Меню
Бесплатно
Главная  /   Молитвы, Медитации  /  Чудотворная православная икона святой арсений. О чем молятся перед иконой святого арсения Преподобный арсений

Чудотворная православная икона святой арсений. О чем молятся перед иконой святого арсения Преподобный арсений

На русской православной иконе святого Арсения мы видим благообразного седовласого и седобородого старца, с милосердным и добрым взглядом. В левой руке преподобный св Арсений держит Евангелие, а на некоторых списках — свиток, а правая рука поднята в благословляющем жесте. Был он римским гражданином, который получил безупречное для своего времени образование и, вместе с тем, отличался незаурядным умом и способностями, позволявшими ему иметь свое собственное суждение. Свою святость и звание Великий он заслужил еще при жизни своей тяжелым иноческим трудом и подвигами. 50 лет провел святой в удалении от людей, храня обет молчания.

Особое почитание православная икона получает в день памяти преподобного — 8 мая в православии, 19 июля — в католицизме. Существуют различные варианты написания христианской иконы Святого Арсения Великого: в полный рост и погрудно.

Кому и чем поможет икона св Арсений Великий

До наших дней дошло предание, что слезы святого Арсения имели могучую чудотворную силу. Памятуя об образе жизни святого и его подвигах во имя Господа, к православной иконе приходят просить смирения, укрепления в вере, о даровании душевного покоя и равновесия душам верующих, которые по какой-либо причине находятся в смятении. Подвиг молчания и отрешения от мирской суеты делает чудотворную икону свт Арсения неким символом, напоминающим православным христианам, что иногда для обретения твердости веры и ясности собственных мыслей просто необходимо, хотя бы на краткое время, остаться наедине с собой и в молчании погрузиться в собственные мысли дабы найти Бога внутри себя. Также святую икону дарят мужчинам, носящим это имя, поскольку святой считается их покровителем.

Где купить икону Святой Арсений Великий

В сегодняшний век технологического прогресса купить икону Святой Арсений Великий не представляет никакого труда. Это можно сделать в традиционной православной лавке при храме или церкви, а можно и через интернет. Множество православных интернет-магазинов предложат на выбор огромное количество икон, для создания которых использованы самые разнообразные материалы. Любой верующий сможет найти и купить икону св Арсения сообразно своему вкусу. Здесь представлены иконы на холсте, из дерева, из мельчайшей янтарной крошки, из меди с добавлением позолоты и серебра, вышитые на ткани бисером.

Церковный календарь, в народе называемый святцы - это огромная книга памяти, в которой бережно собраны имена и церковные чины чтимых нашей верой святых. Почитая своего личного покровителя, мы не только просим у неба защиты, но и приобщаемся к двум тысячелетиям церковных подвигов, вознося благодарность всем посвятившим себя, а то и отдавшим собственную жизнь ради славы Христовой.

Церковное имя: Арсений

Когда же праздновать - неужели в каждый из этих дней? Нет! Если рождение мальчика выпало на одну из перечисленных дат, это и будет его день ангела. Если нет, нужно выбирать дату, расположенную в календаре ближе всего ко дню его рождения, и считать именно ее именинами Арсена.

Церковная форма имени и ее происхождение

Более подробно о самых известных святых, носящих имя Арсений

  1. Преподобный Печерский (Трудолюбивый). Этот святой жил, не покладая рук: ни один монах не видел его праздно сидящим, он либо исполнял молитву, либо занимался монастырским послушанием. Своими стараниями, а также благодаря строгому посту, он снискал Божью благодать в виде дара чудотворения.
  2. Арсений Комельский. Вырос в знатном роду, но вскоре стал монахом и начал исповедовать отречение от всех мирских благ, в том числе строгий пост. Стал игуменом, но позже ушел в Комельский лес, где проводил свои дни в безмолвной молитве. Известно, что этот инок молитвой мог усмирить любого дикого зверя.
  3. Арсений Новгородский, Христа ради юродивый. Родился в городе Ржеве, сначала носил имя Амвросий, занимался выделкой кожи. Мать заставила его жениться, но спустя некоторое время он покинул дом и супругу, отправился в Новгород, где принял монашеский постриг и основал обитель. Там он всячески умерщвлял свою плоть (в том числе носил под ветхой одеждой вериги, железные цепи), слезно молился. Получил от Господа дар прозорливости.

А в конце предлагаем узнать о житие самого известного святого, носящего это имя - Арсения Великого, преподобного. Этот юноша из благородной римской семьи прославил себя иноческим подвигом и безмолвием (хотя все многочисленные паломники получали и его благословение, и мудрый совет):

Житие преподобного Арсения Великого

Ро-дил-ся в 354 г. в Ри-ме, в бла-го-че-сти-вой хри-сти-ан-ской се-мье, дав-шей ему хо-ро-шее вос-пи-та-ние и об-ра-зо-ва-ние. Изу-чил со-чи-не-ния всех ри-то-ров и фило-со-фов и хо-ро-шо знал как гре-че-ский, так и ла-тин-ский язы-ки, од-на-ко оста-вил су-ет-ную жизнь мир-скую и пре-не-брег ел-лин-ским лю-бо-муд-ри-ем, по-свя-щая се-бя на слу-же-ние Бо-гу. Ко-гда он всту-пил в чис-ло кли-ри-ков од-ной из рим-ских церк-вей, то был воз-ве-ден в сан диа-ко-на.

Им-пе-ра-тор Фе-о-до-сий (379-395 гг.), пра-вив-ший в то вре-мя Во-сточ-ной по-ло-ви-ной Рим-ской им-пе-рии, ис-кал для сво-их сы-но-вей Ар-ка-дия и Го-но-рия учи-те-ля, ко-то-рый на-учил бы их и фило-со-фии, и бо-же-ствен-ной муд-ро-сти не толь-ко сло-вом, но и при-ме-ром сво-ей доб-ро-де-тель-ной жиз-ни. Услы-шав об об-ра-зо-ван-но-сти и бла-го-че-стии диа-ко-на Ар-се-ния, он по-ру-чил ему вос-пи-та-ние сво-их сы-но-вей. Про-тив во-ли, но с усер-ди-ем за-нял-ся пре-по-доб-ный об-ра-зо-ва-ни-ем юно-шей. Од-на-ко вы-со-кий по-чет, ко-то-рым он был окру-жен, тя-го-тил его дух, стре-мив-ший-ся к слу-же-нию Бо-гу в без-мол-вии ино-че-ской жиз-ни. Пре-по-доб-ный Ар-се-ний стал со сле-за-ми мо-лить-ся Бо-гу, чтобы Он на-пра-вил его на путь спа-си-тель-ный. И од-на-жды услы-шал свы-ше го-лос, го-во-рив-ший: «Ар-се-ний! Бе-ги от лю-дей, и ты спа-сешь-ся». То-гда, сняв с се-бя рос-кош-ные одеж-ды и на-дев стран-ни-че-скую, он тай-но ушел из двор-ца, сел на ко-рабль и от-плыл в Алек-сан-дрию, от-ку-да немед-лен-но по-спе-шил в скит-скую пу-сты-ню.

Про-хо-дя по-слу-ша-ние под ру-ко-вод-ством пре-по-доб-но-го ав-вы Иоан-на Ко-ло-ва (па-мять 9/22 но-яб-ря), пре-по-доб-ный Ар-се-ний вско-ре пре-взо-шел в по-движ-ни-че-стве мно-гих от-цов-пу-стын-ни-ков. Ко-гда он опять мо-лил-ся, чтобы Гос-подь на-учил его спа-стись, то в от-вет на это был го-лос с неба, го-во-рив-ший: «Ар-се-ний! Скры-вай-ся от лю-дей и пре-бы-вай в мол-ча-нии, это ко-рень доб-ро-де-те-ли». С тех пор пре-по-доб-ный Ар-се-ний по-се-лил-ся вне ски-та, в уеди-нен-ной кел-лии, при-няв по-двиг без-мол-вия, при-хо-дя в цер-ковь толь-ко в празд-нич-ные и вос-крес-ные дни, ни с кем не бе-се-до-вал, со-блю-дая пол-ное мол-ча-ние. Ко-гда ино-ки, под-ви-зав-ши-е-ся в скит-ской пу-стыне, спра-ши-ва-ли его, по-че-му он скры-ва-ет-ся да-же от них, свя-той от-ве-чал «Зна-ет Бог, как я люб-лю вас, но я не мо-гу пре-бы-вать од-новре-мен-но и с Бо-гом, и с людь-ми, по-то-му что на небе, хо-тя и очень мно-го выш-них сил - ты-ся-чи ты-сяч или де-сят-ков ты-сяч, но все они име-ют од-ну во-лю и по-то-му еди-но-душ-но сла-вят Бо-га, но на зем-ле мно-го воль че-ло-ве-че-ских, и у каж-до-го че-ло-ве-ка свои мыс-ли; каж-дый из нас име-ет раз-лич-ные на-ме-ре-ния и мыс-ли, и по-то-му я не мо-гу, оста-вив Бо-га, жить с людь-ми». Пре-по-доб-ный Ар-се-ний го-во-рил о се-бе, что он ни в чем не нуж-да-ет-ся, по-то-му что он умер для ми-ра; пусть ни-кто не счи-та-ет его бо-лее жи-вым (то есть жи-ву-щим для ми-ра).

Один стран-ству-ю-щий инок, по-се-тив пре-по-доб-но-го, не услы-шал от него ни од-но-го сло-ва, а ко-гда при-шел к пре-по-доб-но-му Мо-и-сею (па-мять 28 ав-гу-ста/10 сен-тяб-ря), то тот при-нял его с ра-до-стью, пред-ло-жил от-дох-нуть и под-кре-пить-ся пи-щею, и инок при-знал луч-шим пре-по-доб-но-го Мо-и-сея, ока-зав-шим ему боль-шую лю-бовь. Дру-гой инок, узнав об этом, стал мо-лить-ся к Бо-гу, го-во-ря так: «Гос-по-ди! Ска-жи мне, кто из них бо-лее со-вер-шен и за-слу-жи-ва-ет боль-шей бла-го-да-ти Тво-ей: тот ли, кто скры-ва-ет-ся от лю-дей ра-ди Те-бя, или тот, кто при-ни-ма-ет всех так-же ра-ди Те-бя?» И в от-вет на мо-лит-ву свою этот лю-бо-муд-рый инок имел сле-ду-ю-щее ви-де-ние. Ему пред-ста-ви-лись два ко-раб-ля, плыв-шие по ка-кой-то очень боль-шой ре-ке, в од-ном ко-раб-ле на-хо-дил-ся пре-по-доб-ный Ар-се-ний, и Дух Бо-жий управ-лял ко-раб-лем его, со-блю-дая его в ве-ли-кой ти-шине, в дру-гом был пре-по-доб-ный Мо-и-сей, ко-раб-лем же его управ-ля-ли Ан-ге-лы Бо-жии, вла-гав-шие мед в уста Мо-и-сея. Об этом ви-де-нии инок тот рас-ска-зал дру-гим, бо-лее опыт-ным по-движ-ни-кам, и все на-шли, что бо-лее со-вер-шен пре-по-доб-ный Ар-се-ний, пре-бы-ва-ю-щий в мол-ча-нии, неже-ли пре-по-доб-ный Мо-и-сей, при-ни-ма-ю-щий стран-ни-ков, по-то-му что с пер-вым пре-бы-вал Сам Бог, а со вто-рым же бы-ли толь-ко свя-тые Ан-ге-лы.

Пре-по-доб-ный Ар-се-ний про-дол-жал пре-бы-вать в без-мол-вии, все бо-лее и бо-лее углуб-ля-ясь в бо-го-мыс-лии. Он пы-лал столь силь-ной лю-бо-вью к Бо-гу, что по-сто-ян-но был как бы в огне по при-чине сво-их пла-мен-ных мо-литв. Пре-по-доб-ный не все-гда под-ви-зал-ся на од-ном и том же ме-сте, но ино-гда пе-ре-се-лял-ся из скит-ской пу-сты-ни в бо-лее уеди-нен-ные и без-молв-ные ме-ста, уда-ля-ясь от при-хо-дя-щих для бе-се-ды лю-дей, так как они на-ру-ша-ли по-кой его ду-шев-ный.

Пре-по-доб-ный Ар-се-ний учил: «Есть мно-го та-ких лю-дей, ко-то-рые вся-че-ски ста-ра-ют-ся со-блю-дать чи-сто-ту те-лес-ную и для это-го умерщ-вля-ют те-ло свое по-стом, бде-ни-ем и мно-ги-ми тру-да-ми; но ма-ло та-ких, ко-то-рые рев-ни-во обе-ре-га-ют ду-шу свою от гре-ха тще-сла-вия, гор-до-сти, среб-ро-лю-бия, за-ви-сти, бра-то-не-на-ви-де-ния, гне-ва, па-мя-то-зло-бия, осуж-де-ния. Та-ко-вые сна-ру-жи чи-сты те-лом, но ду-ша их гряз-на, они по-доб-ны гро-бам, сна-ру-жи разу-кра-шен-ным, внут-ри же пол-ным ко-стей смер-дя-щих. Бла-жен тот, кто ста-ра-ет-ся со-хра-нить от сквер-ны как те-ло, так и ду-шу свою, ис-тин-но бла-жен-ны чи-стые серд-цем (а не толь-ко те-лом), по-то-му что они Бо-га узрят».

О се-бе ве-ли-кий ав-ва ча-сто го-во-рил та-кие сло-ва: «Ар-се-ний! Для че-го ты сю-да при-шел? Ты при-шел сю-да не для от-ды-ха а для тру-дов, не для ле-но-сти, а для по-дви-га. Под-ви-зай-ся же, тру-дись и не ле-нись». Ча-сто го-во-рил так-же пре-по-доб-ный и та-кие сло-ва: «Мно-го раз я со-жа-лел о сло-вах, ко-то-рые про-из-но-си-ли уста мои, но о мол-ча-нии я не жа-лел ни-ко-гда». Стя-жал бла-жен-ный Ар-се-ний и дар бла-го-дат-ных слез.

Ве-ли-кий по-движ-ник и без-молв-ник про-вел 50 лет в ино-че-ских тру-дах и по-дви-гах, по-стом и мо-лит-вой бла-го-уго-ждая Бо-гу. В ски-те про-был со-рок лет, де-сять лет жил на ме-сте, на-зы-вав-шем-ся Тро-гин, око-ло Ва-ви-ло-на, на-про-тив го-ро-да Мем-фи-са; за-тем пре-по-доб-ный про-был три го-да в Ка-но-пе, близ Алек-сан-дрии и в неко-то-рых дру-гих пу-стын-ных ме-стах, так что ни-кто не знал его об-ра-за жиз-ни, по-том сно-ва воз-вра-тил-ся в Тро-гин, про-жил там два го-да и там же по-чил о Гос-по-де в воз-расте 95 лет в 449 г. или в на-ча-ле 450 г., за-слу-жив от совре-мен-ни-ков на-зва-ние Ве-ли-ко-го.

Молитвы

Тропарь преподобному Арсению Великому, глас 8

Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Арсе́ние о́тче наш.// Моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню и из глубины стенаниями плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Арсений, отче наш; моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак преподобному Арсению Великому, глас 3

От Ри́ма возсия́л еси́, я́коже со́лнце вели́кое/ и к Ца́рскому гра́ду дости́гл еси́, преблаже́нне,/ словесы́ твои́ми просвеща́я сего́ и де́лы,/ вся́ку неразу́мия мглу отгоня́./ Сего́ ра́ди тя почита́ем,// отце́в сла́во, Арсе́ние преподо́бне.

Перевод: Из Рима воссиял ты, как великое солнце и достиг Царского города (Константинополя), преблаженный, словами твоими и делами просвещая его, всякий мрак неразумия разгоняя. Потому почитаем тебя, слава отцов, Арсений .

Молитва преподобному Арсению Великому

О, свяще́нная главо́, земны́й А́нгеле, Небе́сный челове́че, безмо́лвия рачи́телю, молча́ния люби́телю, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Арсе́ние, припа́даем ти и мо́лимся: помоли́ся ко Го́споду, Бо́гу и Спа́су на́шему Иису́су Христу́, да да́рует нам, гре́шным и недосто́йным рабо́м Свои́м, вся ко спасе́нию душе́вному благопотре́бныя да́ры Своя́: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, блаточе́стие непоколеби́мое, любому́дрие христопосле́довательное, и вся доброде́тели, во святе́м Ева́нгелии Им запове́данныя: да бу́дем подража́тели твоего́ благоуго́днаго жития́ и вку́пе с тобо́ю сподо́бимся спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́дити. Ей, уго́дниче Бо́жий, не пре́зри нас, но помози́ нам, Небе́сным предста́тельством твои́м, благоче́стно житие́ вре́менное сконча́ти, кончи́ну благу́ю, ми́рную и непосты́дную стяжа́ти, и блаже́нства ра́йскаго удосто́итися: да просла́вим человеколю́бие и щедро́ты в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и твое́ свято́е заступле́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Кондак 1

Избранный угодниче Божий, пресветлый путыни светильниче, и богомудрый монахов наставниче, преподобне отче наш Арсение! Со ангелы предстояй триипостасному Богу, и стяжавый к нему дерзновение многое, молися выну о спасении нас грешных, и молитвами твоими от всяких бед свобождай зовущих ти:

Икос 1

Ангела во плоти и человека небеснаго вемы тя, преподобне отче Арсение. Ты бо чистотою и святостию жития твоего, безплотным силам поревновал еси, и земнородных удивил еси, являя всем дивный образ в себе совершенства духовнаго. Темже восхваляем тя и глаголем:

Радуйся, ветхаго Рима святое прозябение:

радуйся, родителей благочестивых пречестная отрасль.

Радуйся, от младости на подвиги духовныя предъизбранный:

радуйся, от юности единаго Бога всем сердцем возлюбивый.

Радуйся, премудрости земной добре обученный:

радуйся, премудростию небесною одаренный.

Радуйся, закон Христов на скрижалехъ сердца твоего начертавый:

радуйся, во всех оправданиих господних непорочно ходивый.

Радуйся, страхом Божиим огражденный:

радуйся, ритор и богослов изрядный бывый.

Радуйся, целомудрие души и тела невредимо сохранивый:

радуйся, свято и богоугодно на земли поживый.

Радуйся, Арсение великий пустынножителю.

Кондак 2

Видев сердцеведец Господь, непорочную чистоту души твоея, отче Арсение, во диакона святыя римския церкве тя постави, да служиши пречистым и животворящим Христовым тайнам, и, яко достойный сосуд Божией благодати, возносиши молитвы соборныя за вся люди, воспевая пресвятей троице: Аллилуия.

Икос 2

Разума Божественнаго преисполнен был еси, Арсение богомудре, яко не быти равному тебе в премудрости и благочестии во всем царствии римстем. Темже царь Феодосий в наставника сыновом своим аркадию и онорию тя избра, сим подвизая и нас звати тебе:

Радуйся, от запада к востоку пришедый светити людем богомудрием твоим:

радуйся, от ветхаго Рима в новый Рим преселивыйся на новыя подвиги духовныя.

Радуйся, царей наставниче и учителю:

радуйся, владык земных к царствию горнему руководителю.

Радуйся, при дворе царстем подвижничеству о Христе прилежавый:

радуйся, дни на учение, нощи же на молитву посвящавый.

Радуйся, от царя Феодосия зело любим и почитаем бывый:

радуйся, отцем царя и сыновей его нареченный.

Радуйся, саном сенаторским почтенный:

радуйся, во славе царствия земнаго смирения святаго преисполенный.

Радуйся, молитвы усердныя к Богу возсылавый:

радуйся, коленопреклонения многия совершавый.

Кондак 3

Силою Божиею укреплен, отче преподобне, возжелал еси в безмолвии пустыннем работати Господеви, вину же восприем гнев на тя царевича аркадия, умыслил еси тайно оставити двор царский, и скрытися в пустыни, да невозбранно возможеши воспевати Богу серафимскую песнь: Аллилуия.

Икос 3

Имея желание велие спасти душу твою, отче Арсение, молился еси Богу, да укажет тебе путь правый ко спаcению, и услышал еси глас небесный, глаголющь тебе: "Арсение, бегай от человеков, и спасешися!" Темже от двора царскаго тайно изшел еси, в худыя ризы облеченный, и в пустыню скитскую пришел еси, прося отцев пустынных, да сотворят тя иноком. О сем тя славяще зовем:

Радуйся, от Самого Господа тайно наученный подвижничеству духовному:

радуйся, гласом небесным наставленный безмолвствовати душеспасительно.

Радуйся, дом царский оставивый, да царствие горнее унаследиши:

радуйся, всю славу мира сего презревый, да славу вечную небесную получиши.

Радуйся, един единому Христу в пустыни работати возжелавый:

радуйся, святый ангельский образ усердно себе просивый.

Радуйся, от великаго Иоанна Колова во смирении дивно искушенный:

радуйся, смирение нелицемерное во искушении том показавый.

Радуйся, пострижение во иночество от рук его святых восприявый:

радуйся, от него предъуведенный, яко инок благоискусен будеши.

Радуйся, в безмолвии пустыннем добре подвизавыйся:

радуйся, в посте и молитвах неослабно пребывавый.

Радуйся, Арсение, великий пустынножителю.

Кондак 4

Бури страстей избежав, отче Арсение, в пристань благодатнаго безстрастия достигл еси, и в пустыне скитстей равноангельно пожил еси, Богом наставляемь к безмолвию совершенному, дивным житием твоим удивлял еси вся отцы пустынныя, и подвизал еси их славити Бога и пети ему: Аллилуия.

Икос 4

Слышав паки глас небесный: «Арсение, бежи от человек и в молчании буди: ибо сие есть корень безгрешия», - в пустыню глубочайшую удалился еси, преподобне, и молчанием уста твоя заключил еси, избегая бесед человечестких, да выну беседуеши с Богом в сердце твоем. Сего ради и мы вопием к тебе:

Радуйся, высото безмолвия, удобовосходимая точию избранными из избранных:

радуйся, глубино смирения, удостоенная благоволения Божия.

Радуйся, прозорливче дивный, древним пророком уподобивыйся:

радуйся, дара предведения преисполненный.

Радуйся, бегавый от людей, да не разлучишися с Богом:

радуйся, молчавый устами, да не престанеши вопия ко Господу в сердце твоем.

Радуйся, истинный Христов угоданиче, вся заповеди Его верно совершивый:

радуйся, о Христе вся ближния твоя искренно любивый.

Радуйся, правило иноческаго безмолвнаго жития:

радуйся, образе совершенства духовнаго.

Радуйся, о нем же удивишася ангели:

радуйся, о нем же Бога славят человецы.

Радуйся, Арсение, великий пустынножителю.

Кондак 5

Богоприятный источник слез молитвенных, очи твои источаху, преподобне отче, и толико умиления божественнаго преисполнен был еси, яко плакати тебе выну при молитвах твоих. Темже и нас поучаеши примером твоим со слезами молитися Богу, и пети Ему во умилении сердечнем: Аллилуия.

Икос 5

Виден был еси весь огнезрачен, на молитве предстоя, серафимскою любовию ко Господу объятый, и богомыслием высоким от земли к небесным возносимый, отче Арсение. Дивящеся убо сему начатку славы твоея, ублажаем тя благохвалении сими:

Радуйся, пустыни скитския духовное украшение:

радуйся, Египта славо и похвало.

Радуйся, державо безмолвия:

радуйся, мира Христова обитель.

Радуйся, слез источниче неоскудный:

радуйся, молитв благоухающее кадило.

Радуйся, псалмопения органе прекрасный:

радуйся, терпения столпе непоколебимый.

Радуйся, праздность душевредную возненавидевый:

радуйся, руками твоима кошницы сплетавый.

Радуйся, молитвою непрестанною с Богом выну беседовавый:

радуйся, видения небесныя тайно созерцавый.

Радуйся, Арсение, великий пустынножителю.

Кондак 6

Проповедник был еси душеспасительный, отче Арсение, всем к тебе приходившим, молчанием твоим поучавый паче риторскаго благословения вся верныя, видевшыя в тебе совершеннаго о Христе подвижника, сильнаго пред Богом и людьми, егоже лице, яко лице ангела Божия, светом небесным сияше. Темже и вопияху прославльшему тя Богу: Аллилуия.

Икос 6

Возсияв великими добродетельми твоими в пустыни скитстей, яко солнце пресветлое, отче Арсение, весь мир озарил еси славою твоих подвигов, и твоего безмолвнаго жития, иже во образ всем безмолником от Бога дадеся, и в правило известное ко спасению. Темже присно тя славяще вопием:

Радуйся, заповедей Христовых верный исполнителю:

радуйся, примером твоим богомудрию совершенному люди научивый.

Радуйся, ангельское житие на земли показавый:

радуйся, святую Христову церковь подвигами твоими благоукрасивый.

Радуйся, возшедый на верх добродетелей христианских:

радуйся, нисшедый во глубину смирения святаго.

Радуйся, добрый делателю винограда небеснаго:

радуйся, сладкия плоды Христу принесый.

Радуйся, разсуждение духовное стяжавый:

радуйся, богомыслие молитвенное возлюбивый.

Радуйся, пустыннолюбивая горлце, предтече подобящаяся:

радуйся, сосуде Господень, Дарами Святаго Духа преисполненный.

Радуйся, Арсение, великий пустынножителю.

Кондак 7

Хотя Господь явити отцем пустынным твоего, отче Арсение, безмолвнаго жития совершенство, показа единому от них в видении, како корабль твой в велицем безмолвии не человеки и не ангелы, а Самим Господом управляется: и тако всем ведомо сотворися, яко бегая от человеков с Богом соединился еси, зовый Ему: Аллилуия.

Икос 7

Ново и дивно бысть житие твое, преподобне отче, в молчании и безмолвии крайнем проводимое тобою в пустыни скитстей: дивны бяху и бдения твоя всенощныя, в нихже, воздев горе руце твои на заходе солнца, стоял еси тако моляся, дондеже солнце восхождаше. О сем удивляющеся, вопием ти сице:

Радуйся, преподобне, пустыню безплодную духовно оплодотворивый:

радуйся, богоносе, от Египта добродетельми твоими всему миру возсиявый.

Радуйся, отче, отцев красото:

радуйся, пустынножителей богомудрая доброто.

Радуйся, нищеты рачителю:

радуйся, ангелов собеседниче.

Радуйся, видений божественных тайнозрителю:

радуйся, яко тебе безвестная и тайная Бог явил есть.

Радуйся, яко тобою мнози ко спасению наставлени быша:

радуйся, яко тобою заблуждающиися путь правый обретоша.

Радуйся, светилниче, сияющий богомудрия лучами:

радуйся, реко многоводная учения божественнаго.

Радуйся, Арсение, великий пустынножителю.

Кондак 8

Странническое на земли житие возлюбил еси, отче Арсение, не имый зде пребывающаго града, но грядущаго, Иерусалима небеснаго, выну взыскуяй, преходил еси от места на место в пустыни скита египетскаго, и тако, яко безплотный, нищетно и безмолвно пребывал еси, взывая ко Господу: Аллилуия.

Икос 8

Весь ум свой в Бозе углублен имел еси, Арсение отче наш, и толико богомылию непрестанному прилежал еси, яко многажды забывати тебе о пищи и питии. Научи убо и нас ленивых и нерадивых бодрствовати в молитвах к Богу, да тебе благодарственно зовем:

Радуйся, освященный сосуде Божия благодати:

радуйся, сокровище пребогатое добродетелей.

Радуйся, яко час смертный присно поминал еси:

радуйся, яко дне суднаго в забвении не положил еси.

Радуйся, яко рыдал еси горце воспоминая мучения вечная:

радуйся, яко плакал еси во вся дни живота твоего, да избегнеши геенскаго пламене.

Радуйся, смирением совершенным низложивый вся искушения прегордаго велиара:

радуйся, неуязвим пребывавый его разжженными стрелами.

Радуйся, руце твои преподобныя со дерзновением горе воздевавый:

радуйся, от захода до восхода солнечнаго в молитвах Господеви предстоявый.

Радуйся, преисполненный божественныя любве:

радуйся, болий в лике преподобных.

Радуйся, Арсение, великий пустынножителю.

Кондак 9

Вся заповеди Христовы верно исполнил еси, преподобне отче, и толико Богу угодил еси, яко дарова великий дар рассуждения духовом и познания помыслов человеческих, учеником же твоим глаголал еси, яко множицею о глаголе, егоже провещал еси, каялся еси, а о молчании никогдаже, сим поучая их избегати празднословия душевреднаго, да возмогут благоприятно пети создателю своему: Аллилуия.

Икос 9

Витий многовещанных превосходил еси даром слова, преподобне, молчанием же твоим паче слова поучал еси вся приходившыя к тебе пользы ради душевныя, наставляя их хранити уста от многословия и осуждения ближних, еже и нас сподоби улучити молитвами твоими, да зовем ти:

Радуйся, земный ангеле и небесный человече:

радуйся, верный последователю Христов.

Радуйся, положивый хранение устом твоим:

радуйся, молчаливый подражателю совершенств Иисусовых.

Радуйся, молчанием твоим ближних твоих поучавый:

радуйся, высотою добродетелей твоих человеки удивлявый.

Радуйся, нищету духовную стяжавый:

радуйся, кроткое и незлобивое сердце имевый.

Радуйся, всякое угождение плоти возненавидевый:

радуйся, пустынное озлобление сладце претерпевый.

Радуйся, гнилую воду яко ароматы обонявый:

радуйся, вместо мягкаго одра, рогозину себе постилавый.

Радуйся, Арсение, великий пустынножителю.

Кондак 10

Спасения душевное стяжал еси вся дни живота твоего, преподобне отче, и сие благонадежно получил еси, в старости маститей кончиною святою преставился еси ко Господу, прияти от него мзду трудом твоим на небеси, на земли же оставил еси память с похвалами житием твоим благим, еже восхваляя, поем Богу, дивному во святых своих: Аллилуия.

Икос 10

Стена ограждения явился еси верным, отче Арсение, по честнем успении твоем, соблюдаяй их молитвами твоими от всяких искушений и озлоблений диавольских: приял бо еси благодать от Господа помогати земнородным, молитвенно тя призывающим:

Радуйся, победоносче, увенчанный от Христовой десницы:

радуйся, украшенный славою невечернею на небеси.

Радуйся, ублажаемый от рода в род на земли:

радуйся, радостный совсельниче ангелов.

Радуйся, блаженный сонаследниче всех святых:

радуйся, в лоне Авраамли упокоенный.

Радуйся, со избранными Божиими водворенный:

радуйся, лицезрения Христова сподобленный.

Радуйся, приявый блага, праведным от века уготованныя:

радуйся, получивый гражданство Иерусалима горняго.

Радуйся, вселивыйся, тамо, отнюдуже отбеже всяка болезнь:

радуйся, осиянный светом трисолнечнаго Божества.

Радуйся, Арсение, великий пустынножителю.

Кондак 11

Пение со ангельскими воинствы приносиши горе Пресвятей Троицы, Арсение богоблаженне, и молишися выну за люди, верно почитающыя святую память твою. Молим тя, преподобне: помолися и за нас грешных ко Господу, славящих днесь имя твое и ублажающих подвиги твоя: да будем и мы подражатели добродетелем твоим, и вкупе с тобою сподобимся пети Триединому Богу: Аллилуия.

Икос 11

Светоподательный светильник добродетелей евангельских был еси при жизни, отче Арсение, таковым являешися и по смерти, наставляя нас к богоугождению истинному душеспасительными изречениями твоими, в книгах святоотеческих записанными, от нихже почерпая назидание духовное, взываем ти:

Радуйся, зерцало чистое сокровеннаго в Бозе жития:

радуйся, свеще, горящая пламенем любве ко Господу.

Радуйся, совершенный о Христе подвижниче:

радуйся, добрый иноков наставниче.

Радуйся, Евангелия Христова последователю:

радуйся, апостольских преданий блюстителю.

Радуйся, богомудрия небеснаго преисполненный:

радуйся, богомыслием молитвенным удобренный.

Радуйся, уме, озаренный лучами божественнаго света:

радуйся, связавый язык свой молчанием во славу Божию.

Радуйся, в молчании твоем благоглаголивый учитель бывый:

радуйся, ученики твоя богоугождению истинному научивый

Радуйся, Арсение, великий пустынножителю.

Кондак 12

Благодать Господню испроси нам, преподобне угодyиче Христов, и буди нам руководитель в царствие небесное. Молимтися прилежно: помози нам немощным и грешным, твоим добродетелем подражати, Богу, а не миру благоугождати, да возможем благоприятно пети всех Творцу: Аллилуия.

Икос 12

Поюще святое безмолвное житие твое, отче Арсение, дивимся богомыслию твоему молитвенному, яко выну с Богом пребывал еси умом твоим, ныне же, егда прешел еси от временных подвигов к вечному блаженству, тем паче с Богом неразлучно пребываеши, и Бог в тебе пребывает, егоже умоляти не престай за чтущыя тя и вопиющыя:

Радуйся, крине святости и чистоты:

радуйся, древо благоплодное сада Иисусова.

Радуйся, возрасший в удолиях святаго смирения:

радуйся, вознесенный даже до горы небесныя.

Радуйся, вышняго Сиона жителю:

радуйся, славы тройческия созерцателю.

Радуйся, всех святых присный друже:

радуйся, грешных с Богом примирителю.

Радуйся, подвижническаго безмолвнаго жития верный указателю:

радуйся, о всех чтущых тя усердный ко Господу предстателю.

Радуйся, души наша наставляяй во спасение:

радуйся, телеса нашя в подвизех укрепляяй.

Радуйся, Арсение, великий пустынножителю.

Кондак 13

О, великий угодниче Божий, преподобне отче наш Арсение! Приими благоутробно сие малое моление наше в похвалу тебе приносимое с верою и любовию, и умоли возлюбленнаго тобою и возлюбившаго тя Господа: да спасет и помилует нас грешных, избавит муки вечныя, и сподобит во царствии небеснем со святыми пети ему: Аллилуия.

Этот Кондак читается трижды, затем читается Икос 1 и Кондак 1

Молитва

О, священная главо, земный ангеле, небесный человече, безмолвия рачителю, молчания любителю, преподобне и богоносне отче наш Арсение! Припадаем ти и молимся: помолися ко Господу, Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, да дарует нам грешным и недостойным рабом своим, вся ко спасению душевному благопотребныя дары своя: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, любомудрие христопоследовательное, и вся добродетели, во святем Евангелии Им заповеданныя: да будем подражатели твоего богоугоднаго жития, и вкупе с тобою сподобимся спасение вечное получити и царствие небесное унаследити. Ей, угодниче Божий! Не презри нас, но помози нам, небесным предстательством твоим, благочестно житие временное скончати, кончину благую, мирную и непостыдную стяжати, и блаженства райскаго удостоитися: да прославим человеколюбие и щедроты в Троице славимаго и покланяемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.

Преподобный Арсений Великий родился в 354 году в Риме, в благочестивой христианской семье, давшей ему хорошее воспитание и образование. Изучив светские науки и владея в совершенстве латинским и греческим языками, преподобный Арсений приобрел глубокие знания, соединенные с благочестивой и добродетельной жизнью. Глубокая вера побудила юношу оставить занятия науками и предпочесть служение Богу. Когда он вступил в число клириков одной из римских церквей, то был возведен в сан диакона.

Император Феодосий (379-395), правивший восточной половиной Римской Империи, услышал о его образованности и благочестии и поручил Арсению воспитание своих сыновей Аркадия и Гонория. Против воли, повинуясь лишь повелению римского папы Димаса, преподобный Арсений был вынужден расстаться со служением святому алтарю, в то время ему было 29 лет.

Прибыв в Константинополь, Арсений был с большой честью встречен императором Феодосием, который дал ему повеление воспитать царевичей не только мудрыми, но и благочестивыми, охраняя их от увлечений юности. "Хотя они и царские сыновья, - сказал Феодосий, - но должны тебе во всем повиноваться, как отцу своему и учителю".

С усердием занялся преподобный образованием юношей, однако высокий почет, которым он был окружен, тяготил его дух, стремившийся к служению Богу в безмолвии иноческой жизни. В горячих молитвах просил Господа преподобный указать ему путь спасения. Господь внял его прошению и однажды он услышал Голос, говоривший ему: "Арсений, бегай людей и спасешься". Тогда, сняв с себя роскошные одежды и надев странническую, он тайно ушел из дворца, сел на корабль и отплыл в Александрию, откуда немедленно поспешил в скитскую пустыню. Придя в церковь, он просил пресвитеров принять его в число монахов, называя себя убогим странником, однако внешность указывала в нем не простого, а знатного человека. Братия отвели его к прославленному святой жизнью (память 9 ноября). Тот, желая испытать смирение пришедшего, во время трапезы не посадил Арсения среди иноков, но бросил ему сухарь, сказав: "Если хочешь, ешь". С великим смирением преподобный Арсений пал на колени, подполз к лежавшему сухарю и съел, отойдя в угол. Видя это, старец Иоанн сказал: "Он будет великим подвижником!" С любовью приняв Арсения, он совершил постриг в иночество начинающего подвижника.

С усердием начал преподобный Арсений проходить послушание и вскоре превзошел в подвижничестве многих отцов пустынников. Однажды на молитве преподобный вновь услышал Голос: "Арсений, бегай людей и пребывай в безмолвии - это корень безгрешия". - С тех пор преподобный Арсений поселился вне Скита, в уединенной келлии, приняв подвиг безмолвия, редко выходил из затвора, приходя в церковь только в праздничные и воскресные дни, ни с кем не беседовал, соблюдая полное молчание. На вопрос одного инока - почему он так скрывается от людей, подвижник отвечал: "Бог видит, что я люблю всех, но не могу быть одновременно с Богом и людьми. Силы Небесные все имеют одну волю и единодушно славят Бога, на земле же каждый человек имеет свою волю и мысли людей различны. Не могу, оставив Бога, жить с людьми".

Пребывая в непрестанной молитве, преподобный, однако, не отказывал приходящим инокам в советах и наставлении, давая краткие, но мудрые ответы на их вопросы. Однажды пришедший к великому старцу инок из Скита увидел его через оконце стоявшим на молитве, окруженного пламенем. Рукоделием преподобного Арсения было плетение корзин, для этого листья финиковых пальм, из которых плелись корзины, он размачивал в воде. По целому году преподобный Арсений не менял в сосуде воду, от которой исходил гнилостный запах. На вопрос - почему он так поступает, преподобный отвечал, что этим смиряет себя, так как, живя в миру, он был окружен благовонными запахами, а теперь терпит смрад, чтобы не ощущать после смерти смрадности ада.

Слава о великом подвижнике распространилась далеко, многие желали его видеть и тем нарушали безмолвие подвижника, вследствие чего преподобный вынужден был переходить с места на место. Однако, жаждавшие получить наставление и благословение находили его.

Преподобный Арсений учил: многие принимают на себя большие подвиги пощения и бдения, но мало кто соблюдает душу свою от ненависти, гнева, памятозлобия, осуждения и гордости, таковые подобны окрашенным гробам, наполненным внутри смрадными костями. Один инок спросил преподобного, что ему делать, когда он, читая псалмы, не понимает их значения. Старец ответил, что следует продолжать чтение псалмов, так как злые силы бегут от нас, не терпя силы Слова Божественных писаний. Инокам приходилось слышать, как преподобный часто понуждал себя самого к подвигам словами: "Трудись, Арсений, не ленись, ты пришел не на покой, но на труды". Также преподобный говорил: "Много раз раскаивался я о своих словах, а о молчании - никогда".

Великий подвижник и безмолвник стяжал дар благодатных слез, которыми постоянно были наполнены его глаза. В иноческих подвигах он провел 55 лет, заслужив от современников название Великого, и скончался в возрасте 95-ти лет в 449 или 450 году.

Иконописный подлинник

Новгород XV.

Преподобные Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин, Арсений. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей.

Афон. XV.

Прп. Арсений. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.


(MP3 файл. Продолжительность 7:12 мин. Размер 3.5 Mb) Читает иеромонах Зосима (Мельник)

Святой Арсений родился в благородной римской семье в начале IV века. Одаренный живым умом, он получил всестороннее светское образование. Но став диаконом , решил посвятить себя исключительно священным трудам. Святой так прославился в столице, что, когда император Восточной Римской империи Феодосий Великий попросил правителя западной ее части императора Грациана найти учителя для его сыновей, Грациан послал к нему Арсения.

Несмотря на почет при дворе и уважение, оказываемое ему Феодосием, который взирал на него как на духовного отца, сорокалетний Арсений не позволял себе быть обманутым ложными прелестями мира и горячо желал посвятить жизнь свою только Богу. Как-то ночью он молился Господу, прося указать путь ко спасению, и услышал голос с небес: «Арсений, бегай от людей – и спасешься!» Он немедленно покинул дворец, дошел до пристани, сел на корабль и приплыл в Александрию. Его тотчас постригли в монахи в одном из многочисленных монастырей, что располагались вокруг столицы Египта. И если при дворе он носил богатое и дорогое платье, то здесь стал носить только самую простую одежду, в которой его невозможно было узнать. Он отказался от суетной мирской науки и стал учеником суровых египетских подвижников, к которым без колебаний обращался по поводу любого своего помысла.

Через некоторое время Арсений вновь спросил в молитве у Бога, как возможно спастись. Тот же голос сказал ему: «Арсений, скрывайся от людей, пребывай в молчании, сохраняй трезвение ума. Это корни совершенства». Тогда он отправился в известный монастырь Скит, чтобы пустынничать. Там он построил себе келью в 47 километрах от церкви. Он выходил из кельи очень редко, 40 лет пребывал наедине с Богом, мужественно отвергая бесовские соблазны, напоминавшие ему о прежней жизни. Каждый день он спрашивал себя: «Арсений, для чего ты ушел из мира?» – и смиренно просил Бога: «Даруй мне, по милости Твоей, положить начало».

Так же, как и другие отшельники, Арсений проводил дни, плетя из пальмовых ветвей корзины и читая псалмы. Он никогда не менял воду, в которой замачивались ветви, и смиренно переносил зловоние, заменявшее ему теперь, как он сам говорил, духи и благовония, которыми он некогда пользовался в миру. В его келье не было никаких удобств, даже светильника. Из еды он довольствовался одной корзиной хлеба в год. Тем не менее, святой Арсений никогда не отвращался от сотворенного Богом и в урожайное время просил приносить ему фрукты, которые пробовал, впрочем, только один раз. Он целые ночи молился, отказываясь от сна, а утром, повинуясь природе, говорил сну: «Иди сюда, злой раб!» – и ненадолго предавался отдыху. Подвижник считал, что монаху, если он настоящий воин, достаточно одного часа сна. В субботу вечером этот небесный человек начинал молиться спиной к заходящему солнцу и стоял с протянутыми к небу руками, пока солнце не начинало светить ему на лицо.

Когда посетители, даже самые высокопоставленные, приходили к его келье за наставлениями, святой Арсений отказывался их принимать. Архиепископу Александрийскому Феофилу, желавшему его посетить, он ответил: «Если ты придешь, я тебе открою, но если я открою тебе, я открою всем – а тогда я здесь не останусь». Его спросили, почему он избегает людей, и он ответил: «Бог знает, что я вас люблю, но я не могу жить и с Богом, и с вами. Мириады небесных сил имеют лишь одну волю, а у людей их много. Я не могу оставить Бога и идти к людям».

От продолжительного уединения, молчания, бдения, хранения помыслов слезы постоянно увлажняли его глаза. Когда Арсений занимался ручным трудом, он все время клал кусок ткани себе на грудь, чтобы собирать слезы, которые текли легко и так обильно, что у него выпали ресницы. Поток слез не только омыл его душу от всех нечистых страстей, но также преобразил его тело, сделав святого похожим на ангела: подвижник имел облик всецело светлый. Раз один из братии подошел к келье и тихо посмотрел внутрь, прежде чем постучаться. Он увидел, как старец стоит как бы охваченный пламенем, преображенный светом благодати.

Иногда святой Арсений приходил в церковь Скита к Евхаристии. Он стоял за столбом, чтобы никто не видел его лица, и с неохотой отвечал на вопросы братий. Подвижник имел совершенно белые волосы и длинную бороду до пояса.

Святой Арсений жил в Скитской пустыне примерно 40 лет. Когда варвары напали на монахов, святой прошел мимо них, но они его не увидели. Однако после второго нашествия на знаменитый монастырь (434) ему пришлось бежать на гору Троган, где он жил десять лет. Затем, после трехлетнего пребывания в Канопе, святой Арсений вернулся в Троган, где преставился в возрасте 95 лет (449).

Перед самой смертью святой приказал ученикам бросить его тело на горе; еще он сказал: «Я часто раскаивался в произнесенных словах, но никогда – в молчании». Братия, увидев, что он смущен и плачет, спросили, неужели он боится, несмотря на то что достиг такого бесстрастия? Подвижник ответил: «Истинно, страх, который я испытываю сейчас, сопровождает меня с тех пор, как я стал монахом». Затем он отошел ко Господу.

Из памятных слов святого Арсения своим ученикам напомним и следующее: «Сколько можете, старайтесь, чтобы ваше внутреннее занятие было согласно Богу – и вы победите внешние страсти».

Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря