Меню
Бесплатно
Главная  /  Гороскопы  /  Какой цели служил знаменитый лабиринт шартрского собора. Шартрский собор

Какой цели служил знаменитый лабиринт шартрского собора. Шартрский собор

Шартрский собор (полное название Нотр-Дам0де-Шартр) расположен в средневековом городе Шартре примерно в 70 километрах от Парижа. Собор является одним из величайших достижений в истории архитектуры, так как почти полностью сохранился в своем оригинальном дизайне и деталях. Портальная скульптура Шартра остается полностью неповрежденной, а все яркие витражи - исключительно оригиналы. Таким образом, Шартр является единственным собором, который передает почти идеальный образ того, как он выглядел на момент постройки

В дополнение к своему архитектурному великолепию, Шартрский собор был основным местом паломничества с раннего средневековья. Его почтенная история и изысканно сохранившаяся архитектура создают атмосферу благоговения и святости, которая поражает даже самых нерелигиозных посетителей.

История Шартрского собора

Согласно традиции, Шартрский собор с 876 года хранит тунику Пресвятой Девы Марии. Считается, что реликвия Санкта Камиссия была передана в собор Карлом Великим, который получил её в подарок во время поездки в Иерусалим. Из-за этой реликвии Шартр был очень важным центром паломничества, и верующие все еще прибывают сюда из разных частей мира. Собор является одним из нескольких французских готических шедевров, построенных по причине того, что пожары уничтожили предшественников. После того, как в 1020 году сгорел первый собор, славная новая романская базилика с массивным склепом была построена под руководством епископа Фульберта, а затем Джеффруа де Лева.

Собор пережил пожар в 1134 году, который уничтожил большую часть остальной части города. Но ему не так повезло в ночь на 10 июня 1194 года, когда молния стала причиной сильного пожара, который уничтожил все, кроме западных башен, фасад и склеп. Люди отчаялись, когда казалось, что Санкта Камисия тоже погибла в огне. Но три дня спустя она была найдена невредимой в сокровищнице. Епископ посчитал это знаком самой Марии и решил, что в Шартре должен быть построен еще один, более массивный собор. Пожертвования поступали со всей Франции, и восстановление началось почти сразу в 1194. Люди Шартра вызвались помочь с транспортировкой камней из карьера в нескольких километрах от города.

В проекте строительства были использованы планы первого архитектора, чтобы сохранить гармоничный аспект собора. Работы начались сначала на нефе, и к 1220 году основная структура была завершена, со старым склепом, западными башнями и западным фасадом, встроенным в новое здание. 24 октября 1260 года собор был наконец посвящен в присутствии короля Людовика IX и его семьи. Собор Шартра ни разу не был разрушен и не разграблен во время Французской революции, и многочисленные реставрации никак не изменили его славную красоту. Сооружение всегда оставалось неизменным, как великий триумф готического искусства. Собор был добавлен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1979 году.

Общий Экстерьер Собора

С расстояния кажется, будто Шартрский собор парит в воздухе над пшеничными полями, и только по мере приближения становится ясно, что он расположился на холме. План готического собора - латинский крест с тремя проходами, короткий трансепт и амбулаторий. Округленный восточный конец имеет пять полукруглых часовен. Высокий неф поддерживается двустворчатыми опорными контрфорсами, закрепленными колоннами. Проемы были оснащены нишами, в которых установлены скульптуры. Дополнительный ряд одиночных контрфорсов поддерживал апсиду, а третий ряд был добавлен в 14 веке. Шартр был первым зданием, на котором контрфорсы использовались как структурный элемент, определяющий общий внешний вид здания. Они были обусловлены беспрецедентными размерами окон и высотой нефа. Все эти особенности делают Шартр одним из самых красивых соборов Франции.

Единственный аспект, отвлекающий от элегантной симметрии Шартрского Собора - это несогласованные западные шпили. Южный шпиль - это простая 105-метровая романская пирамида, датируемая 1140-ми годами, а на севере расположен 113-метровый фламандский готический шпиль начала XVI века на вершине старой башни. В дополнение к знаменитому западному фронтону, оба трансепта имеют большие розовые окна, фланговые башни и три скульптурных портала. Эта конструкция была смоделирована на трансепсах с розовым окном в Лаонском соборе, но трехпортальный макет уникален для Шартра. В общей сложности, Шартрский собор имеет девять порталов, в том числе три спасенных из более раннего собора на западном портале. Таким образом, это не только один из самых красивых, но также один из самых необычных соборов мира.

Интерьер Шартрского Собора

Изящество внешнего вида Шартрского Собора дополняется уникальными чудесами, которые лежат внутри. Просторный неф является самым широким во Франции с высотой 36 м. Существует непрерывный вид с западного конца прямо на великолепную апсиду на востоке, на расстоянии 128 м. Кластерные колонны резко поднимаются от оснований к высоким заостренным аркам потолка, направляя взор посетителя к массивным окнам в апсиде.

На восточном конце амбулатория гармонично устроена вокруг хора и святилища. Драматические своды разделяют её с великолепным резным хором. Он был построен в 16 веке, а скульптуры постепенно добавлялись в течение длительного периода между 16 и 18 веками. Скульптуры изображают сцены из жизни Христа и Девы Марии. С южной стороны алтаря находятся впечатляющие астрологические часы, датируемые 16 веком. Они расскажут вам не только о времени, но и о дне недели, месяце года, о времени восхода и захода солнца, о фазе Луны и текущем знаке зодиака. Его внутренние механизмы были частично разрушены в 1793 году, но затем восстановлены.

Каменный пол собора по-прежнему украшен древним лабиринтом (1205 г.) для прогулок монахов и до сих пор используется паломниками для медитации. В лабиринте есть только один путь, длина которого составляет 964 фута. По словам Джона Джеймса, в центре лабиринта когда-то была металлическая пластина с фигурами Тесея, Ариадны и Минотавра из классического мифа о лабиринте на Миносе.

Витражи Шартрского Собора

Яркие цвета льются на пол из превосходных витражей собора, которые светятся словно драгоценности. В начале XIII века храм Шартрского собора в значительной степени избежал повреждений во время религиозных войн 16-го века. Сегодня это одна из самых полных коллекций средневековых витражей в мире. В зависимости от того, как вести подсчет, в Шартрском соборе насчитывается от 150 до 170 средневековых витражей.

Западная Роза датируется началом 13 века, а три ее окна - 1150 года. В розовом окне изображен Страшный суд: Христос на суде окружен четырьмя евангелистами и ангелами, затем сцены ангелов, воскрешение, осуждение, небо и ад. Левый ланцет - окно страсти и воскрешения; средний ланцет - Окно Воплощения. Северная роза и пять ее окон были подарены королевой Бланш из Кастилии в 1230 году. В розовом окне изображено прославление Девы: Дева и ребенок в окружении голубей и ангелов, а также ветхозаветных королей и ветхозаветных пророков. Ланцеты, слева направо: Мельхизадек и король Саул; Царь Давид и Царь Иеровоам; Св. Анна и младенец Марии; Царь Соломон и Царь Навуходоносор; Аарон и фараон.

Южные Розы и пять ланцетных окон относятся к 1230-м годам. В розовом окне изображено прославление Христа: благословение Христа, затем старейшины Апокалипсиса. Ланцет, слева направо: евангелист Лука и пророк Иеремии; Евангелист Матфей над пророком Исаией; Дева и ребенок; Евангелист Иоанн над Пророком Иезекиилем; Евангелист Марк над пророком Даниилом. Еще одним очень заметным витражем является окно «Голубая Дева» («Нотр-Дам де ла Белль Верриер»), созданное около 1150 года.

Собор Богоматери в Шартре по-другому называют «Стеклянной Библией». Добраться до него можно на электричке, путь займет не более часа. Шартр – тихое провинциальное местечко, привлекающее туристов узкими улочками, старинными домами, арочными мостами. Однажды побывавший здесь не забудет никогда здания в духе римского владычества и великолепные виды на городской канал. Создается ощущение, что попадаешь в средневековую Европу.

Главная достопримечательность Шартра

Достопримечательностью, которую стремятся посмотреть и посетить все туристы, является собор Богоматери. Найти его можно и самостоятельно по высокому острому шпилю, который виден в любой точке города.

Построен этот собор на месте святилища кельтских жрецов, его история восходит к 8 веку, когда и был построен на этом месте алтарь в честь Св.Марии Шартрской. По историческим данным, в конце 8 века здесь и появилась плащаница Богородицы, считающаяся драгоценной реликвией христиан. По сей день многие прихожане этого собора приходят поклониться этой уникальной реликвии и приложиться к ней.

История плащаницы Богородицы

Местные жители знают, что плащаница появилась в Шартре в то время, когда во Франции правил король Карл II Лысый. Он и пожертвовал ее храму города Шартр. Ценность плащаницы неоценима, поскольку древнее предание гласит, что именно в нее была облачена Дева Мария в момент рождения Иисуса Христа.

Это доказывает и чудесное спасение реликвии в 1194 году, когда в городе был страшный пожар, уничтоживший собор в Шартре. Плащаница в этот момент находилась в ларце, который чудом остался целым и невредимым, что и считают чудесным знамением свыше.

В менее сотни километров от Парижа расположен старинный город Шартр , который на весь мир известен памятником архитектуры особой исторической ценности. Речь идет Шартрском соборе Пресвятой Богородицы (Cathédrale Notre-Dame de Chartres), который с 13 века сохранился почти в неизменном виде и представляет собой уникальный образец ранней и чистой готической архитектуры, почти не испорченной влиянием более поздних течений в зодчестве.

Почти любой туристический маршрут, проложенный по чудесным местам Франции, проходит через старинный город Шартр , который расположен на живописных берегах реки Эр. И не только потому, что он находится менее чем в сотне километров от столицы Франции, - загадочного и прекрасного Парижа.

Шартр более славится своим великолепным кафедральным собором, внесенным в 1979 году комиссией ЮНЕСКО в число памятников архитектуры, которые представляют особую историческую ценность. Расположенный на высоком холме, Шартрский собор отлично просматривается со всех сторон, величаво плывя в дымке над городом, и являясь его своеобразной визиткой и символом.

Особую ценность древнему храму придает тот факт, что возведенный еще в начале XIII века, Шартрский собор дошел до наших дней практически в неизменном виде, счастливо пережив бурные потрясения, произошедшие в этих местах за многие столетия. Кажется, что собор заботливо охраняло провидение или же высокие небесные покровители. В любом случае, сегодняшний Нотр-Дам де Шартр представляет собой прекрасный образец ранней и чистой готической архитектуры, почти не испорченной влиянием более поздних течений в зодчестве. Этот факт, как и поразительная красота и величие самого храма, привлекают ежегодно в Шартр сотни тысяч туристов со всех сторон Света.

История храма

Можно смело сказать, что предыстория возведения в Шартре столь известного храма началась еще задолго до официальной даты закладывания первого камня в его основание. Еще в середине первого тысячелетия на месте нынешнего собора стояла большая христианская базилика, построенная на развалинах бывшего языческого капища. Выбор подобных мест для постройки христианских храмов имел глубокий сакральный смысл и ознаменовывал собой победу веры в истинного Бога над заблуждениями язычников.

А сами галльские друиды, ранее облюбовавшие гору для построения своего ритуального комплекса-дольмена, руководствовались необычайной энергетикой, которой славилась гора в Шартре, а также целебными водами источника, который бил из-под земли неподалеку. Таким образом, Шартр со временем стал настоящим центром паломничества друидов со всех уголков Европы, а также местом, где они передавали молодому поколению секреты своей магии.

Однако первый католический храм, возведенный на горе Шартра, не имел такой счастливый судьбы, как его знаменитый преемник. За время своего существования он несколько раз практически полностью разрушался. В 734 году, после разграбления города войсками одного из герцогов Аквитании, храм также был сожжен. Менее чем через сотню лет, в 858 году, его вновь практически полностью уничтожили воинственные племена норманнов.

Как раз после бесчинств, устроенных викингами, местный епископ Жильбер и решил восстановить церковь, при этом значительно перестроив и расширив ее. Строительство нового кафедрального собора, возводимого в романском архитектурном стиле, продолжалось несколько десятков лет, и именно в это время в нем появилась знаменитая реликвия, прославившая Шартр в веках - Покров Девы Марии . Согласно легенде, ее пожертвовал Шартскому собору король Франции Карл II Лысый, а сама сорочка представляла собой часть одежду, которая была надета на Деве Марии в момент рождения ею Спасителя.

Как утверждают историки, в момент передачи Покрова епископу Жильберу, кусок ткани имел в длину более пяти метров. Однако в бурные времена Великой французской революции настоятель собора приказал разделить сорочку на несколько частей, которые затем спрятать в разных местах, надеясь сохранить хотя бы часть христианской святыни от поругания со стороны беснующейся черни.

Сегодня Покров, выставленный в храме, представляет собой кусок ткани бежевого цвета, имеющий в длину около 2 метров при ширине в 46 сантиметров. Кстати, свои чудесные свойства Покров Девы Марии впервые проявил уже в 911 году, когда под Шартром вновь появились орды неугомонных норманнов. Тогда городской епископ Жантельм, после усердной молитвы, вынес на городские стены одеяние Богородицы, вследствие чего, как утверждает легенда, неустрашимые викинги обратились в паническое бегство.

Через некоторое время их предводитель Рольф Ходок уверовал и принял обряд крещения, получив новое христианское имя Роллон. После женитьбы на дочери короля Франции Карла Простоватого Роллон получил в свое владение Нормандию и стал одним из вассалов главы франкского государства. Не меньшей головной болью для строителей храма стала серия разрушительных пожаров.

Первый, произошедший в 962 году, практически не оставил камня на камне от культового сооружения. Восстанавливать храм тогда поручили архитектору Бернаже, знаменитому на то время зодчему. Сам Бернаже принял необычное решение строить башни нового храма, а также объединявший их западный фасад, отдельно от главного тела собора. Это задумка впоследствии сыграла счастливую роль в судьбе храма, сохранив башни нетронутыми во время страшного пожара 1194 года, который уничтожил не только собор, но и почти весь Шартр.

С этим пожаром связано еще одно чудо, явленное Покровом Пресвятой Богородицы. Чудесным образом огонь, бушевавший три долгих дня, не повредил ларец, в котором хранилась христианская реликвия, как и священнослужителей, которые его охраняли.

Уцелевшие священники восприняли свое чудесное спасение как откровенный знак со стороны Небесной Заступницы, которая повелевала им немедленно взяться за сооружение нового собора. Именно этим фактом можно объяснить небывалые для того времени сроки, потребовавшиеся для возведения нового величественного Шартрского собора.

И вот, всего через 31 год в Шартре появился величественный собор, посвященный Деве Марии, который прославил этот небольшой французский городок на весь мир. Такие небывалые темпы строительства храма можно еще объяснить большим числом желающих принять участие в этом богоугодном деле, и прибывавшим в Шартр со всех уголков Франции. От старого романского костела, уцелевшего после пожара, остался только западный фасад, подземная часовня и знаменитый «Королевский портал», украшенный скульптурными группами.

Для строительства нового собора были приглашены самые известные архитекторы из Сен-Дени, которые удачно встроили романские элементы старого храма в новый готический облик собора. Строительные блоки для собора вырезались из высокопрочного песчаника, который добывали в карьере, расположенном неподалеку от города. Общими усилиями, уже в 1220 году новый собор был покрыт полукруглыми сводами, а еще через пять лет в нем появились хоры с галереей, поперечный трансепт и капеллы.

Освящение собора, получившего название Нотр-Дам де Шартр (Notre-Dame de Chartres) , произошло в 1260 году в личном присутствии короля Франции Людовика IX, носившего прозвище «святой». Именно по его распоряжению и на личные средства была изготовлено знаменитое витражное окно-роза, украшенное гербами Франции и Кастилии, откуда родом была супруга Людовика IX.

Архитектурные особенности Нотр-Дам де Шартр

Внешний вид

Сам Шартрский собор по форме представляет собой латинский крест, основа которого имеет длину чуть более 130 метров. Свод главного нефа возвышается над полом на 37 метров при его ширине более 16 метров. Каждый из двух боковых нефов имеет ширину 8 метров и высоту сводов — 14 метров. Форму креста собору придает поперечный трансепт, длина которого составляет 65 метров, при ширине нефа в 46 метров. При этом каждый его фасад оборудован тремя порталами, которые богато отделаны скульптурными группами, принадлежащими к ранней готике.

Как было уже замечено, западный фасад храма украшен двумя величественными башнями, отличающимися между собой как по высоте, так и по архитектурному исполнению. Северная башня, имеющая высоту 113 метров, является более старой, и была построена в первой половине XII века. В своем основании она имеет романскую часть, которая только в XVI веке была увенчана великолепным ажурным каменным шатром, выполненным в причудливом стиле так называемой «пламенеющей готики».

Кстати, сегодня на нее открыт доступ, поэтому любой желающий может полюбоваться великолепными видами Шартра, открывающимися с высоты соборной башни.

Южная башня, которая была закончена через пятнадцать лет после Северной, на 11 метров ниже соседки, и выглядит более сдержанно и строго. «Старая колокольня», как еще иногда называют Южную башню, выдержана в едином архитектурном стиле со всем Шартрский собором, и считается одной из самых красивых башен во всем мире.

Западный фасад собора, соединяющий обе башни, выполнен в тяжеловесном романском стиле и содержит в своем составе три прекрасных портала, которые были врезаны в него немного позже. Центральный тимпан, расположенный над главным, так называемым «королевским порталом», украшен знаменитой скульптурной композицией «Христос во славе». При этом сам Спаситель не обладает чертами строго судии, карающего человечество за грехи. Наоборот, он выглядит как милосердный учитель, желающий привести всех к спасению.

Сам Христос, благословляющий всех поднятыми руками, находится в окружении сонма святых, а также крылатых фантастических животных. Расположение скульптурных групп тщательно продумано и имеет глубокий символический смысл. Так, скажем, внизу под тимпанами расположены скульптуры ветхозаветных персонажей и предков Христа, а на самом центральном и боковых тимпанах, — персонажи из Нового Завета.

В этом случае четко прослеживается духовная связь между поколениями и роль древних пророков, подготовивших своим подвижничеством приход в мир Христа-Спасителя. Не менее интересен и рельеф, расположенный в центральном портале южного фасада храма. Датируемый самым началом XII века, он посвящен чрезвычайно напряженной картине Страшного суда, который ожидает мир в конце земной истории. Данный рельеф вполне заслуженно считается наиболее ярким образцом средневековой готики во всем мире.

Интересной особенностью скульптурных фигур, стоящих на центральном портале северного фасада храма, является тот факт, что, хотя они еще и имеют типичные для романского стиля пропорции (строгое фронтальное обращение и некоторая удлиненность фигуры), но каждая из них уже отличается от другой своими индивидуальными чертами. Боковые порталы того же фасада содержат в себе уже целые скульптурные композиции, объединенные единым библейским сюжетом.

Внутреннее великолепие собора

Изнутри Шартрский собор выглядит не менее потрясающе, чем снаружи. Его необычайно огромные хоры, которые должны были поместить большое количество певчих, привели к необходимости перемещения алтарной части более глубоко в апсиду (полукруглый архитектурный элемент здания храма). Те же хоры потребовали расширения трансепта на три нефа. Однако подобное новшество только усилило внутренне великолепие храма, сделав его более просторным и воздушным.

Оригинально и необычно смотрятся опоры сводов, имеющие вид цилиндрических столбов, укрепленных с четырех сторон полукруглыми колонками. Сами своды и арки храма имеют типичную для готической архитектуры стрельчатую форму.

Следует сказать, что Нотр-Дам де Шартр имеет огромное количество резных фигур. Вместе с наружными скульптурами он насчитывает более 10 тысяч изваяний, выполненных из разных материалов. Только в поразительном по размерам центральном алтаре, который создавался на протяжении двух веков, можно насчитать более чем сорок сцен из жизни Иисуса Христа и Девы Марии, выполненных талантливыми резчиками по дереву.

Огромную популярность среди посетителей собора имеет знаменитый лабиринт , расположенный в центральной части храма, и представляющий собой оригинальный узор, выложенный из разноцветного камня. Лабиринт являет собой круг, диаметром почти в 13 метров, и протяженностью пути в 261 метр. Причем длина лабиринта, который в храмовых книгах называют не иначе, как «Путь в Иерусалим», олицетворяет долгий путь грешной души к спасению, и равняется крестному пути самого Христа на Голгофу.

Поэтому раньше паломники, которые не имели возможности посетить Гроб Господень в Иерусалиме, могли символично пройти на коленях весь лабиринт Шартрского собора, читая при этом покаянные молитвы.

Не меньшую славу Нотр-Дам де Шартр принесли его необычные "окна-розы", выполненные в оригинальном витражном стиле.

Размещенные на предельной высоте над центральным нефом храма, и имеющие в диаметре около 5 метров, эти разноцветные стеклянные розы кажутся огромными светлыми кругами, мечущими разноцветные молнии внутри храма. Причем витражное остекление, которое в данном храме сохранилось практически в неизменном, с конца XII века, виде, является самым большим ансамблем, который дошел до нашего времени. Его общая площадь составляет фантастические 2000 кв. м.! Напомним, что искусство витража, то есть создание наборных окон из разноцветных кусочков стекла, появилось еще в период торжества романского архитектурного стиля. Однако подлинного расцвета оно достигло в период готики.

Витражи Шартра отличаются особенной чистотой красок и широкой тематикой, изображенных на них сюжетов. Наряду с традиционными библейскими композициями, на них можно увидеть около сотни сюжетов, описывающих быт рыцарей, сановников и даже обыкновенных ремесленников того времени. В общем, всех слоев населения, которые жертвовали свои деньги на строительство храма. Всего в соборе имеется 146 витражных проемов, описывающих 1359 разнообразных сюжетных линий.

Святыни Нотр-Дам де Шартр

Во все века Шартрский собор привлекал под свои своды многочисленных паломников не только из Франции, но и со всей Европы.

Кроме знаменитого Покрова Девы Марии в нем до середины XVIII века можно было увидеть изображение святой праведной Анны - матери Пресвятой Богородицы, а также деревянную статуэтку, изображающую Деву Марию в период вынашивания ею Спасителя. Кстати, данное резное изваяние считается одним из самых древних изображений Девы Марии, которое относится, скорее всего, к самым первым векам торжества христианства на французской земле.

Причем некоторые историки даже выдвигают предположение, что эта статуэтка относится к дохристианскому периоду, и была вырезана языческими жрецами под впечатлением от видения, которые они получили во время выполнения своих обрядов. Сама же скульптура погибла в огне Великой французской революции.

Покров Девы Марии, хранящийся в соборе, впоследствии подвергался многочисленным экспертизам, которые четко определили время изготовления ткани - I век нашей эры. Конечно, это не служит неопровержимым доказательством принадлежности ее Богоматери, но, в то же время, вполне допускает такую возможность. Как бы то ни было, но многочисленные чудеса, связанные с данной реликвией, привлекают в Шартрский собор сотни тысяч паломников со всех концов света.

Еще одной из самых загадочных тайн Нотр-Дам де Шартр является применение его строителями знаменитого «золотого сечения» , то есть пропорции 1:1,618, которая считается наиболее гармоничной и обладающей потрясающими способностями воздействия на восприятие человека. Случайно ли у строителей так получилось, или же это был плод гениальной на то время задумки, однако одно можно сказать однозначно, — с давних времен и до нашего времени Нотр-Дам де Шартр является одним из самых поразительных шедевров архитектурного искусства средневековья.

Он и в наше время заставляет всех, рассматривающих его черты, вне зависимости от уровня образованности и развития духовных качеств, замирать в немом благоговении пред величием таланта и мастерством древних зодчих.

Метки: ,

После того, как мы обошли собор кругом и рассмотрели внимательно скульптуру на фасадах, зайдем внутрь и полюбуемся на витражи собора.
Главный неф собора - один из самых широких - 16 метров 40 сантиметров, высота - 37 метров 25 сантиметров.
Обычный план церкви делался в виде креста. Нартекс, алтарь и неф - три части собора символизировали Троицу, триаду человека (дух, душа и тело) .Три розы собора, которые можно увидеть одновременно, стоя на средокрестии, тоже символичны.

Тут надо еще вспомнить про шартрскую философскую школу, которая увлекалась античной философией и идеей символики цифр. Цифра 3 обозначала небесное, 4 - квадрат, землю. Круг - идеальная божественная фигура, символ неба. Поэтому вполне объяснимо, что роза собора, в которой видно небо - круглая, окна - арочные, а входная дверь - прямоугольная.
Если перемножить 3 и 4 - то мы получим единство земного и небесного, что является главной идеей церкви, это место, где проходит таинство соединения человека и Бога. Поэтому роза собора разделена на 12 частей. Создана она около 1200 го года.
Композиция изображений на розе напоминает канон росписи византийских и наших православных храмов. В центре Иисус Христос, на парусах 4 евангелиста, несущих, как корабли учение в мир и архангелы.
На розе евангелисты обозначены своими символами: телец, орел, ангел, лев.
Синий цвет, божественный, горячий красный, зеленый, символ надежды, которую принес людям Христос.

Роза красиво сочетается с арочными окнами ниже.


Изготовление витражей было делом недешевым и обычно осуществлялось на деньги донаторов (теперь их чаще называют спонсорами) . Содержание витража часто задавалось самим жертвователем, что логично, таки проплатил. Чаще всего это было житие какого-то святого, который покровительствовал знатному человеку или цеху. В соборе есть витражи цеховые, есть те, которые заказывали богатые люди.
И, конечно, был основной канон, по которому северная сторона храма отдавалась сюжетам из Ветхого завета, южная - из Нового завета. Западный портал был отдан теме Страшного суда. В апсиде - рождение, страсти, воскресение и вознесение Христа.

Поскольку храм был посвящен Деве и был хранителем реликвий, связанных с Девой Марией, то были витражи,посвященные богородице.
Самый старый из витражей собора, как раз изображает Деву Марию с младенцем Иисусом. Он был еще в старом романском соборе и впоследствии перенесен и заново смонтирован. Голова Марии при этом немного отклонилась от классического фронтального положения.
Фигура Богоматери окружена ангелами и голубями, которые символизировали святой дух.

Так же, как скульптура собора, витражи были наглядным пособием для изучения текстов Библии. Художники, создававшие витражи, проявили выдумку и мастерство в композиционных приемах сюжетов витражей. Несмотря на условность изображения людей, сюжеты вполне прочитываются и есть сцены, в которых закомпановано много людей, что, конечно сложно на маленьком фрагменте.

Вот этот, с охотниками,собаками и лошадьми очень хорош.

Благовещение.

К сожалению, высоко находятся цеховые витражи и плохо различимы глазом их рисунки. Сюжеты витражей рассказывают о жизни 13 века. Витражи хора были даром корпораций суконщиков, виноделов, булочников, менял и многих других.

Среди витражей, есть созданные в разные века, в том числе и в технике гризайли, с красивыми орнаментальными рисунками.
Синий цвет витражей, секрет которого утерян, так и называется "шартрский синий"


Одна из любимых идей католической церкви - идея пути. Подразумевался, разумеется, путь к Богу. Шартрский собор был на дороге паломников в Сантьяго- де Компостела. Торжественное шествие по церкви священников тоже было частью этого пути. Даже сама архитектура католического храма - базиликальная, вытянутая, предполагала возможность такого шествия. В православной церкви прижилась другая идея - предстояния человека перед Богом.
Идея пути выражена в соборе лабиринтом, который появился в 1205 году. Сейчас он заставлен стульями, а когда-то свободный пол с лабиринтом был местом, где любой мог проползти на коленях путь паломника, имитирующий путь в реальности.

У собора есть свои тайны, писатель Луи Шарпантье связывает собор с тамплиерами, в своей книге В своей книге «Тайны Шартрского собора» Шарпантье приходит к выводу, что строители Шартра, и особенно авторы проекта, имели в руках некий текст невероятной научной ценности, который вполне мог быть Таблицами Закона, доставленными из Святой земли рыцарями-тамплиерами. Согласно легенде, передовые познания в архитектуре принесли с Востока первые рыцари-тамплиеры. Девять французских рыцарей, сподвигнутых Бернаром Клервоским, основателем цистерцианского монашеского ордена, отрешились от всего мирского и отправились на поиски «таинств», хранящихся, согласно поверью, в святилище под руинами храма Соломона в Иерусалиме. Подозревали, что во время своего десятилетнего похода рыцари занимались оккультными науками. Когда в 1128 году они вернулись, во Франции распространился слух, будто они нашли Ковчег Завета, в котором якобы хранились тайны Божественного закона, управляющего в том числе числами, весами и мерами, включая так называемое «золотое число» - 1,618.
Так это или нет, но многие исследователи считают, что монахи-цистерианцы были причастны к распространению готики.
Много всяких домыслов связано с собором, например, что карта главных французских соборов повторяет очертания созвездия Девы, в котором самая яркая звезда соответствует собору в Реймсе, где короновались французские короли.

В интерьере собора есть еще красива резная ограда, отделяющая алтарную часть.

Для тех, кто хотел бы подробно рассмотреть витражи и узнать их историю, я могу рекомендовать хороший фильм "Витражи шартрского собора".

Шартрский собор (фр. Cathédrale Notre-Dame de Chartres) - католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр префектуры департамента Эр и Луар. Находится в 90 км к юго-западу от Парижа и является одним из шедевров готической архитектуры. В 1979 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История строительства

На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии. Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.

Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.

Шартрский собор сохранился с конца XIII века до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограбления, не реставрировался и не перестраивался.

Архитектура

Трёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом и деамбулаторием. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен. Три из них заметно выступают за границы полукруга деамбулатория, четыре оставшиеся имеют меньшую глубину. На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент, что придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).

Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды. Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики.

Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора. Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду. Западный портал Христа и Девы Марии, более известный как Королевский, датируется 1150 годом и известен изображением Христа во Славе, созданном в XII веке.

Входы в северный и южный трансепты украшены скульптурами XIII века. Всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла .

На южной стороне собора расположены астрономические часы XVI века. До поломки часового механизма в 1793 году они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий знак Зодиака.

Интерьер

Не менее примечателен интерьер собора. Просторный неф, не имеющий себе равных во всей Франции, устремляется к великолепной апсиде, расположенной в восточной части собора. Между аркадами и верхними рядами окон центрального нефа располагается трифорий, массивные колонны собора окружены четырьмя мощными пилястрами. Сводчатая галерея деамбулатория огибает хор и алтарную часть, которые отделены от остального пространства резной стеной. Стена появилась в начале XVI века и два последующих столетия постепенно украшалась резными фигурами, изображающими сцены из жизни Христа и Богородицы.

Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 м2 . Шартрская коллекция средневековых витражей является абсолютно уникальной: более 150 окон, наиболее древние из которых были созданы в XII веке. Помимо больших витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, наиболее известными являются витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла» и композиция «Древо Иесеево».

Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.

Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года. Он символизирует путь верующего к богу и до сих пор используется пилигримами для медитаций. Через этот лабиринт собора есть только один путь. Размер лабиринта практически совпадает с размером оконной розы западного фасада, а расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте расположения окна.