Меню
Бесплатно
Главная  /  Забота о себе  /  Чудеса русской архитектуры урок. При андрее боголюбском было создано одно из чудес русской архитектуры

Чудеса русской архитектуры урок. При андрее боголюбском было создано одно из чудес русской архитектуры

Конспект урока

Выполнение зарисовок храма, совмещая с пейзажем

Задачи урока

обучающие :

учить изображать:

Взгляд на форму

Восприятие геометрических тел, которые составляют основу всего разнообразия фигур,

Выполнять графитом и красками установленную цель

развивающие :

развивать:

Чувство прекрасного

Память и воображение

воспитывающие :

воспитывать:

Заинтересованность к изобразительном искусству, к пониманию зодчества

Внимание к живописи, духовности.

Оборудование

бумага, карандаши, ластик, краски, интерактивная доска, компьютер и рисунки.

Ход урока и закрепление материала

Вечно мои прадеды и деды

Плотниками были на Руси .

Не ни них ли с малолетства глядя ,

В руки брали сыновья топор .

Потому и мастерами дяди

Значатся в округе до сих пор .

Сколько обтесал отец мой бревен !

Вот они встают передо мной :

Друг за другом положить их вровень

Был бы опоясан шар земной .

Вечно мои прадеды и деды

Плотниками были на Руси .

Не ни них ли с малолетства глядя ,

В руки брали сыновья топор .

Потому и мастерами дяди

Значатся в округе до сих пор .

Сколько обтесал отец мой бревен !

Вот они встают передо мной :

Друг за другом положить их вровень

Был бы опоясан шар земной .

Нижняя Онега ( деревня Воемозеро )

Сейчас уже никто не сможет дать определенного объяснения, откуда прижилось зодчество: шатровые церкви, сходные с космическими ракетами; избы и дворы величиной с полпятиэтажки; серебристость осиновой «чешуи» - лемех на кровлях и главках. Что-то, конечно, развил строгий северный климат-хоть те же дома-дворы, где все, от жилья до конюшни, выстраивали под одну крышу для защиты от снега и мороза. Что-то, скорее всего, почерпнули в давние эпохи у соседей: кельтские храмы издали сходствуют с варяжскими ставкирками, а фантазирование шатра стараются оспаривать восточные народы. Каких бы мыслей мы бы не высказывали, всем этим типам строений не менее тысячи лет, и к примеру, основная София Новгородская, построенная в тот же год когда произошло главное событие в христианстве -Крещения Руси, была шатровым святилищем. Поднятые той светом, где природная история, эти строения столь же естественны, как окрестные, холмы, рощи и реки.

Семь красочных образцов:

- Погост и музей Кижи в Карелии – самая безупречная (Преображенская) и самая уцелевшая (Воскрешения Лазаря) деревянные храмы в России.

- Малые Карелы в близи Архангельска – самый значительный русский музей деревянного зодчества.

- Часовни Кенозерского национального парка – самый благоприятный для отдыха и экскурсий заповедник деревянной старины.

- Варзуга и другие селения Терского берега в Мурманской области – самые северные давние русские села.

- Кимжа и другие селения у реки Мезени – самая неделимая и истинная деревянная Русь.

- Сретенско-Михайловская церковь на месте сгинувшего селения Красная Ляга – самое заворожённое место.

Невский лесопарк под Петербургом – восстановленный храм Вытегорского погоста, самая крупная и сложная из уцелевших до XX века, но сгоревшая в 1960-е годы

(этюд Татьяны Лещенко)

Кенозеро, деревня Вершинино, Никольская часовня, точный возраст не доступен в источниках, но не секрет что она была за долго до 1846 года. Еще в самом начале XX отсутствовала колокольня,была пристроена позднее завершив весь образ. В 80-е годы XX века часовня пришла в упадок После создания Кенозерского Национального парка в 1991 году часовню реставрировали российские и норвежские реставраторы. Восстанавливали два года.

Часовня стоит на венце холма, откуда и пошло само название деревни.

(этюд Татьяны Лещенко)

Почозерский храмовый ансамбль XVIII - XIX , деревня Филипповская, Плесецкого района, Архангельской области. Уникальный храмовый комплекс, состоящий из двух церквей, Обретения Главы Иоанна Предтечии Происхождения Честных Дев Христовых, и колокольни. В 2001 году храмовй комплекс начали реставрировать. Эскиз проекта рестоврации был разработан архитектором Л.Ткаченко. Работа велась в течение восьми лет.

(этюд Татьяны Лещенко)

Каргопольский р - он , село Красная Ляга . Самая старинная церковь Каргопольского района Сретенско - Михайловская (1665) Имеет форму шатра . В 1894-1895 гг церковь была покрыта внешней обшивкой с эклектичным декором вологодскими мастерами . Церковь находится в плачевном состоянии на сегодняшний день , внутреннее убранство почти не сохранилось .

«Как мера и красота скажут» , которая выступает как генетическай код севернорусской культуры.

Это метафора берет свое начало в строительной терминологии русского деревянного зодчества. На Севере во множестве случаев церкви строились по инициативе крестьян,они зачастую были не только религиозными, но и общественными центрами. Крестьянский волостной мир для строительства церквей приглашал профессиональных мастеров – плотников. Строили храмы из дерева, а «деревянное дело» было у северян «за обычай». В порядных – своеобразных письменных заданиях – договорах на строительство, выполняющих роль юридического документа, подробно оговаривалось, какой должна быть быть церковь.

Это были своего рода словестные чертежи, где в качестве образцов приводились аналогичные постройки и формы. Получив представления о будущем строении, мастера должны были полагаться на свой опыт, чутье и вкус. Недаром в старинных договорах, которые заключались между мастером плотницкой артели и «миром» (крестьянами-заказчиками), обычно встречаются такие выражения: «делать по угожеству»

«рубить» как «пригож», « … а строить высотою, как мера и красота скажут».

При этом мы не должны забывать, что язык – один из важнейших кодов культуры. Язык – ее первоначальная, древняя основа, которая всегда стоит за любым культурным знаком, ибо все выраженное культурными текстами может быть выражено средствами языка.

Народная культура с ее календарем, предсказаниями, знамениями, приметами создает свою версию метафорической символики. Метафора как код культуры служит при выявлении эвристических научных гипотез, а в науке метафора – необходимое средство научного творчества. Практически всякое новое научное понятие появляется как некая метафора, становясь точным понятием лишь с течением времени.

Формируя культурное пространство, человек осуществлял свое понимание законов природы, видение мира через такие феномены, как храм и жилище. В культурном пространстве Русского Севера сформировался высокий статус крестьянского дома и храма.

«В храме сознательно воплощается образ Вселенной». Храм как наиболее обобщенный, семантически насыщенный образ мироздания занимал центральное место в сакральном пространстве северного крестьянского «мира» Нельзя забывать о том, что для человека организованное им жилое пространство – своеобразная модель окружающего мира. Храмы как символы мироздания господствуют в этом пространстве, жилище человека составляет второй план, хозяйственные постройки – третий.

Задание: выполнить изображение шатрового деревянного храма

Структура урока

    Организационный момент (1-2 мин.)

    Постановка целей, задач урока (2 мин)

    Объяснение урока нового материала (15-25 мин.)

    Закрепление нового материала (10-15 мин.)

    Подведение итогов урока (3-4 мин.)

    Окончание (1 мин.)

Содержание урока

Организационный момент

Здравствуйте! Пожалуйста, присаживайтесь

Постановка целей, задач урока

Сегодня мы начнем изучать Русскую архитектуру , а именно деревянное зодчество « Русского Севера », затроним так же храмы города Курска .

Объяснение нового материала

Понятие « русское деревянное зодчество» а так же «культура Русского Севера» , понятия обретшие вид своеобразной формулы. Оно вызывает ряд устойчивых ассоциаций – просторы, полноводные реки, леса, болота, своеобразная народная деревянная архитектура, отражающая приемы приспособления человека к суровому климату.

Методы и методические приемы

Словесные: беседа;

Наглядные: репродукции;

Практические: демонстрирование некоторых приемов в живописи и рисунке тематической композиции.

Оборудование занятия

Для учителя :

Для ученика :

Компьютер , книги , репродукции , плакаты .

Альбом , карандаши , краски , кисти , ластик , тетрадь для записей , ручка .

Схема оформления доски

    Тема урока

    Педагогический рисунок

    Пример композиции

Тема урока

« Русское деревянное зодчество »

Вид занятия

Рисование по памяти , по представлению

Тип урока

Комбинированный

Цели урока

    Образовательные

Научить формировать нравственности, эстетике, думать о прекрасном, об искусстве, понятие роли изобразительного искусства в жизни общества. Научиться проводить анализ произведения искусства с точки зрения построения изображения и соблюдения главных законов в рисунке и живописи.

    Развивающие

Развитие художественно-творчских способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности, развивать творческую фантазию.

    Воспитывающие

Воспитывать интерес к изобразительному искусству, к пониманию архитектуры, интерес к живописи, духовности


Россия - страна удивительно богатая достопримечательностями. Сегодня мы бы хотели рассказать о Спасо-Каменном монастыре , настоящей жемчужине русского зодчества. Основанный в 1260 году на крохотном острове на Кубенском острове, он считается одним из старейших монастырей Русского Севера.




Монастырь имеет свою непростую историю, он был возведен князем Глебом Васильковичем в память о чудесном спасении в шторм. Бушующие волны норовили поглотить судна князя и его бояр, но в последний момент на горизонте показался каменистый берег острова. Когда князь со своими подопечными ступил на землю, он был немало удивлен тем, что на крохотном острове ютились люди. Здесь проживали пустынножители, верующие-отшельники, которые посвятили свою жизнь проповеди христианской веры. Построить монастырь было для них непосильной задачей, и князь Глеб Василькович взял на себя сооружение монастыря.



Основание деревянного монастыря относят к 1260 году, постройку каменного здания - к 1481 году. Это была первая каменная постройка зодчих Русского Севера. За годы своего существования собор перенес годы расцвета и забвения. Стены его неоднократно страдали от пожаров, в годы советской власти в его помещениях пытались организовывать колонию для несовершеннолетних, разбирали стены на кирпич и даже пытались взрывать. Спустя годы, здания собора превратили в пункт приема свежей рыбы, поскольку ее добыча велась в озере в промышленных масштабах.



Сегодня Спасо-Каменный монастырь возрождается и снова функционирует. В основном восстановлением занимаются волонтеры, которые пытаются добиться государственной поддержки своей инициативы. Спасо-Каменный монастырь ныне действует, сюда начинают приезжать не только верующие, но и туристы, облюбовавшие живописный уголок.

«Архитектура» - 3. Градостроительство: Направлено на создание новых и реконструкцию старых городских районов. Архитектура. Основные виды архитектуры. 3. Арка. 2. Перекладина. Архитектура –. «Буквы» языка архитектуры. Система зданий и сооружений, организующих пространственную среду для жизни и деятельности людей. 1. Столб.

«Архитектура 19 века» - Выдающийся архитектор конструктивизма в XX в. – Ле Корбюзье, создатель «всемирного стиля». Дом Каса Батльо, Фасад. Эйфелева башня в Париже. Здание музея современного искусства Гуггенхейма в Нью-Йорке. Изысканные силуэты четырех башен завершаются декоративными крестами-шпилями. Дом Каса Батльо. Парк Гюэль.

«Архитектура 14-17 века» - Архитектура москвы в xiv-xvii веках. Живопись в xvii веке. Новые тенденции в русском искусстве xvi века. Была построена в 1505-1508гг. Шатровое зодчество москвы. Храм служил в качестве домовой церкви великих князей. Собор строился почти пять лет (1475-1479). Архитектура московского «нарышкинского» барокко.

«Памятники архитектуры» - Мухачёва, Храм Димитрия Ростовского. Краснооктябрьская 200, Заречное пожарное депо. Бийский Драматический театр, в прошлом Народный дом. Горно-Алтайская, Городской дворец культуры. Памятники федерального значения: В Бийске – 272 памятника архитектуры. Красноармейская 85, Александровский собор (Электропечь).

«Архитектура Казани» - У дома было доброе лицо, и дом всегда встречал меня приветом. Во время пожаров 1552, 1774, 1842 гг. выгорела почти вся Казань. В.Курашов Казань деревянная. 2006. Теперь кратко об истории издания. Здесь все не так, все трудно по-иному… Дерево является уникальным природным строительным материалом. Не составляла исключения и Казань.

«Архитектура барокко» - Интересуйтесь мировой культурой! Барокко в современной интерпретации. Петра в Риме. Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.

Тема урока: Русское деревянное зодчество

Тема рассчитана на два занятия в восьмом классе.
Цель урока: увидеть и понять духовное своеобразие русского деревянного зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов. Задачи:
    актуализировать знания о русском деревянном зодчестве; - познакомить с художественными и архитектурными особенностями русской рубленой церкви, на примере Кижских церквей; - продолжать формировать умения и навыки в работе с живописными материалами и бумажной пластике; - развивать пространственное мышление; - учиться видеть красоту в мудрой простоте русской рубленой церкви и выражать свои мысли и чувства при восприятии произведений русских зодчих и защите творческих работ; - способствовать воспитанию патриотизма, чувства прекрасного, чувства товарищества и взаимоподдержки.

Оборудование: Учителю:

    деревянная модель русской избы (конек, венец и т.д.); Слова-опоры – «топорная работа», «Русское деревянное зодчество», «истопка - истпка – истба- изба»; Схема шатрового храма; Компьютер и мультимедийная установка; Презентация с изображениями архитектурного ансамбля в Кижах, русских деревянных построек, старинной деревянной церкви в русской деревне; Литература о русском деревянном зодчестве; Запись русских народных песен.
Детям: бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти, бумажные коробки, баночки для воды, салфетки.
Ход урока: Учитель; - Доброе утро! Рада нашей встречи с вами. Тема нашего урока – «Топорная работа». (Название темы урока пока закрыто). Дети шушукаются Учитель -Что-то вас смущает? Дети: - Как понять – топорная работа? - Ведь топорная работа – это очень грубая, некрасивая работа. - Да просто тяп-ляп! Учитель: - Да, вы правы.
Коль помянуть хотим мы не добром Чистим его дела: топорная работа… Но есть в Кижах собор, он срублен топором И меркнет перед ним любая позолота!
Демонстрация презентации (Шатровая колокольня и церковь Преображения Господня, Покровская церковь, Часовня Михаила Архангела и др.) Так выразил свое восхищение поэт, а какое настроение возникает у вас при виде этого ансамбля? Дети:- сколько куполов! - Просто удивительно, неужели это - топорная работа!? - Церкви сейчас совсем не такие! - Как красиво! Сообщение учащегося о Кижах, сообщение составляется учащимся самостоятельно, и заранее проверяется учителем.

Например,можно использовать текст "Деревянная сказка" по Е.И. Осетрову "Живая Древняя Русь":

« Те, кто не бывал на Онеге, думают, что Кижи – это островок, случайно затерявшийся среди водных просторов. Знающие люди рассказывают, что на озере – ни много ни мало – 1650 островов. Глядя на ели и березы, отраженные в воде, на солнце, краснеющее в волнах, облака, проплывающие словно невесомые корабли, я вспоминал пейзажи Рериха, Нестерова, Писахова. Последний посвятил свою жизнь Русскому Северу, был живописцем и сказочником.

Плывем час…третий. Когда в дали показалась ажурная башня Гарницкого маяка, лодочник Савелий Васильевич сказал:

В Кижи теперь многие ездят. Такой красоты, как у нас, нигде нет.

Зримым подтверждением его словам на солнце заблестели золотистые главы Кижского погоста. Потом все было как во сне. Я прыгнул на глинистый берег и бегом побежал на встречу с деревянной сказкой, с чудом, что сотворили плотники-зодчие. Солнце умывалось за неровной кромкой бора… Что такое Кижи? Две многоглавые церкви, отделенные одна от другой колокольней. Все из дерева. Двадцать две главы Преображенского собора.

Множество, множество куполов, покрытых лемехами - резными пластинками из осины, что, переливаясь на солнце, кажутся золотыми. Над куполами вьются чайки, и вместе с белокрылыми птицами все здание устремляется вверх, в заоблачные выси.

Кто создал эту лесную и озерную сказку – Преображенский храм? Лодочник говорил просто и трогательно, его слова гармонировали с тихой ласковостью заонежских далей:

Долго плотники работали, щепу возами возили. Это глазом легко смотреть. Глаз-то он барин, а рука-работница. Главы были поставлены, и новехонькие стены закрасовались, как молодицы на гулянке; подошел к озеру мастер по имени Нестер. Плотники его окружили. Топор у Нестера был – загляденье. Во всем Заонежье такого топора не было. Люди говорили, что топор-то у Нестера заколдованный. Что же он, мастер, сделал? Поцеловал топор и бросил в озеро. Плотники зашумели, стали жалеть – можно ли такому орудию в воде пропадать? Нестер им в ответ: «Церковь поставили, какой не было, нет и больше не будет. И топору моему теперь место на дне. ».

Преображенская церковь – памятник русской воинской славе. Построена она в 1714 году, когда в Северной войне боевое счастье стало служить войскам Петра. Шведы постоянно опустошали озерный Русский Север. Избавление от всегдашней угрозы было радостным событием.

Впечатления о Преображенской церкви усиливает и высота здания, достигающая около 40 метров. Здесь нет фресок, простые бревенчатые стены создают ощущение домашнего покоя. Место фресок занимали иконы. Творения здешних художников простонародны, бесхитростны по композиции, голосисты по своим краскам.

По соседству с колокольней – Покровская церковь, опоясанная резным деревянным кружевом. Солнце уже высоко стоит над островом. Меняется освещение – меняются и Кижи. Мне трудно покидать этот сказочный мир.

Так что же такое Кижи? Кижи – завещание потомкам, наказ любить свою страну. Кижи – Это бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем».

Учитель: -

Кижи – не памятник, не крест,

Не храм и не природа.

И мне твердить не надоест –

Кижи - душа народа.

Да, Кижи – это изумительный по красоте музей русского деревянного зодчества, под открытым небом. Как хорошо, что нашлись такие люди, которые собрали и сохраняют памятники русского деревянного зодчества. Если бы каждый из нас на своем куске Земли сделал все, что мог, как прекрасна была бы наша земля!

И сегодня мы не только познакомимся с архитектурными и художественными особенностями русого деревянного зодчества, но и побываем в роли мастеров – зодчих, создадим свои маленькие Кижи!

Открываю тему урока – «Русское деревянное зодчество».

Вспомните, на уроках мы уже встречали с вами исконно русские деревянные постройки. Тогда эти предметы у меня в руках вам должны о чем-то говорить. Передаю разборный макет избы ученикам.

Дети: - Да, мы знакомились с зодчеством и в 4, и 5 классах.

Мы помним о русской избе, о древних образах и символах в народном искусстве.

Учитель: - Слово «Изба» - (словарь В.Даля) происходит от слова истопка – истпка - истба- изба.

Венец – от слова «венок», девушки на Руси носили венки на голове, а в избе венец не круглый, а квадратный.

Вот так складывались стены избы (демонстрирую на макете).

Концы бревен, выложенных четырехугольником, соединяют друг с другом с помощью специально вырубленных топором выемок-пазов.

Один такой ряд и назывался «венец». И строилась изба как венок, прочно переплетенные клались венцы один на другой.

Учитель: А этот предмет, о чем говорит? Показываю игрушечного коня.

Дети: прошлый год был годом белой лошади!

Учитель: А какое отношение это имеет к русскому деревянному зодчеству?

Дети: - Конек – это верхний стык двух скатов кровли. На Руси конь был всегда олицетворением силы, добра и красоты, символизировал солнце движущиеся по небу (слайд с изображением конька на крыше избы).

Учитель - молодцы, как хорошо все помните. С помощью топора, без единого гвоздя мастера научились рубить не только избы. Но и высокие красивые строения – терема, храмы, мельницы. Вокруг нашей школы сохранилось немало деревянных домов, каждый день вы проходите мимо них. Вы не замечали, многие из них украшены деревянной резьбой?

Дети: - Да, на нашей улице есть такой дом, он украшен резьбой и на крыше деревянный петушок. Это дом моей бабушки. Все прохожие останавливаются, любуются, радостно становится на душе!

Приятна вам эта красота?

Ученик: - Да, но жаль, что таких домов все меньше и меньше.

Учитель: - А не от нас ли это зависит?

Перенесемся мысленно на 600 лет назад и попытаемся представить себе, как безвестный русский плотник пришел в небольшой северный монастырь, понравилась ему его неброская красота, его покой и умиротворение.

Рисую мелом на доске - Заложил он сначала фундамент из валунов, потом срубил небольшую квадратную избу-клеть, с запада пристроил сени из теса, с востока - амбарную часть, перекрыл все двускатной кровлей. На среднюю, самую высокую часть строитель поставил маленькую луковичную главку с крестом.

И все. Церковь была готова.

Посмотрите, какая она? (слайд с изображением).

Дети:

Маленькая;

Скромная;

Убогая;

Неприметная;

Смахивает на амбар или крестьянскую избу, чем на «храм божий».

Учитель: - Да угловатая, на первый взгляд, рубленная русская изба – настоящий шедевр народного строительного искусства, основа деревянного зодчества.

Вглядитесь внимательно в этот древний неприметный храм. Попробуйте в простом - увидеть сложное, всмотреться в некрасивое и увидеть красивое, всмотреться в малое и увидеть великое!

Дети: - Если всмотреться, то, сколько в ней вкуса!

Какая точная соразмерность!

Какая-то особая духовность, которая присуща не ремеслу, но искусству.

Учитель: - Действительно, раньше храмы были похожи на избы. Пройдет еще немного времени и эта заземленность, будничность маленькой избушки исчезнет с переходом от клетского к шатровому зодчеству (демонстрация схемы шатрового храма).

Всмотритесь внимательнее, какие элементы деревянного зодчества вам знакомы?

Дети: - Внизу сруб как у русской избы!

Учитель: - Это четверик, а почему он так называется?

Дети: Потому, что основание из четырех бревен.

Учитель: В маленькой церквушке изба венчалась главкой, а здесь появляется новый элемент – называется он восьмерик. Почему его так назвали?

Дети: - В основе лежат восемь бревен.

Учитель: - Восьмерик обычно венчает шатер, и выше всех сияют главы. Внизу такое здание окружено гостеприимным крыльцом – гульбищем. (слайд с изображением шатрового храма)

Итак, из каких частей состоит конструкция шатрового храма?

Дети: - из гульбища, четверика, восьмерика, шатра и высоко на фоне голубого неба сияют купола!

Учитель: - Ну, чтож, если все понятно, настало время испытать себя в роли мастеров.

Сегодня, и на последующем уроке, мы создадим свои маленькие Кижи, используя предыдущий опыт работы в группах и опыт русских мастеров, знания, полученные на уроках. Творческое задание предлагаю выполнять в группах, по желанию или индивидуально. Можно использовать любые материалы.

Учащиеся делятся на группы.

Учитель: - Теперь, когда группы определились, скажите, в какой технике будет выполнена ваша творческая работа?

Дети:

Мы будем рисовать красками, будем художниками!

А мы будем зодчими, создадим макет церкви из бумаги.

Учитель: - Замечательно! Помните наши золотые правила коллективной работы. Завершив ее, проведете ее защиту.

Защиту готовят каждая группа, учитель оказывает помощь, предоставляя ученикам литературу о русском деревянном зодчестве.

Защита проекта I группы:

Дети:

Мы изобразили деревянную церковь красками, что бы передать красоту теплой цветовой гаммы дерева, исконно русского материала, так прекрасно гармонирующего с природой. Богатая узорочье украшений изб, церкви и даже маленькой мельницы похожа на ажурность, прозрачность северного леса. Лебединая песнь древнерусского деревянного зодчества, органически сочетают в себе многовековой опыт технических и художественных достижений прошлого и элементы архитектурных новаций. Единственный декоративный элемент – ажурный козырек, опоясывающий восьмерик, как бы выявляет и подчеркивает лаконичность объемного решения памятника. Нашей работой мы хотели показать, что русская церковь – это закономерное развитие древних, исконно русских архитектурно-строительных традиций, наиболее яркое и совершенное воплощение художественных вкусов, сложившиеся в народе.

Русская церковь как широкая привольная песня, что льется из глубины сердца, как радостный гимн во славу человека, могущества его рук, разума. Языком архитектурных форм она выражает гордую красоту, торжество над врагом.

Защита II группы:

Дети: - Наша группа работала над макетом. Это наши маленькие Кижи.

Мы, конечно, старались выполнить его в соответствии с архитектурными канонами русского деревянного зодчества, о которых узнали на уроке: вот церковь на низком и массивном четверике, высокий восьмерик венчает шатер. Рядом высокая шатровая колокольня, красивые пристенные церковные постройки. Но главное, очарованные красотой Кижей мы хотели предать духовное своеобразие русского деревянного зодчества и попытались хоть на короткое время представить себя среди суровой северной природы, в кругу мужественных и сильных людей рыбаков-поморов, охотников и лесорубов, плотников и поэтов. Наша церковь стоит также твердо и гордо, как закаленный в постоянной непрерывной борьбе с северной природой крестьянин. Высокий прямой восьмерик, как наш русский народ, который никогда не гнул спины над угнетателями.

Высокие шатры – это наш русский дух вольнолюбия, стремления к духовному и вечному. Мы своим макетом хотели подчеркнуть талантливость русского народа, его развитое чувство прекрасного, народа, который лишь топором мог совершить такое чудо. Остались безымянными древние мастера, но каждый из них оставил на своем куске земли чудо, которое уже много веков украшает нашу землю, нашу жизнь. И наша бы воля, мы поставили бы на Руси памятник топорных дел мастеру!

Учитель: - Спасибо ребята, вы сами подвели итог, отлично поработали на уроках. Я буду рада, если пробудила в вас желание сделать нашу жизнь чище, добрее, прекраснее!

Литература:

1.Кижи: Указ.лит. / Нац.б-ка Респ.Карелия; Сост.: Осипова Т.В., Терпугова Т.В.; Худож. Калюков И.К. - Петрозаводск: РИО Комиздат РК, 1995

2. Дивный остров Кижи. Научно-популярное издание для юношества / сост. Д.Н. Москин., Петрозаводск: ПетроПресс, 2005.

3. Трифонова Л.В. Декоративно-прикладное искусство Пудожья и Заонежья в собрании музея «Кижи», Петрозаводск, 2004.

Электронные ресурсы:


Материал скачан с сайта - Интернет-сообщества учителей

Слайд 2

С тех пор как наши далёкие предки впервые сплели две ветки, чтобы соорудить убежище, архитекторами и строителями было возведено бесчисленное количество зданий. Многие тысячи строений дожили до наших дней. Зачастую это были культовые сооружения. Их строительство всегда было сопряжено с исключительной духовный и эмоциональной самоотдачей архитекторов и мастеров, их творения удачно вырисовывались на фоне живописных ландшафтов. Порой здание и местности составляют столь гармоничное сочетание, что оно выходит за рамки какой-то конкретно религии.

Слайд 3

Мерцающий белый мрамор Тадж-Махала хранит память о любви мужчины и женщины. Его симметрия и утонченность подобны совершенной жемчужине на фоне лазурного неба. Это не только самый известный мавзолей, но и одно из самых прекрасных сооружений на земле

Слайд 4

Влияние этого колоссального храма на христианское и мусульманское зодчество трудно переоценить.

Святая София: Византийское чудо

Слайд 5

Мон-Сен-Мишель

Скалистый остров с его готическим монастырём и церковью -это архитектурное чудо и древнейший религиозный центр Франции.

Слайд 6

3300 лет хранила свои секреты гробница Тутанхамона в египетской Долине царей. Найденный в ней богатейший золотой клад потряс воображение людей во всём мире, что принесло всемирную славу человеку, который её открыл.

Гробница Тутанхамона

Слайд 7

Евреи, христиане и мусульмане заполняют древние улицы Иерусалима, города-символа их общего наследия и центра яростной борьбы.

Иерусалим: город, избранный Богом.

Слайд 8

Этот легендарный город, возникший на пересечении древних торговых путей Средней Азии, более 2000 лет притягивал поэтов, паломников и грабителей. Когда солнечный свет играет на изысканно украшенных мечетях и минаретах города, он сверкает, как огромный золотой маяк.