или «спаси, Господи») устроителей обеда, всех тех, кто потрудился на кухне, также соблюдают меру, ибо «Царствие Божие не ястие и питие, но радость о Дусе Святе».

О поведении прихожан, несущих церковное послушание.

Поведение прихожан, несущих церковное послушание (торговля свечами, иконами, уборка храма, охрана территории, пение на клиросе, прислуживание в алтаре) – особая тема. Известно, какое значение придается в Церкви послушанию. Делать все во Имя Божие, преодолевая своего ветхого человека, – задача очень трудная. Она осложняется еще тем, что быстро появляется «привыкание к святыне», чувство хозяина (хозяйки) в церкви, когда приход начинает казаться своей вотчиной, а отсюда – пренебрежение ко всем «внешним», «приходящим». Между тем святые отцы нигде не говорят, что послушание выше любви. И если Бог есть Любовь, как можно уподобиться Ему, самому не являя любви?

Братья и сестры, несущие послушание в храмах, должны быть образцом кротости, смирения, незлобивости, терпения. И самой элементарной: культуры: например, уметь отвечать на телефонные звонки. Кому приходилось звонить в храмы, знает, о каком уровне культуры говорится, – порой звонить больше не хочется.

С другой стороны, людям, идущим в храм, надо знать, что Церковь – это особый мир со своими правилами. Поэтому нельзя идти в храм вызывающе одетым: женщины не должны быть в брюках, коротких юбках, без головного убора, с помадой на губах; мужчины не должны приходить в шортах, теннисках, от них не должно пахнуть табаком. Это вопросы не только благочестия, но и этикета, потому что нарушением норм поведения можно вызвать справедливую отрицательную реакцию (пусть даже только в душе) у окружающих.

Всем же, кто имел по каким-то причинам неприятные минуты общения на приходе, – совет, вы пришли к Богу, Ему и принесите ваше сердце, а искушение преодолейте молитвой и любовью.

В монастыре

Известна любовь православного народа к монастырям. Их сейчас в Русской Православной Церкви около 500. И в каждом из них кроме насельников есть трудники, паломники, приезжающие для того, чтобы укрепиться в вере, благочестии, поработать во славу Божию над восстановлением или благоустройством обители.

В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе. И хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил.

Духовно-административное устройство монастыря.

Возглавляет монастырь священноархимандрит – правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх.

Однако непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). В древности он назывался строителем, или игуменом. Женский монастырь управляется игуменией.

Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество – это духовный путь, настолько выверенный и отшлифованный вековой практикой, что его можно назвать академическим) в монастыре каждый несет определенное послушание.

Первый помощник и заместитель наместника – благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.

Важное место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований).

Из опытных братии выбираются: казначей (отвечает за хранение и распределение с благословения наместника пожертвований), ризничий (отвечает за благолепие храма, облачений, утвари, хранение богослужебных книг), эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, ведает послушаниями приехавших в монастырь трудников), келарь {отвечает за хранение и заготовку продуктов), гостиничный (отвечает за размещение и проживание гостей монастыря) и другие.

В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.

Обращение к монахам.

Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священный сан (служат диаконами, священниками).

Обращение в монастырях выглядит следующим образом.

В мужском монастыре.

К наместнику можно обратиться с указанием его должности («Отец наместник, благословите») или с употреблением имени («Отец Никон, благословите»), возможно и просто «батюшка» (употребляется редко). В официальной обстановке: «Ваше Высокопреподобие» (если наместник – архимандрит или игумен) или «Ваше Преподобие» (если иеромонах). В третьем лице говорят:«отец наместник», «отец Гавриил». К благочинному обращаются: с указанием должности («отец благочинный»), с добавлением имени («отец Павел»), «батюшка». В третьем лице: «отец благочинный» («обратитесь к отцу благочинному») или «отец… (имя) «. К духовнику обращаются с употреблением имени («отец Иоанн») или просто «батюшка». В третьем лице: «что посоветует духовник», «что скажет отец Иоанн».

Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят, «отец эконом», «отец казначей».

Иеромонаху, игумену, архимандриту можно сказать: «отец… (имя)»,«батюшка».

К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику – «брат» (если послушник в преклонном возрасте – «отец»). В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка «схи» – например: «Прошу ваших молитв, отец схиархимандрит».

В женском монастыре.

Игумения, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. У нее поэтому просят благословения, обращаясь таким образом:«мать игумения»; или с употреблением имени: «мать Варвара», «матушка Николая» или просто «матушка «. (В женском монастыре слово «матушка» относится только к игумении. Поэтому если говорят. «Так считает матушка», подразумевают игумению.)

В обращении к монахиням говорят: «мать Евлампия», «мать Серафима», но в конкретной ситуации можно просто «матушка». К послушницам обращаются:«сестра» (в случае преклонного возраста послушницы возможно обращение«матушка»). Не находит духовного обоснования практика некоторых приходов, где прихожанок, работающих на кухне, в швейной мастерской и т. п., называют матушками. В миру матушкой принято называть только жену священника (батюшки).

О монастырских правилах.

Монастырь – это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития.

Поскольку этот материал предназначен для мирян, укажем лишь на самое необходимое, что нужно соблюдать в монастыре при паломничестве.

  • Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на всё испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.
  • Из монастыря без благословения выходить нельзя.
  • Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т. п.).
  • Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова – «прости» и «благослови».
  • Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употребляют пищу только на общей трапезе.
  • Не ходят в чужие келии, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келию творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас» (в женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших…»). Не входят в келию, покуда не услышат из-за двери: «Аминь».
  • Избегают вольного обращения, смеха, шуток.
  • При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе. При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: «Спасайся, брат (сестра)»; а другой отвечает на это: «Спаси, Господи». В отличие от мира, за руку друг друга не берут.
  • Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают «Аминь», за столом молчат и внимают чтению.
  • К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.
  • Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.

Как вести себя на приеме у епископа

Архиерей – ангел Церкви, без епископа Церковь теряет свою полноту и самою сущность. Поэтому церковный человек всегда с особой почтительностью относится к епископам.

Обращаясь к архиерею, его величают «Владыко» («Владыко, благословите»). «Владыко» – это звательный падеж церковнославянского языка, в именительном падеже – Владыка; например: «Владыка Варфоломей благословил вам…».

Восточная (идущая из Византии) торжественность и многоречивость в обращении к епископу на первых порах даже смущает сердце малоцерковного человека, который может видеть здесь (на самом-то деле не существующее) умаление его собственного человеческого достоинства.

В официальном обращении употребляются иные выражения.

Обращаясь к епископу: Ваше Преосвященство; Преосвященнейший Владыко. В третьем лице: «Его Преосвященство рукоположил во диакона…».

Обращаясь к архиепископу и митрополиту: Ваше Высокопреосвященство; Высокопреосвященнейший Владыко. Если вы захотите вступить в разговор с незнакомым вам архиереем и вам неизвестно, на какой иерархической ступени он находится, – обратите внимание на головной убор архиерея: в современной Русской Право-славной Церкви архиепископ, в отличие от епископа, носит на клобуке или скуфие небольшой четырехконечный крестик из прозрачных ограненных камней; кроме того, у митрополита, в отличие от епископа и архиепископа, клобук белого цвета. Вообще же отличительная особенность архиерея – ношение им поверх священных одежд круглой панагии с изображением Спасителя или Божией Матери. В третьем лице: «По благословению Его Высокопреосвященства сообщаем вам…».

Обращаясь к Патриарху: Ваше Святейшество; Святейший Владыко. В третьем лице: «Его Святейшество посетил… епархию».

У епископа берут благословение таким же образом, как у священника: ладони складывают крестообразно одна на другую (правая наверху) и подходят к архиерею для благословения.

Телефонный разговор с епископом начинают словами: «Благословите, Владыко» или «Благословите, Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство)».

Письмо можно начать словами: «Владыко благословите» или «Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство), благословите».

При официальном письменном обращении к епископу придерживаются следующей формы.

В правом верхнем углу листа пишут, соблюдая строчность:

Его Преосвященству

Преосвященнейшему (имя),

Епископу (название епархии),

Прошение.

При обращении к архиепископу или митрополиту:

Его Высокопреосвященству

Высокопреосвященнейшему (имя),

архиепископу (митрополиту),

(название епархии),

Прошение.

При обращении к Патриарху:

Его Святейшеству

Святейшему Патриарху Московскому и всея

Руси Алексию

Прошение.

Заканчивают прошение или письмо обычно такими словами: «Испрашиваю молитв Вашего Преосвященства…».

Священники, находящиеся, по сути, на церковном послушании, пишут:«Смиренный послушник Вашего Преосвященства…».

Внизу листа ставят дату по старому и новому стилю с указанием святого, память которого Церковь чтит в этот день. Например: 5/18 июля 1999 г. по Р. X . (Рождестве Христове). Прп. Сергия Радонежского.

Придя на прием к епископу в епархиальное управление, подходят к секретарю или заведующему канцелярией, представляются и сообщают, по какой причине просят о приеме.

Входя в кабинет епископа, творят молитву. «Молитвами святаго Владыки нашего, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас», крестятся на иконы в красном углу, подходят к архиерею и просят его благословения. При этом не надо от, чрезмерного благоговения или страха становиться на колени или падать ниц (если вы, конечно, не пришли с повинной в каком-то грехе).

В епархальном управлении обычно много священников, но необязательно у каждого из них брать благословение. Кроме того, существует четкое правило: в присутствии архиерея не берут благословения у священников, но лишь приветствуют их легким наклоном головы.

Если епископ выходит из кабинета в приемную, под благословение к нему подходят по чину: вначале священники (по старшинству), затем миряне (мужчины, потом женщины).

Разговор епископа скем-либо не прерывают просьбой о благословении, но дожидаются окончания беседы. Свое обращение к архиерею обдумывают заранее и излагают его кратко, без лишних жестов и мимики.

В конце беседы вновь просят благословения у архиерея и, перекрестившись на иконы в красном углу, степенно удаляются.

В дни скорби

Наконец, несколько замечаний о времени, когда отказываются от всех празднеств. Это время траура, то есть наружного выражения чувства печали по усопшему.

Различают глубокий траур и обыкновенный траур.

Глубокий траур носится только по отцу, матери, деду, бабушке, мужу, жене, брату, сестре. Траур по отцу и матери продолжается один год. По деду ибабушке – шесть месяцев. По мужу – два года, по жене – один год. По детям – один год. По брату и сестре – четыре месяца. По дяде, тете и двоюродному родственнику – три месяца. Если вдова вопреки приличию вступает в новый брак ранее окончания траура по первому мужу, то она не должна приглашать на свадьбу никого из гостей. Эти сроки могут быть сокращены или увеличены, если перед смертью остающиеся в этой земной юдоли получили особое благословение от умирающего, ибо к предсмертному благожеланию, благословению (в особенности родительскому) относятся с почтением и благоговением.

Вообще в православных семьях без благословения родителей или старших не принимают никакие важные решения. Дети с ранних лет навыкают даже на повседневные дела просить благословения отца и матери: «Мамочка, я ложусь спать, благослови меня». И мать, перекрестив дитя, говорит: «Ангела хранителя тебе на сон». Отправляется ребенок в школу, в поход, в деревню (в город) – на всех путях его хранит родительское благословение.

Если это возможно, родители присоединяют к своему благословению (при браке детей или перед своей смертью) видимые знаки, дары, благословения: кресты, иконы, святые мощи, Библию, которые, составляя домашнюю святыню, передаются из рода в род.

Неисчерпаемо бездонное море церковной жизни. Понятно, что в этой небольшой книге приведены лишь некоторые начертания церковного этикета.

Игумен Аристарх (Лохапов)

Православный взгляд на церковное благословение

Каждый христианин просит благословения у священника или епископа на важные события в своей жизни. Также верующие просят благословения при встрече со священнослужителем. Кроме того, благословение в той или иной форме присутствует в церковном богослужении. Сейчас, к сожалению, в сознании многих верующих сложилось превратное понимание благословения как разрешения или даже повеления на совершение каких-либо действий…

Большинство священников сегодня при просьбе о благословении осенит человека крестным знамением и, скорее всего, не произнесет при этом никаких слов либо скажет нечто вроде: «Бог благословит». Хотя нужно было бы сказать: «Бог благословен» или что-либо подобное. У греков священник при благословении говорит: «О Кириос», т.е. «Господь». Это сокращенный вариант ответа: «Господь благословен».

Чтобы увидеть, как понимается благословение в церковном Предании, которое выражается в том числе в предании литургическом, обратимся к нашему богослужению.

В конце вечерни и утрени хор поет, обращаясь к предстоятелю: «Благослови». Вслед за этим служащий священник произносит возглас: «Сый благословен Христос Бог наш…» (кстати, здесь священник называет Бога священным Ветхозаветным именем «Яхве» – «Сый» – «Сущий». Это же имя пишут на иконах Христа).

Преподаватель Православного Свято-Тихоновского богословского института М. Желтов говорит по этому поводу (ниже цитирую конспект его лекций из Интернета): «Видите, как велико дерзновение в христианской религии: в Ветхом Завете первосвященник только это слово произносил раз в году, а в Новом Завете каждый батюшка в конце службы произносит это возглашение: «Сый благословен!..» У нас слово «благослови» часто ассоциируется с просьбой к священнику: «Батюшка, благословите!» И батюшка благословляет.

На самом деле, если мы посмотрим святоотеческие толкования и саму Библию, то основное значение слова «благословлять» является «благословлять Бога». И хор поет: «Благослови!», а священник говорит: «Сый благословен Господь», – благословляет Господа. И здесь соблюдается эта древняя традиция: не нас благослови, поет здесь хор, а «благослови» имеется в виду «Бога».

И священник благословляет: «Сый благословен Христос Бог наш», тем самым, исповедуя Христа Богом. Благословение в библейском понимании этого слова – это благословение Бога. Такое понимание сохранялось довольно долго. Вспомним пример из жития преподобной Марии Египетской. Когда Зосима встречается с ней, то они долго спорят о том, кто должен кого благословить. Наконец, преподобная Мария уступает и говорит: «Благослови Бог», т.е. благословляет Бога.

Благословляя Бога, человек вступает с Ним в особые духовные отношения, и на него переходит это благословение. Такова библейская модель. Вслед за благословением Бога Сам Бог благословляет человека.

Когда священника или епископа просят дать благословение кому-либо, это чаще всего понимают так: священнослужитель благословляет человека, и это значит, что его благословляет и Бог. На самом же деле Бог благословляет человека через то, что человек сам сначала благословляет Бога. Именно такая модель используется в Библии.

Таким образом, когда священника просят о благословении, он должен, осеняя крестным знамением просящего, благословить БОГА, а Господь уже Сам даст благословение просящему его. Или не даст – Бог свободен в Своем решении. И Он вправе не дать благословения тому, кого благословляет священнослужитель.

Теперь представим следующую ситуацию. Я попросил благословения на какое-либо дело и получил его. Значит ли это, что я непременно должен сделать то, что задумал? Нет, не значит. Я попросил благословения Божие – а значит, я попросил Бога вмешаться в мою ситуацию. И если это дело ко благу – Бог устроит все так, чтобы дело совершилось. Если же оно не ко благу – Господь каким-то образом укажет мне это. Во всяком случае, я не должен руководствоваться принципом во чтобы то ни стало сделать то, что мне благословили.

Однажды задали вопрос: «Связано ли как-то благословение с молитвой? В Русской Церкви достаточно канонизировано: на всякое дело ты должен просить благословение… Какая связь: что Божие, а что нет? Всегда есть этот очень трудный момент: а может быть это Богу не угодно… У меня такая самость, что я часто просто забываю об этом, просто делаю и все. Но и это может быть механически: попросил благословения, и пошел, а ты отвечай, раз ты благословил. У меня есть опыт; я, если хочу, все равно сделаю, если и не разрешили, и я заплатил за это в той степени, как мне обещали. Есть в этом момент: накликать на себя беду…»

Владыка Антоний на это ответил: «Когда мы маленькие дети, мы спрашиваем папу или маму: можно я поиграю, можно то или другое?.. Когда мы делаемся немножко взрослее, мы понимаем, что сейчас нам не до игры, сейчас нам надо что-то другое делать, и тогда уже не просим: папа, позволь, мама, позволь, – а знаем, что сейчас время, я это буду делать с Божиим благословением, если это не плохое дело по себе. А дела бывают большей частью средние в том смысле, что оно, может быть, и не плохое, а может быть, и не особенно хорошее, ничего особенного в этом нет, я могу этим заняться.

А если все превращать в такую ситуацию, что о каждой вещи надо просить благословения, то во-первых, не у кого, во-вторых, еще хуже, когда есть у кого, что у него смекалки или ума или опыта хватит или он тебя будет останавливать и говорить: нет, надо непременно так, а не иначе. Надо как-то по-взрослому уметь сделать выбор, иногда подумав, иногда посоветовавшись, и как-то внутренне сказав: Господи, благослови, я это сделаю, как умею!»

Затем разговор с владыкой Антонием продолжился: «Можно, я Вас повеселю немножко? Я в России дошла с этим благословением, я хотела машину купить, пришла к батюшке: Мне надо, чтобы вы меня благословили машину купить… Он говорит: Я вообще, знаете, как-то больше духовным занимаюсь, а насчет машины надо посоветоваться с тем, кто машинами занимается, кто в них что-то понимает… С тех пор я разделила более или менее, но иногда путаюсь.

Слава Богу, вот, разумный человек оказался! Всегда можно сказать: Господи, по моему разуму это не плохое дело – благослови! Если оно не по Тебе, положи какую-нибудь преграду, чтобы это не случилось…

Надо помолиться, и почувствуешь!

Я думаю, что такие абсолютные правила рискованны. Сейчас у тебя настроение такое-то и душа открыта, и ты чувствуешь: вот, да!.. А в другой момент ты завял и у тебя нет такого живого чувства, что Бог тебя благословляет или нет. Я думаю, что тогда надо подумать: это хорошее дело, правильное? Или даже «среднее» в том смысле, что в нем ничего нет особенно ни хорошего, ни плохого, просто житейское какое-то дело. Молитесь о нем и дайте Богу что-то делать, чего вы сами не умеете.

Не всё мы можем делать и не обо всем можем просить: Господи, наставь меня!.. – и вот Бог на душу тебе уже положил ответ. Иногда бывает так – я сейчас не о детях думаю, но о взрослых: человеку что-то нужно, и ты не можешь ему помочь. Есть в одном письме очень замечательное место, где он говорит: иногда бывает, что у человека есть нужда или боль, ему нужно что-то и никто ему не может помочь, потому что Бог знает, что он не созрел для того, чтобы принять эту помощь. Он, может, ее примет – механически: «Ах, освободился», а потом снова вернется к той же проблеме, потому что он ее не изжил в себе. Так что не обязательно всегда можно всякую проблему решить. Это не утешение, скажем, священнику, который ни на какие вопросы никаких ответов не находит, но это значит, что иногда чувствуешь, что нет, я мог бы формально что-то сказать, но это ответ не этому человеку и не тот ответ».

свящ. Андрей Дудченко

протоиерей Серафим Слободской

Благословение священника

Священнослужители (т. е. особо посвященные люди, совершающие богослужения) - наши духовные отцы: епископы (архиереи) и священники (иереи) - осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называетсяблагословением .

Благословляющая рука священника

Когда священник благословляет нас, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы: Ис. Хс. , то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением.

Так мы складываем руки, чтобы получить благословение

Когда мы в храме слышим слова общего благословения: "мир всем" и другие, то в ответ на них должны поклониться, без крестного знамения. А чтобы получить отдельно для себя благословение от епископа или священника, нужно складывать руки крестом: правую на левую, ладонями вверх. Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, - целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя.

ВОПРОСЫ: Кто осеняет нас знамением креста? Как это осенение называется? Как священник слагает руку для благословения? Что это означает? Как нужно складывать руки, когда подходим под благословение? Что нужно делать, получивши благословение?

Священник Константин Слепинин.

"Благословите, батюшка!"

Привычная картина наших дней - встреча архиерея (митрополита, Патриарха) с высокопоставленным лицом. Приветствия, улыбки и... президент (премьер-министр, спикер парламента) торжественно протягивает святителю свою десницу для рукопожатия...

А вот другая картина. Утреня. Священник, стоя на солее, возглашает:"Благословение Господне на вас" и осеняет прихожан крестным знамением. Бабушки-богомолки молитвенно складывают ладони и зачем-то прижимают их к груди, совершая неведомый ритуал.

И в первом, и во втором случае налицо явное непонимание того, как нужно относиться к священнослужителю и что такое священническое благословение. Всякий верующий человек считает непременным при встрече с батюшкой испросить у него пастырское благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.

Благословение имеет много значений. Первое из них - приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не "опускается", как учат некоторые старушки.

Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.

Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.

Второй смысл священнического благословения - это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.

Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: "Мир всем", "Благословение Господне на вас...", "Благодать Господа нашего..." , осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук - ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.

Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.

Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова "благословите, батюшка" всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.

Строка поиска: благословение на чтение молитв

Найдено записей : 35

Здравствуйте, батюшка. Поясните, пожалуйста, для чего берется благословение на чтение молитв, акафистов (часто встречаю в Ваших ответах), если по сути это благочестивое и доброе дело? Или чтобы не навредить себе? (Читала книгу про матушку Селафиилу, в которой показаны последствия молитвенного труда). Так сложилось, что я читаю акафисты, но никогда не брала благословения. А потом был случай, что на проповеди наш батюшка высказал мнение о том, что когда человек берет благословение на Великий пост, то тем самым он перекладывает ответственность на священнослужителя, если не сможет его выдержать. Данное мнение вызывает противоречивые мысли. Заранее спасибо за ответ.

Наталья

Наталья, если Вы хотите регулярно читать акафисты, нужно посоветоваться со священником, у которого Вы обычно исповедуетесь, и взять благословение, во-первых, чтобы не творить свою волю, а проявить послушание. Многие неразумно начинают читать множество молитв и акафистов, забывая о ежедневном утреннем и вечернем правиле. Во-вторых, с благословением дается благодать, которая поможет в добром деле и оградит от искушений.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка. Скажите, пожалуйста, для того, чтобы отмолить дочь от пьянства, нужно ли брать благословение священника на чтение акафиста "Неупиваемая Чаша"в течение 40 дней и на заказывание сорокоуста в Высоцком монастыре?Такой же вопрос стоит в отношении меня относительно табакокурения. И что вообще реально делать в подобной ситуации?

Мария

Мария, для того, чтобы заказать сорокоуст, благословение брать не нужно. А перед чтением акафиста лучше взять благословение у священника и попросить его молитв. Нужно просить Господа, чтобы укрепил в добром намерении и помог справиться с греховной страстью.

иерей Владимир Шлыков

Очень прошу, помогите! Мой сын покончил собой, хочу молиться за него, но не знаю, какие молитвы можно читать? Какими молитвами я ему могу помочь?

Елена

Елена, за самоубийц Церковь не молится, но Вам как матери можно попросить благословение на молитву за сына. Обратитесь в ближайший храм. Там Вам подскажут, к какому священнику обратиться за таким благословением и прочтением специальных молитв. Кроме того с благословения священника дома можно будет читать молитву преподобного Льва Оптинского: "Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя".

иерей Владимир Шлыков

Мария

Чтение Псалтири - занятие, в основном, монашеское. Какого-то особого устава для чтения псалтири нет. Можно читать по одному псалму или по кафизме, прочитав перед ней начальные молитвы (с Царю Небесный... по Отче наш). Лучше всего побеседовать на эту тему с батюшкой в храме, определившись с количеством и взяв благословение. Во время занятий физическим трудом можно читать краткие молитвы, которые Вы знаете наизусть: Иисусову молитву, Богородице Дево, радуйся... и т.п.).

иерей Владимир Шлыков

Добрый день. Пишет Вам раба Божья Юлия. Батюшка, скажите, пожалуйста, можно ли читать акафист Киприану и Иустине без благослоения священника? Дело в том, что у меня заболела сестра, в один миг стало болеть все. Мы знаем, что наша родная бабушка занималась колдовством. После смерти папы мы с ней перестали общаться. Пожалуйста, ответьте, батюшка, можно ли читать акафист без благословения? Спаси Вас Господи!

Юлия

Здравствуйте, Юлия. Акафисты как раз для домашних молитв и писались, специально брать благословение на их чтение не нужно.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, обязательно ли нужно благословение от батюшки, чтобы читать дома акафист? Моя мама купила икону Божьей Матери "Скоропослушница" на рынке, продавец сказала, что икона освящена. Но у меня сомнения, можно ли освятить икону, и каким образом? Не будет ли грехом, если вдруг икона будет освящена два раза?

вера

Здравствуйте, Вера. Благословение священника обязательно надо брать на регулярное чтение акафиста, когда Вы берете на себя особый подвиг, добавляете акафист к молитвенному правилу. А на разовые чтения, раз в неделю, например, благословения можно не спрашивать. Икону можно отнести в храм и попросить освятить, так будет лучше. Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Батюшка, разрешите задать несколько вопросов! 1) Если, например, застолье или общая трапеза с нецерковными сродниками, нужно ли молиться при них, или читать молитву перед едой мысленно? И как тогда перекрестить еду, чтобы никого не смутить? 2) При чтении молитвенного правила дома (вечерних и утренних молитв, акафистов и т.д.) нужно читать вслух? Голова должна быть покрыта? Всегда нужно зажигать лампадку? 3) Сколько кафизм в день читается о здравии? 4) Мой папа душевно болен, можно ли о нём читать Псалтирь? 5) Как молиться за человека, который сильно сквернословит?

Катерина

Екатерина, можно прочитать краткую молитву перед едой и перекрестить ее. Этим Вы никого не смутите. 2. При чтении молитвенного правила дома голову женщине нужно покрывать. Читать можете вслух или про себя – как Вам удобнее. Зажженная лампада символизирует милость Божию к нам и наше молитвенное горение к Богу, поэтому хорошо, если Вы будете молиться с зажженной лампадой или свечой. 3. Чтение Псалтири обсудите со своим духовником. Особого устава для домашнего чтения кафизм нет, поэтому лучше взять благословение у батюшки в Вашем храме и посоветоваться, в каком объеме это будет для Вас по силам и на пользу. 4. Можно и нужно молиться о душевнобольных, в том числе читать Псалтирь. 5. Молиться о сквернословящем нужно как о болящем (духовно) человеке.

иерей Владимир Шлыков

Спаси Вас Господь. Необходимо ли просить благословления на чтение Богородичного правила? Благословляется ли чтение Евангельских отрывков, из Апостолов и поучений Святых отцов о том, о чем следует поминать при чтении Богородичного правила после каждого десятка? Могу ли я почитать за духовного наставника человека, который не знает меня, но через наставления которого я пытаюсь прийти к покаянию?

Николай

Николай! На любое правило, которое Вы собираетесь исполнять, нужно испрашивать совет и благословение духовника или священника на исповеди. Если Вы ежедневно читаете утренние и вечерние молитвы, а жизненные обстоятельства позволяют Вам увеличить свое молитвенное правило, то батюшка Вас благословит. Нужно молиться за своих наставников, но не забывайте, что книги могут только дополнить, а не заменить личное общение со священником на исповеди и обсуждение с ним своих духовных вопросов.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, надо ли брать благословение в храме на прочтение акафиста Николаю Чудотворцу дома, или это не обязательно? Спасибо.

Светлана

Светлана, если Вы не собираетесь добавлять этот акафист к своему ежедневному молитвенному правилу на постоянной основе, а хотите просто почитать несколько раз, то брать благословение у священника не нужно. Читайте дома акафист без всякого смущения.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка, сегодня умерла моя бабушка, раба Божья Парасковья, скажите мне, пожалуйста, чем я могу помочь ее душе, какой молитвой за нее помолится чтоб укрепить, спасти ее душу на том свете? Спасибо.

Инна

Инна, прежде всего, нужно заказать поминовение в храме на литургии. Это может быть разовое поминание, сорокоуст (когда об усопшем молятся сорок дней) или годовое поминание. Ближайшая заупокойная служба и панихида возможна после Пасхи, на Радоницу. Дома читайте молитву об усопших в составе утренних молитв, а если есть желание и соответствующая подготовка, можно попросить благословение у священника в храме на чтение Псалтири.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Благодарю за вашу помощь и мудрые советы. Я купила "Полный молитвослов и Псалтирь", для чтения которого, как написано во ведении, необходимости брать благословение у священника, потому что "употребление множества указанных в книге молитв может вместо пользы принести вред и ввести в прелесть". Почему чтение молитв может ввести в прелесть, и как различать ее "симптомы"? Спасибо!

Анна

Анна, это странно, что для чтения молитв из этого молитвослова требуется благословение. И тем более странно то, что написано дальше в аннотации про вред, который якобы могут принести эти молитвы. Я предполагаю, что издатели включили в молитвослов те молитвы, которые значатся в Требнике – книге, по которой совершает требы священник. Я бы не стал пользоваться таким молитвословом. Да и вообще, зачем покупать какие-то «полные» молитвословы? Разве нам надо искать на каждый случай жизни свои «специальные» молитвы? Это же язычество! На каждый чих не наздравствуешься! Читайте утреннее и вечернее правило, Псалтирь и Евангелие, и довольно Вам, как мирянке. А если есть силы, прибавьте канончики – Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшки! Вопрос такой: можно ли читать Евангелие о болящих? Перед чтением предлагается такая молитва: "Спаси, Господи и помилуй Раба Твоего (имя) словами Святаго Евангелия Твоего и попали, Господи, терние всех его прегрешений и да вселится в него благодать Твоя опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь". И можно ли не об одном человеке читать, а о многих, перечисляя их имена? Спаси Господи за ответ!

Виктория

Да, можно, Виктория, Бог Вам в помощь! Можно и о многих. Возьмите лишь благословение на этот труд и обсудите со священником, будет ли он Вам по силам.

игумен Никон (Головко)

Как правильно читать Псалтирь? Скажите, пожалуйста, является ли правильным чтение Псалтири без вычитывания тропарей и молитв в конце каждой кафизмы? Я их не читаю, но если без них чтение Псалтири недействтельно, то я тогда попытаюсь их читать. Благословение на чтение Псалтири взяла, а спросить у того батюшки об этом не могу, так как он очень далеко. Спасибо.

Тамара

Можно и без тропарей, просто кафизму за кафизмой, это тоже правильно. И вообще не ставьте так вопрос: действительно - недействительно. Это странно как-то. Все, что делаем, действительно.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. У меня 15 ноября cкоропостижно умерла мама. После похорон стала читать Псалтирь, чтобы помочь её душе. Теперь мне говорят, что без благословения читать Псалтирь нельзя. Если действительно нужно брать благословение, то благословите меня, пожалуйста. Псалтирь я читаю на русском языке, а молитвы на церковнославянском. Можно ли так?

Евгения

Евгения, не нужно смущаться, как читали Псалтирь, так и читайте. Брать благословение на чтение псалтири по умершим не нужно. Берут благословение на другие случаи. Читать на русском языке можно. Не забывайте в церковь ходить и там тоже молиться, сами исповедуйтесь и причащайтесь. С Богом.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! У меня сложилась очень трудная ситуация в семье с выплатой кредитов. Я постоянно хожу в церковь, молюсь, ставлю свечки. Мне посоветовали читать молитву Спиридону Тримифутскому и аАкафист, я начала читать, говорят, он помогает. Скажите, пожалуйста, надо было брать благословение у батюшки, чтобы читать акафист? Сейчас мне очень тяжело и трудно. У меня нет возможности поехать и приложиться к его мощам.

наташа

Наташа, лично я вообще противник кредитов. Я считаю, что нужно жить тем, что есть, и тогда не будет таких проблем. В жизни всегда хочется большего, но нужно учиться жить по средствам, а не в долг. На чтение акафиста благословение не требуется, молитесь, чтобы Господь помог. На будущее я бы посоветовал воздержаться от кредитов.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! После поездки к иконе "Неупиваемая Чаша" в Серпуховский монастырь я стала читать акафист этой иконе. Узнала, что читать нужно 40 дней. В молитве упоминала несколько имен страдающих недугом пьянства, в том числе и имя мужа моей подруги. Сейчас он стал еще больше пить, обстановка в семье накаленная. Что делать, продолжать читать акафист? Можно ли заочно получить благословение священника на чтение данного акафиста?

Ирина

Ирина, на чтение акафиста Вам нужно было взять благословение сразу, в храме. В этом случае Вы бы молились не надеясь только на свои силы, а с помощью Божией. Священник является проводником благодати Божией. Поэтому когда берут благословение, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа. Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Для этого Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника. Кроме того при личном общении Вы сможете задать батюшке все Ваши вопросы по поводу того, на что берете благословение. И священник посоветует, что будет полезно именно Вам. Через интернет можно дать только общий совет, но получить благодать, а также услышать от батюшки что-то конкретное можно только в храме.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Хотела бы почитать акафисты св. Ксении Петербургской, Петру и Февронии, Вере, Надежде Любви и их матери Софии, и "Умягчение злых сердец", в надежде, что молитвы помогут мне сохранить отношения с любимым. Но сомневаюсь, узнала, что на чтение акафистов нужно благословение! Скажите, правда это? Как Вы думаете, у меня есть шансы сохранить отношения с любимым и растопить его сердце, которое немного затуманилось и охладело ко мне? И с помощью каких молитв помочь любимому избавиться от прошлых воспоминаний, которые тяготят его душу, сердце, мысли и разум? Я вижу, как ему тяжело. Дай мне сил Боже! Простите, спаси Вас, Господи!

Наталия

Наташа, дорогая! Что же Вы акафисты превращает в любовный приворот, отдачи такой от них ждете?! А не стоит ли Вам рассказать о реальных проблемах с любимым, «про воспоминания» и т.п.? Может, лучше начать с анализа проблем? Кстати, я так понял, что у вас сожительство было, а не законный брак?

протоиерей Максим Хижий

Спасибо огромное за ваши ответы и спасибо тем, кто создал и следит за работой этого сайта. Помогите разобраться еще с одним вопросом. Я очень хочу исповедоваться и найти своего духовника, но я не знаю, что нужно для исповеди. Расскажите, пожалуйста, как происходит исповедь и как к ней готовиться, подробно. Спасибо.

Здравствуйте, Оля. К первой исповеди стоит не полениться и составить для себя конспект-шпаргалку. Не нужно описывать историю своей жизни, надо просто назвать своими именами те Ваши поступки, мысли, желания, которые тяготят совесть, противоречат Вашему мировоззрению, осуждаются Вами. Лучше всего для первой исповеди подойти к священнику и попросить его назначить Вам время для индивидуальной исповеди. Можно взять благословение на определенное правило подготовки к исповеди. Оно может включать в себя молитвенное чтение канонов, псалмов, молитв. Не лишним будет почитать пособие готовящимся к исповеди. Например, «В помощь кающемуся» святителя Игнатия (Брянчанинова) или «Опыт построения исповеди» отца Иоанна (Крестьянкина). Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! если нет возможности взять благословения на чтение акафиста (отсутствие церкви в поселке, а возможность выезжать в город появляется раз в год), можно ли у вас попросить его? И другой вопрос: почему необходимо брать благословение на чтение акафиста или выполнение молитвенного правила?

Ирина

Здравствуйте, Ирина! Прежде чем брать на себя какие-либо молитвенные правила, нужно посоветоваться со своим духовником или со священником, у которого Вы регулярно исповедуетесь. Оценив Вашу жизненную ситуацию и меру духовного преуспеяния, батюшка благословит (или не благословит) читать. Очень часто бывает, что человек берет на себя непосильное бремя, и в связи с этим у него возникают духовные проблемы. Если же молиться по послушанию и с благословения, то таких проблем можно избежать. Если в данный момент у Вас нет возможности попасть в храм, можно читать акафист, а когда будете в храме, скажите об этом батюшке и возьмите благословение. Поинтересуйтесь также, может быть, у вашего храма есть сайт в интернете, через который Вы могли бы общаться со священником между посещениями храма или есть возможность решить важные проблемы по телефону. Все-таки лучше общаться с тем священником, которому Вы знакомы, который Вас окормляет.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, скажите, пожалуйста,я курила очень долго, потом Бог миловал, я молилась, просила, и в один день после причастия бросила. Но случилось ужасное. Как-то, тоже после причастия, у меня был большой скандал, я очень сильно гневалась, и закурила, мало того, еще и хорошо выпила (очень сильно жалею и каюсь). После я покаялась и причастилась, но курить не перестала. Я очень виновата. Теперь так трудно вернуть то былое состояние. А ведь так легко было мне бросить, даже сама удивлялась. Как же быть? И еще, батюшка меня благословил на чтение молитвы Богородице на четках, чтение должно быть ежедневным? Спасибо за Вашу помощь.

Ангелина

Про то, как часто молиться и в каком количестве, лучше уточните у батюшки, который дал на это благословение. Что касается курения, то первый раз Вам Господь сделал подарок, а теперь придется «заработать» свободу от этой страсти. Старайтесь постепенно уменьшать количество выкуриваемых сигарет и молитесь о том, чтобы Господь дал Вам сил освободиться от этой страсти.

диакон Илья Кокин

1

Привычная картина наших дней — встреча архиерея (митрополита, Патриарха) с высокопоставленным лицом. Приветствия, улыбки, и президент (премьер-министр, спикер парламента) торжественно протягивает святителю свою десницу для рукопожатия...

А вот другая картина. Утреня. Священник, стоя на солее, возглашает: «Благословение Господне на вас» и осеняет прихожан крестным знамением. Бабушки-богомолки молитвенно складывают ладони и зачем-то прижимают их к груди, совершая неведомый ритуал.

И в первом, и во втором случае налицо явное непонимание того, как нужно относиться к священнослужителю и что такое священническое благословение. Всякий верующий человек считает непременным при встрече с батюшкой испросить у него пастырское благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.

Благословение имеет много значений. Первое из них — приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой благословляются у него. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.

Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.

Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.

Второй смысл священнического благословения — это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать ему руку.

Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас», «Благодать Господа нашего...», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук — ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно. Если же священник осеняет нас священным предметом: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.

Не следует подходить под благословение в неурочные моменты: когда иерей причащает, проходит по храму с каждением, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце Литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит, чтобы не вводить его в искушение. Слова «благословите, батюшка» всегда должны звучать для мирянина радостно и торже-ственно, и не надо превращать их в поговорку.

Как правильно креститься

Перекрестись, сынок, - негромко сказала женщина средних лет стоявшему рядом с ней подростку, когда священник с амвона осенил молящихся Евангелием. И тот вместе с матерью чинно и неторопливо начал осенять себя крестным знамением. "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа", - еле слышно шептали губы, а лицо мальчика приобрело при этом торжественно-благоговейное выражение.

Как отрадна такая картина! Но как, же часто, к сожалению, приходиться видеть иное - верующие люди, по многу лет ходящие в церковь, крестятся совершенно не правильно…

Один машет рукой вокруг себя, будто мух гоняет; другой сложил пальцы в щепотку, и кажется, что он не крестится, осыпает себя солью; третий - со всего размаху вбивает вбивает пальцы в лоб, словно гвозди. Что уж говорить о самой распространенной ошибке, когда руку не дотягивают до плеч, опуская где-то возле шеи. Этому невольно учат прихожан и некоторые батюшки, крестясь подобным образом.

Мелочь? Пустяки? Формальности? Нет, ни в коем случаи. Еще святитель Василий Великий писал: "В церкви все благообразно и по чину да бывает". Крестное знамение - видимое свидетельство нашей веры. Чтобы узнать, православный перед тобой или нет, надо просто попросить его перекрестится, а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще, все станет ясно. Да и вспомним евангельское: "Верный в малом и во многом верен" (Лк. 16,10). Сила крестного знамения необычайно велика. Многократно в Житиях Святых встречаются рассказ о том, как бесовские чары рассеивались от не однократного изображения на человеке Креста. Потому те, кто небрежно, суетливо и не внимательно крестится, попросту радует бесов.

В начале сложенные персты поставляются на лоб, для освящения ума; затем на чрево, в область солнечного сплетения - для освящения чувств; после этого - на правое, а за тем - на левое плече, освящая телесные силы. Опустив руку, совершаем небольшой поклон. Почему? Потому, что только что изобразили на себе Голгофский Крест, и поклоняемся ему. Кстати, еще одна распространенная ошибка - поклон одновременно с крестным знамением. Делать этого не следует.

Во многих старых учебниках Закона Божия при описаниях крестного знамения нижний конец Креста предлагается делать на груди. В таком случаи Крест получается перевернутым и невольно превращается в символ сатанистов.

Крестное знамение сопровождает верующего по всюду. Мы крестимся, вставая с постели и ложась спать, выходя на улицу и входя в храм; перед едой крестим пищу. Крест Христов освящает собой все и вся, и поэтому изображение его верующим на себе — спасительно и душеполезно.

Получить благословение от батюшки старается каждый православный христианин, порой, не раздумывая над самим действием и его благодатью. Благословение от священнослужителя - помазание, помощь и защита от Бога на жизнь христианина или какую-то определенную ситуацию.

Что такое благословение

Во время пребывания в храме, при чтении домашних молитв или встрече со священником христиане просят благословение, подразумевая под этим словом или действие что-то хорошее.

Будучи христианами, мы постоянно произносим «благословите», глубоко не вникая в смысл. Уже в первой главе Библии мы читаем, что Бог благословил Адама и Еву на плодотворную жизнь, на власть над всем земным творением.

Благословение мы получаем не от батюшки, а от самого Творца, это:

  • Божья сила;
  • Его защита;
  • помазание;
  • Божий покров.

Господь благословил Авраама, который прожил бездетным до 90 лет, многочисленным потомством, в число их входил и Иаков. Внук Авраама и сын Исаака он стал родоначальником 12 колен, из одного из них, Иудиного, родился Иисус, посланный на землю Сын Божий. Бог благословляет не только родителей, но и детей. Через возложение рук получил Иаков на свое первенство в роду. Иисус благословлял пищу и апостолов, Его приемники в дальнейшем также благословляли людей через рукоположение, передавая тем самым Божественную силу.

Важно! Благословляя христианина, священник раскрывает над ним благодать Божью , признавая главенство в той или иной ситуации самого Бога.

Благословение - молитва, единение со Всевышним и Святой Троицей, призыв Божественной силы в жизнь православного верующего. Верующие люди могут благословлять друг друга, вкладывая в смысл этого действия, призыв Божьей помощи в жизнь другого человека, подчеркивая при этом, что без помощи Бога все наши помыслы и стремления тщетны.

Читайте о духовной жизни:

Творец говорит нам через Святое писание, что Его Слово наполнено силой, несущей победу во все ситуации жизни христиан. В 28 главе Второзакония Господь по пунктам расписал виды благословений и условия их получения, там же расписано и предостережение, чтобы проклятия не пришли в нашу жизнь.

Помазание на дела, здоровье, семейную жизнь, полученные от Бога, обладают огромным потенциалом расти и размножаться. Это можно наблюдать в православных семьях, ведущих истинно правильный образ жизни. Благословляющий Бог дарует нам помазание через Своих служителей, батюшек, которые не являются посредниками между Богом и людьми, они те, кто стоит ближе всего к Творцу и умеет лучше других общаться с Ним.

Христианин, получивший благословение, должен его распространить, воздав хвалу Господу.

Благословение через священника

Благословляющий христианина батюшка символически совершает молитву, прошение перед Богом о даровании помазания на просимое.

При обращении к священнику со словами «Благословите», следует конкретизировать свою просьбу. Благословляет батюшка на различные ситуации в жизни, на дорогу или учебу, на операцию и другие ситуации.

Совет! Отправляясь в путь, перед принятием важного решения обратитесь к батюшке за благословением, которое станет залогом успешного решения вашей проблемы.

Церковный обряд проводится только в храме и при этом священнослужитель обязательно одет в рясу.

К священнику можно подойти под благословение только в храме

Крестное благословение, по определению святого праведного Иоанна Кронштадтского , обладает священнической силой. Оно является призыванием Божьей благодати на того, кто просит. Божественной благодатью восполняется и обновляется все вокруг, ее плоды можно увидеть в различных сферах:

  • плодородии земли;
  • изобилии жизни;
  • здоровье;
  • мире;
  • покое;
  • умножении веры;
  • правосудии и многих других областях.

Благословляющие молитвы - не магия, нельзя просить благословения:

  • на свадьбу, не имея жениха или невесты;
  • на работу, не имея приглашение на нее;
  • на рождение ребенка, пока не произошло зачатие;
  • на учебу в институте, пока нет зачисления.

Все нерешенные проблемы приносятся перед Господом в постоянных молитвах, постах, при глубоком раскаянии и покаянии.

Священник, узнав все подробности о вашей будущей работе, возможно, не даст Божественного разрешения или помазания, предчувствуя проблемы. Примите любое решение священника с благодарностью и покорностью, а не с раздражением и непониманием. Порой Сам Бог бережет Своих детей от ошибок.

Ранние христиане без благословляющей молитвы не начинали никакое дело, считая, что без этого обряда жизнь человека подвергается опасности во время путешествия, и начинания не будут успешными.

Важно! Благословляющая молитва от батюшки - сильнейшая защита, действующая в любом месте в любое время.

Перед тем, как обращаться к батюшке за благословением на свадьбу, службу в армии, дорогу или начинание нового дела, христиане вначале просят родителей благословить их, независимо от возраста и благополучия.

В монастырях не принято говорить «разрешите», в прошении всегда произносят «благословите», тем самым подчеркивая, что всякое дело отдается на суд Божий, и только Господь распоряжается, кому дарить благодать и защиту, а кого надо предостеречь от совершения ошибки.

Как просить благословение у священника

Лучшее место для получения благословения - храм. После богослужения можно подойти к священнику, если он не занят с другими прихожанами или священнослужителями, и попросить о благословляющей молитве. При этом открытые ладони накладываются одна на другую и протягиваются по направлению к батюшке.

Открытые ладони у батюшки при благословении

Открытые ладони показывают верность и покорность, безопасность и честность. В знак уважения к сану священнослужителя делается легкий полупоклон перед ним.

В зависимости от ситуации, священник может произнести «Бог Благословляет» и призвать Святую Троицу, произнеся «Во имя Отца, Сына и Духа Святого», или же коротко помолиться другой молитвой, накладывая на просящего знамение крестное. После получения благословляющей молитвы просящий своими открытыми ладонями берет батюшкину руку и слегка прикладывается к ней губами.

Целование руки - символ покорности и благодарения Всевышнему Богу через Его служителя. Простая цепочка, после поклона излагается просьба, на решение которой священник просит благодати у Бога, после чего совершается целование руки с поклоном, как знак благодарения.

Не все священники дают руку для целования, руководствуясь при этом своими личными отношениями с Богом, но обязательно накладывают свою ладонь на голову просящего, символизируя этим схождение Божьей благодати.

Читайте о православии:

Интересный факт, на который мало кто обращает внимание - пальцы священника сложены особым способом в виде имени Спасителя, Иисуса Христа, IC XC. Это буквосочетание показывает, что все происходящее подчинено воле Божьей.

В церковной иерархии вначале берут благословение у старшего по сану священнослужителя, а затем у всех остальных, если священников несколько. Можно получить благословение батюшки при встрече с ним на улице, даже если он одет не в церковное одеяние. «Благословите» может звучать, как приветствие или прощание.

Внимание! Важно помнить, что священник, в первую очередь, человек, у которого должна быть личная жизнь и не стоит за благословляющей молитвой подходить по несколько раз на день, поджидая батюшку в любое время в различных местах.

Как правильно брать благословение у священника