Меню
Бесплатно
Главная  /  Вдохновение  /  Особенности профессиональной ориентации в юношеском возрасте. Курсовая работа ценностные ориентации и жизненные планы в юношеском возрасте Понятие и структура мировоззрения

Особенности профессиональной ориентации в юношеском возрасте. Курсовая работа ценностные ориентации и жизненные планы в юношеском возрасте Понятие и структура мировоззрения

Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости. Все это неотделимо от формирования мировоззрения как системы взглядов на мир в целом, представлений об общих принципах и основах бытия, как жизненной философии человека, суммы и итога его знаний. Развитие мышления создает все предпосылки для формирования мировоззрения, а продвижение в личностном плане обеспечивает его устойчивость и мотивированность.

Но мировоззрение - это не только система знаний и опыта, но еще и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Поэтому мировоззрение тесно связано с решением в юности смысложизненных проблем, осознанием и осмыслением своей жизни не как цепочки случайных разрозненных событий, а как цельного направленного процесса, имеющего преемственность и смысл.

Юношеское отношение к миру имеет большей частью личностную окраску. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним. Читая книги, многие старшеклассники выписывают понравившиеся им мысли, делают на полях пометки типа «Вот это правильно», «Я так и думал» и т.д. Они постоянно оценивают себя и других, причем даже частные проблемы часто ставятся ими в морально-этическую плоскость.

Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности (социальной группы, нации и т.д.), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

Фокусом всех мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни («Для чего я живу?», «Правильно ли я живу?», «Зачем мне дана жизнь?», «Как жить?»), причем юношество ищет некую всеобщую, глобальную и универсальную формулировку («служить людям», «светить всегда, светить везде», «приносить пользу»). Кроме того, юношу интересует не столько вопрос, «кем быть?», сколько вопрос «каким быть?», и в это время многих из них интересуют гуманистические ценности (они готовы работать в хосписах и системе социальной защиты), общественная направленность личной жизни («Гринпис», борьба с наркоманией и т.п.), широкая социальная благотворительность, идеал служения.

Все это, конечно, не поглощает и других жизненных отношений юношества. Этому возрасту в значительной мере свойственны рефлексия и самоанализ, причем им трудно совместить ближнюю и дальнюю перспективу жизни. Их захватывают дальние перспективы, глобальные цели, появляющиеся как результат расширения временной перспективы в юношестве, а текущая жизнь кажется «прелюдией», «увертюрой» к жизни.

Характерной чертой юношества является формирование жизненных планов и самоопределение, которые возникают как результат обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой юноша, как результат интеграции и дифференциации мотивов и ценностных ориентации.

Развитие мировоззрения в юношеском возрасте

Мировоззрение -- это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Когнитивными (познавательными) предпосылками формирования мировоззрения является усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний, а также способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению. Но мировоззрение не просто логическая система знаний, а система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

Юность особенно важна для становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие конкретных фактов к немногим общим регулятивным принципам.

Разумеется, конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма неодинаковы, но какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию». Как справедливо заметил польский психолог К. Обуховский, потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл, -- одна из важнейших ориентировочных потребностей личности.

В юности, когда человек впервые становится перед сознательным выбором жизненного пути, эта потребность осознается особенно остро. Юношеское отношение к миру имеет большей частью ярко выраженную личностную окраску. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним. Читая книги, многие старшеклассники выписывают понравившиеся им мысли, делают на полях пометки типа: «Вот это правильно», «Я так и думал».

Они постоянно оценивают себя и других, причем даже частные проблемы ставятся ими в морально-идеологическую плоскость. Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности и выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Своеобразный фокус мировоззренческих поисков юности -- проблема смысла жизни.

Особенности профессиональной ориентации в юношеском возрасте

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Профессиональное самоопределение тесным образом связано с понятием "профессиональная ориентация" (это многоаспектная, целостная система научно - практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально - экономических, психолого - педагогических и медико - физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации)

Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. В процессе формирования профессионального самоопределения современной молодежи можно выделить следующие этапы: фантазийный этап (соответствует дошкольному возрасту); этап предварительного выбора профессии (7-10 лет); этап пробного выбора профессии (11-14 лет); этап реального выбора профессии (15-17 лет); этап профессионального обучения и этап профессионализации. На каждом из этапов профессиональное самоопределение характеризуется различной степенью сформированности.

В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. То, насколько престижной окажется выбранная профессия или ВУЗ, в который старшеклассник собирается поступать, зависит от его уровня притязаний. Профессиональное самоопределение становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие себя в нем.

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.

Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности.

У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим, стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении или получить профессию в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств.

Еще один момент, связанный с профессиональным самоопределением,- изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональную, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем. Если они решили продолжить образование, их снова начинает волновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к "ненужным" учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков.

Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач -- уход от проблем, их игнорирование и т. д.

Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном "Я".

Таким образом, профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Основной психический процесс переходного возраста - развитие самосознания. Я-концепция в раннем юношеском возрасте. Влияние на психику промежуточности общественного положения. Личностное самоопределение, становление мировоззрения, ценностные ориентации.

    реферат , добавлен 19.11.2009

    Проблема поиска смысла жизни, особенности и становление Я-концепции в юношеском возрасте. Организация психологического исследования ценностных ориентаций современной молодежи, выявление нравственных и мировоззренческих различий по гендерному признаку.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    Юность как психологический возраст. Развитие личности в раннем юношеском возрасте. Жизненный путь человека как проблема психологии. Основные виды понимания смысла жизни в юношестве. Исследование ценностных ориентаций и направленности юношей и девушек.

    курсовая работа , добавлен 07.04.2016

    Психологические особенности юношеского возраста. Юность как возрастной этап психического развития. Особенности фрустрации в юношеском возрасте. Переживание фрустрации в юношеском возрасте. Исследование переживания фрустрации в юношеском возрасте.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2008

    Ценности человека. Внутренняя структура личности, устоявшиеся ценностные ориентации. Формирование индивидуальных ценностей. Источники ценностных представлений. Выработка ценностей. Ценности индивида. Виды ценностей. Формирование ценностных ориентаций.

    реферат , добавлен 15.10.2008

    Характеристика психологической природы дружбы и любви в юношеском возрасте. Построение юношами и девушками дружеских взаимоотношений. Психологическая помощь в преодолении негативных переживаний. Диагностика регуляции переживаний в юношеском возрасте.

    контрольная работа , добавлен 22.01.2015

    Становление личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте: динамика показателей; ценностно-смысловые рефлексии. Дифференциальная диагностика свойств личности как фактора мотивации выбора профессии и профессиональной направленности.

    Юность – решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение – это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним. В этот период жизни у человека появляется потребность свести все многообразие фактов к немногим принципам, Формирование собственной мировоззренческой позиции включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы социальной общности (социальной группы, нации и т. д. Выход из этой ситуации видится в том, чтобы наряду с традиционными общеобразовательными предметами включать в качестве обязательных в школьную программу курсы по экономике, политике, праву, различным видам искусства. Сложнее обстоит дело с научной и религиозной частью мировоззрения. Проблема, которую необходимо сейчас решать, состоит не в том, чтобы по-прежнему противопоставлять друг другу науку и религию, а в том, чтобы повышать уровень культуры и образованности людей в той и другой области, предоставив каждому молодому человеку реальную возможность индивидуального выбора, во что верить: в науку или в религию

    35. Подходы к классификации возрастов

    в акмеологии

    Сложности возрастной периодизации во взрослом возрасте связаны с отсутствием систематизированных данных в изменении психологических процессов и личностных особенностей в различные периоды взрослости.

    Потребность в разработке возрастной психологии взрослых была вызвана нуждами практики обучения и воспитания взрослых, организации их труда и отдыха в разные периоды жизни. В существующих сегодня возрастных периодизациях (Д. Биррен, Д. Бромлей, Д. Векслер, В. В. Бунак, В. В. Гинзбург) не совпадают нижние и верхние границы зрелости, не существует даже единого мнения о границах юности. Разноречивость в определении возрастных границ объясняется разными принципами построения классификаций возрастных периодов: физиологическим, антропологическим, демографическим, психологическим. В соответствии с экспериментальными данными исследования процесс психофизиологического развития взрослых неоднороден. В возрасте 18-46 лет выделяются три макропериода в развитии памяти, мышления, внимания.

    Исследование межфункциональных связей психических процессов взрослого человека показало, что в процессе перестройки и преобразований межфункциональных структур элементы новой структуры зарождаются в недрах старой. Структурные преобразования интеллектуальной системы происходят под влиянием жизненных факторов, являющихся причиной качественных изменений интеллекта как целостной системы. Среди этих факторов решающая роль в онтогенетическом развитии человека принадлежит обучению и трудовой деятельности.

    36. Кризисы взрослого возраста.

    Кризисы зрелости, четко выделены: кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55-60 лет).По мнению Л.С. Выготского, кризис, или критический период, - время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития. Кризисы взрослых, по сравнению с кризисами детей, не имеют столь жесткой привязанности к возрасту. Зачастую они зреют постепенно, но могут возникать и внезапно - в случае появления резких изменений в социальной ситуации человека. Под кризисом перехода к старости будем подразумевать период, соответствующий времени выхода человека на пенсию. характер экзистенциальных , поскольку в их переживание включаются проблемы смысла жизни и индивидуального существования. духовные кризисы , общей чертой которых является обращение к высшим ценностям. Личностный кризис у взрослых может возникнуть на почве переживания той или иной трудной ситуации. Семейный кризис связывается с переходом семьи на новую ступень жизненного цикла. Случаются и профессиональные кризисы , обусловленные профессиональным ростом или изменением сферы деятельности.

    37.Психология человека в период ранней взрослости (молодости )

    Границы возраста – от 21 до 30 лет. Ведущая деятельность в молодости – профессиональная деятельность. Психологические новообразования возраста – социальная зрелость, субъектность, потребность в родительстве. Особенности развития познавательной сферы: отмечается высокий объем вербальной памяти, запоминание характеризуется долговременностью, высоко используется творческое мышление в решении жизненных ситуаций. Особенности развития социальной сферы: приобретается социальная зрелость.

    Активность человека направлена на овладение профессиональной деятельностью, приобретение в ней определенного положения, на создание и сохранение собственной семьи, познание и принятие ролей родителя, супруга, сексуального партнера, а также на освоение и применение норм общественной жизни (статуса гражданина). Кризис молодости. Он приходится на рубеж 30 лет и завершает период психического развития человека в молодости. Этот кризис еще называют «кризис идентичности». Основа его связана с противоречиями между желаемым образом жизни и реально достигнутыми, имеющимися условиями семейной, профессиональной и общественной жизнедеятельности. Последнее, чаще всего, не удовлетворяет человека.

    44.Социально-психологические характеристики взрослой личности.

    Взрослые люди также пытаются добиться определенной стабильности не только в своей работе, но и в остальных сферах своей жизни. Изменяется позиция по отношению к другим людям. Взрослый человек не только полностью отвечает за самого себя, но и начинает осознавать ответственность за других людей, за молодежь, еще не обладающую жизненным опытом, за своих детей. Своеобразная склонность строить и проживать жизнь именно таким образом и находить в этом переживание истинности, ценностности, осмысленности своего жизненного пути и удовлетворения от жизни. Формируются такие качества личности, как объективность, взвешенность, деловитость. К 40 годам человек обретает уникальную полноту самобытия, которая складывается из многообразия его прав и обязанностей в разных сферах жизни и деятельности: в обществе, на работе и в семье.

    38.РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В МОЛОДОСТИ. КРИЗИС МОЛОДОСТИ (ранняя взрослость- молодость,21-30 лет)

    Особенности развития личностной сферы: появляется субъектность, феномен «консервации возраста», мотивы и потребности становятся зависимыми от социальных нормативов, осуществляется достижение идентичности и еe реализации в системе социальных отношений, высокая волевая регуляция, самооценка расширяется и становится дифференцированной. Взрослость отличается от молодости появлением новых возможностей, самостоятельным принятием важных решений, постановкой перед собой целей и выбором способов их достижения. Взрослый становится свободным и независимым в своем выборе, но в полной мере ответственным за него и полученные результаты.

    Значение имеет устойчивость психических процессов. Личностное развитие позволяет управлять своими желаниями и стремлениями.

    Кризис развития может проявляться по-разному. Рассмотрим его формы:

    1) неопределенная идентичность – молодого человека пугает новая ситуация, он не хочет ничего менять и, соответственно, взрослеть. У него нет жизненных планов, стремлений, нет того дела, которым он хотел бы заниматься (он не может определиться с будущей профессией);

    2) долгосрочная идентификация – человек давно определился в выборе профессии, но основывался не на своих желаниях и стремлениях, а на мнении других;

    3) этап моратория – человек стоит перед сложным выбором, когда перед ним открыты многие двери, многие возможности, а он должен выбрать для себя что-то одно

    1. Теории морального развития.

    Наиболее часто упоминаемой в литературе из существующих теорий является теория морального развития Лоуренса Колберга. Эта теория не является идеальной, но отличается наибольшей проработанностью и стройностью. Во многом она опирается на личный жизненный опыт автора и на теорию становления морали Пиаже. По Колбергу моральное становление человека происходит в три стадии:

    1) ДОКОНВЕНЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (дошк. и мл. шк. возраст) На этом этапе поступки диктуются страхом наказания или желание получить награду.

    2) КОНВЕНЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (после 12-ти лет)

    Поступки человека определяются тем, что положено по закону или по неписанным правилам жизни (общественное мнение)

    3) ПОСТКОНВЕНЦИАЛЬНЫЙ (после 18-ти лет)

    Человек делает свой выбор на основе своих внутренних убеждений, которые могут не совпадать с общественным мнением или законом, даже если цена за этот выбор очень велика.

    Переход от одной стадии к другой сложен и противоречив. Формирование нравственной личности зависит от уровня умственного развития человека (способности воспринимать, применять и оценивать соответствующие нормы и поступки) От эмоционального развития, т.е. способности к сопереживанию и также от личного опыта, и, конечно от социальной среды (окружения)

    2. Морально-нравственное развитие личности в ранней юности.

    Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план - решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей. Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

    Поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными.Часто отвергаются ценности родителей, но вместо этого дети не в состоянии предложить ничего своего. Влившись во взрослую жизнь, они продолжают метаться и долго остаются неприкаянными . Но не у всех детей этот период оказывается напряженным. Наоборот, некоторые старшеклассники плавно и постепенно продвигаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений.Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, опираются на авторитет. Вообще считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто прошел через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях, - по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время легко. При всем своем стремлении к самостоятельности дети нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Ведьстаршеклассник относится к близкому взрослому как к идеалу. В разных людях он ценит разные их качества, они выступают для него как эталоны в разных сферах - в области человеческих отношений, моральных норм, в разных видах деятельности. К ним он как бы примеривает свое идеальное «Я» - каким он хочет стать и будет во взрослой жизни. Те мнения и ценности, которые они получают от взрослых, затем фильтруются, могут отбираться и проверяться в общении со сверстниками.