Меню
Бесплатно
Главная  /  Вдохновение  /  Фразеологизм «геростратова слава»: толкование и этимология. Что такое комплекс Герострата? Герострат был убит что говорит история

Фразеологизм «геростратова слава»: толкование и этимология. Что такое комплекс Герострата? Герострат был убит что говорит история

ЗАБУДЬТЕ ГЕРОСТРАТА! ХРАМ АРТЕМИДЫ ЭФЕССКОЙ

Было такое чудо света – одно из семи. Оно называлось храмом Артемиды Эфесской. И каждый образованный эллин сказал бы вам, что этот храм пал жертвой маньяка – Герострата. Имя этого Герострата вошло не только в энциклопедии, но и в поговорки и выражения вроде «геростратово злодейство».

И все же в этой истории немало таинственного. Оказывается, Герострат никогда не сжигал храма, из-за которого стал таким знаменитым злодеем.

Но я бы сказал, что это скорее не тайна, а недоразумение.

От незнания.

Город Эфес и местность вокруг него назывались греческим полисом. Греция в основном и состояла из полисов – городов-государств.

Эфес лежал не в самой Греции, а на другом берегу моря, в Малой Азии. Теперь эта земля принадлежит Турции. Мимо него шли самые оживленные морские пути древности – из Египта до Херсонеса через все Средиземное и Черное моря.

Разбогатев на торговле, Эфес строил дворцы я храмы. Покровительницей города считалась богиня Артемида, и ее храм был главным храмом Эфеса. Правда, за тысячу лет существования города несчастному храму фатально не везло: то он сгорит, то его разрушит землетрясение. И неудивительно – ведь он был деревянным.

Наконец в IV веке до нашей эры эфесцы решили соорудить такой храм, которому ничто не будет страшно, и богиня останется довольна.

Строительство было настолько грандиозным, что жители Эфеса обратились в соседние города и страны с просьбой о помощи. Римский историк Плиний писал, что храм «окружали двадцать семь колонн, подаренных таким же количеством царей».

Правда, Плиний писал через много лет после этих событий, когда храма уже не существовало, он мог и ошибиться. Но наверняка известно, что некоторые соседи помогли Эфесу. В частности, большую сумму выделил Крез – богатейший царь Лидии.

После бурных обсуждений был принят проект архитектора Херсифрона. Он выбрал для строительства болотистый берег реки, чем вызвал сначала насмешки, а потом и уважение сограждан. И в самом деле, где лучше всего поставить тяжелое здание в сейсмически опасной местности? На болоте! Потому что болото погасит любые толчки. Храм будет плавать в жиже. Но как тогда сделать, чтобы он не утонул? И Херсифрон решил сначала выкопать глубокий котлован и набить его смесью шерсти и древесного угля. Получилась многометровая подушка.

Архитектор оказался прав. Храм спокойно пережил многие землетрясения и другие стихийные бедствия. Правда, не этот, а другой...

Строительство гигантского храма на болоте требовало необычных решений. Каждый день для архитектора был испытанием. Например, когда привезли колонны длиной пятнадцать метров и весом семьдесят тонн каждая, оказалось, что дотащить их до строительной площадки невозможно – мягкая почва не давала возможности ни одной повозке подъехать к храму. Тогда Херсифрон велел вбить втулки в торцы мраморных колонн, привязать к втулкам канаты, впрячь десятки быков и покатить колонны, как катки. И колонны, как валики, послушно покатились за быками.

Но доконала Херсифрона невзрачная, хоть и тяжелая балка, которую надо было уложить в порог храма. А она никак не желала. Архитектор бился над этой проблемой больше недели, пока богиня Артемида не пришла ему на помощь. Ночью, пока архитектор спал, балка сама опустилась на нужное место. Но Херсифрон этого не пережил. От переутомления великий зодчий скончался, и достраивали храм его сын и два других архитектора.

Наконец храм был завершен и сдан заказчикам.

Слава его была так велика, что тысячи паломников сходились к нему со всех концов тогдашнего Мира.

Храм простоял сто лет.

В 356 году до нашей эры это чудо античного мира погибло.

Жил-был человек по имени Герострат, который никак не мог прославиться. Ни в литературе, ни в бизнесе, ни в философии, ни в военном деле.

Может, его любимая девушка подзуживала, может быть, преследовала шизофрения, но, поломав голову над тем, как же прославиться, он решил сжечь храм Артемиды. Благо сделать это было нетрудно. Никому не приходило в голову, что кто-то захочет его сжечь, так что, наверное, вокруг него по ночам сторожей с колотушками не наблюдалось.

С другой стороны, деревянные балки, перекрытия, запасы сухого зерна и всяческих материальных ценностей в подвалах храма были замечательным горючим материалом. Ничего не требовалось – поднеси хворостину, и вспыхнет. Так и случилось.

В 356 году Герострат сделал свое черное дело и встретил пожарников воплем:

– Это я сделал!

Все кончилось бы тихо, если бы не желание горожан достойно наказать поджигателя.

Городской совет постановил: забыть его имя, никогда нигде не упоминать, чтобы главная цель Герострата – слава – его не коснулась своим позолоченным крылом.

Боги посмеялись над эфесцами. По всему миру люди рассказывали, какое наказание придумали поджигателю Герострату.

Имя его известно сегодня куда лучше имен строителей храма или царей, которые правили в соседних государствах. Забыли писателей и полководцев... А Герострата помнят.

А храм эфесцы решили построить заново и даже лучше, чем прежде.

Вот этот второй храм и стал чудом света.

Так что хоть в этом Герострат не смог торжествовать. Его злодейство привело лишь к рождению чуда, куда более значительного, чем прежний храм.

Строители на этот раз знали все, что придумал Херсифрон, и смогли пойти на шаг дальше.

Новый храм был гораздо больше предшественника: сто девять метров в длину, пятьдесят – в ширину. Здание окружали два ряда колонн, причем все колонны были резными – величайший скульптор Скопас вырезал на них сцены из мифов.

Географ Страбон писал в те годы: «После того как некий Герострат сжег храм, граждане воздвигли другой, более красивый, собрав для этого женские украшения, пожертвовав собственное имущество и продав колонны сгоревшего храма».

А вот некоторые завистники утверждали, что эфесцы потратили на храм деньги, отданные им на хранение персами и хранившиеся в сгоревшем храме.

В разгар возведения храма к Эфесу подошел Александр Македонский. Эфес был греческим городом, союзником македонцев, поэтому царя приняли как друга. Александр вмешался в споры о финансировании строительства и, будучи неплохим политиком, предложил покрыть все расходы и даже заплатить долги эфесцев, но при одном маленьком условии: на храме должна быть благодарственная надпись, в которой воспевался бы этот подвиг Александра.

Эфесцам это не понравилось. Они не хотели делать благодарственных надписей на своем храме, уж лучше пусть женщины останутся без украшений.

И нашелся один бомж – может, и не бомж, но так говорится в легенде, – который с улыбкой сказал:

– А подобает ли живому богу воздвигать храм другим богам?

Александр попал в сложное положение. Согласишься, что ты бог, – и речи не может быть о надписи, а сделаешь надпись – какой же ты бог?

Так что Александр заплатил скромную сумму и ушел завоевывать мир.

Известно, что храм Артемиды был украшен самыми лучшими картинами.

Мы привыкли к тому, что греческое искусство – это храмы и статуи. Но греки любили и живопись, только она, к сожалению, до нас не дошла.

По описаниям известны сюжеты картин, висевших в храме. Для того чтобы ублажить Александра Македонского, заказали полотно Апеллесу, который изобразил великого царя с молнией в руке, подобно Зевсу.

Храм был так замечательно рассчитан и построен, что простоял после этого еще пол тысячелетия.

Римляне почитали храм Артемиды и считали его чудом света.

Но когда пришли времена христианства, то на храм начались гонения. Эфес долго оставался оплотом язычества, и с помощью Артемиды эфесцы даже изгнали из города апостола Павла с его сторонниками. Но в 263 году Эфес захватили варвары готы и разграбили святилище. А во времена Византии храм стали растаскивать на постройки. Разобрали крышу, потом стали падать колонны, и постепенно остатки храма скрылись в болоте и речных наносах. Даже место, где он стоял, забылось.

В 1869 году после многих лет поисков английскому археологу Вуду все же удалось раскопать фундамент храма. Полностью храм Артемиды раскрыли лишь в следующем веке.

А потом отыскали и другой фундамент, под первым. Это был фундамент храма, сожженного Геростратом.

На что только ни готовы пойти некоторые люди, чтобы прославиться, стать известными. В наш век современных технологий получить широкую популярность стало проще благодаря сети Интернет. Однако чтобы получить известность, некоторые прибегают к плохим поступкам, недостойному эпатажу. Про таких говорят, что у них геростратова слава. Почему это выражение применимо в подобных случаях, мы узнаем, рассмотрев толкование и этимологию данного устойчивого оборота.

«Геростратова слава»: значение фразеологизма

Чтобы растолковать это словосочетание, обратимся к большому словарю устойчивых выражений Розе Т. В. Автор передает значение фразеологизма всего лишь в двух словах: позорная слава. Значит, рассматриваемое нами выражение несет негативный оттенок. Оно характеризует известность, полученную неблагородным способом.

Откуда же пошло это выражение «геростратова слава», значение которого мы растолковали, узнаем далее. Этимология фразеологизма поможет нам расширить его толкование.

История происхождения выражения «геростратова слава»

В что находится на западном побережье Малой Азии, когда-то жил один честолюбец. Звали его Геростратом. Всю свою жизнь он мечтал, чтобы его имя запечатлелось в истории. И однажды к нему пришла идея, как ему прославиться.

В его городе стоял прекрасный большой храм, который был посвящен богине охоты Артемиде Эфесской (позже он был причислен к семи чудесам света). В 356 году до нашей эры Герострат поджег этот храм, который был достопримечательностью его государства и местом обрядов. Он решил, что о его поступке будут писать историки и тем самым увековечат память он нем.

Герострат поплатился за свой проступок жизнью: суд приговорил его к смерти. Более того, его имя было строжайше запрещено произносить и тем более упоминать в литературных и исторических трудах. Но спустя какое-то время древнегреческий историк Феокомп, живший в 4-м веке до нашей эры, все-таки написал о нем, и имя поджигателя храма дошло и до наших дней. После этого и другие исследователи рассказывали в своих трудах о и его уничтожителе.

Теперь о тех, кто пытается любым путем заполучить известность, тем более плохими, недостойными делами, говорят, что у них геростратова слава.

Узнав этимологию выражения, мы можем расширить эпитеты для толкования фразеологизма. Геростратовой можно назвать не просто позорную славу, но прежде всего преступную.

Примеры использования выражения

Фразеологизмы часто применяют в своих трудах различные журналисты, писатели, лингвисты и т. д. Например, после нашумевшего скандала с участницами панк-группы Pussy Riot во многих публикациях о них встречалось применение выражения «геростратова слава». Данный фразеологизм емко характеризует преступный способ получения известности упомянутой группы.

Но не только в наше время используется упоминание Герострата. Его имя применил также и Александр Сергеевич Пушкин в эпиграмме «На Стурдзу». В ней он отметил, что тот человек, кому были предназначены его строки, стоит лавров Герострата. была направлена против русского дипломата Стурдзы Александра Скарлатовича, который ратовал о том, чтобы учебные заведения находились под надзором полиции, так как он был настоящим поборником идей и свободы мысли.

Заключение

Мы рассмотрели устойчивое выражение «геростратова слава», но еще не отметили, что оно встречается в различных вариациях: «слава Герострата», «лавры Герострата», «стяжать лавры Герострата». Какую бы разновидность выражения мы ни выбрали, его значение останется прежним. Оно также будет характеризовать славу, полученную нечестным, позорным и даже преступным путем.

В ночь на 21 июля 356 года до нашей эры в греческом городе Эфес произошёл крупный пожар. Потрясённые жители обнаружили, что огонь уничтожил их главную гордость — храм Артемиды Эфесской.

По горячим следам был задержан предполагаемый виновник пожара. Подозреваемый оказался местным жителем по имени Герострат.

Культ Артемиды был развит в Эфесе и приносил не только моральное удовлетворение, но и финансовый доход. Эфес был, говоря современным языком, центром религиозного туризма. Поклонники Артемиды стекались к храму в её честь со всей Греции, пополняя казну Эфеса и обогащая местных жителей.

Святилище Артемиды на месте будущего храма впервые появилось ещё в VIII веке до нашей эры, а строительство большого храма началось в первой половине VI века до н. э. и продолжалось около столетия.

Среди тех, кто финансировал строительство храма на начальном этапе, был и известный «древнегреческий олигарх» — царь Лидии Крез, который был одним из богатейших людей древней истории.

О внутреннем убранстве храма Артемиды Эфесской известно не так много. Известно только, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости. Но даже те, кто видел огромный храм из белого мрамора снаружи, восхищались его великолепием.

Модель храма Артемиды Эфесской в Турции в парке Миниатюрк. Фото: wikipedia.org

Помимо всего прочего, храм Артемиды Эфесской совмещал функции культового и финансово-делового учреждения. Здесь заключались крупные сделки, велись деловые переговоры, решались «споры хозяйствующих субъектов».

Поджигатель признался под пытками

Покуситься на храм не рискнули даже персы, захватившие Эфес в 396 году до нашей эры. Греки были уверены, что сама богиня лично стоит на страже своего святилища.

Но, видимо, июльской ночью 356 года до нашей эры Артемида куда-то отлучилась…

Многогрудая Артемида Эфесская. Фото: wikipedia.org

Участь виновника пожара была очевидной — простить святотатство и тяжелейший финансовый ущерб городу было совершенно невозможно.

Однако власти Эфеса, да и простых горожан волновал вопрос: зачем Герострат это сделал?

Официальная версия гласит, что Герострат поджёг храм Артемиды, чтобы прославиться. Правда, греческий историк Феопомп утверждал, что признание это Герострат дал под пытками. Исходя из современных законов, это делает признание Герострата ничтожным.

Однако в Древней Греции на презумпцию невиновности смотрели проще — разоблачённого поджигателя казнили, а в качестве дополнительной меры повелели предать его имя забвению.

Пиар-кампания Виктора Максима

В целом древнегреческие историки подчинились и выполнили распоряжение властей, однако нашёлся один, который не сдержался и, несмотря на риск разделить судьбу Герострата, рассказал о том, что на самом деле случилось в Эфесе.

Работы Феопомпа сохранились лишь частично, однако поджог храма Артемиды в Эфесе, описанный им, привлёк внимание римского писателя Виктора Максима, жившего в I веке нашей эры.

Виктор Максим включил поучительную, на его взгляд, историю Герострата в свою книгу, после чего этот сюжет разошёлся по миру, а имя Герострата стало нарицательным.

Если Герострат действительно поджёг храм, а не стал невинной жертвой древнегреческого правосудия, то своей цели он добился — потомки помнят его и спустя два с половиной тысячелетия.

Здесь был Македонский

Что до самого храма, то жители Эфеса бросили все силы на его восстановление. Спустя полвека храм Артемиды Эфесской снова принимал паломников, став лучше прежнего.

На сей раз одним из «спонсоров» строительства стал легендарный завоеватель Александр Македонский. Кстати, по преданию, Александр родился именно в ту ночь, когда Герострат устроил прославивший его пожар.

Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпей, копия с древнегреческой картины. Источник иллюстрации: wikipedia.org

Храм Артемиды Эфесской считался одним из семи чудес света. Правда, некоторые историки полагают, что это относится лишь к восстановленному храму, а сожжённое Геростратом святилище было не в пример скромнее. Кое-кто и вовсе высказывает крамольную мысль — поджог, организованный Геростратом, оказал Эфесу услугу, избавив от старого и отжившего своё храма и позволив освободить площадку для нового строительства.

Восстановленный храм Артемиды Эфесской благополучно простоял до 263 года нашей эры, когда он был разграблен готами. Тем не менее храм просуществовал до конца IV века и был закрыт в рамках борьбы императора Феодосия с язычеством. Место храма Артемиды в Эфесе заняла христианская церковь, которая затем также подверглась разрушению.

Слава Герострата оказался прочнее

Затем произошла достаточно типичная для всех времён и народов история — местные жители принялись разбирать стены некогда великого храма на стройматериалы. Так потомки тех, кто пытался предать забвению Герострата, предали забвению Артемиду вместе с её святилищем.

Вид на руины храма Артемиды Эфесской. Фото: wikipedia.org

Прошли столетия. Храм, построенный в болотистой местности, полностью исчез. Лишь во второй половине XIX века археологам удалось в буквальном смысле докопаться до жемчужины античного мира, установив точно место расположения храма. Ещё спустя несколько десятилетий археологи сумели полностью вскрыть покрытый слоем земли фундамент храма Артемиды Эфесской.

Впрочем, как ни крути, одно из семи чудес древности сегодня помнят гораздо хуже, чем имя того, кто его поджёг.

Человеческие амбиции не знают границ. Особенно они опасны, когда проистекают из желания прославиться и обессмертить своё имя. Здесь можно назвать такое имя как Герострат. Именно этот человек совершил страшное святотатство ради призрачной славы и памяти потомков. Он сжёг знаменитый храм Артемиды, находящийся в городе Эфесе. Случилось это в 356 году до н. э. А через 50 лет после этого жуткого события историк Тимей из Ставромения стал утверждать, что храм был сожжён в ту ночь, когда появился на свет Александр Македонский.

Артемида – сестра Аполлона и дочь Зевса. У древних греков считалась богиней охоты и плодородия. Именно ей и возвели храм из белого мрамора на западном побережье Малой Азии в городе Эфесе. Воздвигли величайшее архитектурное творение в первой половине VI века до н. э. В строительстве храма непосредственное участие принимал лидийский царь Крез. Именно он выделил из казны основную денежную сумму.

Храм Артемиды - реконструкция

Храм получился роскошным. Его длина составляла 100 метров, высота достигала 18 метров, а ширина равнялась 50 метрам. Крышу поддерживали 127 колонн. Внутри находилась фигура вечно юной богини, выполненная из слоновой кости. Сандалии на ногах сделали из чистого золота. Населявшие Элладу люди считали за счастье увидеть это величайшее архитектурное творение. Круглый год к храму шли и ехали жители Балканского полуострова и Малой Азии. О храме знали и в Древнем Египет, и в Месопотамии. То есть весь цивилизованный мир того времени искренне восхищался его красотой.

О Герострате, который сжёг это величайшее творение человеческих рук, известно очень мало. Он жил в Эфесе и на момент преступления был совсем молодым человеком. Неизвестен его социальный статус, также ничего не известно о его родителях. Можно предположить, что этот юноша обладал непомерными амбициями. Они и сыграли определяющую роль в его дальнейшей судьбе.

В летнюю ночь (предположительно 21 июля 356 года до н. э.) Герострат проник в храм Артемиды и поджёг его. Каким способом молодой человек осуществил поджёг – покрыто тайной. Но храм сгорел, а на его месте осталось лишь пепелище.

Поджигателя тут же схватили, так как он даже не пытался скрыться. Во время допроса заявил, что совершил преступление ради того, чтобы увековечить своё имя в веках. Герострата казнили и запретили под страхом жесточайшего наказания называть это имя. Запрет распространялся не только на Эфес, но и на другие города Эллады и Средиземноморье.

Герострат развёл огонь в храме Артемиды

Однако среди греков нашёлся человек, упомянувший проклятое жрецами имя. Им оказался историк и оратор Феопомп. Родился он в 380 году до н. э. и являлся современником жуткого события, потрясшего всю Элладу. Он не смог удержаться и упомянул Герострата в одной из своих работ. С трудами Феопомпа внимательно ознакомился историк и географ Страбон, живший в начале I века н. э. Он узнал имя поджигателя и назвал его. Данную информацию получил современник Страбона римский писатель Валерий Максим.

Он, естественно, приукрасил данный образ, наделив его характерными человеческими страстями. А далее настала очередь поэта Публия Овидия, который хорошо знал Валерия Максима. Тот тоже во всех возможных красках описал зловещего молодого человека, наделённого недюжинным самомнением. Таким образом, в самом начале нашей эры о Герострате узнали все, и канувший в небытие поджигатель возродился из пепла, как птица Феникс.

В наши дни это имя известно каждому. Оно символизирует непомерные человеческие амбиции, эгоизм и наплевательское отношение к морали. Герострат ассоциируется с теми людьми, которые совершают преступления ради того, чтобы прославиться. К сожалению, такие личности, хотя и не часто, но встречаются .

С храмом Артемиды Эфесской давно возникла путаница, и поэтому не совсем ясно, о каком из этих храмов говорить: о последнем или предпоследнем? Издавна авторы, пишущие об этом чуде света, неточно представляют себе что же сжёг Герострат и что построил Херсифрон. Храм Артемиды строился многократно. Но ранние деревянные здания приходили в ветхость, сгорали или гибли от нередких здесь землетрясений, и поэтому в середине VI века до нашей эры было решено построить новый Лучшим был признан проект знаменитого Херсифрона. Тот предложил строить храм из мрамора, причём по редкому тогда принципу ионического диптера, то есть окружить его двумя рядами мраморных колонн.

Печальный опыт прежнего строительства в Эфесе заставил задуматься архитектора над тем, как обеспечить храму долгую жизнь. Решение было смелым и нестандартным: ставить храм на болоте у реки. Херсифрон рассудил, что мягкая болотистая почва послужит амортизатором при будущих землетрясениях. А чтобы под своей тяжестью мраморный колосс не погрузился в землю, был вырыт глубокий котлован, который заполнили смесью древесного угля и шерсти - подушкой толщиной в несколько метров. Эта подушка и в самом деле оправдала надежды архитектора и обеспечила долговечность храму. Правда, не этому, а другому...

Очевидно, строительство храма было сплошной инженерной головоломкой, о чём есть сведения в античных источниках. Не говоря уже о расчётах, которые приходилось вести для того, чтобы быть уверенным в столь неортодоксальном фундаменте, приходилось решать, например, проблему доставки по болоту многотонных колонн. Какие повозки не конструировали строители, под тяжестью груза они неумолимо увязали. Херсифрон нашёл гениально простое решение. В торцы стволов колонн вбили металлические стержни, а на них надели деревянные втулки, от которых шли к быкам оглобли. Колонны превратились в валики, колёса, послушно покатившиеся за упряжками из десятков пар быков. Как он был украшен, какие стояли в нём статуи и какие там были фрески и картины, как выглядела сама статуя Артемиды, мы не знаем. И лучше не верить тем авторам, которые подробно описывают убранство храма, его резные колонны, созданные замечательным скульптором Скопасом, статую Артемиды и так далее. Это к описанному храму отношения не имеет. Всё, что сделал Херсифрон и его преемники, исчезло из-за Герострата.

История Герострата, пожалуй, одна из наиболее поучительных притч в истории нашей планеты. Человек, ничем не примечательный, решает добиться бессмертия, совершив преступление, равному которому не совершал ещё никто (по крайней мере если учесть, что Герострат обошёлся без помощи армии, жрецов, аппарата принуждения и палачей). Именно ради славы, ради бессмертия он сжигает храм Артемиды, простоявший менее ста лет. Это случилось в 356 году до нашей эры. Кстати, именно в день, когда родился Александр Македонский.

Деревянные части храма, просушенные солнцем, запасы зерна, сваленные в его подвалах, приношения, картины и одежда жрецов - всё это оказалось отличной пищей для огня. С треском лопались балки перекрытий, падали, раскалываясь, колонны - храм перестал существовать.

И вот перед соотечественниками Герострата встает проблема: какую страшную казнь придумать негодяю, дабы ни у кого более не возникало подобной идеи?

Возможно, если бы эфесцы не были одарены богатой фантазией, если бы не оказалось там философов и поэтов, ломавших себе голову над этой проблемой и ощущавших ответственность перед будущими поколениями, казнили бы Герострата, и дело с концом. Ещё несколько лет обыватели говорили бы: "Был один безумец, сжёг наш прекрасный храм... только как его звали, дай бог памяти..." И мы бы забыли Герострата.

Но эфесцы решили покончить с притязаниями Герострата одним ударом и совершили трагическую ошибку. Они постановили забыть Герострата. Не упоминать его имени нигде и никогда - наказать забвением человека, мечтавшего о бессмертной славе.

Боги посмеялись над мудрыми эфесцами. По всей Ионии, в Элладе, в Египте, в Персии - всюду люди рассказывали: "А знаете какую удивительную казнь придумали в Эфесе этому поджигателю? Его теперь навсегда забудут. Никто не будет знать его имени. А кстати, как его звали? Герострат? Да, этого Герострата мы обязательно забудем".

И, разумеется, не забыли. А храм эфесцы решили построить вновь.Этот храм и был признан чудом света, хотя, может быть, больше оснований к этому званию имел первый, построенный Херсифоном Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и Скопаса, но ещё более великолепными были картины этого храма.

В нашем воображении греческое античное искусство - это в первую очередь скульптура, затем архитектура. А вот греческой живописи, за исключением нескольких фресок, мы почти не знаем. Но живопись существовала, была широко распространена, высоко ценилась современниками и, если верить отзывам ценителей, которых никак нельзя заподозрить в невежестве, зачастую превосходила скульптуру. Можно предположить, что живопись Эллады и Ионии, не дошедшая до наших дней, - одна из самых больших и горьких потерь, которые пришлось понести мировому искусству. Расчёты архитекторов, построивших храм на болоте, оказались точными. Храм простоял ещё половину тысячелетия. Римляне высоко ценили его и богатыми дарами способствовали его славе и богатству. Известно, что Вибий Салютарий подарил храму, более известному в Римской империи под названием храма Дианы, много золотых и серебряных статуй, которые в дни больших праздников выносили в театр для всеобщего обозрения.

Слава храма во многом послужила причиной его гибели во времена раннего христианства. Эфес долго оставался оплотом язычников: Артемида не желала уступать славу и богатство новому богу. Говорят, что эфесцы изгнали из своего города апостола Павла и его сторонников. Такие прегрешения не могли остаться безнаказанными. Новый бог наслал на Эфес готов, разграбивших святилище Артемиды в 263 году. Крепнувшее христианство продолжало ненавидеть и опустевший храм. Проповедники поднимали толпы фанатиков против этого олицетворения прошлого, но храм всё ещё стоял.

Когда Эфес попал под власть христианской Византии, наступил следующий этап его гибели. Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало тем же болотом, что спасало храм от гибели ранее. А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.

Долгие месяцы потребовались английскому археологу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в нашем веке. А под ним - следы храма, сожжённого Геростратом.