Меню
Бесплатно
Главная  /  Забота о себе  /  Религия в Грузии (страны) - Religion in Georgia (country). Чем отличается армянская и грузинская церкви от русской Грузины их вера

Религия в Грузии (страны) - Religion in Georgia (country). Чем отличается армянская и грузинская церкви от русской Грузины их вера

Армения — первая страна, принявшая христианство в качестве государственной религии в 301 году. Это государство с богатейшей историей, уходящей корнями в сказание о Ноевом ковчеге, оставленном на горе Арарат. Армянское нагорье стало местом расположения и легендарного древнего государства Урарту, соперничавшего за право первенства в этом регионе с Вавилоном и Ассирией. Затем Армения попала под влияние Мидии, а вскоре стала частью Персидской империи Ахеменидов. Эта территория была завоевана Александром Македонским и вошла в состав обширного эллинистического мира. После смерти великого завоевателя армянское государство попало под протекторат сирийских Селевкидов.

Христианское вероучение стало распространяться по территории Армении еще в I веке нашей эры, впрочем как и в соседней Колхиде (нынешней ). Существует легенда, согласно которой армянский правитель Авгарь, узнав о появлении Спасителя на палестинской земле, отправил к нему своих послов с приглашением посетить столицу, Эдессу. В ответ на приглашение Спаситель отправил двух своих учеников Варфоломея и Фадея с благословением и Своим Нерукотворным Образом. Придя на армянскую землю из Ассирии и Каппадокии, они начали нести слово Божье в период с 60 по 68 годы нашей эры. В армянской традиции Фадей и Варфоломей стали известны как «Просветители армянского мира». Первые два века армянские христиане все еще притеснялись язычниками — их было большинство, а язычество оставалось государственной религией. Гонения на новую веру в Армении велись параллельно с гонениями в Риме. Оба тогдашних правителя Трдат III и римский император Диоклетиан считали первых христиан маргинальными элементами, разлагающими основы государственности. Однако, постепенно гнет на официальном уровне угасал и уже к началу IV века вовсе сошел на нет — в 313 году император Константин Великий подписал Миланский эдикт, узаконивший христианскую религию в Римской империи. Намерения Трдата были еще более радикальными — он решил в одночасье искоренить язычество, а христианство сделать единой верой для всех армян.

Левон II. (wikipedia.org)

Поводом такого поступка стала история о мученической гибели святых дев Рипсимеянок. Несколько христианских девушек — римлянок бежали от гонений на родине и, посетив Иерусалим, пришли в Армению, где и поселились неподалеку от города Вагаршапата. Трдат восхитился красотой одной из них, Рипсиме, однако не встретил взаимности, от чего пришел в бешенство и повелел казнить всех римлянок. Показательная казнь произошла в 300 году, а последствия ее тяжело сказались на душевном здоровье правителя: случившуюся с Трдатом болезнь часто называли «свиной», именно поэтому в изображении царя фигурировала свиная голова. А в это же самое время в заточении находился один из бывших сподвижников царя, христианин Григорий, которого Трдат обвинил в убийстве своего отца и посадил в яму со змеями и скорпионами. Проведя в нечеловеческих условиях 13 лет, Григорий чудом был освобожден, так как сестре царя приснился вещий сон, сообщающий, что только этот узник способен исцелить ее брата от душевного недуга. Освобожденный Григорий повелел предать земле со всеми христианскими почестями замученных рипсимеянок. И отслужив 66 дней проповеди, в конечном счете исцелил правителя. Восхищенный чудесами Григория, Трдат принял христианскую веру и сделал ее официальной религией Армении.

Святой Григорий Просветитель. (wikipedia.org)

Древнее грузинское государство в том же IV веке приняло христианство благодаря Святой Нино, которая с этого момента считается покровительницей Грузии. Как и в случае с Арменией, поводом для принятия христианства стало чудо исцеления, а в 324 или 326 году грузинский царь Мириан утвердил новую официальную религию. Святая равноапостольная Нино родилась в Каппадокии около 280 года. Происходя из весьма знатного рода, юная девочка в 12-летнем возрасте оказалась в Иерусалиме, где ее родители приняли сан священнослужителей. Оказавшись на воспитании у старицы Нианфоры, Нино с восторгом внимала ее рассказам о далекой и сказочной стране Иверии (нынешняя Грузия). Вдохновленная рассказами, Нино захотела однажды посетить эту страну и вскоре ей представился такой случай: однажды во сне ей привиделась Дева Мария, которая вручила ей крест из виноградной лозы, сказав — «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею». Этот крест и поныне хранится в кафедральном соборе Сиони в Тбилиси. Нино обратилась за благословением к своему дяде Иерусалимскому патриарху, который отпустил ее в далекую страну.

По пути в Иверию Нино едва не погибла от руки армянского правителя Трдата III, уже упоминавшегося выше в связи с крещением Армении. Чудом избежав смерти, Нино достигла Иверии в 319 году. Войдя в древнюю столицу Грузии, Мцхету, будущая покровительница всех грузин нашла приют в семье бездетного царского садовника. Молитвы святой Нино чудесным образом помогли жене садовника Анне, которая вскоре забеременела и после этой истории уверовала во Христа. Вскоре о чудодейственной Нино узнали сначала в ближайших окрестностях, а позже слухи дошли до грузинской царицы Наны, которая страдала от тяжелой болезни. Однако на царя Мириана чудесный случай с женой произвел обратный эффект — он возненавидел святую Нино и даже хотел убить ее.

Но после несчастного случая на охоте, царь, попав под грозу, ослеп и пообещал принять христианство в случае своего исцеления. Святая Нино вскоре исцелила Мириана и тот в благодарность уверовал в Бога и обратил в христианскую веру сначала всех своих подданных, а затем и весь иверийский народ. По преданию летописей святая Нино указала царю, где находится Хитон Господень и на том месте (в Мцхете) сначала возвели сначала деревянный, а затем каменный храм в честь 12-ти святых Апостолов, Светицховели. В 324 (или 326) году христианство стало официальной религией грузинского народа. После воцерковления Иверии, святая Нино отправилась в соседнюю Кахетию, где обратила в веру местную царицу Софию.


Святая Нино. (wikipedia.org)

Свершив свою благую миссию, святой Нино вскоре привиделся сон, в котором она узнала о своей скорой смерти. Она попросила царя Мириана прислать епископа Иоанна, чтобы тот ей помог подготовиться к последнему пути. Вскоре святая Нино с епископом и иверийским царем отправились в Бодбе, где на смертном одре свершила свои последние исцеления и там же поведала о своем происхождении. Эти сведения нашли свое отражение в летописях, уцелевших до наших времен. 27 января 335 (или 347) году святую Нино захоронили в Бодбе, как она сама завещала. Грузинская православная церковь с согласия Антиохийского патриархата именовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислила к лику святых. В Грузии 27 января учредили праздник Нинооба — в этот день православная церковь поминает святую Нино. В честь нее по всей стране возвели множество храмов, в одном только Тбилиси их минимум пять. А в Сионском кафедральном соборе Успения Божией Матери хранится крест из виноградной лозы, обвитый её волосами.

👁 2.9k (13 за неделю) ⏱️ 3 мин.

Грузия является одной из наиболее древних стран, исповедующих христианство. Православная религия Грузии в становлении этой страны сыграла важнейшую роль, её просто невозможно переоценить. Но в Грузии живут и люди, придерживающиеся иных вероисповеданий. Разные конфессии научились здесь сосуществовать мирно, проявляя веротерпимость и уважение друг к другу, эти качества исконно присущи населению Грузии.

Основной религией страны является православие. Грузия по сроку христианизации уступает только Армении, она уже в 326 (по другим данным, в 337) году сделала христианство официальной религией.

Православие

Здесь популярно предание, согласно которому для апостольской проповеди Божья Матерь должна была отправиться в Грузию, неся в новые земли учение своего божественного сына. Поэтому Пресвятая Богородица стала покровительницей этой страны. Но ей суждено было остаться в Иерусалиме, а её заменил апостол Андрей, который нёс с собой её нерукотворный образ, с которым и обошёл села и города Грузии, проповедуя Евангелия. В городе Ацкури (рядом с нынешним Ахалцихе) молитва апостола воскресила покойника, после чего жители города поторопились принять Святое Крещение. Здесь апостол и оставил икону Богородицы. 28 ноября в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы отмечается церковный праздник. Об этих событиях вещают грузинские, греческие и латинские церковные летописцы. В тот период Грузия состояла из двух государств: Иверии (Картли) на востоке и Колхиды (Эгриси) на западе. Апостол Андрей обошёл с проповедями обе части.

Первые христиане в Грузии также подвергались гонениям. Но после проповеди в 327 году Святой равноапостольной Нины православие стало в Грузии официальной религией. Она во исполнение воли Святой Богородицы пришла из Иерусалима в Грузию, где окончательно утвердила христианство. Святая Нина была инициатором строительства многих храмов, посвящённых Георгию Победоносцу, который был избран Грузией в качестве небесного покровителя.

Нешвенный хитон Христа (плащаница) является древнейшей грузинской святыней, он хранится в Мцхетском соборе, который веками был и продолжает быть духовным центром грузин. Здесь стоит кафедральный собор Светицховели, посвящённый 12 апостолам. Другой древней святыней Грузии является могила Симона Кананита, который приходился апостолу Андрею спутником и учеником.

С момента прочного вступления на путь христианства в IV веке Грузия непоколебимо стояла на защите учения Христа. А врагов-завоевателей и иноверцев было много: иранцы, арабы, монголо-татары, турки-сельджуки, османы - все они пытались насадить в Грузии свою религию. Множество людей - духовного звания и обычных граждан - приняли мученическую смерть за христианскую веру. Беспримерным в мировой истории стал случай, когда венец мученика приняли одновременно около 100 000 человек - жителей Тбилиси, отказавшихся исполнить волю хорезмского шаха Джалалетдина, потребовавшего пройти по разложенным на мосту иконам и осквернить их. Тогда за отказ казнили всех, в том числе детей и стариков, а было это в 1226 году. В Грузии их память поминается 13 ноября. Орда Тамерлана в 1386 году умертвила монахинь Квабтахевского монастыря, а во время нашествия шаха Аббаса в 1616 году 6 тысяч монахов Давид-Гареджийского монастыря приняли мученическую смерть. Грузия этими событиями подала христианскому миру пример самопожертвования и стойкости в защите своей веры.

Прочие религии

Несмотря на безусловное доминирование православия, в Грузии с должным уважением и весьма терпимо относятся и к адептам других религий, которых также немало. В первую очередь, это мусульмане, ведь многие абхазы и жители южных и юго-западных районов Грузии стали приверженцами суннитской версии ислама. Мусульманами являются и большинство азербайджанцев. 80% ассирийцев также христиане, собственные православные церкви имеют русские, армяне и греки. Есть в Грузии и немного католиков.

В целом население Грузии следующим образом распределено по конфессиям:

  • 65% являются православными;
  • 10% - мусульмане (около 400 000 человек). Ислам - вторая по значению и охвату населения религия в современной Грузии. Именно столько мусульман было определено при проведении переписи населения Грузии в 2002 году.
  • 2% - католики (примерно 100 000 человек);
  • Протестанты (немцы-лютеране) начали селиться в Грузии после 1817 года. Сейчас в Грузии по разным оценкам проживают 20 000-34 000 протестантов, а также прихожан иных ответвлений христианской церкви. Первая церковь пятидесятников возникла в Грузии в 1929 году. Сейчас в стране 12 300 пятидесятников и 10 000 баптистов.
  • Оставшаяся часть грузинского населения поделена между приверженцами иудаизма, прочих верований, а также атеистами.

Необычайна интересна для посещения туристами Грузия. Это страна с богатым культурным наследием. На её территории находится множество святынь, которые ежегодно посещают тысячи паломников.

Вероисповедание

Грузия стала православной страной в далеком 337 году (по иным данным в 326 году). Это вторая (после Армении) страна, которая приняла веру в Христа на государственном уровне. До этого в стране были распространены языческие традиции.

Грузины очень набожны, некоторые религиозные праздники имеют статус национальных.

Справка! На великие православные праздники распространена практика помилования заключенных.

Сколько раз страна меняла веру?

Выгодное географическое положение, богатство и красота природы Грузии привлекали многих завоевателей . Она подвергалась нападениям со стороны:

  • арабов;
  • персов;
  • османов;
  • монголов.

На протяжении многих веков страна вела кровопролитные войны с исламом.

В восьмом веке арабы во главе с беспощадным Мурваном напали на Грузию, подчинили множество земель и раздробили страну, что привело к исламизации некоторых территорий.


В десятом столетии в ряде мест Грузии был насажден ислам . Однако среди самих грузин сохранялось православие.

Грузия самоотверженно защищала свою веру. Согласно летописи, в 1226 году сразу 100 тысяч человек приняли мученическую смерть за отказ пройтись по иконам, положенным на мост по приказу персидского шаха Хорезмшаха Джалалетдина.

Официально Грузия меняла свою религию лишь единожды, в четвертом веке, когда отказалась от язычества и приняла православие.

Религиозный состав населения

Несмотря на то, что основная часть населения исповедает православие, в 2011 году была принята поправка к Гражданскому кодексу, которая уравнивает все религиозные конфессии. Грузины терпимо относятся к представителям иного вероисповедания. А их немало.

Это в первую очередь мусульмане. Часть абхазов, азербайджанцев, грузин южных и юго-западных районов исповедают ислам. Кроме того, в Грузии проживают представители:

  • католицизма;
  • иудаизма;
  • протестанты;
  • атеисты и другие.

Православие


Согласно результатам переписи 2014 года к православным относятся 83,41 % населения. Официальная православная церковь в Грузии называется Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь . Это значит отдельная, административно независимая церковь, которая имеет право:

  • самостоятельно варить миро;
  • издавать указы;
  • назначать главу.

На территории автокефалии другие поместные церкви не действуют, при этом соблюдается единство в литургии с другими автокефальными церквями (например, с Русской православной церковью, Болгарской православной церковью и прочими).

История

Предание гласит, что Грузия – это избранная страна Пресвятой Богородицы , так как изначально именно ей предстояло отправиться на территорию этой страны для проповеди. Однако она осталась в Иерусалиме по воле Спасителя. Вместо нее отправился Святой Андрей Первозванный. Он ходил по селам и городам с образом Божьей Матери и проповедовал учение Христово.

В одном из городов по его молитве воскрес умерший. Это чудо подвигло жителей принять крещение. В становлении христианской веры также участвовали апостолы Симон и Матфей. В Батуми на территории Гонио-Апсаросской крепости расположена могила Матфея.


Сначала христианство подвергалось гонениям со стороны правящей власти . Но благодаря проповеди Святой Нино, которая, исполняя волю Божьей Матери, пришла в Грузию из Иерусалима, христианство утвердилось окончательно. В то время заболела царица Нана. Ни лекари, ни молитвы идолам (она была ревностной поклонницей язычества) не помогали ей.

Нане ничего не оставалось, как обратиться за помощью к Нино, которая, по слухам, творила чудеса. После исцеления царица уверовала в Христа и приняла крещение, а позже христианство принял и царь Мириан. Благодаря этому состоялось Крещение Грузии.

Святыни и храмы

В Грузии насчитывается 36 церквей и соборов, около 46 объектов исторических и архитектурных достопримечательностей.

  1. Светицховели – церковь 12 апостолов в городе Мцхета. Возводилась еще в 1010-1029 годах. Является главным и самым большим храмом Грузии. В нем хранится крест с частью Животворящего Креста Господня, частица мощей апостола Андрея. Храм находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  2. Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Батуми). Храм возводился в 1898-1903 годах Степаном Зубалашвили в память о матери, которая просила построить в Батуми католическую церковь. Для строительства были приглашены архитекторы и художники из Италии. На возведение было потрачено 250 тысяч рублей. В 1980-е годы храм передали православной церкви.
  3. Цминда Самеба (Собор Святой Троицы) – расположен в Тбилиси. Общая площадь более 5 тысяч квадратных метров, высота верхнего храма – 68 метров. На полу – мраморная плитка с мозаичными узорами, стены покрыты фресками.Главными святыми, хранящимися в нем, являются рукописная Библия и икона «Надежда Грузии». В центре изображена Божья Матерь, окруженная практически четырьмястами грузинских святых. Размер иконы составляет 3 метра в высоту и столько же в ширину.
  4. Храм Сиони – расположен в Тбилиси. Главная ценность храма – крест Нино, который, согласно преданию, ей подарила Богородица перед тем, как оправить в Грузию. На территории собора расположены две колокольни. Одна из них – старинная трехъярусная постройка пятнадцатого века, другая – начала девятнадцатого века.
  5. Давид-Гереджа – комплекс пещерных монастырей, простирающийся на 25 км. Он делится на две части государственной границей между Грузией и Азербайджаном. В некоторых трапезных монастыря и церквях сохранились фрески восьмого и девятого веков.
  6. Монастырь Джвари – расположен на вершине горы в местности Мцхеты. Также входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Справка! В Тбилиси есть площадь 5 церквей, на которой одновременно располагается православная и армянская церкви, католический собор, еврейская синагога и мечеть.

Ислам


По данным Тбилисской мечети численность мусульман в Грузии составляет около 500 тысяч человек . В основном ислам исповедуют местные азербайджанцы. В Грузии насчитывается около 310 действующих мечетей и молельных домов.

В Тбилиси существует сохранившаяся со времён Советского Союза объединённая мечеть - единственная в своём роде, где шииты и сунниты молятся вместе.

Иудаизм

Евреи прибыли в Грузию с незапамятных времён и разделили с грузинским народом его историческую участь. В Грузии даже есть термин «грузинские евреи» , который появился ещё в десятом веке. В основном они говорят на грузинском. Численность иудейской общины составляет около 4 тысяч человек. На территории Грузии насчитывается 19 еврейских святынь.

Католицизм

Численность исповедующих католицизм в Грузии, по разным сведениям, составляет 40-100 тысяч человек. В основном они проживают в больших городах. В 2012 году в городе Ахалцихе был открыт первый в Грузии католический созерцательный монастырь рядом с отстроенном из руин храмом Богоматери Розария.

Протестанты

В Грузии насчитывается около 20-35 тысяч протестантов. В стране живут представители разных ветвей протестантизма, в том числе баптисты, адвентисты, евангелисты – пятидесятники, представители евангелистко-лютеранской церквей и протестантской церкви Святой Троицы. Центром протестантизма является Тбилиси.

Другие течения


Какие другие конфессии представлены в стране? В немногочисленном количестве в Грузии встречаются и буддисты (несколько десятков человек), и кришнаиты (около 200 человек). Примерно 110 тысяч человек относится к Армяно-апостольской церкви. Свидетелей Иеговы насчитывается около 12,5 тысяч человек.

Всего в стране зарегистрировано более 40 различных религиозных организаций.

Атеисты

По данным переписи 2014 года 63 тысячи человек считают себя атеистами. В основном это жители больших городов.

Процентное соотношение конфессий

  1. Православие – 83,41 %.
  2. Ислам – 10,74 %.
  3. Армянская православная церковь – 2, 94 %.
  4. Католицизм – 0,52 %.
  5. Иудаизм – 0,04 %.
  6. Протестантизм – 0, 07 %.
  7. Атеисты – 1, 7 %.
  8. Прочие – 0, 58 %.

Главные церковные праздники


  1. Мцхетоба-Светицховлоба – 14 октября – великий праздник, в основе которого лежит обретение Грузией хитона Господня. В честь обретения такой реликвии был построен храм Светицховели. В этот день проходит праздничная служба и проводится массовое крещение.
  2. Тамарооба – 14 мая – один из главных национальных праздников в честь мудрой царицы Тамары. Она причислена к лику святых.
  3. Нинооба – 1 июня – праздник, посвященный прибытию Святой Нино в Грузию.
  4. День Святого Георгия – 23 ноября. Святой Георгий очень почитаем в Грузии. В этот день все храмы звонят в колокола, а верующие преклоняют колени в молитвах. Это официальный выходной день.
  5. Рождество – 6 января – один из самых важных христианских праздников. В Рождественскую ночь принято зажигать свечу и ставить её у окна.
  6. Пасха – значимый христианский праздник. К этому дню проращивают пшеницу, пекут куличи и красят яйца. Начиная со страстной пятницы по понедельник включительно, в стране устанавливаются выходные дни. В понедельник принято ходить на кладбище и поминать усопших.

Несомненно, Грузия – это страна с необычайно интересной историей. Её культура, семейные ценности и традиции неразрывно связаны с православием. Несмотря на это, коренное население Грузии отличается исключительной терпимостью по отношению к другим конфессиям.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху - Господу миров! Мир и благословение посланнику Аллаха, его семье и сподвижникам. Кого направил Аллах, того никто не собьет, а кого Аллах сбивает с пути, того никому не направить. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад - раб Аллаха и Его посланник.

Грузия была мусульманской страной

История Грузии, как и история всего Кавказа, эта история борьбы за свою свободу, веру и самобытную культуру. За время существования, грузинскому народу пришлось столкнуться в борьбе за свободу со многими государствами, завоевателями и народами, распространявшими различные верования и идеологии.

Римляне, арабы, монголы, персы, османы - это далеко не полный перечень тех народов и представителей государств, которые в различные исторические периоды времени столкнулись в интересах за обладание по истине сказочными уголками мира - Кавказом и, в частности, Грузией. История Грузии и ее взаимоотношений с окружавшими ее народами и племенами не знает ни одного случая религиозной розни или конфликта основанного на религиозной нетерпимости. Хотя отдельные признаки, инспирируемые нечистыми на руку политиками, все же существуют.

С приходом Ислама в Кавказский регион, в 25 году лунного календаря хиджры, город Тифлис и прилагаемые районы были заняты мусульманами, которые правили в этом городе около 500 лет. Мусульмане мирно и дружественно жили с грузинскими христианами. В течение этого периода мусульмане не пытались насильно влиять на веру грузин. Грузинам приходилось платить налоги, которые снимались, в случае, если они становились мусульманами.

Наверное, этот принцип способствовал тому, что после повторного завоевания города Тифлиса грузинами в 515 году лунного календаря хиджры, их мирное существование с мусульманами, также продолжалось. Мудрый царь Грузии Давид Агмашенебели с уважением и любовью относился к своим подданным. Достаточно привести факт того, что после победы в известной Дидгорской битве, в один из религиозных праздников царь Давид Агмашенебели вместе с царевичем Деметре посетил мусульманские молельни, поздравил верующих и одарил их дарами.

В знак уважения, он, специальным фирманом, запретил колоть свиней в мусульманских кварталах, дабы не оскорблять чувства своих подданных. По словам Белазари в книге “Футух Аль Баладан”, в 25 году лунного календаря хиджры, началось взятие Армении, и Хабиб Ибн Муслим, во время Халифата Усмана (пусть Аллах будет им доволен), отправился в Джорзан (Грузию). Он после победы над племенами “Улудж” вошел в Тифлис и написал мирное соглашение Джорзан. Это соглашение способствовало тому, чтобы сохранились храмы, церкви, молитвы и их христианская вера.

Правителя-мусульманина звали Исхак Ибн Исмаил. Он собрал много сил и достиг такого уровня, что объявил о своей самостоятельности перед Халифатом. До 515 года лунного календаря хиджры Тифлис считался Исламским городом. Об этом Ягут говорит: “После взятия Тифлиса, во времена Османа, до 515 года лунного календаря хиджры, этот город постоянно находился у мусульман, и его население были мусульманами”.

Ибн Хогаль более обширно заявляет: “По вероисповеданию они принадлежат к мусульманам - суннитам на основании старой веры. Они ценят науку хадис и уважают знатоков хадисов”. Якуби указывает, что Тифлис считался военной базой мусульман в Армении и рассказывает о сражениях военачальников Аббаского Халифата в этом регионе, в 141-178 гг. лунного календаря хиджры.

В 238-240 гг. по хиджре, под руководством Бетригов поднялся мятеж, который охватил всю Армению. Амир Аббаского Халифата был вынужден послать одного из своих командиров в регион для подавления мятежа. Но эмиссар не смог справиться, и был убит. Одновременно с этими событиями, мусульманский правитель Тифлиса Исхак Ибн Исмаил, не отправляя налоги Халифу в Багдад, заявив о своем суверенитете. В связи с этим он получил прозвище “Тифлиский мятежник”. Он в войнах с силами Халифата был убит, и его голову отправили в Багдад. Масуди, также, указав на эти события, добавляет: “В те годы, в Тифлисе, ослабло величие мусульман. Соседние государства перестали подчиняться мусульманскому Хакиму и заняли большинство земель вокруг Тифлиса.

Племена неверных закрыли дорогу от Исламского царства в Тифлис. Хотя в то время ослабло влияние мусульман в регионе, но Тифлис сохранился в качестве Исламского города, и считался границей между Исламом и неверными. В том числе Истахри пишет так: “У реки Кура очень хорошая вода, которая течет с гор. Эта река проходит посредине Тифлиса и уходит на землю неверных”.

Мокадеси, также, в своей книге “Ахсан Аль Тагасим” пишет: “Река Кура проходит через Тифлис и уходит в Кофрестан (страна неверных)”. И, наконец, Ягут подтверждая тот факт, что разногласия между Хакимом Тифлиса и командиром Халифата, привела к его гибели, потери величественности Халифата, усилению сил неверных вокруг города и ослаблению мусульман, пишет так: “Все же, Тифлис, до 515 года по хиджре, находился в руках мусульман, но неверные смогли захватить эту землю”. Все это доказывает, что город Тифлис, до оккупации грузинами-христианами, то есть до 515 года по хиджре, находился под властвованием Ислама и там проживало значительное количество мусульман.

Ягут назвал несколько властителей-мусульман, проживающих в Тифлисе, в том числе Абуахмад Хамед Ибн Юсуф Ибн Ахмад Ибн Альхосейн Альтифлиси. После падения власти арабов над Грузией, с 515 до 623 гг. по хиджре, во времена правления Давида Бани, этот регион был захвачен абхазцами, которые создали сильную монархию, и кульминация силы этой монархии была при Царице Тамаре, дочери Георгия III, в 1184-1213 гг.

После завоевания Грузии монголами, эта страна потеряла свое значение в качестве базы для крестовых походов и постепенно, попала в зону влияния иранских илханов и монголов. В 1453 году Османский Султан завоевал Стамбул и Бизанская Империя, которая являлась точкой опоры Грузии, рухнув, вошла в историю. Османские турки заняли основные регионы этой земли. Иван Грозный и другие московские цари обращали особое внимание на маленькое королевство Грузии.

Но, в то время, русские не владели такой силой, чтобы ликвидировать мощь и влияние мусульман в этом регионе. XVI век был свидетелем царствования Шахабаса Сафави в этом регионе. Династия Мухран царствовало в Тифлисе под покровительством сафавийских шахов. В 1658-1723 гг., почти целое столетие, в этом регионе царствовал покой и мир, и у грузин появилась возможность, постепенно и спокойно познакомиться с культурой Запада.

Иранские правители Надиршах Афшар и Ага Мохаммадхан Каджар старались возобновить власть Ирана над Грузией. И даже, Ага Мохаммадхан, в 1759 году, жестоко истребил жителей Тифлиса и разграбил их имущество. На основании контракта заключенного 24 июня 1783 г., между Ираклием II и Великой Екатериной II, русские смогли господствовать в этом регионе, а в 1801 г., Александр I, в результате военной оккупации Грузии, присоединил эту землю к России.

Этот шаг царизма послужил причиной возникновения двенадцатилетней войны между Ираном и Россией. На основании соглашения “Гулестан” и “Туркменчай”, Иран с 1828 г. отказался от всех своих претензий, в отношении Грузии.

Войны Ирана с Россией, способствовали возникновению больших политических и социальных изменений в обеих странах. В Иране победила революция, требующая конституционный строй, а в Грузии усилилось противостояние против политики "обрусения" этого государства.

После революции 1917 года в России, на некоторое время правление над грузинами, азербайджанцами и армянами осуществлялось центральным комитетом под названием “Закавказский комиссариат”. В 1918 году, грузины создали самостоятельное государство и ушли под прикрытие и защиту немцев.

После окончания первой мировой войны эта страна снова была оккупирована Российской армией, в результате этого, вошла в число бывших Советских Республик. В 1988 года, с появлением политики гласности Горбачева, грузинский народ потребовал самостоятельности и права на власть. И, наконец, в апреле 1991 года, Грузия, была пятой республикой бывшего СССР, объявившей о своем суверенитете.

В 1992 году, Э. Шеварднадзе - избран президентом Республики Грузии. Памятником культуры, свидетельствующей о роли Исламской цивилизации является сама столица Грузии - город Тбилиси и ее старинная архитектура. Старый Тбилиси еще сохранил свою первозданность и является ни чем иным как памятником мусульманских зодчих. Вся архитектура старого Тбилиси состоит из восточных форм, узкие улочки, лабиринты, тупики и неожиданные выходы на главную площадь, бесформенные надстройки и пристройки, балконы, террасы - все напоминает старинный Стамбул, Дамаск, словом, все те города, которые когда-то входили в состав Османской империи.

Само название Тбилиси, или Тифлис, говорит о ее Исламских корнях. Самыми известными на сегодняшний день архитектурными памятниками говорящими о наличии и влиянии Исламской культуры на Грузию, является Тбилисская мечеть, построенная еще при османах, рядом с мечетью находятся известные серные бани, построенные в стиле мечети еще во времена персидского влияния.

До прихода в Грузию советской власти на этой территории стояла одна величественная мечеть, она занимала огромную площадь и находилась на берегу Куры. Мечеть была разрушена коммунистами, и сейчас на ее месте стоит мост и небольшая православная часовня. Помимо известного приветствия "гамарджобат" (здравствуйте), грузины еще говорят "салами", где четко просматривается "салям" (от араб. - "мир").

Этнический состав нынешней уммы Грузии разнороден, начиная от этнических грузин: аджарцы, месхи, энгелойцы, и до пришлых народностей: чеченцы-кистинцы, азербайджанцы. Сегодня к ним прибавляются и новообращенные, среди них есть и местные русские, армяне, грузины, евреи. Большая часть этнических грузин-мусульман проживает вне Грузии. Это лазы в Турции, большое число грузин-мусульман проживает в Иране, энгелойцы в основном территориально находятся в Азербайджане.

Основная часть мусульман Грузии - сунниты, но есть и шииты из числа этнических азербайджанцев. Говоря об аджарцах надо сказать, что они наиболее привержены и последовательны в Исламе, не смотря на то, что они первыми приняли христианство из числа грузин. Как говорят некоторые старейшины, сами апостолы Иисуса Христа (мир ему) принесли свет веры в Аджарию.

Среди предков экс-руководителя Аджарии Аслана Абашидзе были известные Исламские ученые, один из которых даже был муфтием в Стамбуле и носил звание муфтия четырех мазхабов. В Грузии никто сегодня не занимается целенаправленной пропагандой Ислама, в основном к Исламу обращаются те, кто чувствует потребность в вере, ищет истину и смысл своего существования.

Эти люди сами организуются в общества, занимаются изучением Ислама. При Э. А. Шеварднадзе грузинскому православию был дан особый статус в государстве, тогда как у мусульман нет никакого статуса. До прихода Российской империи, Грузия была практически мусульманской страной, а православные составляли конфессиональное меньшинство.

Грузинские историки это скрывают, но факт есть факт. Многие грузинские исторические источники до начала XIX века сфальсифицированы. Очень многие грузинские цари являлись мусульманами, а мусульманское населения до конца XIX века играло доминирующую в стране роль. Не надо забывать, что первым централизованным государством на территории сегодняшней Грузии был Тифлисский эмират, образованный в IX веке, а первый парламент в Грузии создал великий турок-мусульманин Кутлу Арслан во время правления царицы Тамары.

Антиисламская тенденция начала развиваться в Грузии после установления власти Российской империей. Полномасштабный же «крестовый поход» против мусульманского населения начался после провозглашения Грузинской ССР. С 1931 же года в стране с одобрения палачей И. Сталина и Л. Берии пошли кровавые репрессии. С 1921 по 1953-год из-за дискриминации и репрессий Грузию покинуло более миллиона мусульман. От них были очищены на 90% регионы Ахыска (Самсхе - Джавахети), Кахетии и город Тифлис.

С 1936 года мусульманское название «Тифлис» было заменено на грузинское - «Тбилиси». А турки-месхетинцы, высланные в 1944 г., до сих пор не могут возвратиться в Грузию из-за неошовинистских и антимусульманских настроений правящего в стране режима. После обретения независимости с подачи З. Гамсахурдиа начался новый всплеск ксенофобии против мусульманского населения, в том числе против осетин и абхазов. Не надо забывать, что в 1990-ом году компания в Абхазии изначально была направлена против абхазов-мусульман, а только потом переросла в крупный межнациональный конфликт.

Именно З. Гамсахурдиа призывал ликвидировать автономный статус Аджарии из-за того, что там основная часть населения проповедует Ислам. Начатая З. Гамсахурдиа политика очищения Грузии от азербайджанцев, лезгин, чеченцев, ингушей и аварцев сегодня продолжается. Полным ходом идет христианизация Аджарии.

Во время правления Э. Шеварднадзе анти-исламская политика в Грузии проводилась в жизнь замаскировано. Однако захват власти в 2003 году М. Саакашвили дал возможность грузинским шовинистам успешно продолжить эту политику, начатую еще палачами И. Сталином и Л. Берией. Для Аджарии христианизация вообще, можно сказать, является государственной политикой.

Если ты грузин-мусульманин (аджарец) - для тебя закрыты двери на государственной службе и даже в бизнесе. Чтобы обойти данные препятствия, следует стать христианином. Грузинские шовинисты исходят из того, что грузин-православный. Если же он мусульманин - для них это значит почти что враг.

Он воспринимается как предатель своего народа, предки которого продались в свое время захватчикам. Такова реальная ситуация в Грузии. Поэтому мусульманские народы нашей страны должны объединиться. Даже рядовые грузины называют нас не «мусульманами», а «магометанами». Это фраза используется и в официальных документах. Режим М.Саакашвили по своей сути антиисламский.

Еще 2002 году, когда будущий президент начинал свою оппозиционную деятельность, он нагло назвал азербайджанцев «жалкой нацией». Мы также не забыли незаконные действия МВД Грузии в отношении местных жителей Ахметского района - чеченцев и ингушей - и очистку от мусульман руководящих постов в Аджарской АР.

Согласно последней статистике переписи населения 1994 г., население Грузии составляет 5 миллионов 503 тысячи человек, из них на тот момент мусульмане составляли более 300 тыс. чел. на данный момент мусульман более 1 миллиона человек, альхамдулиЛлах!

Дауд Тбилисский

Вопрос религии в каждой стране – это очень тонкая и острая вещь, поскольку практически везде есть инакомыслящие, мнение которых не сходится с мнением основной массы населения. В этом плане не выделяется на фоне остальных, хотя львиная доля грузин – православные христиане. Но как бы там ни было, исторически на этой территории проживало много разных народов и на данный момент, мусульмане, православные и люди других религиозных убеждений, проживают в границах одной страны.

Как все начиналось

Христианство, как таковое, на территорию современной Грузии пришло в 337 году нашей эры, хотя есть источники, где упоминается дата 326 года. «Виновником» её прихода называют апостола Андрея Первозванного, но также её основу здесь выстраивали апостолы Матфей и Симон. А укреплением веры в народе занималась Святая Нина (Нино), благодаря которой православие и стало национальной верой. Но еще порядка почти трех столетий, четкого вектора религиозного развития среди всех слоев населения не было. Тем не менее, как описывают многие источники, Андрей Первозванный, с ликом Святой Богородицы в руках, воскресил при людях мертвеца, что заставило людей поверить в силу православного христианства.

Только в VI веке постепенно стали строиться монастыри, которые и дали возможность уже более активно развиваться конкретно взятым направлениям и доносить их суть до людей. Постепенно все это переросло в массовое признание православия, и в настоящее время львиная доля населения являются его сторонниками. Конечно же, как это часто происходило в истории, изначально верующие почувствовали на себе все сложности принятия новой веры, поскольку гонения были ужасными. Но результат все равно был положительным.


Религиозные меньшинства

Как и упоминалось немного выше, большая часть Грузии (от 65% населения) – это православные люди, тем не мене, здесь нашлось место и для других вероисповеданий, а именно:

  1. Порядка 3% населения ходят в Русскую православную церковь;
  2. До 5% населения посещают Армянскую Апостольскую церковь;
  3. И приблизительно 1,5% людей, ходят в Римско – католическую церковь.

Но при этом стоит отметить, что жители юго – запада страны, исповедуют мусульманство, это до 10% от общего количества живущих там людей (Суннитского толка). Азербайджанцы и абхазы – тоже мусульмане, а вот греки и армяне с русскими, даже имеют собственные церкви на территории Грузии. Само собой, нашлось здесь место и для католиков (2% населения) и для протестантов, но их очень мало. Иудаизм и атеизм имеет место быть, но в минимальном количестве.

Как все утроено на государственном уровне

Если раньше в самом зародыше любые попытки выразить свое желание быть православным сильно наказывалось, то теперь ситуация в стране очень сильно изменилась. В 2011 году, на уровне государства, был принят закон, который позволял любым религиозным деноминациям, получать право действовать в качестве юридического лица. С этого момента Грузинская Церковь больше не имела доминирующей позиции над всеми остальными, и вероисповедание в стране стало действительно свободным.

Что самое интересное, самые большие праздники религиозного характера на данный момент даже сопровождаются помилованием заключенных, так что это один из тех случаев, когда правительство страны в некотором роде сумело создать коллаборацию между законом и верой, давая возможность осужденным искупать свою вину уже в церквях и самостоятельно.

Религиозные праздники

Основных религиозных праздников, действительно больших, в стране всего 4:

  • Рождество Христово (7 января);
  • Успение Богородицы (28 августа);
  • День Святого Георгия (23 ноября);
  • Светицховлоба (14 октября).

Но помимо них, есть и другие, которые считаются достаточно масштабными:

  • 19 января празднуется день святого Богоявления – Крещение;
  • Пасхальные дни;
  • 12 мая отмечается день Святого Андрея Первозванного, который, как описывалось немного выше, сыграл ключевую роль в становлении веры в Грузии.

Кстати, процент населения, который действительно посещает храмы и церкви очень большой, и если сравнивать Грузию с Россией и Украиной, то тут людей смело можно называть набожными. Возможно именно поэтому местные жители настолько гостеприимные и добрые.

Святые места, церкви и храмы

На данный момент времени, в Грузии сохранились десятки очень древних, а также средневековых сооружений религиозного характера. Это примерно (самые крупные и популярные):

  • 36 церквей и соборов;
  • Более 30 объектов древних руин;
  • Более 40 исторических и архитектурных достопримечательностей.

Для того чтобы ближе познакомиться с религиозной составляющей страны, разумно будет посетить хотя бы наиболее известные монастыри и церкви, которые отражают всю свою историческую важность.

Лучшие места для посещения

Для интеллектуального и духовного обогащения, стоит съездить в следующие места:

  • Бодбийский монастырь (2 километра от Сигнахи). Как раз здесь хранятся мощи равноапостольной Нино, которая привнесла неоценимый вклад в развитие православия в Грузии. Это место очень живописно в летний период времени, красивое оформление и богатое духовное наследие – атмосфера тут невероятная;
  • Патриарший собор Светицховели (город Мцхета). Его считают одним из самых важных духовных центров страны. Он находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, а сооружен был еще в IV столетии. Имеется информация, что под собором хранится хитон Иисуса;
  • Монастырь Самтавро (территория города Мцхета). В монастыре находятся уникальные орнаменты, которые нельзя встретить больше ни в одном из храмов Грузии. К тому же, Самтавро является местом расположения целого ряда святынь, начиная от особых икон, заканчивая могилой царицы Наны;
  • Собор Сиони (Тбилиси). Один из двух главных соборов православия в стране. Построили его в VI столетии, но уже много раз реставрировали из-за разрушений. Самый важный атрибут – крест святой Нино. В писаниях указано, что его ей вручила сама Богородица. Собор достаточно большой и красиво оформлен, так что туристам будет на что глянуть;
  • Монастырь Джвари (недалеко от Мцхеты). Он также находится в списке ЮНЕСКО, а ко всему прочему, архитектура здания одна из самых необычных во всей стране. Старинные залы и сам монастырь, дадут возможность прочувствовать всю атмосферность этого величественного места;
  • Церковь Эртацминда (находится недалеко от одноименной деревни). На стенах постройки повсеместно изображены сюжеты из жизни святых, в формате фресок. Церковь многократно разрушалась, но, тем не менее, её восстановили и сохранили до наших времен.

Помимо этих мест, обязательно стоит съездить в:

  • Женский монастырь Ахали Шуамта;
  • Бодбе;
  • Бетания;
  • Вардзия;
  • Икалто;
  • Сапара;
  • Гелатский монастырь;
  • Храм Метехи;
  • Собор Влахернской иконы Божьей Матери и другие.

Для тех, кому эта тема интересна, Грузия может стать настоящей находкой, поскольку очень старых монастырей и церквей здесь невероятное количество. А самое главное, что на данный момент государство стремится к абсолютной толерантности к любым вероисповеданиям, ведь народов на территории страны живет очень много и принуждать кого – либо к чему-то конкретному никто не планирует насильно.

Видео:

Вконтакте