Меню
Бесплатно
Главная  /  Вдохновение  /  Рождение иисуса христа. С Рождеством Христовым!!! Иконография Рождества

Рождение иисуса христа. С Рождеством Христовым!!! Иконография Рождества

После продолжительного зимнего поста для православных наступают радостные дни: подарки, семейные ужины, колядки, посещение праздничной службы. Это один из главных для христиан праздников — Рождество Христово. Икона, украшенная гирляндами белых цветов, может многое поведать о таинственном смысле того давнего дня. На ней изображены все главные участники евангельских событий.

Если для человека Рождество лишь еще один день, когда можно не ходить на работу, возможно, стоит вникнуть в суть давно знакомой истории. Ведь это не просто сюжет для красивой открытки с ангелочками. День, когда родился Христос, недаром стал отсчетом новой эры.

Точная дата сокрыта от людей. 25 января установлено произвольно неким монахом-математиком, который составил юлианский календарь. Со временем скопились астрономические «излишки», целых две недели. Поэтому весь мир еще в конце 16 в. перешел на более точный григорианский календарь. Россия же приняла его лишь в 1918 г., а Русская Православная Церковь до сих пор живет по юлианскому стилю.

Поэтому у многих может сложиться неверное впечатление, что в нашей стране — собственное Рождество. Нет, оно приходится на то же число, просто по другому календарю. По мнению же ряда исследователей, Иисус Христос не мог родиться в конце декабря, а все происходило весной, перед еврейской Пасхой. В принципе, это не имеет решающего значения для спасения души, иначе Господь сохранил бы точную дату.

В первые века христианства люди вообще не праздновали дни рождения. Для них самым важным был день смерти — это дата рождения человека в вечную жизнь, день его соединения с Творцом. Поэтому Рождество Спасителя тоже не отмечалось, а точней — было совмещено с Богоявлением. Лишь спустя годы было решено установить отдельную дату для этого важного события. Повсеместным для христиан праздник стал лишь в 4 в., в России его начали отмечать в 10 в., после крещения князя Владимира.

Развитие иконографии

Первые известные изображения, связанные с Рождеством, рассказывают не о нем самом. Здесь в центре — свершившееся пророчество. В центре композиции — Дева Мария с Младенцем, перед ними пророк, показывающий на звезду. Более детальное описание событий Рождества Христова на иконах появляется лишь к 6 в.

  • В пещере лежат Богородица и Иисус.
  • Рядом находятся животные — осел, вол, иногда овцы. По преданию, на ослике ехала Мария. Вола же Иосиф взял с собой, чтобы выручить деньги на уплату налогов (для этого семья отправилась в путь). Аллегорически осел означает упорство, а вол — трудолюбие.
  • Звезда сияет над пещерой. Обычно изображается в луче света. Озаренная светом пещера — символ того, что Рождество просветило человечество, до этого пребывавшее во тьме.
  • Вокруг сюжеты, дополняющие общую картину: Иосиф, склонившийся в молитве, волхвы, ангелы, пастухи, сцена купания Младенца.

При помощи основных элементов мастера создают образ, не выходя за рамки канонического толкования. Полностью учение о боговоплощении Церковь разработала после 7 вселенского собора. Тогда иконописцы смогли полноценно выразить то, что уже было сформулировано на словах. Каноническая икона не просто напоминает о празднике, она служит опровержением ересей (например, монофизитство).

Появление во плоти Христа — главное событие человеческой истории. По мнению некоторых философов — это и основное ее значение, которое ясно выражено на иконе «Рождество Христово.»

Почему Богородица смотрит не на Сына, а в сторону? Она обращает свой взор на мудрецов, принесших дорогие дары Господу. Язычники, которыми были волхвы, символизируют все человечество. Каждый, кто захочет подарить свою жизнь Богу, будет встречен благосклонно. Сцена, в которой показано купание Младенца, появилась позже. Вероятно, она напоминает о крещении младенцев, принятом в Православии.

Фреска Андрея Рублева

Такой сюжет имеется и среди работ иконописца А. Рублева. Под рукой мастера даже краски стали средствами выразительности — он творит пространство так, что оно наполняется воздушной невесомостью, словно вся природа сбрасывает оковы материальности.

После Рождества само значение человеческой жизни изменилось. Люди стали детьми божьими в полном смысле. Царь Небес принял на себя тленную оболочку. Христос стал вторым Адамом. Земля больше не является юдолью скорби — ведь на ней поселился Сам Господь, который затем своей крестной смертью откроет и дорогу в небо. Вот почему Ангелы поют про мир на земле и доброту к людям.

Икону Рождества Христова Рублев написал во время украшения Благовещенского собора. Уже намного позже ее стали изготавливать как самостоятельную, ставить в храмах, домах. Образ выполнен в византийских традициях. Они позволяют живописцам несколько событий, произошедших в разное время, изображать на одном полотне. Ведь у Бога нет временных ограничений.

  • Ангелы, которые обычно находятся в верхнем углу композиции, в данном случае поклоняются Богу прямо около яслей. Они даже всем своим видом показывают готовность принять его в свои объятия. Конечно, ангелы в тот момент были невидимы людскому глазу.
  • Расходятся мнения исследователей по мнению того, кто изображен на иконе Рождества около праведного Иосифа. Часть считает, что это пастух, некоторые называют дьявола, который пытается посеять сомнение. Однако, сомнения Иосифа были рассеяны еще до начала путешествия Ангелом, который явился ему во сне. Скорей всего, это просто один из пастухов, удостоившихся приглашения к новорожденному Спасителю.

В чем помогает святой образ

Насыщенность персонажами иконы Рождества Христова не должна сбивать с толку — это образ и праздник Господа. В чем Он помогает? Каждый верующий должен твердо знать — Богу по силам все. Это небесный Отец, заступник, который отдал Свою жизнь за человеческие грехи. Глядя на образ, верующий мысленно должен пройти весь путь от Вифлеемской пещеры до Голгофы и прежде всего поблагодарить Господа за дар вечной жизни. Именно с Рождества началось восстановление отношений между Богом людьми.

Каждый день следует исповедовать грехи в личной молитве, просить о том, чтобы было даровано освобождение от них. Композиция иконы Рождества Христова построена так, чтобы можно было оценить весь масштаб события — он поистине вселенский. Ведь недаром действие происходит не только на земле, но целое ангельское войско сходит с небес.

Рассказ евангелистов демонстрирует, что Рождество затронуло представителей самых разных классов — и царей, и верхушку духовенства, мудрецов из других стран, простых пастухов. Даже животные не остались в стороне. Вся глубина значения праздника Рождества Христова выражена в иконе, она помогает понять меру Божественной любви. Вот этот маленький беззащитный человечек, лежащий в пеленах, спустя немного времени станет искупительной жертвой.

Но всемогущий Бог вовсе не внушает нам чувство вины — Он просто показывает Свою любовь, ждет обращения, покаяния. Через Него можно обрести душевный покой, уверенность в спасении. Когда наладятся духовные дела, человек сможет навести порядок и в земной жизни. Пусть каждый сможет открыть сердце, чтобы принять Младенца Христа!

Величание Рождеству Христову

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

Тропарь Рождеству Христову

Рождество Твоё, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащий, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе.

Кондак, глас 3-й

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

Что нужно знать про икону Рождество Христово

Икона Рождество Христово — описание, значение, в чем помогает was last modified: 8 июля, 2017 by Bogolub

Икона праздника Рождества Христова. Фрагмент иконостаса Михаило-Архангельского храма г. Липецка

На иконе Рождества Христова одновременно изображаются многие события, связанные с праздником воплощения Бога Слова, пришедшего на землю ради спасения рода человеческого.

«Дева днесь Пресущественнаго раждает…»

В центре композиции иконы – Богоматерь. Обычно Она представлена лежащей в задумчивой позе, что указывает на Ее сокровенные размышления о домостроительстве Божием, сохраняющей в сердце все слова, указывающие на Искупительный Подвиг Ее Сына.

Богородица возлежит на красной подушке, символизирующей царское ложе, как приличествующее Матери Спасителя, а также цвет мученичества, напоминая о багрянице, которую оденут воины на Ее возлюбленного Сына.

Богородица изображена отвернувшейся от Младенца Христа. Такое положение Богоматери указывает на то, что рожденный Ею Богомладенец, принадлежит всему миру. Также этот поворот символизирует обращение Богородицы к миру, для которого отныне Она должна стать Заступницей и Утешительницей.

Гора, в которой изображены пещера с яслями, традиционно ассоциируется с Богоматерью, а пещера истолковывается святыми отцами как Ее чрево. Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло Солнце Правды - Христос.

«В вертеп вселился еси Христе, ясли Тя восприяху…»

Рядом с Девой Марией - Богомладенец, лежащий в яслях. Младенец Иисус спеленат подобно покойнику, а ясли, в которые Он положен, напоминают гроб – Христос пришел в этот мир, чтобы Своей Смертью спасти людей.

Ближайшими ко Христу изображаются животные - вол и осел. Они не упоминаются в Евангелии, но традиция связывет их изображение с исполнением пророчества Исайи: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3).

Кроме того, вол символизирует еврейский народ, который ждал Спасителя, а осел – весь языческий мир. И между ними изображается Божественный Младенец, освобождающий их от рабства греха.

В русской традиции вол и осел часто заменяются в иконографии на обычных в сельском хозяйстве корову и лошадь.

«Ангели с пастырьми славословят…»

На иконе Рождества изображаются пастухи и волхвы. Пастухи, первыми из всех людей узнавшие о Рождестве Спасителя, - это простые, искренние души. Во время Своей проповеди Господь возвысит образ пастуха, сказав о Себе «Аз есмь Пастырь добрый» . Пастыри на иконах Рождества выражают также удивительный детский восторг и доверие Богу, на которые способны лишь «чистые сердцем» и «нищие духом» . Тут же изображается и благовестие Ангелов.

«…и звездою учахуся»

Вверху иконы изображена звезда, которая привела к месту рождения Спасителя волхвов. По толкованию святителя Иоанна Златоуста звезда была не просто физическим явлением, но особой разумной ангельской силой, поэтому на некоторых поздних изображениях праздника Рождества звезда заменяется Ангелом.

«Тебе кланятися, Солнцу Правды»

Волхвы обычно изображаются мужами трех возрастов: молодой, средний и старый. Этим иконописец показывает, что в любом возрасте можно прийти к спасению. Но именно молодой указывает на Младенца, тем самым давая понять, что в раннем возрасте обрести Господа лучше.

Многие святые отцы считали волхвов не просто мудрецами, но царями – согласно с древним пророчеством: «цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему » (Пс. 71. 10-11).

Волхвы приносят в дар Младенцу Христу золото, ладан и смирну. По толкованию Иоанна Златоуста они символизируют науку, любовь и послушание, которые восточные мудрецы приносят Богу. Блаженный Августин и святитель Григорий Двоеслов видят в дарах волхвов исповедание Христа Царем (приношение золота), Богом (приношение ладана) и Человеком (приношение смирны).

«Слава в вышних Богу»

В верхней части композиции представляется Ангельское воинство, славословящее и поющее: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» . Ангелы учат петь вместе с собой пастырей, а с ними и всех людей, что напоминает Литургию, когда православные прославляют Бога ангельским пением: «Свят Господь Саваоф».

«И на земле мир»

В нижней части иконы представлено омовение Младенца Христа, которое совершают две женщины. Изображение купания Младенца свидетельствует о действительном Боговоплощении. В купании Младенца можно также видеть прообраз Крещения Господня и последующее установление Крещения как Таинства Церкви.

Необходимый элемент иконографии Рождества - изображение сидящего в задумчивости праведного Иосифа Обручника. Над ним стоит старик в козлиных шкурах, под которым толкователи часто разумеют диавола. Кривая клюка старца символизирует ложь, на которую он опирался в беседе с Иосифом, желая оклеветать Пречистую Деву после Благовещения. Лукавый, который принимает для нашего обольщения разные облики, искушает Иосифа сомнениями: «Каким образом юная Обручница оказалась беременной?..»

В Израиле был обычай: женщину, совершившую прелюбодеяние, после рождения ребенка побивали камнями. Рублев показывает мучения праведника, который не хочет подвергать Марию позорному наказанию и думает тайно отпустить Ее. Из Евангелия мы знаем, что ему является Ангел и разметает все сомнения словом Правды Божией.

Вся икона залита белым светом – светом Божественного Преображения. Боговоплощение озарило все уголки мира зарей Дня Невечернего, который мы предвкушаем в празднике Рождества Христова.

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе

По материалам сайтов: Азбука веры и Православие.ру

Подробное описание событий, предшествовавших и последовавших рождению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа приводится у евангелистов Матфея (гл.1, 2) Луки (гл. 1, 2), а также в двух апокрифических источниках — Протоевангелии Иакова и Евангелии Псевдо-Матфея.

Господь Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа в городе Вифлееме. Как раз в это время Август повелел сделать всенародную перепись по всей своей империи, согласно которой каждый житель Палестины должен был идти в тот город, к которому испокон веков принадлежал его род. Пресвятая Богородица и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести свои имена в список подданных кесаря: «Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк.2:4-7).

После рождения Спасителя на поле близ Вифлеема простым пастухам явились ангелы, благовествовавшие о пришествии в мир Христа песней славословия Господу: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!». Они повелели пастырям идти поклониться Младенцу. В это же время к Рожденному с дарами из дальних стран — златом, ливаном и смирной — пришли волхвы, которых к яслям Богомладенца привела воссиявшая в небе новая звезда. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына — Мессии, чаемого иудейским народом (Мф.2:1-11). Апокрифические источники сообщают также и о присутствии среди людей, окружавших Новорожденного, повитухи Саломеи, называемой старицей и сродницей Девы Марии, которая засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы после рождения.

Весть о появлении на свет Младенца Христа вызвало крайнее ожесточение управлявшего страной в те годы царя Ирода. Узнав от волхвов о времени явления звезды, он повелел им идти узнать о месте рождества Спасителя, но старцы, наученные ангелом, не возвратились к царю, а иным путем отправились в свою страну. Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Богоматерью и Младенцем в Египет, где Святое семейство находилось до смерти Ирода.

Разгневанный обманом волхвов царь Ирод приказал убить всех детей в городе Вифлееме в возрасте от двух лет и ниже. Вифлеемские младенцы стали первыми мучениками за Христа, прообразуя своими муками и будущие крестные страдания Спасителя.

Установление праздника

Начало празднования Рождества Христова относится еще ко временам апостолов, о чем свидетельствует упоминание об этом празднике в Постановлениях и Правилах апостольских. Тогда же была установлена и дата его празднования — «в 25 день десятаго месяца» (от марта), т.е. 25-го декабря / 7 января.

Во II столетии на день Рождества Христова указывает святитель Климент Александрийский. В III веке об общественном богослужении в этот день свидетельствует тот факт, что император Максимиан сжег в Никомидии 20000 христиан, собравшихся на праздник. В IV веке, после того как христианство сделалось господствующей религией в Римской империи, празднование Рождества совершалось во всей Вселенской Церкви.

В первые три века совершения празднества в Церквах Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской — праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения (6 января) под общим именем Богоявления. Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых восточных Церквах продолжалось до конца IV века, в других — до V или даже до VI века. Памятью о древнем соединении праздников Рождества Христова и Богоявления в настоящее время служит совершенное сходство в богослужебных особенностях этих праздников. Например, тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием о строгом посте до первой звезды; также чин богослужения в навечерия обоих торжеств и в самые праздники совершенно одинаков.

Священные песнопения рождественской службы были составлены многими святыми отцами V-IX вв.: Анатолием, патриархом Константинопольским (стихиры на «Господи воззвах», V век), Андреем Критским (стихиры на хвалитех, VII в.), святыми Иоанном Дамаскиным и Космой Маюмским (1 и 2 канон праздника, VIII в.), прп. Кассией (стихиры на «Господи воззвах», IX в.)и другими, имена которых неизвестны.

Духовный смысл праздника

Согласно с Божественным свидетельством Евангелия («Се благовествую вам радость велию, яже будет всем людем» (Лк. 2;10)), отцы Церкви в своих писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.

В церковных проповедях и поучениях Рождество Христово выступает как образ сотворения мира заново, праздник примирения Неба и земли, когда Господь стал родным нам по плоти. «В этой умаленности Спасителя, принявшего на Себя смирение пелен и скотских яслей, — тайна исцеления человеческого рода от смертоносного яда гордости, излитого в «слухи Евины» сатаною. Все человеческое величие, рожденное возношением падшего сатаны, в Рождестве Христовом потеряло свою неотразимость, свою кажущуюся славу. Произошло совершение пророчества, заключенного в песне Божией Матери — «низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя» (Инок Григорий Круг Торжество Фаворского преображения. Мысли о православной иконе. — М., 2002, с.115).

«Нравственная мысль праздника сего та, — пишет свт. Иннокентий Херсонский, — что, как Сын Божий для спасения нашего благоволил родиться на земле, так и человеку для той же цели должно переродиться, или, как говорит Апостол, отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4; 22-24)» (Свт. Иннокентий Херсонский О великих господских и богородичных праздниках, — СПб, 2005, с. 64).

Иконография

Икона Рождества Христова, какой она сложилась за всю многовековую историю древнерусского искусства, представляет собой достаточно многосоставную, но ясно читаемую композицию, все элементы которой имеют глубокое символическое значение. Она являет собой одновременно и «образ непреходящей славы», и изображение «вольного умаления Христова».

В центре композиции иконы помещаются изображения лежащей на одре Богородицы и спеленатого в яслях Младенца на черном фоне глубокой пещеры. Сверху на Рожденного нисходит луч Вифлеемской звезды, указывая на «великую благочестия тайну» — явление Бога во плоти. Над лежащим в яслях Младенцем склоняются вол и осел, по преданию, стоявшие около яслей и своим дыханием согревавшие Его. Справа от одра Богоматери традиционно изображаются пастухи, а слева — волхвы, пришедшие с дарами поклониться Богу. Горнюю часть композиции венчают изображения славословящих ангелов, число которых неуклонно росло, так что в поздних русских памятниках изображается уже целое небесное воинство, славословящее Господа. Обязательными элементами композиции являются также образы Иосифа Обручника, с которым беседует бес под видом старца в шкурах («Бурю внутрь имеяй помышлений сомнительных, целомудренный Иосиф смятеся» Кондак 4 Акафиста Богородице), а также сцена Омовения Младенца с повитухой Саломеей и служанкой, льющей воду в купель.

На более поздних иконах Рождества, принадлежащих XVII в., композиция усложняется многими дополнительными сюжетами: сон Иосифа, бегство Святого Семейства в Египет, избиение Вифлеемских младенцев и плач Рахили.

Глубоко наполненными символическим содержанием предстают на иконе образы неодушевленной природы — звезды, земли, горы и вертепа. Вифлеемская звезда, осеняющая Младенца, сама является таинственным прообразом Христа, по свидетельству Апокалипсиса: «Я есть корень и потомок Давида — звезда светлая и утренняя». Об изображении земли на образах Рождества есть замечательные строки у инока Григория Круга. Холмистость и неровность земной поверхности на иконе, напоминающие движение морских волн, автор сравнивает с ответом земли Христу в день ее посещения: «Она ответила Христу тем, что вся ожила, пришла в движение, она, как тесто, — начала вскисать, потому что почувствовала в себе закваску вечной жизни. И эти волнистые и уступчатые складки земли, окружающие вертеп, не пустынны, но полны тревожного и радостного движения». Гора, увенчивающая композицию, символизирует Богородицу, или образ Ее приснодевства, а маленькая фигурка Христа — камень, по ветхозаветному пророчеству, оторвавшийся от горы и истребивший истукана (сон Навуходоносора). Наконец, вертеп, который изображается в композиции сплошной черной впадиной, словно «открытием уст земли», символизирует собой ночь и мрак этой жизни, тьму которой осветил и упразднил Господь Иисус Христос.

Основные черты иконографии Рождества Христова наметились уже в раннехристианский период. Самые ранние сохранившиеся изображения — это композиции на саркофагах, происходящих из римских катакомб IV века. Наиболее известны саркофаги из катакомб св. Севастиана в Риме, из Латеранского музея, а также саркофаг, найденный на древней Аппиевой дороге. К данной иконографии примыкает также изображение на окладе Миланского Евангелия VI века. Отличительной особенностью этой иконографии является сидячее положение Богоматери, говорящее о ее безболезненных родах, а также изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом. Сама Богородица представлена в античном одеянии с распущенными волосами.

Примечательно изображение Рождества на знаменитом троне Максимиана, архиепископа Равеннского, VI века. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним представлены Иосиф Оброчник и животные — вол и осел, вверху — Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит Богоматерь, к которой обращается женщина, показывающая свою правую руку. Сюжет восходит к XX главе Протоевангелия Иакова, в которой повествуется о чуде исцеления усохшей руки Саломеи, усомнившейся в чистоте Богоматери, от прикосновения к Младенцу Христу. Изображение Христа на алтаре в этой композиции, а также в подобных изображениях на реликварии Санкта-Санкториум (Ватикан) и миниатюре из Евангелия Рабулы имеет несомненную связь с темой Евхаристии.

Византийская иконография Рождества Христова, которая стала основой для всех последующих икон и фресок на этот сюжет, в том числе и древнерусских, в целом сложилась уже к VII веку. На ампуле Монцы (VI-VII вв.) событие Рождества Христова представлено уже не под навесом, а на фоне выхода из пещеры. Звезда располагается в центре вверху, Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе, а Богоматерь возлежит. С этих пор Она всегда будет изображаться с нимбом.

Среди редких иконографических вариантов Рождества в византийском искусстве следует отметить фреску XIII века из ц. Оморфи (окрестности Кастории), на которой Богоматерь представлена кормящей Младенца грудью, а также фреску XIV века из ц. свв. Иоакима и Анны монастыря Студеница (Сербия). На последней Богородица изображена прильнувшей щекой к лику Младенца, как в сцене положения Христа во гроб, где Спаситель также пишется в пеленах. Таким образом автор иконографической программы проводил мысль, что уже при Рождестве Иисуса, Богоматерь предчувствовала грядущие крестные муки Сына.

В монументальной живописи, византийской и древнерусской, Рождество Христово часто изображалось в паре с Успением Богоматери. Сюжеты располагались друг напротив друга, как правило, на южной и северной стенах. Это символическое противопоставление рождения во плоти — и нового рождения после смерти для вечной жизни подчеркивалось схожими иконографическими мотивами.

В «Рождестве» Спаситель представляется лежащим в пеленах в яслях, а в «Успении» Христос держит в руках душу Богоматери, представленную в виде спеленатого младенца. Таким противопоставлением проводится мысль, что Господь вверил Себя Пресвятой Деве в Рождестве, а Богоматерь вверила свою душу Христу во Успении. Наглядное сопоставление в храмовом пространстве этих сюжетов является знаменательным потому, что они иллюстрируют начало и завершение истории домостроительства спасения — от Боговоплощения до вознесения нетленной плоти Богородицы.(см. Этингоф О. Е. Литургическая символика парного расположения сцен Рождества Христова и Успения Богоматери // Этингоф О. Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии 11 — 13 веков. М., 2000. С.205-228). Примеры такого решения программы храмовых росписей можно найти в различных регионах бывшего византийского мира — на Кипре, в Болгарии, Сербии, Греции и в России

Дары волхвов имели прообразовательное значение. Своими дарами они показали, что родившийся Младенец Иисус есть Царь, Бог, человек. Золото они принесли Ему, как Царю, ладан, как Богу, а смирну, как человеку, который должен умереть (в те времена умерших помазывали и натирали благовонными маслами).

Инок Григорий Круг Торжество Фаворского преображения. Мысли о православной иконе, с. 115.

Там же, с. 115.

Там же, с. 118.

Там же, с. 117.

Ампулы служили паломникам для переноса св. воды или елея.

Васильева А. В.

Слово. Образовательный портал (http://www.portal-slovo.ru/)

ИКОНОГРАФИЯ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

День Рождества Христова установлен в честь рождения в Вифлееме Богородицей Божественного Младенца Иисуса Христа и с IV в. отмечается церковью 25 декабря (по новому стилю - 7 января). С того же времени это событие получает свое воплощение в изобразительном искусстве.
Один из основных мотивов икон Рождества - приветствие явления Христа в мир и поклонение Богу как Царю и Судие. Весь миp: ангельский сонм, волхвы с дарами, пастухи и даже Вифлеемская звезда поклоняются Богомладенцу.
В основу изобразительного сюжета легли рассказы евангелистов Матфея и Луки и апокрифические книги, в первую очередь Псевдо-Матфей и Протоевангелие Иакова, где приведены все подробности, отраженные в иконах. Так называемая ковровая композиция иконы изображает на одном уровне события, произошедшие в разных местах и в разное время, так что мы видим их одновременно. Согласно апокрифическому Псевдо-Матфею, животные поклонились Христу в яслях на третий день по Рождеству, а волхвы, дошли до Иерусалима и Вифлеема лишь через два года. Это не мешает изображать волхвов в сцене Рождества рядом с вертепом и яслями. Акценты расставляются с помощью цвета и расположения частей изображения.
Сюжет Рождества, один из первых «исторических», а не только символико-аллегорических сюжетов, довольно часто появляется, например, в римских катакомбах (в катакомбе св. Себастьяна IV-V в. изображены вол и осел, склонившиеся над яслями с Богомладенцем). Раннехристианская иконографическая схема сюжета Рождества с некоторыми вариациями сохранилась по сей день. Со временем византийское искусство выработало стойкий канонический образец, в котором соединены все эпизоды предания и который послужил образцом для композиционного построения Рождества Богоматери и Рождества Иоанна Предтечи.
Русская иконография Рождества получила свое начало в Византии. Самые древние русские изображения, непременно присутствующие в праздничном ряду иконостаса, следуют византийскому канону. Позже стала бытовать неполная схема, появились отступления от канона.

Согласно решению Стоглавого Собора 1551 года («Стоглав собор бывший в Москве при Великом Государе Царе и Великом Князе Иване Васильевиче в лето 7059»), эталоном иконописи были признаны иконы письма Андрея Рублева как «наиболее православные» и каноничные: «Писати живописцамъ иконы съ древнихъ образцовъ, како греческия живописцы пишутъ или писали, и какъ писалъ Рублевъ, …а от своего замышления ничтоже претворяти».
В руководстве по иконографии, «Иконописном подлиннике С.Т.Большакова (1903 г.), приведен канон: «Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Рождество Христово пишется: 3 ангели зрят на звезду, у предняго риза лазорь, а у двух ангел бакан, ангел благовестит пастырю, риза киноварь, испод лазорь, на пастухе риза бакан, Пречистая лежит у вертепа, риза багор, Спас млад во яслех лежит повит, ясли вохра, вертеп черн, а в него глядит конь до половины, а с тругую сторону корова видит, до половины, три ангела над вертепом, гора вохра с белилом, с правую сторону волсви поклонились, три их, един стар, брада Власьева, в шапке, риза празелен, испод киноварь, вторый средний брада Козмина, в шапке, риза киноварь, испод дичь, третий млад аки Георгий, в шапке, риза багор, испод дичь лазорь, а вси по сосуду держат в руках вохряна, под ними гора, а в горе вертеп, Иосиф Обручник на камени седит, брада апостола Петра, риза празелен, испод бакан, а рукою закрылся, а другою подперся, а пред ним стоит пастырь, сед, брада Иоанна Богослова, плешат, риза козлятина мохната, лазорь с чернилом, в руке три костыли, а другую ко Иосифу протянул, за ними пастырь млад, риза киноварь, а гонит козыи козлы черны и белы и полосаты. В пол горы седит баба Соломия, риза спущена до пояса, испод белила, руки голы, а держит Христа рукою, а другую руку в купель, риза киноварь, испод лазорь».
Итак, в композиции иконы Рождества Христова представлены такие события: Богоматерь возлежит в вертепе (пещере) у яслей. Над лежащим в яслях Младенцем склонились осел и вол (или лошадь и корова). Сверху на пещеру падает луч света от Вифлеемской звезды. Справа вверху традиционно изображены ангелы (или один ангел), благовествующие пастухам (реже - одному пастуху); слева три ангела - олицетворение сил небесных; ниже часто следует сцена поклонения волхвов. Еще ниже - повитуха с Младенцем на руках или две повивальные бабки, омывающие младенца. Тоже внизу - сомневающийся Иосиф с предстоящей ему фигурой.
На иконе могут изображаться и иные события: сцена избиения младенцев (царь Ирод повелел истребить всех младенцев, младше двух лет от роду), благовещение Иосифу, бегство в Египет Иосифа, Марии и Сына Божьего (по наущению ангела), явление ангела волхвам, шествие волхвов, спасение младенцев Иоанна Предтечи и Нафанаила и другие.

БОГОРОДИЦА
В центре композиции иконы Рождества Христова - Богоматерь. Обычно Она представлена перед входом в пещеру лежащей на ярко-красном ложе (вне зависимости от того, в какую сторону Она обращена), что подчеркивает реальность Рождества и тем самым - Боговоплощения. Согласно католической традиции, Богородицу изображают сидящей, склонившейся над яслями, делая таким образом особый упор на непорочности, девстве Богородицы (обычное Ее именование - Дева Мария). В Православной церкви Мария чаще именуется Матерью Божией, Богородицей. Православию важна реальность Рождества, а следовательно, реальность Боговоплощения, соединения Божественной и человеческой природы (с XVII в. под влиянием западной традиции Богоматерь иногда начинают изображать и сидящей у яслей).
Богородица изображена отвернувшейся от спеленатого Христа. Это положение Богоматери указывает на то, что рожденный Ею Богомладенец принадлежит уже не Ей, а всему миру. Также этот поворот символизирует обращение Богородицы к миру, для которого отныне Она должна стать заступницей и утешительницей.
Гора, в которой мы видим пещеру с яслями, традиционно ассоциируется с Богоматерью, а пещера в таком случае может быть истолкована как Ее чрево. Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло «Солнце правды» - Христос.

ЯСЛИ
Рядом с Девой Марией - Богомладенец, лежащий в яслях. Голова его в крестчатом нимбе - обычном иконографическом атрибуте Христа.
Иоанн Златоуст говорит, что ясли изображают Престол небесный, а скот - предстояние ангелов.
Ближайшими ко Христу изображаются животные - вол и осел (часть всемирного поклонения, тварь поклоняется Творцу). Они не упоминаются в Евангелии. Традиционно в качестве библейского источника приводится пророчество Исайи, в котором сведены вол, осел и ясли в отношении к Господу: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис 1:3).
Толкователи этого сюжета сходятся на том, что вол (всю жизнь проводящий в ярме) - это символ евреев, Израиля (живущих в рамках Закона), а осел - символ язычников. И между ними изображается божественный Младенец, который приемлет и тех, и других и освобождает их из-под ярма: одних - из-под ярма закона, других - поклонения идолам.
На русской почве из-за утери понимания смысла этого изображения вол и осел часто заменяются на привычных в сельском обиходе корову и лошадь.

ЗВЕЗДА
Вверху изображается полукруг неба со звездой, из которой исходит луч, падающий на лежащего в яслях Младенца (иногда три луча - по образу Троицы). Именно Вифлеемская звезда привела к месту рождения Спасителя волхвов и пастухов. Поэтому внимание персонажей часто оказывается сосредоточенным на звезде. Звезда определяет ось композиции, и луч, падающий на ясли Младенца, указывает на главное чудо этого момента - Рождение «Сущего прежде век», положение в ясли Необъятного, повитие пеленами Того, Кто «покрывает небо облаками».
По словам св. Иоанн Златоуст, звезда была не просто физическим явлением, но «ангельской силой». Трактовалась звезда и как Святой Дух. В некоторых поздних изображениях Рождества в XVII—XVIII вв. звезда заменяется ангелом.

ПАСТУХИ
На иконе Рождества непременно изображаются два-три пастуха - молодые и старец (реже - один пастух). Старец - одна из наиболее любимых русскими иконописцами фигур, на иконах XV-XVI вв. его именуют «пастырем», а на некоторых иконах XVII в. - Аненом. Пастухи, первыми из всех людей узнавшие о Рождестве Спасителя, - это простые души, «ничтожные мира сего». Господь в своей проповеди возвысил образ пастуха, сказав о Себе «Я есмь Пастырь добрый». Пастыри в изображениях Рождества выражают восторг, упоение чудом, на которые способны лишь «чистые сердцем» и «нищие духом». Тут же (выше) изображается и благовестие им ангелов.

ВОЛХВЫ
Ведомые Вифлеемской звездой волхвы - старец Гаспар, юноша Мельхиор и средних лет Валтасар - первые язычники, пришедшие поклониться Христу и принесшие ему дары (три возраста подчеркивает то, что Божественное Откровение дается людям независимо от возраста и жизненного опыта).
Волхвов в каком-то смысле можно противопоставить пастухам. Они -ученые люди, познавшие всю мудрость человеческую и доступную познанию язычников Премудрость Божию, разлитую в природе. Волхвы искали на небе и на земле только истину и не остановились ни перед какими препятствиями, когда благая весть о рождении Того, Кто сказал о Себе «Я есмь Путь и Истина и Жизнь», явилась им в виде звезды.
Дары волхвов Богу - золото, ладан и смирна. Иоанн Златоуст пишет, что они символизируют науку, любовь и послушание, которые восточные мудрецы приносят Богу. Блаженный Августин и святитель Григорий Двоеслов видят в дарах волхвов признание Христа Царем (приношение золота), Богом (приношение ладана) и Человеком, готовым умереть (приношение смирны).

АНГЕЛЫ
В верхней части композиции представлено ангельское воинство, славословящее и поющее: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Ангелы учат петь вместе с собой пастырей, а заодно и всех людей.

ОМОВЕНИЕ ХРИСТА
В нижней части иконы представлено омовение младенца Христа, которое совершают две женщины (реже - одна). Повитуха была приведена в пещеру праведным Иосифом. Увидев чудесные роды, она позвала в пещеру другую женщину, Саломею, у которой все происходящее вызвало сомнение. Описание последующих событий читаем в Предании (Псевдо-Матфей): «И только протянула Саломея палец, как вскрикнула, и сказала: Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот рука моя отнимается как в огне... и тогда предстал перед нею ангел Господень, и сказал ей: Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к младенцу и подержи Его, и наступит для тебя исцеление и радость. И подошла Саломея, и взяла Младенца, сказав, поклонюсь Ему, ибо родился великий Царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея».
Сцена омовения Христа Саломеей появляется в Рождественских композициях позднее самих изображений Рождества, одними из первых искусствоведы называют киворий из собора Сан-Марко в Венеции (V в.) и кафедру Максимилиана (550 г.). Вторая женщина (обычно изображена льющей воду в купель) иногда именуемая Зеломией.
Изображение купания Младенца вновь подчеркивает истинность пришествия Бога во плоти, свидетельствует о действительном Боговоплощении. В купании Младенца можно видеть прообраз Крещения Господня.

ИОСИФ ОБРУЧНИК
Последний необходимый элемент иконографии Рождества — изображение сидящего в задумчивости Иосифа. Такая поза связана с его сомнениями после Благовещения.
Сомнения Иосифа в иконографии Рождества материализуются в фигуру старца в козлиных шкурах, стоящего над ним. Эта фигура вызывала и вызывает у исследователей множество споров. Одним этот странный старец кажется просто пастухом, пришедшим побеседовать с Иосифом о тайнах Домостроительства Божия; другим - Иаковом, апокрифическим сыном Иосифа, якобы сопровождавшим отца в Вифлеем и также бывшего свидетелем Рождества Спасителя; третьим - пророком Исайей, предсказавшим рождение Младенца Девою (но против этого свидетельствует отсутствие нимба над его головой), четвертым - воплощением сомнений Иосифа в образе диавола (который иногда представляется с рожками или хвостиком). Последнее толкование самое распространенное. В таком случае кривая клюка старца символизирует ложь, на которую он опирался в беседе с Иосифом. В их этом диалоге, по мнению исследователей, показано столкновение двух миров: рационалистического, не желающего верить в чудо, а значит и в любые формы жизни духовной, и мира Духа, в котором человек неподвластен земным законам.

http://www.lectures.edu.ru/default.asp?ob_no=16400

Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников. Икона, посвященная этому событию, обладает невероятной силой и способна помочь в любых жизненных трудностях.

Икона «Рождество Христово» рассказывает нам о прекрасных событиях, которые произошли много лет назад. Праздник Рождества всегда был наиболее значимым для христиан, ведь с того момента, как на свет появился Спаситель, Сын Божий, началась новая эра, а христианская вера приобрела особый смыл.

История иконы «Рождество Христово»

Рождение Иисуса Христа полностью перевернуло религиозный мир. С этого момента жизнь многих людей значительно изменилась. Считается, что родился наш Спаситель 7 января. Такую версию выдвинул некий монах, который занимался созданием юлианского календаря. Когда многие страны приняли решение перейти на отсчет дней по григорианскому календарю, праздник официально стали отмечать 25 декабря, но православная церковь продолжила следовать традициям, и поэтому мы до сих пор отмечаем это событие по старому стилю.

Считается, что именно известный иконописец Андрей Рублев стал автором удивительной иконы «Рождество Христово». В 1960 году божественный образ оказался под угрозой и долго находился в разрушенном храме. Спасителем иконы стал директор Нижегородского музея, который вывез ее и сохранил до наших времен.

Описание иконы

Образ «Рождество Христово» выполнен в зеленных, желтых и белых тонах. Благодаря такой цветовой гамме изображение выглядит ярким, но в то же время естественным.

Центральное место на иконе занимает Пресвятая Богородица, одетая в красную ризу. Она лежит, опираясь на руку, а позади нее находится Младенец. Таким образом Андрей Рублев изобразил Деву Марию как главного персонажа.

Сверху автор изобразил ясли, которые находятся рядом с ложем Божией Матери. Помимо Богоматери и Сына Божьего, на иконе изображены и другие герои евангельских писаний. Справа от Младенца находятся два Ангела, которые прославляют новорожденного Иисуса Христа. Снизу изображены две служанки, которые упоминались в сцене купания Младенца.

Икона «Рождество Христово» будет понятна не только православным верующим, но и всем людям, которые знакомы с Евангелием. Перед ней вы можете помолиться Святым и попросить их о помощи в любой безвыходной ситуации .

Где находится икона «Рождество Христово»

Икону «Рождество Христово» может приобрести любой желающий. Каждый день носите ее с собой, и она станет вашим оберегом. Также вы имеете возможность воочию увидеть божественный образ. Сделать это можно в Благовещенском соборе Кремля, который расположен на Соборной площади Московского Кремля.

В чем помогает икона

Несмотря на то, что на иконе «Рождество Христово» вы можете увидеть множество персонажей, в первую очередь это праздник Бога, а как вы знаете, Небесный Царь может все. Вы можете обратиться к Господу с душевными переживаниями, тяжелыми недугами и даже неизлечимыми болезнями.

Молитва перед иконой поможет вам избавиться от финансовых трудностей и безработицы, а также от проблем, которым, казалось бы, нет решения.

Молитва перед иконой «Рождество Христово»

«Господи Боже, славься тот день, когда случилось Рождение Твое! Обращаемся мы, грешные, к Тебе за помощью и просим избавить нас от трудностей и проблем повседневных. Услышь молитвы наши и помоги нам обрести душевный покой, мир и гармонию. Явись же к нам да помоги нам, к Тебе, Великому Спасителю, обращающимся. Аминь».

Дата празднования образа

Дата празднования иконы приходится на Великий праздник Рождества Христова. В этот день вы сможете посетить богослужение и послушать божественные литургии. Именно 7 января любая искренняя молитвенная просьба, произнесенная вами, будет услышана.

Рождество Христово — в первую очередь религиозный праздник, и подобное событие нельзя представить без молитвенных обращений. Чтобы Господь Бог услышал вашу просьбу, обратитесь к нему с помощью рождественских молитв . Пусть ваша вера всегда будет искренней, и не забывайте нажимать на кнопки и

06.01.2018 05:35

Икона «Христос Пантократор» - старейший образ Христа, который имеет чудодейственную силу, исцеляет и помогает верующим.