Меню
Бесплатно
Главная  /  Гороскопы  /  Княжая пустынь сакральное место. Княжая Пустынь (Святая гора)

Княжая пустынь сакральное место. Княжая Пустынь (Святая гора)

Эзотерик Николай Рерих в очерке «Сердце Азии» рассказал об одной из своих экспедиций в Гималаи. Там же он написал: «Недавно в Костроме умер старый монах, недавно ходивший в Индию».

Исследователь Игорь Минутко в книге «Искушение учителя. Версия жизни и смерти Николая Рериха» поясняет, что упомянутый Рерихом монах преставился в 1925 году. И только через многие годы удалось узнать, что в середине 1880-х годов целая группа костромских старообрядцев-монахов совершила паломничество в Индию и Тибет. Они побывали в древних монастырях, в священном для всех буддистов городе Бенарес в Индии, несколько лет общались с тибетскими мудрецами. Там костромичи получили такие обширные сведения о Вселенной и человеке, какие обычному человеку недоступны. Они получили на руки стелы с вырезанными на них тибетскими идеограммами (символами), где было изложено древнее учение тибетских мудрецов, оно называется «Дюнхор», или «Калачакра».

Вышел на этих «посвященных» в начале 1920-х годов профессор, оккультист Александр Барченко. В 1925 году он возглавил сверхсекретную нейроэнергетическую (оккультную) лабораторию при ОГПУ по изучению паранормальных явлений - биоэлектроники, экстрасенсорики и телепатии. Костромской историк и журналист Константин Воротной утверждает: он встретился в Москве с выходцем из Юрьевца Михаилом Кругловым. В столицу тот приехал, имея при себе стелы с тибетскими идеограммами - письменными знаками, условно изображающими понятие (в отличие от букв, обозначающих звук).

Круглов доложил ученому-чекисту о человеке, который был допущен к святыням Тибета и Индии, а потому обладал знаниями, куда более обширными, нежели сам Круглов. Человек этот жил в Костроме, звали его старец Никитин. В сентябре 1924 года Барченко прибыл в Кострому и лишь только в ноябре встретился со старцем в его доме на улице Сенной.

Никитин смотрел с пониманием

Игорь Минутко описывает пребывание Барченко в Костроме: «Едва появившись в городе, ученый привлек своим «нездешним видом» бдительных работников местного ОГПУ. И хотя стражам революционной законности были предъявлены все необходимые документы, учёный был арестован «до выяснения обстоятельств». При аресте у подозрительного путешественника были изъяты книги по оккультизму и мистике и револьвер системы «смит-вессон». Больше всего смущало оперативников то обстоятельство, что гражданин Барченко прибыл в Кострому без всяких видимых причин - никем не командирован».

И разыскивает ученый какого-то старика Никитина, а это очень подозрительно. Но арест оказался недолгим, уже вечером того же дня Александра Барченко выпустили на свободу. Кто-то явно помог.

На следующее утро в номер коммунальной гостиницы «Серп и молот» постучали, и перед профессором возник молодой человек в новой милицейской форме.

Идемте, гражданин, - приказал он.

Они прошли через весь город и оказались на окраине: низкие домики, канавы со стоячей водой.

Милиционер привел Барченко в покосившийся домик. На крыльце их встретил высокий худой старик в облезлой шубе и в валенках. На морщинистом лице все черты как бы застыли, только глаза смотрели зорко и с пониманием.

Со старцем Барченко провел в Костроме больше месяца - в долгих беседах, а случалось, и спорах. Его собеседник принадлежал к секте старообрядцев-бегунов, вернее, к ответвлению этой секты: «Мы называем себя голбешниками». В разных местностях России они называются по-разному: не только голбешники, но и бегуны, пустынники, скрытники.

В странничестве они организовали целую сеть конспиративных квартир, которая, как рассказывал Никитин, к началу ХIХ века раскинулась от Белого моря до Индии и Тибета. В одной только Костроме полиция обнаружила в середине XIX века более сотни таких явок.

Однако всех тайн этого учения, его практическую сторону старец раскрыть профессору так и не успел - в середине 1925 года Никитин скончался и был похоронен на одном из старых старообрядческих погостов, утверждает Константин Воротной в статье «В поисках Беловодья».

После знакомства с костромскими старообрядцами у Барченко утвердилась мысль совершить экспедицию в Тибет и Индию в поисках тайных знаний, но из-за интриг в руководстве ОГПУ она не состоялась.

Что осталось в Княжей Пустыни

Костромские старообрядцы ходили не только «за три моря». У них, как считают некоторые костромские исследователи, был свой интерес и на севере губернии, в глухих кологривских лесах. Например, в Княжей Пустыни. Кстати, «пустынь» означает уединенное место, обитель. Во времена правления царя Алексея Михайловича, когда начала реформироваться церковь, старообрядцы, спасая свою веру, селились в глухих местах. Вот и в Княжей оказался старец-отшельник.

Эту мысль развил костромской писатель и журналист Владимир Шпанченко. В его книге «Путешествие в Княжую Пустынь» говорится: «В начале 90-х годов, когда стал относительно свободным доступ журналистов в архивы КГБ по Костромской области, мне показали закрытые прежде документы. Так я узнал о заброске немецких диверсантов на территорию нашей области близ Антропова. Среди диверсантов были бывшие кадровые военные РККА из предателей. Были и немецкие офицеры из Анненербе («Наследие предков»). Куда они шли? С какой целью появились в окрестностях Святой горы? Это осталось загадкой. Ясно одно, что эсэсовские ученые из «Наследия предков» если и шли к Святой горе у Княжей Пустыни, то не с целью притащить камни на верхушку горы, как это делали паломники. Перед ними стояли какие-то другие задачи».

Константин Воротной предполагает, что можно было там найти: «Кологрив стоит на отрогах Северных увалов - легендарных Рипейских (Гиперборейских) гор. Именно здесь находилась легендарная страна наших предков - Беловодье. Кологрив был одним из святилищ Беловодья. Лишь многие века спустя географическое положение этой страны переместилось на юг, в Тибет и Индию».

Не исключено, что фашисты планировали найти в Княжей Пустыни хотя бы частичку древних знаний, которые, возможно, до сих пор хранятся внутри самой Святой горы. Знаний, оставшихся как от гиперборейцев, так, возможно, и от костромских старцев, которые когда-то были вхожи к тибетским ламам.

Портал в Гиперборею

Владимир Шпанченко не однажды рассказывал, что видел в Святой горе какой-то вход: «Спустился немного вниз. Держась за кусты, сделал несколько шагов в сторону - и передо мной вырос замшелый монолит четырехугольной формы, высотой метра в три. Впечатление такое, что этот монолит закрывал вход в таинственные пустоты горы. Глядя на него, трудно поверить в то, что он появился естественным образом в отвесной стене».

Исследователя отвлекли, и он махнул рукой на этот самый вход, мол, в следующий раз его найдет. Видел потом еще два раза. Но не получалось его хорошенько рассмотреть. Видимо, не судьба. Даже сфотографировать этот вход Шпанченко не догадался, хотя с аппаратом не расставался. А потом этот самый монолит и вход в гору найти не мог. А ведь, казалось, запомнил: находится недалеко от деревянной часовни, сбоку от старого погоста. Но и другие люди проходят рядом и не видят прямоугольный камень в три человеческих роста. В приватных разговорах с автором этих строк он называл вход в Святую гору порталом гипербореев…

Он же рассказывал, что местные жители Михаил Крутиков и Александр Жиганов однажды во время охоты наткнулись на валун, на котором был виден четкий отпечаток правой человеческой стопы. А уроженец Княжей Пустыни Чистов подростком лазил вместе с друзьями в глубокий колодец. В его стенках ребята обнаружили два прохода, между которыми лежала доска. Судя по всему, там располагался некий тайник. Позже Чистов, плутая по лесу, вдруг увидел дверь в склоне Святой горы. К ней вели каменные ступеньки. Открыть дверь не удалось.

В 1719 году здесь был открыт женский монастырь. Сейчас он не сохранился. Говорят, когда умирала его последняя монахиня, она сказала: «Будут люди ходить по кладу, но никогда его не найдут».

Старожилы рассказывали, что иногда вода в потоках Святой горы светится какими-то блестками. Брали ее на анализ, который определил наличие кристаллов какого-то металла. Возможно, серебра? Однако исследователи думают не о драгоценном металле, они уверены, что глубоко в горе хранятся древние знания, к которым когда-то имели отношение (в том числе доступ) костромские старцы. Всему свое время. Возможно, когда-то и тайна Святой горы будет разгадана.

Акция

«Кологрив-Княжая Пустынь»: пеший маршрут зовёт

Лучшее время для путешествий по району – погожая золотая осень. Не жарко и не холодно , нет назойливых насекомых, лесные дали, расцвеченные осенними красками, живописны.

Но акция по устройству пешего туристическо-паломнического маршрута из Кологрива до Княжой Пустыни, к сожалению, а может, и к лучшему, состоялась в начале ноября, после первых морозов. Ляги, сырые лесные дороги с водой и жидкой грязью не простыли. А с утра, перед выездом , начал сыпать мелкий снежок, припорашивая землю, бурую траву, лапник елей и сосен.

Поездка получилась, можно сказать, от Успенья до Успенья, по названию храмов в Кологриве и Княжой Пустыни. На призыв принять участие в акции организованно откликнулся коллектив заповедника «Кологривский лес» со своими вездеходами и инструментами. Дело для его работников знакомое - по обустройству дорог и других объектов в лесах заповедника.

Под руководством директора Павла Чернявина на расчистку пешеходного маршрута отправились водители «ТРЭКОЛов» Сергей Невзоров, Игорь Водов, Михаил Майдаков , научный сотрудник Сергей Чистяков, инспекторы Геннадий Невзоров, Сергей Шкаликов, Валентин Смирнов, Сергей Цветков, Валерий Кудрявцев, Роман Шабанов, Андрей Бушков, Сергей Водов.

Вдохновители и организаторы акции - настоятель Собора Успения Пресвятой Богородицы отец Алексий и специалист по туризму отдела культуры Эмиль Тимганов. Именно они несколько лет назад были инициаторами идеи создания этого пешеходного маршрута по так называемой старой дороге из Кологрива в Княжую Пустынь , в древний святой и живописный уголок района.

Тогда небольшая группа с лошадью для перевозки вещей и инструмента провела её расчистку. Но, как поётся в былинах, с тех пор «прямоезжая дорожка заколодела», то есть заросла, захламилась валежником, зимние снега нагнули на неё деревья.

Это интересный маршрут для паломников и туристов. В прошлом именно этим путем в святые места, где был монастырь Успенская Княжая Пустынь, шли пешком паломники-богомольцы из далёких от Кологривского уезда мест. Сюда ездил и запечатлел на литографиях, как выглядели тогда местные храмы в полной их красе среди живописной природы, художник Г.А. Ладыженский.

А когда упразднили монастырь, по этой дороге несли или везли в Кологрив Чудотворную шестилистовую икону Божией Матери , которая, к сожалению, утрачена в годы гонений на религию. Дорога проходит через бывшие деревни Волегово и Баринцево (или Бояринцево), которые считаются одними из древнейших в нашем районе.

Нашу поездку мы начали от Успенского собора через деревню Судилово. На подъёме от речки Алексинка были укреплены на соснах первые два указателя - «Княжая Пустынь». Большинство из нас - охотники, грибники, исходившие или изъездившие эти места. С собой взяли карты и навигатор. После оживлённого обсуждения определили направление движения.

Сначала лесом пошла разбитая дорога с лужами и грязью. Но их вездеходы преодолели. На развилках дорог тоже вывешивали указатели. Урочища Волегово и Баринцево миновали быстро. Под колёсами шевелилась ещё не припорошенная снежком опавшая листва. А когда стали углубляться в лес, всё чаще водители или инспекторы из первого вездехода выскакивали, чтобы срубить нависший куст, распилить упавшее поперёк дороги дерево.

От сыпавшегося с неба снега было сумеречно. Когда миновали урочище Стариковка, впереди оказались завалы и заросли. Вот тут и началась самая жаркая работа. Одни пилили бензопилами деревья, другие топорами рубили молодняк , выросший на дороге. Остальные откидывали на обочину обрубки, ветки и лапник.

Самым захламлённым оказался участок от бывшей высоковольтной линии до развилки дорог от урочища Клиновое. Здесь местами не то что проехать на любом транспорте - пешком идти было трудно.

Мы не просто расчищали дорогу, а, буквально, прорубались сквозь заросли и завалы. Следом постепенно двигались «ТРЭКОЛы». В одном месте начался густой ельник, показалось, что ещё немного, и работы станет меньше. На разведку выдвинулись Чистяков и Тимганов. Но до развилки, сырой ляги-болотины, шли сплошные завалы. Похоже, большую часть года здесь всегда будет топко. Приняли решение пройти по краю справа, иначе здесь потратили бы весь световой день.

После небольшой передышки и обеда , дорога вышла к реке Ульшма. Здесь, от Клинового, проезжали до нас участники гео-джип-фестиваля «Полная Чухлома». С правой стороны моста со свежим берёзовым настилом сошли в реку два бревна. Но все три вездехода успешно преодолели мост, и участники акции вскоре оказались в урочище Ульшмареченский кордон.

О том, что места эти посещаются лесозаготовителями, свидетельствовали отвалы порубочных остатков. Раньше здесь были сенокосы. Частые гости в этих угодьях - охотники и рыбаки. Вдоль наезженной дороги приходилось убирать нависающие кусты и деревья.

Навигатор уже показывал близость посёлка Советский. Придорожные полосы расширились, и мы увидели дорогу от урочища Великая. На этой просторной развилке отец Алексий с Эмилем Тимгановым с крыши «ТРЭКОЛа» установили на придорожной сосне со стрелкой на северо-запад большой указатель «Кологрив», а под ним – «Княжая Пустынь». На этом фоне сделали общую фотографию участников акции.

Следующий указатель установили уже при дороге от посёлка Советский. Дорога туда была засыпана нетронутым снегом. Здесь пошёл знакомый для большинства из нас перегон с горки на горку в Княжую Пустынь. Толстый лёд в лужах был взломан джиперами. Под берегом темнела в промоинах вода реки Княжая.

В Пустыни мы побывали в каменном храме. Рядом с ним стоял аккуратно построенный, под железной крышей, с пластиковыми окнами и железной дверью, так называемый гостевой домик, возведённый волонтёрами. Внутренние работы в нём ещё не закончены.

У святых потоков стояла новая часовенка. Все желающие испили святой воды , умылись из источников под Святой горой. Водители и инспекторы вскипятили чай из этой вкусной целебной воды. Мы вместе поужинали перед обратной дорогой. Уже в сумерках, ещё раз сфотографировались на память о необычной поездке.

Акцию успели провести вовремя - на следующий день прошёл ледяной дождь! Ехали домой по очищенной дороге, уже по свежей пороше. Все были довольны: поставленная цель была выполнена полностью. В районе появился маршрут для развития паломнического туризма «Кологрив-Княжая Пустынь».

Путь теперь свободен для пешеходов, малой техники, можно организовать даже конный маршрут. Зимой можно путешествовать здесь на лыжах или снегоходах. В основном, дорога почти прямая. Навигатор показал ее протяженность - 25 км. Обратно мы ехали чуть больше двух часов. Почти столько же времени тратится на проезд по дороге через Воймас и Советский, а это 60 км. Но эта дорога никем не содержится и даже не в межсезонье в плохом состоянии.

Пеший поход по живописным местам в любое время года оставит незабываемые впечатления. Весной здесь запоют лесные птицы, засверкают светлые лужицы, зазеленеют листва и травы , распустятся первые цветы. Можно своими глазами увидеть урочища, которые многие знают только по названиям.

И самое главное - побывать в удивительном древнем святом месте - Княжой Пустыни - с её храмами, источниками, которая включена в перечень так называемых «мест силы» Русской равнины (№55), где незримо присутствует наше духовное наследие.

Сергей Смирнов.

Врезки


Историческая справка

Основателем Княжой Пустыни является помещик д. Урма Фома Данилович Цизарев, которому на Святой горе во время охоты явилась на липе икона Божией Матери. Поражённый этим видением и излечившись от недуга, он принял монашество под именем Иезикииля и в 1719 году на этой горе построил деревянную церковь. Здесь образовался небольшой мужской монастырь Успенская (Богородичная) Княжая Пустынь.

В 1762 году монастырь упразднили. Церковь стала приходской, духовно окормляла десяток окрестных селений. А в 1842 году, в основном, на средства наследницы Цизаревых А.С. Микулиной с участием прихожан был построен каменный Успенский храм. Оба храма сохранились в полуразрушенном состоянии и до сих пор привлекают многочисленных паломников и туристов.

Павел Чернявин , директор заповедника «Кологривский лес»:

Всегда стараюсь помочь в начинаниях отца Алексия по возрождению духовности. Вот, и в акции по расчистке дороги в святые места Княжой Пустыни принял участие со своими работниками, техникой. Это мы сделали , прежде всего, для наших земляков и гостей района. Намеченное выполнили полностью.

Отец Алексий , настоятель Собора Успения Пресвятой Богородицы:

Продолжаем обустраивать Княжую Пустынь, которую с каждым годом посещает всё больше паломников, несмотря на её запустение. Маршрут от Кологрива пройден и обозначен указателями. Дорога через Воймас и Советский длиннее и не всегда проезжая. А теперь паломники и жители района могут даже пешком побывать в святых местах, на целебных источниках.

Если будем постоянно следить, то дорога не зарастёт. В Пустыни у потоков поставлена новая часовня, продолжается строительство дома для паломников. Надеюсь, придёт время и для восстановления храмов.

Бывшая деревня, а ныне урочище Княжая Пустынь, расположена на высоком холме в пяти километрах северо-восточнее посёлка Советский. Сегодня это забытый уголок, но люди всё ещё идут сюда, чтобы полечиться чистой родниковой «святой водой» Когда-то в этом живописном месте били целебные ключи. Оставлены дома, разрушена церковь, куда несколько веков назад ходили молиться со всей округи паломники. Заросло мхом кладбище. Тихо. Безлюдно. Царство легенд, вековой природы и святой красоты. Смотришь - не насмотришься.

Эта старинная деревня существует около 400 – от лет. В 1719-м году был основан монастырь в Княжой Пустыни. Основатель монастыря - кологривский помещик Цизарёв. Сначала построили деревянную церковь. В 1842 году на средства родственников Цизарёва была построена трех престольная, двухэтажная, каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Главный престол - Успенский, второй - Николы Чудотворца, третий - Александра Невского. Храм украшали знаменитые иконы. Около церкви была посажена красивая липовая аллея. Рядом с церковью расположилось кладбище, а у стены две надгробные плиты. Кладбище существует и сейчас. Жива и тропинка к «святому колодцу», который до сих пор зовут «Старый поток». Паломники приходили сюда из Вологды, из Вятки и из других мест, за сотни километров.

Пустынская гора называлась «Святой». Приходившие помолиться люди несли на гору камни и воду, тем самым, снимая с себя грехи. В деревне, на горе, колодцев никогда не было. Воду брали с потока и реки «Княжая». По одной из легенд река была названа в честь княжны, проплывавшей по реке, во время своего путешествия.

Позже Екатерина II выселила из Пустыни весь люд. Духовенство сделало там «святые мохи». Много времени прошло с тех пор, но однажды на церковь наткнулся лесник, и люди вновь решили здесь поселиться. Пустынь ожила.

Разрабатывались заросшие поля. Люди начали строить дома. Построили пекарню, столовую, почту, магазин. Открылись школа и клуб- библиотека. Основной деятельностью было сельское хозяйство: пахали, сеяли, молотили. В 1938 году был образован лесопункт, который начал заготовку леса. В годы коллективизации здесь был основан колхоз «Трудовик». Уклад жизни нарушила война. Женщины, проводившие мужчин на фронт, работали на оборону тыла. Восстановительные работы начались сразу после войны. Возобновилась и заготовка леса. Лес вывозили на лошадях и затем сплавляли по реке. В 1955-м году в пяти километрах от Пустыни начал строиться посёлок Советский. Деревня невольно уступала современному населённому пункту. Люди из Пустыни постепенно стали переезжать в посёлок.

Ныне в урочище Княжая Пустынь построен один дом и возникла идея восстановления поселения, возрождения церкви и монастыря. Почитаемый источник облагорожен.

Святой источник “Старый поток”, Святой поток (святой колодец) – это ручей, рождающийся из 3-х родников, два из которых бьют всего в каких-то 7-8 метрах друг от друга, а третий находится выше по склону. От него в сторону первых двух бежит маленький ручеек. Вода в родниках холодная, а на вкус во всех разная. Самой хорошей и даже целебной считается вода среднего родника, в котором бьют, шевелят песок и мелкие камушки более десятка маленьких живчиков-родничков.

Старожилы этих мест рассказывали, что временами вода в роднике светится какими-то блестками. Однако серьезным изучением этих мест и, в частности, состава воды, никто не занимался, но, вероятно, вода содержит большое количество серебра, долго хранится и обладает лечебными свойствами.

По сей день еще идут в Пустынь люди, чтобы полечиться святой водой. Пришла пешком одна женщина. Лежала в Горьком в больнице, ноги отнялись. И дала обет - если вылечится, то пешком в Княжую Пустынь пойдет - к святому потоку. И вот пришла.


Сгоревшая часовня

Работники Межевского лесхоза обустроили «Старый поток», построив часовню, мостик и дощатые тротуары – подходы к нему и родникам, лестницу с перилами. Позже появилась купальня с неглубокой купелью. Часовня к сожалению сгорела в 2010 году.

Есть еще два других источника – «Новый поток» на ручье Шумиха и «Безымянный». Они более удалены от поселения и не так часто посещались как “Старый поток”.

Координаты: 58°57"04.6"N 44°36"51.1"E

После Белого Луха я начала высматривать другие малые реки бассейна Унжи. Сначала заинтересовалась рекой Понга (и, возможно, ещё схожу туда). Но потом вычитала, что песчаные грунты характерны для левого (восточного) берега Унжи, а Понга - это правый приток. Все левые притоки Унжи, кроме Межи, короче Белого Луха, но одна интересная речка всё-таки нашлась. Называлась она Княжая, протекала в довольно глухих местах и имела на своих берегах только один населённый пункт, посёлок Советский. Чуть выше Советского на реке находится заброшенная деревня Княжая Пустынь, которая по местным меркам довольно интересна.

В Советский, Княжую Пустынь, а также к берегам чуть выше по реке, можно подъехать через Николу, наняв машину в Георгиевском. Я так и хотела сделать, но потом увидела у кого-то фразу "пришёл в Княжую Пустынь из Кологрива", и тут же решила превратить поход в пешеводный. Раньше я так не делала, это был бы мой первый пешеводный поход. Как раз для начала: всего 24 км пешком, потом 45 км на лодке по Княжей, а потом вниз по Унже, если останется время и желание.

Карта пути, по которому я шла . Не трек, но показано довольно точно, просеки не перепутаны. Альбом с чуть бОльшим количеством снимков, чем здесь.

Утренний автобус Кострома-Кологрив отменили, дневной приходит в Кологрив уже в темноте, так что я купила билет до Макарьева, рассчитывая уехать дальше автостопом. Автовокзал Макарьева очень удобно стоит прямо на трассе (и не очень удобно, когда тебе нужно топать от Унжи с лодкой через весь Макарьев). На трассе я простояла около часа, и никто даже не остановился! Пара человек к моему появлению уже стояли на остановке в противоположном направлении, и они тоже не смогли уехать. Загадочное место.

Пришёл автобус Кострома-Шарья (или Поназырёво, не помню), и я уехала на нём до Мантурова, а от него взяла такси за полторы тысячи рублей. Ровно в пять вечера была у деревни Березник перед въездом в Кологрив. От дороги между Кологривом и Березником начинается лесовозка, по которой я собиралась пройти большую часть пути до Княжей Пустыни. Заход солнца был почти ровно в шесть, так что у меня оставалось немного времени, чтобы удалиться от города и поставить палатку в более-менее безлюдном месте.

Сначала дорога была хороша, потом пришлось переобуваться в сапоги. Хотя деревья были зелёными, на земле уже лежала опавшая листва, окрашивая её в краски осени: жёлтые листья, оранжевые листья, дохлая белка...

Через некоторое время сапоги пригодились:

К счастью, таких участков было немного, в общей сложности где-нибудь полкилометра, а обычно можно было идти, не рискуя оставить сапог в грязи. Примерно к заходу солнца я вышла на открытое место, поля вокруг бывшей деревни Волегово. Дорога здесь была совсем приятная (видно на фото ниже), восходила почти полная луна, так что остановилась я уже после захода солнца.

Палатка была поставлена в семь вечера, уже при свете луны и на месте, где кто-то валялся. Ну, ладно, теперь тут буду валяться я. Почти лето, ещё тепло, город в пяти-шести километрах: вряд ли сюда придёт какой-нибудь злой и голодный обитатель леса.

Луна светила так ярко, что за вечер и ночь я так и не доставала фонарик: даже внутри палатки было достаточно светло. Свет этот в сочетании с полнейшим безмолвием - не было слышно ни насекомых, ни птиц, ни мелких животных - заставлял немножко нервничать. Странно, но обычная лесная возня вокруг палатки не так напрягает, как эта странная, неожиданная тишина.


Утро
. Судя по карте, деревенские дома стояли прямо здесь, но от них не осталось никаких легко заметных следов.

Вышла в 8:45, перешла через первый указанный на карте ручей (полностью пересох), потом через второй, с наваленными через него брёвнами. За ручьём была полянка, а сразу после полянки - указатель со стрелочкой:

На карте в этом месте дорога раздваивалась: лесная дорога, по которой я пришла, уходила на север (на фото она где-то за автобусом, её даже не видно и я не стала её искать), а прямым продолжением на северо-восток шла просека, на которую указывала стрелка. Заранее я пометила оба этих варианта, как возможные, и, раз уж стрелка подсказывает, пошла по просеке. Жаль, я заранее не погуглила старательнее: я бы узнала, что эти стрелки "пешего маршрута" развешивали в ноябре и на вездеходах ТРЭКОЛ.

Просека, однако, очень быстро превратилась в полностью заросшую кустарником, и в результате я шла не по ней, а параллельно ей по лесу. Идти по лесу было несложно, но когда мне подвернулась уходящая на север просека, я с радостью вернулась по ней на лесовозку, которая в этом месте шла параллельно моему пути. Лесовозка выглядела значительно приятнее: хотя посреди её и росли ёлочки, идти можно было по колее, а не по лесу.

А потом лесовозка неожиданно кончилась. Вообще. Упёрлась в идущую поперёк просеку и исчезла. Подозреваю, что на ГГЦ её перерисовывали с "генштаба", а лес вокруг иногда выглядел моложе этой "генштабовской" топокарты.

Поперечная просека, если верить карте, шла не туда, куда мне было надо, но к одному деревцу на ней был привязан кусочек белого полиэтиленового пакета. Я побегала туда-сюда, посуетилась, сунула навигатор с ГГЦшной километровкой в карман и пошла туда, куда показывал полиэтиленовый пакет. Пакет, в отличие от карты, не подвёл: прямая на карте просека в реальности повернула и вывела к броду через реку Ульшма. На карте, конечно, это был моооост...

Рядом с бродом было почти горизонтальное дерево, которое торчало из противоположного берега, но перебраться по нему с рюкзаком при моих умениях было нереально. Я попробовала на него забраться, но свободный (ближний ко мне) конец ходил ходуном - я мысленно посетовала на недостатки консольного крепления. Попыталась перейти в брод - налила воды в сапоги. Ну ладно, вылила, выжала носки, надела всё обратно, пошла дальше. Никакой, кстати, разницы.

Дороги на этом берегу Ульшмы были чище (хотя не всегда настолько чище, как на фото) и понятнее. Единственный забег туда-сюда случился в поисках ответвления с дороги на Советский на дорогу к Княжей Пустыни, мимо которой я проскочила и так и не нашла. Она даже на космоснимках Бинга есть! Но я прошла дальше и нашла более новую дорогу, которой все и пользуются.

На этом последнем пешем участке мне встретились единственные люди в этот день, зато много: мужичок на лёгком мотоцикле, две парочки (за одной тянулся выхлоп перегара почти такой же мощный, как от мотоцикла) и "Нива". Все эти люди возвращались из Княжей Пустыни - или от "святых источников", или с кладбища. Тамошнее кладбище, кстати, выглядит весьма ухоженным.

В одном месте дорога подходит к реке, и я впервые увидела Княжую. Ура, вода есть! Река выглядит достаточно полноводной (ха! Только здесь). Есть небольшое течение, примерно один километр в час.

Чтобы дойти до каменной церкви (единственного места в Княжей Пустыни, где есть следы деятельности человека, кроме кладбища), нужно пройти через всю покинутую деревню, каждый раз выбирая правую сторону развилки. Здесь ещё сохранились развалины домов. Сама церковь носит следы неторопливого ремонта: поставлены новый барабан, купол, настелена часть пола. Рядом с церковью стоит новый маленький домик с пластиковыми окнами. Я постучалась в открытую дверь и, не дождавшись ответа, заглянула внутрь. Посередине дома стояла металлическая печка, у одного из окон был стол с двумя скамьями, а в углу напротив входа было набросано немножко сена и лежало ватное одеяло: постель реального аскета.

Раз никого не нашлось, пришлось искать родники самостоятельно. Я читала про них, но никто не потрудился указать их расположение. Было легко догадаться, что они где-то внизу, на высоких склонах. За каменной церковью были развалины церкви деревянной и кладбище; вряд ли кладбище устроили над источником. На другом склоне был нужник домика: тоже вряд ли. Надо было искать дальше.

Оказалось, что найти их довольно легко. Если идти по Княжей Пустыни и прямо перед церковью повернуть налево, то в углу поля найдётся дорога, уходящая вниз. Деревня была расположена высоко, и спускаться к родникам придётся долго; посередине пути даже есть скамейка для отдыха. Спустившись, вы видите часовню с объявлением, в котором рассказывается, что предыдущая часовня сгорела из-за поставленных в ней свечей. От часовни короткая лесенка ведёт к двум ключам. Где-то есть и третий, но я его не заметила.

Это первый ключ (вот у самого края снимка видна струя). Тут я набирала воду. Ленточки там развешаны везде, это какой-то непонятный языческий обычай. Про Княжую Пустынь говорят, что это "место силы" - не понимаю, в чём смысл навешивать странные названия на места, которые тебе нравятся. А вообще-то пишут, что поклонение источникам сильно развилось уже при Советской власти, когда церкви были закрыты. Вот так с тех пор и продолжается.

Этот "акведук" идёт от второго ключа несколько выше по склону. Вода по нему поступает в сруб, где можно набрать воду ведром, как из колодца.

К церкви я впервые подошла ровно в три, но в поисках родников и места для ночлега еле ползала от усталости: как только я сбросила рюкзак, так сразу и почувствовала, что эти двадцать килограммов я сегодня несла двадцать километров. Потихоньку поставила палатку, пообедала и залегла отдыхать. В шесть вечера начался дождь, шедший почти всю ночь, и поднялся ветер. Поскольку палатка стояла на опушке, мне впервые пришлось привязывать штормовые оттяжки.

Утром я отправилась на поиски подходов к реке: деревня отстоит от неё довольно далеко. В одном месте в направлении реки шёл безлесный спуск, но он оказался очень длинным и неудобным. Зато в его конце, почти у воды, обнаружилась тропа, по которой я и вернулась обратно наверх. Тропа вывела меня на спрятанное за церковью кладбище.

Пока собиралась, пока шла к реке, собирала лодку... вышла примерно в 10:50, поздновато для сезона, когда солнце заходит в шесть вечера. Отказалась от обеда, немножко перекусив и напившись кофе перед упаковкой вещей. Режим получился такой: два часа гребли, потом чашка сладкого чая из термоса с печеньем или орешками, потом ещё два часа и ещё одна чашка чая, а потом ещё немножко меньше двух часов и поиск места для стоянки.

Села в лодку, сделала несколько гребков... лодка практически стоит. Попробовала грести посильнее - маленькое и незагрёбистое весло просто проваливается, не придавая лодке ускорения. А! Вспомнила! Это ж "Эридан"! Всё лето лодка лежала у меня на шкафу, пока я каталась на быстрой каркасно-надувной "Лене", и теперь я просто отвыкла от ощущения, что надувастик "не едет". Потом целый день вспоминала, как грести на надувастике: часто, почти без усилия и под высоким углом, а иначе это просто бессмысленный перевод сил.

Река, между тем, шикарная. Прозрачнейшая, несмотря на дождь, без примеси торфа вода: сначала слегка каменистое, а потом песчаное дно, обычно заросшее, но изредка с чистым песком. Водоросли уже пожелтели и легли на дно, и лодка плывёт через них, как по волосам блондинки из рекламы шампуня. Оба берега почти везде заросли лесом, и не только обычной смесью ели и осины, но и берёзами, ивами, а иногда встречаются и сосны (хотя обширных светлых сосняков нет). Не видны следы бобриных зубов, почти не нависают над рекой "расчёски". Мелко, часто встречаются перекаты - на сорока пяти километрах их, похоже, более сотни - но Эридан хотя и цепляет дно частенько, но плывёт: за полтора дня идти пешком по дну пришлось всего три раза и притом считанные метры.

До Советского (за час сорок пять минут, если я правильно помню) встретились два завала: через один я перешла пешком и перетащила лодку, а второй пришлось обносить по берегу. Подскользнулась, опять налила воды в сапог: ещё не знала, что ЭВА очень легко скользит по всему мокрому и гладкому, и вставать на дерево в воде нужно было очень-очень осторожно.

Советский начинается с моста, под которым я проплыла, и вскоре огорчает ещё одним, разрушенным, мостом, который надо обносить. Берег там такой замусоренный, что пришлось нести лодку на руках. За мостом встретила в реке быка. Бык нехорошо поглядел на меня и пошёл на другой берег реки. Мелко тут... да почти везде на Княжей мелко.

Посёлок словно преследует лодку: исчезает из вида, потом снова появляется. Снова исчезает - ну, думаешь, кончился - и тут он появляется на берегу третий, а потом и четвёртый раз! Этот раз уж последний, но в русле здесь, как прощальный привет, раскидан металлический мусор.

Специально посадила лодку на мель, чтобы поснимать. Это где-то между вторым и третьим явлением посёлка Советский: видите, левый берег безлесный? Значит, тут неподалёку жильё. Без человека тут была бы только глухая тайга.

Вот куда более типичный вид реки. Без солнца и на снимке со смартфона берега выглядят печально, но на самом деле они весьма приятные, хотя и почти одинаковые на всём протяжении. Кто-то на "Ветре Перемен" сказал про одну из костромских рек, что она "однообразно-красивая": это описание прекрасно подходит и реке Княжая.

Завал после Советского был только один, он выглядит огромным и прекрасно виден на космоснимках Бинга, но на самом деле достаточно было перетащить лодку через пару-тройку брёвен у правого берега, и всё.

Чистая вода, песчаное дно, водоросли, глубина по колено: типичное состояние. Просвет за деревьями, видимо, вырубка. Маленькая глубина, возможно, одна из причин медлительности моей лодки: прикидывая затраченное время, пройденное расстояние и скорость течения, я решила, что где-то потеряла не менее полукилометра в час. Близкое дно тормозит все лодки, но широкие плоскодонки - в особенности. В этих местах, кстати, и рыбья мелочь мелькает: этот участок реки, видимо, неудобен для автомобильного подъезда или однодневного сплава с рыбалкой.

Иногда, когда на берегах особенно часто росли берёзы, дно реки было устелено жёлтыми листьями - не сплошь, но густо, красивым узором золота по тёмно-зелёному фону, и плыть над этим ковром было огромным удовольствием.

Разглядывая за час до заката карту, я решила остановиться около одной бывшей деревни, где слева к реке подходило чистое поле с отдельными деревьями у самого берега. Я плыла, плыла, а чистое поле и отдельные деревья никак не появлялись. Наконец, я глянула на смартфон: оказывается, я почти проплыла это место и находилась у его самого дальнего края. Вышла на берег и полезла вверх по крутому склону, заросшему старыми деревьями. Наверху был молодой лес, кусты, и никакого поля не наблюдалось. Нашлась только пара свободных ровных мест под маленькую палатку, и всё. Пока таскала барахло наверх (лодку пришлось нести боком, чтобы она пролезла сквозь чащу), растоптала в труху ствол упавшего дерева. Мда, ГГЦ - уже тоже старая карта...

Ночью опять начался дождь, который так и продолжался весь следующий день, изредка сменяясь на лёгкую морось. Вот, готовлю в закрытом тамбуре завтрак: в чашке остатки кофе, в чайнике варится пакетик с рисом. Характерная лагерная захламлённость: торчат сапоги, из-под них виднеется край деревянной крышки термоса, закрутка герморюкзака с ненужными на стоянке вещами, и полиэтиленовые пакеты. Вообще нереально обойтись без полиэтиленовых пакетов, как не организуй всё аккуратно и по специально сшитым мешочкам...

Оставшиеся четырнадцать километров (за первый день я прошла 30.8 км) я пролетела быстро. Вода чуть поднялась и течение ускорилось. Уже через час с небольшим берега приобрели характерный вид: крутые откосы, ровные, как по уровню вымерянные, лужайки над ними, редкие деревья на них, высаженный недавно сосняк. Всё подсказывает, что здесь рядом или есть, или хотя бы недавно была цивилизация. И действительно, за первым же после посадок поворотом показывается ЛЭП, а за следующим и мост дороги на Кологрив.

За мостом, как ни странно, довольно приятные места, река не разливается, а течёт так быстро, что дно становится чисто-песчаным, нарядным. Совсем неподалёку от устья слева вливается ручей с очень мутной водой, и следующие несколько сот метров я плыву по реке с прозрачной водой с левого борта лодки и жёлтой мутью с правого. Течение продолжается до самой Унжи, что меня не радует: значит, вода в Унже низкая, и халявной добавки к скорости не будет.

Так оно и оказывается. И даже хуже: я надеялась, что течение здесь будет таким же, как в Макарьеве, где два года назад мне пришлось подниматься вверх, ведя лодку "корабликом". Но нет, течение гораздо медленнее, GPS смартфона даже не может его замерить. Чуть позднее прямо посередине реки я проплываю над мелью и могу прикинуть скорость на глазок: тот же километр или полтора в час. Плыть по широкой, слабо текущей реке на медленной лодке и под дождём скучно. Маловато, конечно, получилось, полтора дня пешком и полтора на лодке, но грести ради самой гребли не хочется. Пока дорога не отошла от реки, нужно приставать к берегу, ставить палатку и дожидаться автобуса, который пойдёт рано утром.

Это Ильинское на берегу Унжи, за ним я и пристала. Место для ночёвки я выбрала странное, с раскатанным автомобильным подъездом (он есть и на спутнике, и на Яндекс-картах в виде этакого колечка на берегу реки чуть ниже Ильинского), но никто не приедет сюда отдыхать в рабочий день под дождём, а палатку я поставила в середине "колечка" так, чтобы меня не было видно из деревни, а это самое главное. С дороги, которая совсем рядом, меня тоже практически не видно. Если же отойти ещё подальше, то там скоро уже соседняя деревня, так что место вот прямо здесь и сейчас не самое плохое, хотя в других условиях я бы не ночевала так близко к жилью: можно заиметь проблем.

Вечером дождик ненадолго перестал, и лодка немножечко обсохла, хотя лишний килограмм воды в ней я всё-таки привезла домой (двухслойки очень неудобны, когда приходится уезжать с реки в дождь). Утром быстренько собралась, дошла до остановки у Ильинского, дождалась автобуса и поехала в Кострому и домой в Иваново. Маловато получилось, маловато, три дня и четыре ночи, но я не ожидала, что и пешая, и водная часть будут такими беспроблемными.

Снаряжение:


  • Трек-палки, которые на самом деле палки для скандинавской ходьбы. Куплены в "Ленте" за триста рублей, очень полезны. Сломаю - куплю настоящие трек-палки, но в лес без них не пойду. С ними спокойнее перебираться через препятствия и почему-то вообще быстрее идти. Чуть-чуть разгружают колени, что приятно.

  • Сапоги из ЭВА, купленные в магазине спецодежды и тоже очень дешёвые. Купила одновременно с Эриданом, но до этого похода они мне не пригодились. Взяла самый маленький женский размер, чтобы использовать без тёплого вкладыша, но всё равно они были немножко велики. Перед походом сделала для них стельки из 10 мм пенки, но за два дня растоптала их до 1 - 2 мм толщины. Нужно что-то пожёстче, чем утеплитель (это была голубая пенка с алюминиевой плёнкой, не самая жидкая). ЭВА, которая у меня есть, с другой стороны, слишком жёсткая, её толщины (тоже 10 мм) будет чересчур. Сапоги использовались и на суше (с тёплыми носками), и на воде (с неопреновыми носками), получилась удачная экономия по весу. И на суше, и на воде черпала ими воду, но всё равно было тепло.

  • "Эридан". Пятикилограммовая лодка заставила меня задуматься о покупке пакрафта для таких маршрутов, но он медленноват. В качестве сидушки на Эридан поставила самоделку для "Лены", установив длинной стороной вдоль. Сидеть было удобно, колени при такой более высокой посадке болели меньше. Но снизу тянуло холодком.

  • Копеечное четырёхсоставное весло, купленное на eBay. Стоило двадцать с чем-то долларов, называлось "7 ft paddle". Вес 830 грамм, площадь лопатки 580 кв. см. Использовала его вместе с "Леной" на ПВД, мне понравилось. Незагрёбистое, при попытке приложить силу проваливается, очевидно непрочное, зато очень лёгкое и компактное. Осталось целым и будет использоваться дальше. Похожее весло есть в Декатлоне, но оно тяжелее.

  • Одежда: дешёвый комплект влагоотводящего слоя термобелья, сухие штаны Palm Zenith, флиска, лёгонькая курточка-дождевик из Декатлона. Всё, кроме сухих штанов, лёгкое и дешёвое. Было комфортно, в том числе и под дождём.

  • Спасжилет не брала, хотя для холодной воды Унжи и хотелось. Но в итоге по Унже я прошла меньше двух километров, а средняя глубина Княжей была по колено.

  • Газ: дешёвая шланговая газовая горелка (живёт второй год), газ, который дома был перелит из трёх цанговых баллонов в один с помощью сантиметрового кусочка соломинки от двухсотграммовой упаковки сока. Метод работает безупречно, если охладить баллон-получатель в морозилке. Нужно только следить, чтобы не залить больше газа, чем в новом баллоне. Я знала, что такой баллон весит 317 грамм, и залила газ до веса 315 грамм. За четыре ночи и три дня истратила 150 грамм газа (чуть многовато, но я кипячу всё, что пью).

  • Вкладыш в спальник: боялась замёрзнуть, если придут заморозки. Спальник у меня формально +3 -2 C°, но фактически при плюс трёх уже холодновато. Хотела купить на Экстримтекстиль тёплый двухсторонний поларфлис, но это выходило дорого и потом, а мне нужно было сейчас. Пошла в обычный магазин и купила велсофт - примерно то же самое, но в три раза дешевле. Он также чуть тяжелее и гораздо, гораздо дольше сохнет. Сложила вдвое, чуть подрезала ("пух" с краёв летел так, что комнату пришлось пылесосить), обшила окантовочной лентой, в последние 60 см вшила молнию. Лучше, конечно, молнию на всю длину и ширину в ногах, чтобы изделие раскрывалось в одеяло, но это тяжелее (не могу найти лёгкую длинную молнию) и немножко дороже. Вес, к сожалению, 600 грамм. Заморозков не случилось, эти граммы протаскала зря: эта штука очень жаркая! В плюс пять-семь градусов спала в ней, а спальник лежал сверху одеялом. Теперь я или укорочу её до пояса (в груди спальник очень тёплый сам по себе, ИджисМакс перестарался с неравномерным распределением пуха), или оставлю на роль летнего спальника для тёплой погоды.

Чтобы попасть в заброшенное село Пустынь на реке Княжей, надо идти 7 километров от поселка Советский. Но как попасть в тот Советский? На карте к нему есть дорога от Воймаса (28 км.), но на деле она оказалась безнадежно разбита лесовозами. Пришлось вернуться в Кологрив , где симпатичный отец Алексей из Успенского собора посоветовал добираться через Георгиевское и Николу. Дальше там вроде гравийка не так испорчена. Это был дельный совет. Путь увеличился на 70 километров, но все-таки мы добрались.

В Пустыни мы встретили семью, пришедшую на сенокос из Советского. Мальчик Вова вызвался быть нашим гидом. Привел к церковным развалинам на высоком берегу Княжей. Церквей две - деревянная и каменная. Деревянная осталась еще от времен бывшего в этом месте силы монастыря. Возник он в 1719 году. Помещик Цезырев, охотясь в здешних местах, обнаружил на липе икону Успения . У него было что-то неладно с ногами. Помолившись перед новоявленной иконой, он почувствовал вдруг облегчение. А через некоторое время и вовсе выздоровел. Женский сайт female-happiness.com сайт для женщин Это перепахало помещика: он впал в мистицизм, бросил мирское, постригся в монахи под именем Изекиля и основал монастырь на месте явления Богородицы. Именно тогда и была построена деревянная Успенская церковь, в которой стояла чудотворная икона, пока в 1774 году монастырь не закрыли, а икону не перенесли в Кологрив.

Каменную церковь построили на деньги прихожан в 1842 году. В советское время закрыли. Сейчас в алтарной части прибрано, стоит стол с иконами. На столе рядом с ними - монетки, печенье, конфета. Люди не слишком вникают в духовные тонкости христианства. Они только знают: раз тут место святое, значит надо оставить приношение. Может, будет какая-то польза. Польза бывает. Когда-то к церквям Княжей пустыни вела липовая аллея. Стволы были изгрызены богомольцами. Кора чудесно помогала от зубной боли. Теперь уже лип этих нет. Последняя рухнула где-то в 50-х годах прошлого века. Один из Вовиных родственников еще помнит эту огромную липу около каменной церкви. Обрубок ее (или ее соседки) показывают в Кологривском краеведческом музее.

О здании, в котором обретается музей, рассказывают поучительную историю. Когда в 19-м веке строили железную дорогу из Петербурга на Вятку, линия должна была пройти через Кологрив. И уже построили вокзал, в котором теперь музей, но местные купцы не хотели, чтобы чугунка прошла через их тихий город. У них была налаженная торговля лесом по Унже, четкая инфраструктура. Зачем нужны конкуренты? Собрали деньжат, дали кому надо, и дорога прошла южнее, через Мантурово. А вокзал остался. В легенде, правда, кое-что искажено. Не все Кологривские промышленники были настолько дремучими лешими, чтобы еще и платить за стопор в развитии города. Были среди них и люди вовсе не чуждые мечтаниям о прогрессе и просвещении. Свидетельством тому - жест купца Макарова, предложившего свой собственный особняк под так и не состоявшийся вокзал. Отсюда и пошла гулять байка о городе, в котором нет железной дороги, зато есть вокзал. Мораль из нее: одного лишь желания быть перемолотым жерновами прогресса - слишком мало для того, чтобы это сбылось. Дух места, если захочет, всегда найдет способ воспротивиться цивилизации.

Жуликовато, но не без пользы потратив деньги купцов, гений места сумел сохранить вокруг Кологрива настоящую европейскую тайгу : леса, в которых - не то, чтоб совсем не ступала нога человека, но все же природа осталась нетронутой. Со всеми вытекающими из этого для человека последствиями. Там случаются странные вещи. Люди пропадают порою надолго - блуждают (в Интернете нашлось сообщение про гражданку, которая проблудила целых 11 суток), иногда часы вдруг без всяких причин останавливаются и даже - идут вспять. Ну и, конечно, встречается снежный человек. В Кологривских лесах часто видят анормально крупного дядю - без всяких одежд, но густо покрытого шерстью. Его пытаются изучать, на его поиски снаряжаются экспедиции. Но, естественно, никто ничего не нашел. Потому что принципиальная позиция снежного человека и прочих таинственных чудищ: энтузиастам, пришедшим по их душу, ни в коем случае не показываться.

Волосатый верзила является только лишь тем, кому до него нет никакого дела - грибникам, охотникам, рыболовам. Всегда внезапно: выйдет из леса, постоит в тишине минуту-другую, доведет очевидца до панической икоты, насладится, может быть, его трепетом и - снова в чащу. Никого ни разу не задрал, ни одну даже женщину не озверил, несмотря на все свое экзистенциальное одиночество. Только какую-то глупую жучку, бросившуюся на него с истерическим лаем, пнул ногой так, что та скулила в полете добрую сотню метров. Да еще медведицу разодрал пополам, но даже ее не попробовал, бросил. Этого, правда, никто не видал, но - какому же еще супермену по силам сделать такое? Только снежному человеку. Вроде и зверю, но - где-то уже гуманисту.

Повествования о волосатых людях в кологривских краях имеют давнюю традицию. Еще когда тамошние лесопромышленники только собирали деньги, дабы откупиться от грязной вонючей чугунки, поблизости от Кологрива были обнаружены люди, от макушки до пят обросшие шерстью. Некоторые из них позднее покинули историческую родину, появились в столицах, где их изучали медики, лицезрела публика. Известны их имена: Андриан Евтихиев и Федор Попов.

Облик Андриана должен быть всем отлично знаком, поскольку его фото тиражировалось едва ли не в миллионах экземпляров в учебниках биологии (как яркий пример атавизма). Андриан вскоре спился, а Федор отправился на гастроли в Америку. Там у него была такая легенда: в России они с отцом мирно жили в лесу, пока их не поймали. Отец (видимо - Андриан) совсем не поддавался дрессировке, а сын - вполне. Вот смотрите: ходит на двух ногах, носит цивильное платье, бегло говорит на трех языках (русском, английском, немецком). Выступал обволошенный Федор под псевдонимом Песья Морда. Возможно, отголоски этой истории стали основой повести Булгакова «Собачье сердце».

В те времена никто не называл волосатых людей - снежными. И не только потому, что тогда еще не было понятия «снежный человек». Даже если б такое понятие было, люди, страдающие гипертрихозом (волосатостью), под него бы не подошли. Потому, что они ни от кого не скрывались. Снежный же человек (по самой сути этого понятия) должен быть неуловим. И в этом смысле он нечто вроде лешего , которого видели многие, но никто не сумел ни поймать, ни сфотографировать. Просто потому, что он из разряда существ нематериальных. Снежный человек - тоже. Он, собственно, и есть форма существования лешего в условиях повального позитивизма и всеобщего среднего образования. В бабушкины сказки верить как-то неудобно, а вот в то, что наука пока не открыла, но обязательно скоро откроет (или докажет, что этого нет), верить не только можно, но даже и нужно. Поэтому и стали называть обычного лешего каким-то снежным человеком. Но прочувствуйте разницу: леший является тому, кто не рассматривает его явление в рамках научной картины миры, а снежный человек - тому, кто рассматривает. Поэтому с лешим можно успешно общаться, а снежного человека можно только безуспешно изучать.

Только не надо воображать, что раз леший нематериален, значит уже и не существует. Нематериальная сущность нематериальна в такой же степени, как нематериальна наша с вами душа. Вряд ли, однако, найдется такой субъект, который бы не испытывал идущего из ее глубины воздействия. И от этого внутреннего воздействия (приносящего - когда пользу, а когда и вред) просто так не отделаешься. Когда в твоей жизни случается пруха или фатальное невезение - это что, неужели просто фишка так выпала? Нет, это кто-то так тебе выбросил фишку. Духи воздействуют на мир через нас, нашу душу, подключенную к богатому событиями и обильно населенному нематериальному миру. В некотором смысле любой человек - тот же леший, но - обладающий плотью. А леший может обойтись и без оной, ибо он - лесной дух, который может иногда явиться в человеческой форме. Но может - и в форме пня, воздушного вихря, волка, снежного человека, змеи.

Судя по байке об отводе на юг железной дороги, кологривский леший является людям, чтобы отвадить их от прогулок по лесу. И многие уже боятся забираться в глухие места, даже просто входить в лес. Вот, например, мальчик Вова не пошел с нами на Святой Ручей, который течет в полукилометре от Пустыни. Я все думал: кого он боится? Нас? Медведя, недавно задравшего у них корову? Волка, на которого сегодня утром пошел охотиться его старший брат? Змей, о которых Вова все болтал, пока мы осматривали церкви? О лешем я в тот момент не подумал.

Над спуском к Святому Ручью прибита табличка: «Питьевая вода». Внизу нечто вроде садовой беседки - открытая всем непогодам часовня. К ней ведет лестница. Перила ее густо обвешаны ленточками, платками, салфетками, полотенцами. Много я (и уже ) мест силы, в которых люди оставляют мануфактурные и прочие приношения, но такого обилия - нет, никогда не встречал. Впечатление, будто здесь ежедневно бывают сотни паломников, а между тем до этого ручья еще надо умудриться добраться. И все так аккуратно подвязано, даже столбы беседки отчасти задрапированы.

Ручей как бы обтекает беседку слева. Справа от нее бьет родничок, чуть ниже - притекает еще один. Как нам объясняли, один из родников с живой водой, а другой с мертвой. Не разобравшись, какой из них с какой водой, я пил из обоих. Вода у беседки гораздо вкусней.

Дух в лощине у Святого Ручья свежий и влажный. Типичная атмосфера святилища Великого Змея, даром, что рядом стоят иконы и крест. Напрасно их даже и ставят - для духов они не помеха. У меня на Ручье все время было ощущение, что в некоторых местах воздух неуловимо сгущается. Будто что-то готово вот-вот показаться и не показывается. Будто кто-то все время следит за тобой. Чувствуешь взгляд и не знаешь, кто там. Может, просто какой-нибудь зверь затаился, а может - вовсе не зверь. Беспокойно. Вот так же начинались мои тяжелые видения на .

«Видели?» - спросил Вова, поджидавший нас на опушке. А что мы должны были видеть? Он не ответил и стал опять говорить о том, как много здесь змей. Убедить его в том, что змей бояться не стоит, что они стараются избегать человека, было никак невозможно. Он точно знал, что змеи злые, опасные, могут напасть. Говорил возбужденно. Оказывается, пока мы ходили к ручью, гадюка укусила его пса Шалуна прямо в морду. И Вовин папа убил ее. Лопатой. Деяние . Мужик был горд. Тоже что-то бубнил о злых змеях. «Сфотографируй ее на память», - предложил он и стал тормошить хворостиной безопасную, мертвую, почти перерубленную пополам гадюку. При этом руки змееборца дрожали, он был на взводе, как будто змея сейчас бросится, и ему снова придется вступить в смертельную схватку.

Лично я всегда остаюсь на стороне змеи, хотя и, не скрою, всякий раз, как беру змею в руки, испытываю жуть, чувство гадливости, прямо мистическое омерзение. Такова архетипика. Из глубин души прет: раздави гадину. Змеи в лесах и полях очень страдают из-за того, что люди в каждой из них узнают . Всякий плюгавенький мужичонка готов взять на себя роль Змееборца.

Между тем, жены их без особой нужды змей не убивают (вряд ли кто даже слыхал о таком), а иногда и берут их в любовники (в мифах). Что тоже архетипично: Змей живет во влажных недрах Земли, в потаенной женской пещере. Он, собственно, похоть лона Земли, влекущая Змееборца. Змееборец без Змея - бессмыслица, оксюморон, тот самый Иван, что ехал в частушке по лесу: «был мороз трескучий, у Ивана хуй стоял, так - на всякий случай». Но и Змея без Змееборца - тоже, в сущности, нет. Ибо Змей - тот, кого побивают. Эти и существуют, как таковые, только в момент поединка. Кто видел мертвого Змея? Никто. На любом грамотном изображении змееборчества Змей еще жив. А гибнущий за гранью видимости Змей всегда возвращается к жизни, как похоть к оттраханной женщине. Змей - это первоначало, единство Инь и Ян, возникающее между Адамом и Евой. А леший - одна из многих ипостасей Змея post coitum. О чем - как-нибудь в .

КАРТА МЕСТ СИЛЫ ОЛЕГА ДАВЫДОВА - АРХИВ МЕСТ СИЛЫ -