Меню
Бесплатно
Главная  /  Хобби  /  Михаил Финкель: "Ребята! Не все евреи вам враги!". Раввин Михаил Финкель: евреям надо покаяться Раввин михаил финкель

Михаил Финкель: "Ребята! Не все евреи вам враги!". Раввин Михаил Финкель: евреям надо покаяться Раввин михаил финкель

Еврейский философ и политолог равин Михаил Финкель рассказал правду о том, кто распял Христа и почему вина за это преступление веками лежит на евреях.

Михаил Котлярский: «Здравствуйте, с вами программа «Культурный шок» и я, ее ведущий Марк Котлярский. Сегодня у нас в гостях, по уже давней сложившейся традиции равин, историк, журналист, писатель Михаил Финкель. И прежде чем начать беседу с вами, и прежде чем, дорогие пользователи, вы поймете, почему сегодня Михаил с таким большим «талмудом» сегодня пришёл, я хочу вспомнить историю, которая произошла со мной лет десять тому назад. Я был на одной из лекций в Украине, в месте под названием Пуща-Водица, на еврейском семинаре, и читал такую небольшую лекцию о различии между христианством и иудаизмом. И вот, казалось бы, слушатели внимали, задавали много вопросов, я не скажу что это была глубокая лекция, более информационная. А в конце я попросил задавать вопросы. Встал один человек и сказал мне буквально следующее: «Марк, все понятно, все вы очень интересно рассказали, но вы так и не ответили на один вопрос — зачем евреи распяли Христа?». И я не скажу, что это было сказано в шутку, потому что человек задал вопрос достаточно всерьез.

Подписывайтесь:

Несмотря на то, что история достаточно смешная, тема к сожалению, далеко не очень смешная. Это вопрос, который на протяжении тысячелетий, скажем так, тревожит общественное сознание, не дает людям покоя — почему евреи распяли Христа? И я вам, как теологу, задаю этот вопрос — почему евреи распяли Христа? «

Равин Михаил Финкель: «Я отвечать буду не сам, потому что что бы я ни сказал, меня можно оспорить, со мной можно вести дискуссию… а я принес книгу, которую написал один из величайших еврейских раввинов 18-го века Германии, раби Яков Эмден. Он является одним из корифеев иудаизма, с которым просто невозможно спорить, это титан еврейской иудейской мысли и права. И он написал произведение, иудейский ответ христианам, как раз на этот вопрос, который называется «Седер олам раба вэзута» или «Еврейский взгляд на христианство и на личность Йяшуа га-Ноцри, Иисуса из Назарета». Евреи никакого отношения к смерти Иисуса, который был праведным проповедником, как говорит раби Яков Эмден, не имеют. Иисус, безусловно, был посланником Небес, который сказал две фундаментальные вещи: первое — Тора никогда не будет изменена, она вечна…»

Виктор Моисеевич Финкель (1930, Харьков) — известный в России учёный, профессор, специалист по физике твёрдого тела.

В годы Великой Отечественной войны семья была эвакуирована в г. Кемерово.

Окончив с отличием инженерно-физический факультет Харьковского политехнического института, приезжает по распределению на работу в Кузбасс. Специальность — инженер-металлофизик.

С 1953 по 1956 работа в ЦЗЛ КМК инженером-исследователем. В 1956 защитил кандидатской диссертации. Работа на кафедре физики в СМИ. С 1963 по 1969 заведующий кафедрой физики. В 1966 защитил докторскую диссертацию.

Работал на Ростовском заводе-ВТУЗе при Россельмаше.

В.М. Финкель принимал активное участие в формировании научного мировоззрения молодых металлофизиков. С первого курса привлекал студентов к научной работе. В 1962 — 1963 учебном году В.М. Финкель впервые читал лекции по теории дислокаций, вместе со студентами эти лекции посещали преподаватели кафедры физики и инженеры проблемной лаборатории.

На кафедре физики исследовали кинетику хрупкого разрушения материалов. Была открыта аспирантура, и первыми аспирантами у В.М. Финкеля стали Л. Зуев и Г. Раздобарин.

Финкель В.М. является специалистом в области физики быстропротекающих процессов. Стоял у истоков создания научной школы «Прочность и пластичность материалов в условиях внешних энергетических воздействий».

В начале 90-х эмигрировал в США, где и проживает в настоящее время.

Книги (1)

Портрет трещины

Разрушение... Мы сталкиваемся с ним ежедневно, ежечасно. Вот слабый стебель травы пророс сквозь асфальт и победно зеленеет. Как это произошло? Вот совершенно неожиданно переломилась мощная металлическая конструкция, которой стоять бы века... Почему? В чем причина катастроф и разрушении, происходящих в мире прочнейших материалов? Как ведет себя микроскопическая трещинка, откуда у нее такая сила и такое коварство? Как человек учится управлять этой страшной силой и обращать ее себе на пользу?

Книга предназначена для широкого круга читателей, для всех, кто хочет постичь одну из великих загадок природы. И прежде всего она адресована молодежи, стоящей перед выбором профессии.

«У моего тестя никогда не было денег для себя; но не бывало, чтобы у него не хватало денег давать духовное благо многим».

Рав Хаим Шмулевич

Биография

Рав Элиэзер Йеуда Финкель родился в Кельме в 5639 (1879) году. Его отец – гаон рав Натан Цви – Саба из Слободки. Рав Элиэзер учился в Кельме, а затем – в Слободке. Оттуда он перешел в Тельз и учился у гаона рава Элиэзера Гордона, гаона рава Шимона Шкопа и гаона рава Йосефа Лейба Блоха. В течение одного года также учился у гаона рава Хаима из Бриска.

В 5663 (1903) году он взял в жены дочь главы суда Торы и преподавателя ешивы Мир,гаона рава Элияу Баруха Камая. Вскоре после женитьбы начал преподавать в ешиве Мир. После смерти своего тестя в 5667 (1907) году был назначен главой ешивы и возглавлял ее почти шесть десятилетий.

В эти годы ешива Мир превратилась в «мать литовских ешив», в которую стекались лучшие ученики. В годы Первой мировой войны рав Элиэзер Йеуда скитался со своей ешивой по просторам России, пока в 5682 (1922) году не вернулся с ней в городок Мир. С того времени начался особенный расцвет ешивы.

С началом Второй мировой войны ешива уехала в Шанхай, а рав Элиэзер Йеуда направился в Землю Израиля, не переставая поддерживать учеников ешивы, попавших в Шанхай. В Земле Израиля начался новый расцвет ешивы Мир, уже после войны. Сегодня в ней учатся тысячи учащихся, и она стала крупнейшим в мире центром Торы.

Рав Элиэзер Йеуда Финкель умер в Иерусалиме 19-го Тамуза 5725 (1965) года.

Его открытия в Торе – комментарии к Талмуду – были частично опубликованы в книге «Диврей Элиэзер».

Живая книга Торы

Когда я вспоминаю моего учителя и наставника и перед моим взором предстает его образ, мне кажется, что я стою перед живой книгой Торы.

Рав Лейзер-Юдл, как называли его люди, был весь – Тора. Его уста не переставали произносить слова ее. Губы его постоянно были в движении, и мы знали, что это он повторяет выученное. Ученики ешивы знали, что когда рав Лейзер-Юдл выезжает в перерыв между учебными семестрами на отдых, истинная цель его – пройти еще раз в тишине и спокойствии весь Талмуд.

Трудно представить себе его любовь к Торе. Он очень хотел, чтобы каждый из учеников рассказывал ему о своих хидушей Тора – самостоятельных открытиях в Торе – хотя бы один раз в учебный семестр. Рассказ каждого из четырехсот учеников он выслушивал с такой жаждой, будто никогда в жизни не слышал хидушей Тора . Невозможно описать поощрение и поддержку, которую получал при этом молодой ученик. Таким образом, рав Финкель вливал в него сильнейшее желание продолжать самостоятельные изыскания.

Память у главы ешивы была исключительная. Не раз случалось, что он обращался к тому, кто когда-то давно излагал ему свои хидушим , и приводил доказательство в поддержку сказанного тогда или какое-либо возражение. В ешиве было принято считать, что он точно помнит все четыреста хидушим , изложенные ему на протяжении учебного семестра.

«Сравнивает уход с приходом»

Я прибыл в ешиву Мир в начале 5696 (1935) года, и, как это там делалось, изложил перед главой ешивы свои хидушим , чтобы быть принятым. В зависимости от их уровня он решал, подходит ли ученик ешиве, или же, как он иногда выражался: «Вам следует продолжить в другой ешиве , пока не продвинетесь в учебе».

В 5699 (1939) году, когда я был вынужден вернуться домой, я вошел к главе ешивы получить от него прощальное благословение. Он спросил меня: «Помните ли Вы техидушим , которые излагали мне в начале 5696 года при поступлении в ешиву?»

Я ответил, что не помню. К моему великому удивлению, глава ешивы ответил: «Тогда я напомню Вам! Вы говорили на тему нотен таам ли-фгам – “вносит привкус, ухудшающий вкус”!» И он пересказал мне то, что я излагал ему три года назад. Я очень удивился: ведь за эти годы глава ешивы слышал тысячи хидушим от сотен учеников – и как же он все это помнит?

Рав Финкель спросил: «Согласны ли Вы до сих пор с тем, что сказали тогда?» Я ответил, что нет. Глава ешивы отнесся к этому одобрительно и сказал: «Если так, то Вы продвинулись в учебе у нас в ешиве!»

Я объясняю это исключительное явление не только феноменальной памятью рава Финкеля, но, главным образом, его любовью к Торе. Только то, что особенно ценно и любимо, может так хорошо запомниться. Каждое новое постижение у него – как драгоценная жемчужина, подобной которой нет во всем мире, и в этом – секрет его памяти.

«Весь мир питаем ради Ханины, сына Моего…» (Таанит, 24б; Хулин, 86а)

Любовь к Торе нашла свое выражение у нашего учителя также и в том, что он поддерживал и другие ешивы, о которых знал, что они нуждаются в его помощи. Также и отдельных людей, не учившихся в его ешиве, он поддерживал как мог, если верил, что они могут продвигаться и стать большими мудрецами Торы. Из года в год он посылал группы отобранных учеников – арайот ше-ба-хабура [букв. «львы (вожаки) группы» – выделяющиеся силой и напористостью среди товарищей по учебе] – учиться у гаона рава Ицхака-Зэева Соловейчика в Бриске. Мало того, что он оплачивал все расходы по их пребыванию там – само по себе то, что он уступал лучших учеников, чтобы они выросли в Торе, говорило о непостижимом и неоценимом величии его души.

Эта поддержка нашла свое особое выражение, когда он заново основал свою ешиву в Иерусалиме. Обычно принято, что, когда глава ешивы основывает ее, он поддерживает только тех, кто учится в ней. Но у рава Элиэзера Йеуды это было не так. Когда ему становилось известно об ученике, который больше продвинется в другой ешиве или в самостоятельной учебе в каком-то доме учения, он мирился с тем, что тот не будет учиться в основанной им ешиве, и оказывал ему такую щедрую поддержку, будто это был ученик его ешивы.

Со мной произошел такой случай. В 5697 или 5698 (1937-1938) году наш учитель попросил меня быть шалиах мицва [посланником, которому поручено исполнение заповеди] – передать денежную сумму гаону раву Эльханану Васерману в Барановичах. Рав Элиэзер Йеуда сказал мне, что слышал, что ешива в Барановичах находится в тяжелейшем финансовом положении: мало того, что поставщики прекратили поставлять мясо и т. п., но в последние дни не привозят даже хлеб, – и мы обязаны спасти ешиву рава Эльханана. При этом наш учитель чрезвычайно похвально отзывался ней.

Я исполнил поручение и передал деньги раву Эльханану. Я видел, как он вздыхает с облегчением и говорит с радостью: «Благодаря главе ешивы Мир я могу продолжить деятельность моей ешивы!»

Я должен отметить, что ученикам было известно, что положение ешивы Мир тоже было тяжелым. Рав Элиэзер Йеуда сам сокращал расходы, но вопреки всему послал очень солидную сумму денег для спасения ешивы в Барановичах.

Когда он приехал в Землю Израиля, лишенный всего, и у него еще не было возможности основать свою собственную ешиву, к нему обратился наш учитель Хазон Иш с просьбой о помощи в финансировании половины бюджета ешивы-ктаны для учеников-сфарадим в Тверии в течение шести месяцев. Ясно, что наш учитель откликнулся на эту просьбу, и в своем письме к Хазон Ишу (4-й день недельной главы Толдот 5702/1941 года) он пишет так: «Я не могу дать указанную сумму единовременно, и потому обещаю высокочтимому раву дать ее, бли недер [без обета], пятью платежами в течение пяти следующих месяцев». Будучи сам в очень трудном положении, он не освобождал себя от обязанности участвовать в распространении Торы путем создания ешивы для подростков в Тверии, и только просил о рассрочке.

Несмотря на то, что он постоянно нуждался в деньгах, он мог уступать в денежных вопросах, когда считал это правильным. После того, как наш учитель основал ешиву в Иерусалиме, но она еще не имела твердой финансовой базы, он попросил меня организовать встречу тех, кто в прошлом учился в ешиве Мир в Европе и имеет возможность помочь ее становлению здесь. Я сказал, что попытаюсь, но прежде чем обращусь к другим с просьбой о помощи, я должен исполнить эту заповедь лично. И тут же выписал чек на сравнительно большую сумму. Но когда я передал этот чек главе ешивы, он порвал его, не посмотрев на сумму, и сказал: «Как Вам могло прийти в голову, что я пригласил Вас, чтобы просить у Вас денег? Моя просьба – только помочь организовать бывших учеников…»

«…А Ханине, сыну Моему, достаточно кава плодов рожкового дерева»

Способность обходиться малым была в доме рава Элиэзера Йеуды совершенно беспримерной. Рабанит рассказывала мне, что он обсуждал с ней, какая сумма денег понадобится им в месяц на домашние нужды. Он настаивал на том, что они не имеют права тратить деньги, получаемые в ешиве не на самое необходимое, и просил, чтобы она сделала расчет их расходов по минимуму. Когда она сделала расчет, очень скромный, он сказал: «Это слишком много! Это невозможно!» Он торговался с ней и уговаривал сократить еще сильнее. Выбора не было, и рабанит спланировала расходы соответственно указанной им сумме.

Она добавила с иронией: «Вы думаете, что в моем распоряжении действительно была эта сумма на месяц? Как правило, глава ешивы приходил ко мне в середине месяца со словами, что ему не хватает денег, и просил “заем” для нужд ешивы. Этот “заем” обычно не возвращался. И мне приходилось обходиться лишь частью того минимума, установленного главой ешивы после всех обсуждений с ним».

Я, как человек, входивший время от времени в дом рава Финкеля, могу свидетельствовать о необычайной бедности, царившей в этом доме, даже по меркам местечка Мир вообще и местных мудрецов Торы в частности.

Во время Второй Мировой Войны, когда наш учитель и его семья были беженцами, они получали пособие от «Джойнта», размер которого назначался по числу членов семьи. Также и в это время глава ешивы просил рабанит отделять часть их доходов, чтобы он имел возможность поддерживать мудрецов Торы. И напрасно она взывала к нему: «Я понимаю, что, когда ты получал деньги из кассы ешивы, ты экономил и отдавал часть денег назад. Но теперь, когда деньги приходят от “Джойнта”, а не от ешивы, – почему ты отдаешь часть этих денег на нужды ешивы?» Рав Финкель объяснил ей, что есть нуждающиеся мудрецы Торы, и надо поддерживать их, чтобы они могли учиться без помех. Разумеется, рабанит и в этой ситуации исполняла волю своего мужа от всего сердца.

Он полагал, что ему и его семье «достаточно кава плодов рожкового дерева»…

Жажда Торы – без границ

Уже в молодости рава Элиэзера Йеуды была известна его жажда Торы, подобная стремлению к воде в знойный день. Глава ешивы стремился учиться и получать знания Торы у великих мудрецов в своем поколении, и потому учился у гаона рава Хаима из Бриска. Когда он услышал, как рав Хаим превозносит глубину понимания Талмудаадмора рава Авраама Бурнштейна из Сохачева, автора книги «Авней Незер», он без колебаний отправился в Сохачев, чтобы поучиться Торе у него. Это было дело исключительное, небывалое, поскольку не было принято уезжать из литовской ешивы, чтобы изучать Тору у хасидского адмора . Особая жажда Торы у нашего учителя привела к тому, что, когда он узнал о возможности услышать новые хидушей Тора , ничто не могло остановить его, и он приехал в нужное место к нужному человеку.

Следовало бы остановиться на этом подробнее и описать, как глава ешивы поощряет и ободряет каждого ученика, и не только своего, говоря ему, что он достоин и может быть одним из больших мудрецов Торы. Он ценил каждого ученика – и ученики чувствовали это, чувствовали его истинную любовь к ним и помощь, которую он оказывал каждому из них, чтобы они развивались на путях Торы. Каждый молодой ученик ощущал, будто он – особенный, и чувствовал, что глава ешивы ждет от него величия в Торе больше, чем от других.

О гаоне раве Хаиме Камиле (в будущем – главе ешивы в Офаким) наш учитель выразился такими словами: «Всей ешиве Мир стоило бы существовать ради него одного», и когда танцевал с ним в Симхат Тора, говорил: «Я танцую с книгой Торы…»

Зять нашего учителя, великий рав Хаим Шмулевич рассказывал: «Когда моему тестю было примерно двадцать лет, он учился в ешиве Радин у нашего учителя Хафец Хаима. Зимы в Радине были тяжелые, и снег доходил иногда до полуметра. У него не было целых ботинок, и он всегда ходил в рваных, в снег и в дождь

В тот период у него были два частных ученика, и он получал с каждого по три рубля в месяц. За эти деньги он мог купить несколько пар обуви. Но что же делал наш учитель? Отобрал себе шесть молодых учеников из самых способных в ешиве, и платил каждому рубль в месяц, чтобы тот говорил перед ним слова Торы раз в месяц

И так продолжал мой учитель и тесть свой жизненный путь на протяжении более семидесяти лет! Себе он не брал ничего. В доме не было ни одного целого стула, но на одну цель у него было всегда: заплатить ученикам, чтобы они говорили перед нимштиклах Тора , немного слов Торы.

Не удивительно, что глава ешивы мог свидетельствовать о себе в конце своих дней, что никогда у него не было нехватки денег для того, чтобы помогать многим приобрести заслуги в Торе: ведь с дней своей юности он ничего не брал для себя, и таков был его жизненный выбор: ходить в рваных ботинках даже в снег и заботиться о том, чтобы отдавать свои деньги тем, кто трудится над Торой. И потому была у него помощь с Небес во все его дни, и с Небес приходили к нему деньги путями чудесными».

Я могу лично свидетельствовать, что в годы, когда я учился в ешиве Мир, каждому молодому ученику, говорившему перед нашим учителем хидушей Тора , он давал деньги щедрой рукой на покупку костюма и прочие потребности.

Даже после сердечного приступа…

Жажда Торы выражалась у рава Финкеля также в постоянстве в учебе в любых ситуациях.

За год до смерти, уже в возрасте более восьмидесяти пяти лет, он попал в больницу «Шаарей Цедек» в Иерусалиме после сердечного приступа. Когда он выписался, я пришел к нему домой – исполнить заповедь посещать больных [чтобы помогать им и узнавать их нужды]. Я не хотел поднимать трудных тем в беседе с ним, поскольку он нуждался в отдыхе, и говорил с ним так, как принято говорить с больными. Спросил, есть ли у него аппетит, – и он ответил, что нет. Спросил, может ли он спать, – и он ответил: «Я мог бы, но у меня нет на это времени». Я удивился и спросил: «Чем же раби занят после сердечного приступа, что у него нет времени спать как следует?» Он ответил: «Поймите, что на протяжении дня ко мне приходят многие люди, чтобы исполнить заповедь, и я не могу учиться как должно. И поэтому ночью, когда уже не приходят, я встаю с постели – наверстать упущенное в учебе днем…»

Я был потрясен услышанным и непроизвольно спросил: «Возможно ли это? После сердечного приступа глава ешивы встает с постели ночью, чтобы учиться? Разве можно так делать? Ведь вы – больной, и нуждаетесь в отдыхе!»

Напомнит ему о дне смерти

Гаон рав Ицхак Айзек Шер, глава ешивы Слободка, рассказывал, что в период его учебы в городе Глуске в ешиве раби Баруха Бера Лейбовича там учился будущий глава ешивы Мир рав Элиэзер Йеуда Финкель. Каждый месяц рав Элиэзер Йеуда получал письмо от своего отца, Сабы из Слободки, и в каждом письме отец его писал, среди прочего, следующее: «Когда у тебя возникает сомнение, как следует поступить в каком-то деле, – подумай: если бы ты знал, что это последний день в твоей жизни, – какое бы ты принял решение?»

Если молодой человек из месяца в месяц получает от отца такое письмо, неудивительно, что из него вырастает такой сын – великий в Торе и праведник, как рав Элиэзер Йеуда!

«Гений скромности»

Известно, что наш учитель в поведении своем был человеком исключительной скромности – в том, как он скрывал свое величие в Торе, в проявлении нравственных качеств, в праведности и вообще на всех своих путях. Лишь после того, как я оставил ешиву Мир, мне стало известно, что рав Финкель постоянно постился по понедельникам и четвергам, а также о том, что, услышав о болезни кого-то из великих мудрецов Торы, он постился и молился о его здоровье.

Долг благодарности в отношении занимающихся общественными делами

Рав Элиэзер Йеуда ощущал долг благодарности остро, как никто. Время от времени, когда я бывал у него, он говорил мне: «Я должен благодарить Вас за Вашу заботу о нуждах общества как посланника – ведь без этого мне приходилось бы прерывать мою учебу, чтобы помогать и делать то, что нужно для общества». Из этого мы видим, что наш учитель чувствовал обязанность помогать обществу не только в сфере ешив и изучения Торы. Он верил, что на каждого человека возложена обязанность помогать другому во всем, в чем тот нуждается.

На заседании Всемирного исполнительного комитета организации «Агудат Исраэль», состоявшемся в Иерусалиме в 5724 (1964) году, рав Элиэзер Йеуда появился внезапно, без предварительного оповещения, и через две-три минуты после своего появления сказал: «Я прибыл, чтобы сказать вам, что все ваше обсуждение здесь, которое имеет целью своей укрепление идишкайта [еврейской жизни на основах Торы] и посвящено нуждам общества, – подобно обсуждению одной из тем Гемары!» И он закончил: «Я благодарю вас за это, ибо в вашу заслугу я могу сидеть и учиться, и не должен заниматься нуждами общества!»

Эти короткие слова укрепили и ободрили членов Комитета больше, чем длинные выступления самых важных лиц на Большой конференции «Агудат Исраэль».

Заботится о слабых учениках

В Йом Кипур в ешиве Мир очень долго молились завершающую молитву Неила и завершали ее намного позже выхода звезд. Рав Элиэзер Йеуда ходил между скамей и вглядывался в учеников, и когда он видел, что кто-то из них бледен и слаб, обращался к нему и говорил: «Прекратите молитву, идите ко мне домой и поешьте что-нибудь». Он просил у рабанит, чтобы она не молилась Неилу, а шла домой приготовить еду для ослабевших. Рав Элиэзер Йеуда говорил ей, что это – ее обязанность и более важная заповедь, чем молитва Неила.

Каждый должен строго соблюдать возложенные на него заповеди

Рассказывает гаон рав Хаим Шмулевич, глава ешивы Мир и зять рава Финкеля:

Я лично был свидетелем следующего. В канун Йом Кипура к моему учителю и тестю пришел глава одной ешивы, который дал заем нашей ешиве и теперь пришел взыскать этот долг. Сказал ему рав Элиэзер Йеуда: «Во-первых, верно ведь, что накануне Йом Кипура у человека в голове другие дела. Почему же Вы пришли взыскивать долг именно сегодня? А во-вторых – еще ведь не пришло время расплаты, и потому уж точно Вам не следовало приходить сегодня!»

Заимодавец ответил: «Я слышал, что это хорошее дело – расплатиться со своими долгами перед Йом Кипуром».

Мой учитель и тесть ответил: «Я не уверен, что есть нечто такое, о чем вы говорите. Но даже если предположим, что есть, и это относится даже к долгу, для которого еще не пришло время расплаты, – на кого возлагается в этом случае обязанность исполнить это? На меня ведь, а не на Вас!»

Мой дед, Саба из Новардока, рав Йосеф-Юзл Горовиц, говорил: «Как прекрасен был бы мир, если бы должник всегда отдавал долг вовремя, а заимодавец совершенно не требовал расплаты! Если бы каждый всегда делал то, что он обязан, все жили бы в мире и покое! Беда в том, что должник всегда кричит: “Не веди себя с ним как взыскивающий долги” (Шмот, 22:24), а заимодавец кричит: “Возвращение долга – заповедь!” (Ктубот, 86а)».

Основа этого в том, что человек знает обо всех обязанностях, но всегда – о возложенных на ближнего, о заповедях и обязательствах другого человека – но не о своих. Если бы каждый из людей исполнял свои заповеди, то мир был бы так хорош…

В заслугу праведности главы ешивы

Ешива Мир удостоилась стать «матерью литовских ешив», как с качественной стороны, так и с количественной. С качественной – потому что лучшие ученики после нескольких лет учебы в ешивах в Каменеце, Радине, Гродно и других продолжили свою учебу в ешиве Мир, так что рав Элиэзер Йеуда не был главой рядовой ешивы, а был главой ешивы глав ешив , поскольку каждый из этих больших учеников сам по себе был достоин быть главой ешивы. А с количественной стороны – потому что уже в Польше в ней было самое большое число учеников, и тем более – в Иерусалиме, где их сейчас примерно три тысячи [в наши дни – гораздо больше; примеч. ред. ], не считая еще шестисот в филиале в Брахфельде (Модиин Илит). И этим дело не кончается: еще ешивы, еще распространение Торы… С масштабами ешивы Мир не может сравниться никакая другая во всем мире.

Оглядываясь назад, я могу сказать, что заслуга такого развития ешивы Мир может быть отнесена на счет праведности рава Элиэзера Йеуды Финкеля. Его любовь к Торе, стремление возвеличить ее и дать ей силу также и в других ешивах, а кроме того – его помощь и преданность буквально каждому еврею, в котором он видел особые способности и возможность стать большим мудрецом Торы. Все эти заслуги послужили ешиве Мир также и после ухода рава Элиэзера Йеуды и помогли ей продолжить начатое им с не меньшим размахом и силой.

Перевод – рав П. Перлов

Беседа с раввином и писателем Михаилом Финкелем

Михаил Финкель родился в 1978-м году в Москве. Окончил два факультета Рочестерского университета - философский и политологический и Питтсбургский университет, где получил степень доктора права. Прошел обучение в Морристаунском раввинистическом колледже и в раввинистической семинарии, где получил диплом ортодоксального раввина. Автор ряда публикаций в СМИ Израиля, США и России. С 2009 года постоянный гость 9 канала израильского телевидения, где выступает по общественно-политическим и религиозным вопросам. Ведущий радиостанции «Голос Израиля».

Марина СТРУКОВА. Здравствуйте, Михаил. В газете «Завтра» не так давно была опубликована беседа Александра Проханова с Вами, до этого два Ваших письма, основная мысль которых: еврейскому и русскому народу нужно забыть о взаимных обидах и претензиях, начать всё с чистого листа. Но Вы кажетесь мне идеалистом. В России до сих пор очень сильно предубеждение против еврейства, в том числе из-за роли евреев в перестроечном процессе, из-за их сегодняшней активности в либеральном лагере. И если, предположим, один патриотический идеолог Вас понял, то кроме него есть огромное количество литераторов и публицистов, которые стоят стеной на пути Вашего стремления примирить народы. У Вас есть идеи, как работать с этими людьми, чтобы превратить их в союзников?

Михаил ФИНКЕЛЬ. Страх - это постоянный спутник невежества. А невежество прогоняют не палкой, а зажигая свечу. Легче всего сомневаться, подозревать, не верить. Сложнее всего сделать тяжелый шаг навстречу друг другу и протянуть руку. Я готов провести пресс-конференцию и ответить на все вопросы сомневающихся, готов к откровенному диалогу.

Я вырос, как и многие евреи, с глубокой и во многом оправданной неприязнью к украинцам, полякам, немцам и арабам... Но я стал взрослеть, и понял, что никогда нельзя становиться Шариковым, и ненавидеть весь народ. Потом уже, годы спустя, когда я учился в университете в Америке, я брал интервью у бывших узников немецких концлагерей и узнал о том, что были солдаты Вермахта, спасавшие евреев. Мне рассказали об одном эсэсовце в Освенциме, который каждое утро тайно давал одному заключенному бутерброд. И этот бутерброд его спас. Я понял, что даже в страшной теме Холокоста не все черное и белое. Я узнал, что среди украинцев были не только Хмельницкие, Петлюры, Бендеры и западенские служащие дивизии СС Галичина. Делая исследование в израильском музее Холокоста Яд Вашем, я натолкнулся на тысячи дел праведников народов мира, среди которых было много украинцев, поляков, белорусов и русских.

Я живу в Израиле. Там мои дети и моя жена. Самые дорогие люди в моей жизни. И когда там происходят теракты, или из сектора Газы на нас летят тысячи ракет, то, конечно, это не может добавлять любви к арабам. Их там не любят, как у нас не любили немцев во время войны. Невозможно во время войны любить врага. Но я старался и стараюсь, не смотря ни на что, не делить арабов на тех, кто готов к диалогу, взаимному уважению и стремится к истинному миру, и тех, кто хочет войны. Я смог сделать так, чтобы мой разум победил мои эмоции. Значит, это возможно. Значит, это смогут сделать и те, кто еще сомневается в моих словах.

М.С. Откуда у Вас такая любовь к России?

М.Ф. Россия - это моя Родина. Я москвич. Я горжусь, в классическом смысле Гиляровского, своим любимым и красивейшим городом. Мое детство прошло в Подмосковье, в его лесах, березовых рощах, и на берегах его прудов. Мы все тогда были советским народом. Россия это наша мама. А мать не выбирают. В Библии есть такая мудрая история. Бог посылает Моисея вывести евреев из Египта. Фараон протестует, и Бог приказывает Моисею навести первую казнь на страну. Река Нил должна превратиться в кровь и Моисей должен ударить по ней своим посохом. Но он не делает этого. Ведь когда-то, очень давно именно Нил спас маленького Моисея, когда он плыл в люльке на его ласковых волнах... И пророк не может ударить по Нилу. Какой бы Родина не была, ее нельзя ненавидеть. Ее нельзя предавать. По ней нельзя бить... Это вечный библейский урок.

М.С. Политика России на Ближнем Востоке ориентирована на арабские страны, зачастую враждебные Израилю. Сейчас всё строится на экономической выгоде, может ли Израиль предложить России то, что заставит её изменить приоритеты в его пользу?

М.Ф. Действительно сегодня Россия ориентируется на арабские страны, а не на Израиль. Это и не удивительно. Израиль - это маленький, давно поделенный рынок, где сегодня нет места для российских товаров и российского вооружения. Он никоим образом не может заменить собой арабские страны, при всем желании. Оборот российского бизнеса в арабских странах в разы больше, чем потенциальный оборот в Израиле. Даже, если еврейское государство и предложило бы России электронную модернизацию вооружения, сооружение совместных проекты беспилотных самолетов и танков, апгрейдинг медицинских центров и больниц и обмена опытом в сфере сельского хозяйства, не думаю, что это все же перевесило бы весь рынок арабских стран. Однако уверен, будет большой ошибкой считать, что только Израиль может что-либо дать России. Россия может очень многое дать Израилю и многому его научить. В частности, российские специалисты могли бы вести разведывательную работу нефтяных и газовых месторождений, а также заниматься добычей и транспортировкой. Россия может быть лидером строительства метрополитена, тоннелей, и даже новых городов Израиля. И все же не думаю, что нужно связывать одно с другим. Россия должна делать то, что ей выгодно, и в этом нет ничего плохого, ведь Израиль тоже является крупнейшим мировым экспортером оружия, и далеко не всегда продает его друзьям России. А взаимовыгодная работа России с Израилем и так уже идет полным ходом, и эти связи будут только крепнуть. В сближении стран не может быть революционного подхода, а только спокойный эволюционный подход. Все меняется, и меняется в лучшую сторону. Я в этом плане оптимист.

М.С. Не секрет, что негативное отношение части русских к еврейству - следствие ряда высказываний в еврейской религиозной литературе, например, «Шулхан Арух», где чувствуется пренебрежение в адрес неевреев. Некоторые раввины говорят, что необходимо пояснять: это устарело. Но ведь «Шулхан Арух» не Тора, откуда нельзя изъять ни слова, а плод субъективных размышлений средневекового мудреца. Если это уже неактуально, может быть, проще отредактировать книгу, чтобы лишить оппонентов аргументации?

М.Ф. Вы задаете очень мудрый вопрос, Марина. Конечно, у любой ненависти есть какие-то причины, и эти причины надо стараться убирать. В каждой религии есть книги, в которых высказаны нетерпимые выражения к иноверцам. Иудаизм не исключение. И дело не только в написанном в 16 веке кодексе иудейских религиозных законов «Шулхан Арух», составленном раввином Иосифом Каро. Проблема начинается раньше. К пятому веку н.э. в Вавилоне был записан огромный многотомный комментарий еврейских мудрецов к Библии, получивший название Талмуд. В нем и появляются первые негативные оценки соседних народов. В Талмуде довольно часто употребляется аббревиатура древнееврейских слов "поклоняющийся и служащий звездам и созвездиям". Акум - это только и исключительно язычник. Термин «акум» не относится ни к христианам, ни к мусульманам, которые считаются монотеистами, и согласно вере иудеев, унаследуют рай и царство небесное, если большинство их земных поступков будут хорошими. Об этом четко говорят величайшие раввины и законодатели. Великие мудрецы Средневековья, европейская школа комментаторов Талмуда Тосафот пишут: "Мы уверены, что христиане не поклоняются идолам". Великий средневековый мудрец и комментатор Талмуда раби Менахем Меири поясняет: "В наше время уже никто не практикует по отношению к христианам всех ограничений и отдалений, установленных во времена Талмуда по отношению к язычникам, т.к. они таковыми не являются». О том, что упоминаемые в Талмуде дикие язычники древности, приносившие человеческие жертвы, не имеют ровно никакого отношения к христианам, пишет великий немецкий раввин Меир, известный как Махарам из Ротенбурга. Почитаемый всеми иудеями французский раввин Моисей сын Якова, известный как Смаг, пишет: "Мы уже много раз писали о том, что народ Израиля не имеет права обманывать ни христиан, ни мусульман. Бог рассеял нас среди этих народов, и мы обязаны не лгать и не обманывать их. И в этом нет различий между иудеем и не иудеем". И еще о значении слова «акум». Если иудей становится язычником, он приравнен к акуму. В Талмуде есть много мест, где прославляются праведные порядочные неевреи, верящие в Бога. Так, к примеру, о них сказано: "Нееврей, который соблюдает законы Ноя, достоин того же уважения, что и первосвященник иерусалимского Храма". Каждый нееврей, соблюдающий основные общечеловеческие библейские заповеди, является праведником и войдет в царствие небесное. Об этом пишет Маймонид в своей книге "Мишне Тора". Все люди созданы "по образу и подобию" Бога, и омерзительна любая расовая или религиозная неприязнь. Об этом много написано, и мне, как и Вам, Марина, непонятно, почему главные раввины заняты какими-то другими делами и не уделяют должного внимания этой проблеме - не пишут объяснения на «Шулхан Арух», которые бы четко и ясно объяснили всем и каждому, что все высказывания этой книги направлены лишь на язычников-политеистов древности.

М.С. Я общаюсь с сионистами из движения «Дом Давида». Их идеология сейчас развивается в таком направлении: израильскому народу нужно отринуть мироощущение вечной жертвы антисемитов и возродить героический дух иудейской древности. Думаю, это изменит саму психологию евреев, которые создают пока целые форумы, где собирают неприятные для себя факты и высказывания, активно их обсуждают и живут, по сути, в состоянии постоянной обиды на окружающий мир. Что Вы об этом думаете?

М.Ф. Я не сионист и никогда им не был. Считаю, что евреи могут жить, где угодно. Не обязательно в Израиле. Я люблю Израиль, люблю нашу армию, наш народ, но далеко не всегда разделяю политику лидеров сионизма. Я верю, что в конце времен, когда придет Мессия, исполнятся библейские пророчества и Бог соберет нас на нашей исторической Родине. Но это будет чудесным путем, как об этом пишет пророк Исайя. Мне кажется, что правда в мудром совмещении патриотического образования с глубоким изучением прошлого. Думаю, что не разумно быть вечно обиженным на всех, и мы не всегда были правы. Надо идти вперед. И молодые поколения станут другими. Сегодня израильтяне это совсем не те евреи диаспоры, которых привыкли видеть в России. Это сильные, свободные, далеко не богатые люди-воины, люди-пахари, люди-рабочие. Помните анекдот из двух слов - еврей-дворник? В Израиле это не анекдот. Там евреи - таксисты, дворники, рабочие, монтеры, механики, десантники, моряки, парашютисты и летчики... Они уже не боятся никого, и при этом знают свою историю. Мне кажется, это правильный путь. Нельзя вечно плакать. Об этом сказал великий царь Давид в Псалмах: "Вечером водворяется плач, а наутро радость".

М.С. Сейчас существует мнение, что Израиль должен быть примером для России как состоявшееся национальное государство, где титульная нация занимает достойное место. Или так видится только со стороны?

М.Ф. Мне кажется, что это неверный и поверхностный взгляд. Арабы, граждане Израиля, живут намного лучше, чем многие арабы из соседних арабских стран. Они освобождены от службы в армии. Они имеют все блага граждан: бесплатную медицину, равноправие в судах, полную религиозную свободу, право на исламское образование на арабском языке. Права мусульманских женщин ни в чем не ущемлены.

Каждое утро, около пяти утра, меня, как и сотни тысяч других людей, будит пронзительный призыв муэдзина к молитве. Динамики, расположенные в каждой мечети, безусловно, являются неудобством для многих граждан-немусульман, но израильская демократия запрещает их убирать. Израильская судебная система пронизана левыми либералами, чуждыми духа национального патриотизма, и большинство вердиктов израильских судов в исках между арабами и евреями вынесены в пользу арабов. Тысячи и тысячи евреев были выброшены из эвакуированных поселений Синая, Хеврона, Гуш Катифа, Иудеи и Самарии. Но формула "мир в обмен на территории" не работает. Она лишь показывает слабость и бессилие. В то же время среди евреев есть люди, шпионящие против наших офицеров и солдат, стучащие зарубежным организациям на собственное государство. Ситуация очень похожа на Россию, где к сожалению, многие так называемые оппозиционеры и правозащитники на самом деле враждебны интересам большинства.

М.С. В чём Вы как раввин видите основную задачу еврейского народа? В Торе сказано: «будете для меня царством священников и народом святым», что как будто подразумевает проповедь, но она в иудаизме запрещена. Я слышала такое мнение, что иудеи просто должны жить так, чтобы стать идеалом для всего человечества, которое станет следовать их примеру. В этом и будет заключаться мессианская роль.

М.Ф. Марина, то, что проповедь иудаизма среди других народов якобы запрещена, это распространённое заблуждение. Такая практика действительно сложилась в среде ортодоксального иудаизма под влиянием гонений и страха быть обличёнными в миссионерской деятельности со стороны властей, несмотря на то, что она противоречит процедуре мгновенного принятия иудаизма в древности. Существовали целые государства этнических неевреев, принявших иудаизм благодаря активной миссионерской деятельности раввинов и еврейских купцов. Однако многочисленные запреты положили конец этой практике. Евреи перестали проповедовать иноверцам, а спустя века и сами поверили, что эта практика запрещена с религиозной точки зрения.

Многие евреи, к величайшему сожалению, отвергнув Бога, избрали золотого тельца. Переориентировались в финансисты и революционеры, забыв о своем прямом назначении быть народом-священником. Не обязательно проповедовать иудаизм среди других народов, но можно и нужно проповедовать основные надрелигиозные ценности Библии: добро, милосердие, толерантность, братскую любовь друг к другу. Это основное послание Библии. Оно выше этикеток иудаизма, христианства или ислама. Это вечное, общечеловеческое, вселенское послание, которое всегда и везде будет актуальным. Вот его надо пропагандировать. А занимаются многие из нашего народа совсем не тем. Либо раскачивают лодку, призывая к очередной революции, либо усиливают негативное отношению к своему народу, делая колоссальные состояния в странах рассеянья, но не особо при этом помогая народу, среди которого живут. Мы обязаны быть лояльными власти, мы обязаны предоставить народу страны, где находимся, сакральное право самому решать, как жить.

М.С. Михаил, я на днях говорила с известным критиком Владимиром Бондаренко. Он сказал примерно так: «Талантливый еврейский писатель может состояться, только если уйдёт в культуру другого народа, русского, немецкого, английского, будет подпитываться их энергией, поскольку само еврейство не даст ему возможности реализоваться - это ветхая одряхлевшая нация. Недаром её писатели боялись остаться местечковыми, неинтересными миру, и спешили порвать с еврейством. Например, Бродский, когда узнал, что будет выступать в зале синагоги, отказался от выступления, хотя пришлось заплатить неустойку. Боялся выглядеть местечковым!».

Я ответила: «Не согласна. По-моему, местечковой еврейскую литературу делает как раз стремление примазаться к чужой культуре, авторы писали на христианские сюжеты, но при этом оставались чужими. И произведения их не отражали русский, например, менталитет. Но и еврейского не отражали. И главной ошибкой таких авторов был именно уход от иудаизма - религии мощной, позитивной по своему настрою, где есть и высокая цель, и самоуважение, и величественная философия. Вот где нужно писателю искать идеи, вдохновение, а не на задворках чужой истории. Но теперь, когда евреи обрели свою страну, возвращаются к иудаизму, у них сформируется действительно национальная литература.

- А теперь они тяготеют к англоязычной литературе! - Парировал критик.

- Правильно говорили мудрецы: «Мало вывести евреев из галута, надо галут вывести из евреев»...

Как Вы считаете, нужно ли еврейским писателям стараться выкорчевать из своего творчества влияние чужих культур, религий, или это не важно и есть более серьёзные задачи у израильской литературы?

М.Ф. Позволю себе не согласиться с Владимиром Бондаренко. Ицхак Лейбуш Перец, Маркус Леман, Шолом Алейхем, Хаим Нахман Бялик, Исаак Башевис-Зингер, Шмуэль Агнон и многие-многие другие еврейские писатели и поэты, писавшие и пишущие на идише и иврите, и никогда не касавшиеся нееврейских тем в своём творчестве, создали целый ряд вечных произведений, занявших достойное место в мировой классике. Владимир Григорьевич правильно отозвался о поведении ассимилированных и закомплексованных авторов. Но разве можно их назвать достойными сынами своего народа? Разве сын, стесняющийся своей матери, может называться ее сыном? Сомневаюсь. Я согласен с Вами. У нас огромная, колоссальная история, и нам есть, чем гордиться и что воспевать. Хотя это совсем не означает, что писатель-еврей не имеет права писать на любую тему. Главное не забывать, кто ты сам, и не предавать и не продавать свой народ. Может, мы и ветхая нация, но, судя по числу нобелевских лауреатов, о дряхлости пока что говорить преждевременно. Я смотрю в будущее с оптимизмом. Библейские пророчества сбываются, и голая и пустынная земля превратилась в цветущий сад, а мы по-прежнему горим, но не сгораем.

М.С. Михаил, когда я прочитала Ваши статьи, то заинтересовалась Вашей биографией, деятельностью. В Интернете увидела отрывок из Вашего романа «Пражский ангел». Затем Вы прислали мне его и ещё одну книгу, о Хазарии.

«Пражский ангел» - яркое, сильное мистическое произведение, отчасти историческое, философское. Расскажите кратко читателям, о чём Ваши книги?

М.Ф. Я написал три книги. Первая это мистический роман "Пражский ангел". Я взял на себя труд собрать воедино из всех доступных мне источников материалы, повествующие о жизни и деяниях знаменитого раввина Махарала, создавшего в 16 веке искусственного человека Голема. Роман построен по классической схеме проникновения человека из современности в Средневековье. Главный герой книги - Михаил попадает в то неспокойное время при помощи душ Пражского раввина и Ильи-пророка. Они проводят гостя из будущего по улицам Праги, рассказывая и показывая ему, как же «все было на самом деле». Далее - захватывающие приключения, опасности, неожиданные спасения; дворец, возникающий на одну ночь ниоткуда и наутро исчезающий в никуда; и главное - загадочный и неуловимый Голем, надежда и спаситель народа Израиля. Голем - воплощенная мечта о непобедимом защитнике слабых, угнетенных, находящихся в опасности, потерявших надежду. Разве это не та же вечная мечта о том, кто спасет даже тогда, когда спасения, казалось бы, нет? Но надо подчеркнуть, что Голем не имеет собственной воли, он всегда и везде выполняет приказы своего хозяина - Махарала, тогда как сам мудрец всегда и везде выполняет волю Творца. Это и оправдывает совершенные Големом казни.

Вторая книга - исторический роман "Сказание о Хазарии". Книга посвящена истории Хазарского царства времен отречения от язычества. Приключения, мистика, любовь и предательство, политические и военные заговоры, вопросы религии, картины быта, мира и войны, обряды и обычаи, Хазарский каганат, Византия, древняя Иудея, Арабский халифат - замечательный коктейль, приготовленный из ярких образов, зарисовок, изложенный доступным языком. Каган-бек Булан вызывает к себе представителей трех религий: иудаизма, христианства и мусульманства, чтобы решить, по какому пути пойдут хазары, отрекшиеся от языческих богов. Вопрос религиозного выбора актуален во все времена и по-прежнему определяет судьбы людей и государств.

Третья книга - мистический роман о царе Соломоне и дьяволе. Там нет ни одной известной широкому кругу читателей истории о легендарном царе. Много философии, анализа важнейших для человека вопросов, религии, мистики и приключений. Главные герои перемещаются во времени и в пространстве, переходя из одного мира в другой.

М.С. Каковы Ваши творческие планы?

М.Ф. Моя сестра, блестящий журналист и редактор, Полина Финкель-Бендетская дала мне идею написать исторический роман о моих дедах - офицерах Великой Отечественной войны. В свое время я взял у дедов детальные интервью об их жизни. А один из них, мамин папа, полковник в отставке оставил книгу воспоминаний. Дай Бог сил и вдохновения. Пишу, ведь не я... Это Бог диктует.


В журнале strukova_mv я оставил комментарий следующего содержания:
Очень содержательная беседа. Однако, на многие вопросы интервьюируемый ответил или уклончиво или вовсе не ответил. Как например:
- М.С. Политика России на Ближнем Востоке ориентирована на арабские страны, зачастую враждебные Израилю. Сейчас всё строится на экономической выгоде, может ли Израиль предложить России то, что заставит её изменить приоритеты в его пользу?
- М.С. Сейчас существует мнение, что Израиль должен быть примером для России как состоявшееся национальное государство, где титульная нация занимает достойное место. Или так видится только со стороны?
А ответ на поставленный Вами вопрос: "М.С. Я общаюсь с сионистами из движения «Дом Давида». Их идеология сейчас развивается в таком направлении: израильскому народу нужно отринуть мироощущение вечной жертвы антисемитов и возродить героический дух иудейской древности. Думаю, это изменит саму психологию евреев, которые создают пока целые форумы, где собирают неприятные для себя факты и высказывания, активно их обсуждают и живут, по сути, в состоянии постоянной обиды на окружающий мир. Что Вы об этом думаете? "
вовсе ошибочен, так как он отрицает основу государства, одним из краеугольных камней которого является теория сионизма. Я уже как-то писал на Вашей страничке, что я человек не верующий в бога, но разделяющий многие этические принципы Торы. И как прагматик я верю только в человеческий разум, а разум подсказывает мне, что для того, чтобы государство крепло и процветало, необходимо оставить мнимую надежду на мессию и заниматься практическими делами, и одним из них является стимулирование алии евреев в Израиль и освоение территорий, оговоренных в декларации, Бальфура, в решениях конференции в Сан-Ремо и Лиги Наций, признавшей эти решения, а за тем и ООН, как ее правопреемнице и подтвержденным в последствии Гаагским Судом.
И последнее. Ваше формулировка о месте титульной нации (титульная нация занимает достойное место) обтекаема. Она создает двусмысленность - что такое достойное? Нужно говорить прямо - титульная нация является государствообразующей составляющей и быть в абсолютном большинстве.

Друзья! Вчера я получил первый отзыв на мою книгу от председателя Всеукраинского общественного объединения и Всеукраинского общественно-политического Движения «Всенародный Фронт Спасения Украины», председателя Независимого профсоюза военнослужащих Украины Лалак Александра Николаевича (http://www.lalak.org.ua/).
Вот что Александр Николаевич написал мне.

Безусловно, Ваша книга очень полезна в плане просветительском для миллионов, сотен миллионов, миллиардов людей, не ведающих того, что на самом деле происходит в мире, в религиях, в межрасовых и межнациональных взаимоотношениях, в войнах и революциях разных времен. Но надеяться на то, что один честный поступок в виде лишь слов одного учёного иудея может превратиться в правило и массовое покаяние всех иудеев - несбыточная мечта непревзойденного фантазера.
Если же данный профессор-ортодоксальный иудей все это сказал действительно искренне от всей своей души (его речь приведена в завершении Вашей книги), то в лучшем случае, его ожидает участь Исуса Христа с руки иудеев, ибо суть жида - безжалостность, вероломство, беспредельные бездушие, непревзойденные подлость, лицемерие и все другие человеческие пороки, чуждые другим нормальным нациям и народам мира...
И вообще, разве может Дьявол добровольно отказаться от своей сути и принять над собой власть Бога, присягнуть ему в верности и честно служить ему?
Тогда вообще должен рухнуть весь религиозный фундамент всех существующих религий - учений о добре и зле...
Тогда должна рухнуть вся наука о человеческой психологии с двумя полушариями человеческого мозга, его пониманиями добра и зла с соответствующими поступками на практике...
Тогда нужно вообще отвергнуть законы Вселенной и незыблемые законы всей живой природы о борьбе за выживание и о гармонии сосуществования хищников, травоядных, насекомых, растительности..., короче, всех основ мироздания... Даже во Вселенной более крупные объекты притягивают к себе и поглощают более мелкие...
В этом я с Вами не согласен, уважаемый Антон.
Наша задача № 1 - объединить славян и уничтожить созданную иудеями, мало видимую не просвещенным умам Всемирную Сверхимперию Зла.
Одним словом - мы должны повторить, продолжить и завершить то великое дело, которое так успешно начал, но до конца не завершил Святослав Хоробрий!!!
И пусть нас тут не усыпляют никакие жидовские раввины со своими показушными «раскаяниями» в предчувствии той неминуемой расплаты за невиданные злодеяния их племени против человечества в течении тысячелетий.
И в этой Священной Войне русов должны объединяться не жиды и русы, а прежде всего русы (все славяне) между собой для победы над жидовской оккупацией, мировым жидовским игом!!!
Вот в чем истинная и вечная миссия арийцев - нести человечеству Силу Света в вечной борьбе её с многочисленными силами вечного Зла!!!
Поэтому, давайте-ка мы будем думать о нашем племени ибо о жидах и без нас есть кому подумать - не наша забота в этой священной войне заботиться о судьбе наших врагов ибо они плевать хотели и глумятся на жертвах сотен миллионов славян, ограбленных и убиенных их сородичами, оклеветанных, униженных и оскорбленных ими же написанной лже-историей...

Я хочу поблагодарить Александра Николаевича за этот отзыв. Одновременно с этим я хочу объяснить, почему я привёл в конце своей книги покаянные слова ортодоксального раввина Михаила Финкеля.

Дело вовсе не в том, последуют ли миллионы евреев призыву этого смелого и честного человека или нет. Главное состоит в том, что он, будучи раввином, прекрасно знающим изнутри, что собою представляет иудаизм, и какие неисчислимые беды адепты этой религии принесли за века русскому народу, дал открыто на весь мир признательные показания, что да, евреи очень виноваты перед русским народом. Как евреи прошлого, так и евреи нынешнего времени.

Таким образом Михаил Финкель создал прецедент для будущего Суда Истории!
Благодаря его открытому и публичному признанию, сделанному на камеру, теперь ни один российский суд не правомочен судить русских людей за пресловутый «экстремизм», если русские люди будут высказывать слова критики в адрес евреев.
Например, до недавнего времени считалось крамолой не только открыто критиковать евреев, но и цитировать в литературе или в интернет-публикациях выражения известных людей, которые в своё время так или иначе выражались в адрес евреев.
За одно только высказывание Наполеона Бонапарта (1769 - 1821 гг.), императора Франции, до недавнего времени могли посадить в тюрьму по 282 статье УК РФ.
А из его уст действительно прозвучало страшное обвинение в адрес евреев.
7 мая 1806 года он обратился с речью к Государственному совету, где были и такие слова:
«Евреи - главные возмутители в современном мире. Они стервятники человечества. Зло в них исходит не от отдельных личностей, но от коренной природы сего народа. Деятельность еврейской нации со времён Моисея, в силу её предрасположенности, заключалась в ростовщичестве и вымогательстве. Французское правительство не может равнодушно смотреть на то, как низкая, опустившаяся, способная на всякие преступления нация захватывает в своё исключительное владение обе прекрасные провинции старого Эльзаса!
Целые сёла обобраны евреями, они снова ввели рабство.
Это настоящие стаи воронов!
Это черви и саранча, опустошающие Францию!
Евреи являются нацией, способной к самым ужасным преступлениям. Я хотел сделать из них нацию граждан, но они не годны ни к чему, кроме торговли подержанным добром.
Я был вынужден провозгласить законы против них за их ростовщичество и крестьяне Эльзаса передали мне свои благодарности.
Философскими учениями не изменишь их жидовского характера, для них нужны исключительные, специальные законы.
К жидам относятся с отвращением, но надо признать, что они действительно отвратительны! Их презирают, но ведь они и достойны презрения!»

Если перефразировать Наполеона, то можно сказать так: "К иудеям зачастую относятся с ненавистью, но ведь они действительно её достойны! Их презирают, но ведь они и достойны презрения!"

И вот появляется в мировой истории на политическом небосводе ортодоксальный раввин Михаил Финкель и говорит на видеокамеру пламенную речь, в которой звучит буквально следующее.
«…Не так долго осталось до еврейского Нового года и Судного дня, когда все истинные иудеи должны покаяться в своих грехах перед Творцом и перед людьми. Это уникальное время возможностей, когда врата раскаяния широко распахнуты и на земле, и на небесах. Я давно думал об истинных причинах столь непростых русско-еврейских отношений, в истории которых переплетены взаимные укоры и упреки, взаимные обиды, войны, слезы, погромы, революции и кровь. В народной памяти ещё пылают как осквернённые безбожниками-комиссарами православные храмы, так и сгоревшие еврейские местечки в черте оседлости.
Нельзя достичь настоящей дружбы между двумя нашими народами, не пройдя сквозь очищающие воды покаяния за грехи. Мой народ, гонимый и страдавший тысячелетиями, горевший всю свою историю, как неопалимая купина, постоянно требует раскаяния и покаяния от тех народов, которые совершали преступления против него.
Мы стоим, как вечный обвинитель и прокурор, изобличая немцев, украинцев, поляков, венгров, англичан, испанцев, португальцев, арабов и многих других за несправедливые изгнания, погромы, террор и дискриминацию. Однако сами мы, к сожалению, очень не любим признавать свои преступления и грехи по отношению к другим народам.
Я хочу в это особенное время покаяться и попросить прощения за тех представителей моего народа, которые своими преступлениями и мерзостью замарали не только себя, но и свой народ, т.к. каждый еврей воспринимается миром не только как индивидуум, но и как посол и представитель всего своего народа.
Мне стыдно и больно за евреев-революционеров, внесших свою лепту в развал Российской империи, виновных в многочисленных преступлениях Гражданской войны, уничтожении Православия, духовенства, аристократии и интеллигенции русского народа. Проклятые раввинами того времени безбожники и атеисты Троцкий, Свердлов, Юровский, Каменев, Зиновьев, Ягода... Эти имена — лишь верхушка айсберга. Их страшные и кровавые преступления оставили неизгладимые раны на душе и теле русского народа. Прошёл уже почти век с той поры, но боль всё не стихает.
Hе потому ли, что ещё никто не попросил прощения за эти грехи?
Годы летят, и на смену Швондерам разных мастей в кожанках и с маузером, пришли тёмные дельцы и всевозможные агенты, повторяющие ошибки своих прадедов.
Они не понимают, что нельзя нести «счастье» русскому народу сквозь смуту и кровь новой революции на чужие деньги.
Россия стала прибежищем и приютом для стольких народов, включая и еврейский народ, но почему-то многие либеральные журналисты не поймут, что нельзя, будучи гостем, устраивать переворот в прекрасном и гостеприимном доме, давшем тебе хлеб, крышу над головой, все мыслимые и немыслимые блага.
Мне больно и стыдно за этих людей, как прошлого, так и настоящего. Я прошу прощения у русского народа, за всё, что было и есть. Судьбы наших народов переплетены и соединены воедино. Пришло время перевернуть печальную страницу истории. Сколько евреев учёных, предпринимателей, врачей, инженеров, уехавших за рубеж, мечтают вернуться на родину, и отдать ей свой потенциал, талант и способности. Все они, разъехавшиеся по всему миру, где бы они ни жили, несут в себе частичку России. Несмотря на то, что существенная часть этих людей была несправедливо обижена.
Впереди у России — огромное будущее, и вскоре, я уверен, великая Российская империя будет воссоздана, она вернёт себе свои исконные, политые кровью земли...
Над Россией встает солнце, и многие евреи, которые вынуждены были её покинуть, вернутся, и будут вкладывать свою лепту в eё успехи и победы. Иммиграция никогда не может принести счастья — лишь иллюзию стабильности и достатка. Осталось совсем недолго, когда мы станем очевидцами новой страницы братских русско-еврейских отношений.
Искренне Ваш, Михаил Финкель , ортодоксальный раввин, доктор юридических наук».

После признания, которое сделал раввин Михаил Финкель, любой русский патриот может теперь выиграть любой суд, если кто-то захочет осудить русского за критику еврея, усмотрев в этом разжигание национальной или религиозной вражды.

И ещё скажу, быть может, самые важные слова.
Когда Иисус Христос пришёл к иудеям со своей спасительной миссией, он не ставил перед собой цель - спасти всех евреев!
Говоря свои знаменитые слова: «Я - свет, пришёл в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его; ибо Я пришёл не судить мир, но спасти мир» (От Иоанна, гл. 12: 46-47), он хотел спасти хотя бы часть этого народа .
И ведь спас! Многие евреи тогда перестали исполнять человеконенавистническое «Моисеево Второзаконие» и стали христианами!

По своему личному опыту общения с современными евреями я знаю, что далеко не все они являются проклятием этого мира! А значит, они не потерянные для Бога и общества люди!
Именно поэтому, опубликовав покаянную речь Михаила Финкеля в конце своей книги, я оставляю открытым путь к спасению хотя бы для той малой или большой части еврейского народа, которая сможет прямо сейчас искренне отречься от своего прошлого, от навязанной раввинами практики человеконенавистнического иудаизма, от своих соплеменников-человекоубийц, как прошлых, так и настоящих, и предать и то, и другое, и третье проклятию.

Post scriptum

Скачать (бесплатно) книгу "ХОЛОКОСТ как средство защиты общества от паразитов-вредителей" можно по этой ссылке.