Меню
Бесплатно
Главная  /  Забота о себе  /  Русская история на кириллице! Первосвятитель и чудотворец ростовский Леонтий ростовский житие.

Русская история на кириллице! Первосвятитель и чудотворец ростовский Леонтий ростовский житие.

Леонтий Ростовский

В Ростове был ещё один епископ с именем Леонтий.

Леонтий Ростовский

Икона середины XVI века
Рождение:

не позже 1051

Смерть:

не позже 1077

Почитается:
В лике:
День памяти:

Епископ Леонтий (умер не позже ) - епископ Ростовский и Суздальский (не позже 1051 - не позже 1077). Почитается Русской церковью в лике святителей , память совершается 23 мая (по юлианскому календарю).

Происхождение и ранние годы

Научение грамоте св. Леонтия. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

Ростовский епископ

Св. Леонтий научает детей. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

Св. Леонтий крестит детей. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

Язычники-ростовчане идут убивать св. Леонтия. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

Крещение св. Леонтием народа Ростовского. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

Святое тело равноапостольного святителя Леонтия погребено было в соборном Успенском храме г. Ростова, а обретено нетленным в 1162 году при копании рвов под стены новозаложенного великим князем Андреем Боголюбским каменного соборного храма на месте сгоревшей в 1160 году дубовой соборной Успенской церкви и тогда же положено в присланном тем же князем каменном гробе в устроенном в честь его небольшом приделе с южной стороны алтаря соборного храма. Ростовский епископ Иоанн установил празднование святителю в день обретения мощей его - 23 мая. Но своды соборной церкви, воздвигнутые малоискусными зодчими, вскоре обрушились и мощи святителя Леонтия перенесены были в церковь Иоанна Богослова (которая с того времени заменила Ростову соборную церковь) и пребывали в ней до 1231 года; в этом же году 25 февраля они снова были перенесены во вновь отстроенный храм во имя Успения Богоматери и поставлены в приделе, посвященном имени святителя. В 1609 году поляки и литовцы, опустошившие Ростов, похитили золотую раку святителя и драгоценную икону его, и с тех пор мощи св. Леонтия почивают под спудом, а на месте их покоя находится рака с его надгробною иконою. В 1800 году усердием ростовских граждан рака святителю была устроена серебряная, украшенная в недавнее время бронзовым изящным золочёным балдахином. Во время последней реставрации Ростовского Успенского собора в 1884 году «Господь благоволил отчасти открыть место подземного покоя ростовского чудотворца: под полом (в подземельи) нынешнего придела во имя св. Леонтия открыт был древний придел в честь сего святителя, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения мощей его; рядом со стенным изображением св. Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под существующею ныне серебряною ракою св. Леонтия, открыта была замурованная из белого камня гробница, в коей, полагают, и покоятся честные мощи св. Леонтия».

У русских крестьян этот святой назывался Огуречником, так как день его памяти считался временем, подходящем для высаживания огурцов . В былинах об Алёше Поповиче , говорится, что он «Сын попа Леонтия Ростовского».

Примечания

Источники

  • Русский биографический словарь : В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896-1918.

Ссылки

  • Мельник А. Г. Почитание святого Леонтия Ростовского в домонгольскую эпоху
  • Мельник А. Г. Святой Леонтий Ростовский: равноапостольный или мученик? . Государственный музей-заповедник Ростовский кремль
  • Мельник А. Г. ИКОНА ЛЕОНТИЯ РОСТОВСКОГО ИЗ ВОСКРЕСЕНСКОГО ГОРИЦКОГО МОНАСТЫРЯ . ФГУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»
  • Трубачева М. С. // «Уваровские чтения - III. Русский православный монастырь как явление культуры: история и современность» / Материалы научной конференции, посвященной 900-летию Муромского Спасо-Преображенского монастыря. - Муром, 2001. - С. 82-86.
  • Филипповский Г. Ю. Житие Леонтия Ростовского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI - первая половина XIV в. Л., 1987, с. 159-161
  • Филипповский Г. Ю. О происхождении ранней краткой редакции Жития св. Леонтия Ростовского //Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2007. № 3 (29). С. 115-116.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Святые по алфавиту
  • Персоналии:Киево-Печерская лавра
  • Главы Ростовской епархии
  • Умершие в XI веке
  • Русские православные святые
  • Святители
  • Христианские святые XI века

Wikimedia Foundation . 2010 .


Святые Православной церкви до святителя Леонтия — это, в основном, святые Киевской Руси. Леонтий Ростовский - это первый христианский святой той земли, которую мы сейчас называем Россией. Именно Леонтий положил начало православию на землях Ростово-Суздальской земли, и многих святых дала эта благословенная мерянская земля в последующие века ...

В «Летописи ростовских архиереев» сказано, что святитель Леонтий Ростовский, бывший одним из первых ростовских епископов, прибыл в Ростов около 1051 года. В Ростовской земле, населенной в то время не познавшими еще русского крещения чудскими племенами - мерей и вепсами, святитель Леонтий встретил жестокое сопротивление язычников, изгнавших двух его предшественников — епископов Феодора и Илариона. Князь Борис Владимирович, много помогавший святителям в распространении христианства в среде финнов, был убит еще в 1015 г., и, приехав на свою Ростовскую кафедру, святитель Леонтий оказался одиноким борцом. Он поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением клириков. Сохранились послания его к ним.

Невзирая на постоянную опасность, свт. Леонтий ревностно обращал ко Христу мерянское население.

Однажды он был избит язычниками и изгнан из города, однако не оставил вверенной ему духовной паствы и поселился недалеко от Ростова, у ручья Брутовщины, где построил небольшой храм Архистратига Михаила. К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Он привлекал их к себе, угощая кутьей, то есть вареной пшеницей с медом, и в то же время обучал их началам Христовой веры и потом крестил. Вскоре и взрослое население потянулось к благодатному архипастырю и также принимало святое Крещение.

По некоторым сведениям Леонтий кроме греческого языка хорошо знал мерянский язык и переводил на него христианские тексты.

Но неприязнь местного населения к просветителю росла. В 1073 г. он был убит язычниками по указанию арбуев (волхвов).

Тело святителя было погребено в Ростове Великом в церкви Пресвятой Богородицы. Во время пожара в 1160 г. храм сгорел, и, по повелению князя Андрея Боголюбского, в 1162 г. на месте прежнего был заложен каменный собор. 23 мая 1164 г. при копании рвов обнаружили нетленные мощи, их переложили в каменный гроб и поместили в церкви Иоанна Богослова.

В 1170 г., когда было закончено строительство каменной церкви в честь Пресвятой Богородицы, гроб перенесли в этот храм. Когда в смутное время литва похитила гробницу святителя (1609 г.), его мощи успели положить под спуд в том же храме, у южной стены придела во имя его.

Во время реставрации Ростовского Успенского собора в 1884 году под полом (в подземельи) нынешнего придела во имя св. Леонтия открыт был древний придел в честь сего святителя, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения мощей его; рядом со стенным изображением св. Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под существующею ныне серебряною ракою св. Леонтия, открыта была замурованная из белого камня гробница, в коей, полагают, и покоятся честные мощи св. Леонтия.

Святитель Леонтий стоит в ряду первых преемников апостольского служения Русской Церкви, вслед за святой равноапостольной княгиней Ольгой и великим равноапостольным князем Владимиром.

Память его празднуется 23 мая в день обретения мощей и в тот же день вместе с Собором Ростово-Ярославских святых, во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых.

Чудотворения Леонтия


В древних рукописных житиях святого Леонтия описано много чудотворений. Вот важнейшие из них:

1) Вскоре по открытии мощей, в праздник святого Леонтия, соборный пономарь, отворив церковь к утрене, нашел все свечи зажженными и увидел святителя, восставшего из гроба и молящегося с поднятыми к небу руками.

2) Один из клириков погасил свечу у гроба святителя, за что был наказан расслаблением всего тела, глухотой и немотой, но впоследствии был исцелен у раки святого Леонтия.

3) Князь Ростовский Иван Александрович (скончался в 1400 году) три раза исцелился по предстательству святого Леонтия: два раза во младенчестве от глазной болезни и третий раз, уже женатый, от "огневицы”.

4) При великом князе Иоанне и при архиепископе Трифоне (1462 - 1477гг.) свирепствовала "короста”, от которой больные гнили и умирали: у раки святого Леонтия многие из них получали исцеление.

5) При том же архиепископе Захария, слуга князя; спорил с клиром об участке земли. "Обычай издавна бе и у прежних епископов, яко егда с кем спорное слово о земли, то священника с Леонтиевым крестом на размежевание Ростовский кремль посылают”. Так поступили и теперь. Захария нашел свидетелей лжи и с их помощью завладел участком. Но лишь только засеял он похищенный участок, как начал кричать, что та земля стоит над ним облаком и засыпает ему глаза. Ослепшего в раскаянии привели к раке чудотворца, и когда архиепископ отслужил молебен святому Леонтию, Захария стал здоров.


Единственная во всем мире, вылитая из золота, рака святителя была похищена литвой в 1609 году и с того времени мощи великого святителя почивают под спудом в южном пределе Ростовского Успенского собора. В том же соборе находится небольшая икона Спаса на Убрусе, весьма древнейшего византийского письма. Народное предание почитает ее келейною св. Леонтия.

Леонтий Ростовский - один из самых чтимых у нас в России. Не случайно именно в день памяти Леонтия Ростовского с 1964 года церковь чтит всех Ростовских и Ярославских святых.

Выходец из Руси, посетивший Иерусалим, известен в Константино­поле. Новгородскому архиепископу Антонию принадлежит обширная повесть о его поездке в столицу Византийской империи, в которой под­робно описаны местные святыни. Посещение Константинополя произо­шло до того, как Антоний постригся в 1190-х годах. Об иерусалимском паломнике Антоний пишет так:

«А оттоле на уболе святаго Георгия святый Леонтей поп русин лежит в теле, велик человек: той бо Леонтей трижды в Иеросалим пешь ходил». (13, 101‒102)

Выражение «велик человек» имеет двойной смысл. Леонтий трижды совершил пешее паломничество в Иерусалим, что поражало людей того времени, но при этом основным значением выражения было обозна­чение большой величины тела святого. Паломник был богатырского сло­жения.

Уболом Антоний называл портик, то есть дорогу, обрамлённую по обоим сторонам рядами колонн, перекрытых плитами. Портики погречески назывались за их вытянутый вид «емболой», так что было ис­пользовано местное название, звучащее по-русски как «убол». (13, 145) Нетленные мощи русского попа Леонтия лежали в каком-то храме, нахо­дившемся близ исторического центра Константинополя на обрамлён­ной портиками улице св. Георгия.

Самым известным из святых Георгиев был Георгий Победоносец - покровитель воинов. Название улицы выдаёт в её обитателях, почитав­ших мощи русского святого, русских наёмников. Во времена Антония русы уже не имели для византийской армии такого важного значения, как в X‒XI веках. Культ св. Леонтия сложился в предшествующую эпоху.

Антоний составил описание цареградских святынь спустя много лет после поездки по памяти. Он начинает свой рассказ с Софийского собо­ра, дойдя до золотого блюда, подаренного великой княгиней св. Ольгой, отвлекается, вспоминая населённый евреями Испигас на противополож­ном берегу Золотого Рога. Испигас был связан с пребыванием Ольги в Царьграде, что и вызвало этот краткий экскурс. Описывая службу в со­боре, Антоний вновь отвлекается на рассказ о службе в Неусыпающем монастыре, где в отличие от обычных монастырей монахи славили Бога круглосуточно.

После описания св. Софии следует рассказ о святынях царских золо­тых палат, то есть Большого императорского дворца и дворцовых церк­вей, - второго после Софийского собора хранилища реликвий. Здесь Антоний увидел Одигитрию письма евангелиста Луки. Ранее она находи­лась в специально для неё построенной церкви Одигитрии, стоявшей на берегу Босфора к востоку от Софийского собора. (13, 110‒111) В Боль­шой императорский дворец Одигитрия приносилась в середине пятой не­дели Великого поста и находилась там до Пасхи. (18, 105) Паломник по­бывал во дворце в это время.

Описав икону Одигитрии, Антоний переходит к перечислению бого­родичных реликвий, хранившихся в иных местах:

«И иных святых мощей много во златых полатах целовали же есмя, и об­раз пречистыя Богородицы Одигитрия, юже святый апостол Лука написал, иже ходит в град и Пятирицею в Лахернскую святую, к ней же Дух святый сходит. В той же церкви есть риза святыя Богородицы и посох ея сребром око­ван, и пояс ея во прикупной раце лежит. Ту есть во прикупной образ Спасов, его же Феодор христианин дал в поручение жидовину Аврамию; ту же есть гроб Симеона Богоприимца. В той же церкви под трапезою лежит Ияков, брат Господен; ту же и святый пророк Захария лежит». (18, 106 107)

Далее упоминаются ещё ряд святынь и церкви, расположенные во Влахернах: св. Фотинии Самаряныни, святых Космы и Дамиана, св. Анны. (18, 108‒111) Во Влахернской церкви, как и ранее, хранилась ико­на Одигитрии Влахернской, риза Богородицы. Пояс Богородицы, икона Спаса, которую Феодор отдавал на время в качестве заклада еврею Авраамию, мощи св. Симеона Богоприимца, апостола Иакова, брата Господ­ня, и пророка Захарии ранее находились в церкви Богородицы Халкопратийской. (18, 109)

В воспоминаниях Антония реалии разных церквей могли смешаться, но детальность его сказания говорит об ином. Императоры в эту эпоху предпочитали обитать во Влахернском дворце, и во Влахернскую цер­ковь были перенесены реликвии из пришедшей в упадок церкви Богоро­дицы Халкопратийской.

Рассказывая о мощах св. Феодора Стратилата, Антоний упоминает икону св. Иоанна Крестителя, что дало повод к воспоминанию о наличии среди влахернских святынь волос св. Иоанна Предтечи, то есть св. Иоан­на Крестителя, которые ранее также хранились в церкви Богородицы Халкопратийской. Затем рассказ переходит на частицы мощей Предтечи, хранившихся в Студийском монастыре, иные реликвии этого монастыря. (18, 112‒113)

Рассказу Антония присущ ассоциативный принцип. Дойдя до какого-нибудь характерного образа, он вспоминает сходные образы и переклю­чается на них. От Студийского монастыря, находившегося близ Золотых ворот, рассказ переходит к Манганскому монастырю св. Георгия, кото­рый был в противоположном конце города - на берегу Босфора - се­вернее церкви Одигитрии.

Затем приводится ещё один рассказ о св. Софии, упоминается близле­жащая церковь Богородицы у ипподрома, затем место действия переме­щается в середину города к церкви Апостолов. Антоний то описывает хоть и географически непоследовательно какой-либо из районов города, то перескакивает далеко в сторону, припоминая очередную реликвию.

Рассказ об улице св. Георгия обрамлён объектами, компактно распо­ложенными вблизи друг друга. Непосредственно рассказу предшествует упоминание церкви Воскресения Господня на Чёрном великом уболе. Она стояла вблизи западной оконечности ипподрома. (13, 110‒111) По­сле рассказа о Леонтии упоминается церковь св. Платона, которая стояла на «царском пути», идущем по дуге от ипподрома к Золотым воротам. По этой дороге двигались от Золотых ворот триумфальные военные ше­ствия, заканчиваясь на ипподроме. На форуме Тавра от «царского пути» ответвлялась и уходила в северо-западном направлении другая крупней­шая улица столицы Меса, то есть Средняя. Средняя улица выводила к са­мым северным воротам города - Харисийским (Андрианопольским). Церковь св. Платона стояла близ форума Тавра. Далее говорится о конце русского убола, где стояла церковь Сорока мучеников.

Городская пристань близ Золотых ворот называлась Ригион. Ворота из-за этого названия иногда называли Русийскими или Русскими. (18, 154) Близ церкви Сорока мучеников находился портик Рэгиев. (13, 110­111) И портик и церковь стояли примерно на половине пути до Золотых ворот южнее водопровода Валента. Русским уболом, то есть Русской улицей, Антоний именовал портик Рэгиев из-за его созвучия с именова­нием русов-ругов. После этого мысль Антония возвращается в сторону исторического центра, и он называет церковь св. Прокопия, стоявшую также на «царском пути», но относительно церкви св. Платона ближе к ипподрому. Затем происходит удаление далеко на север - к монастырю Пантократора и церкви св. Анастасии.

Улица св. Георгия находилась между ипподромом и форумом Тавра. К югу от участка «царского пути» между ипподромом и форумом Тавра был Великий чёрный убол, к северу - примечательный район, связан­ный с проживанием воинов.

К северу от Софийского собора территорию былого Акрополя на первом городском холме, где находилось здание сената, ныне занимает дворцовый комплекс Топкапы (в переводе с турецкого «пушечные во­рота»), или Сераль (в переводе с персидского «большой дворец»). Здесь жили турецкие султаны, а комплекс включал гарем, три внутренних дво­ра, тронные залы, покои султанской семьи и многочисленные служебные помещения. Н. П. Кондаков так описал примыкающий к первому холму район:

«Местность, занятая Сералем и имеющая вид неправильной трапеции, уже в ранние времена Византии представляла нечто целое и обособленное: она совмещает в себе Акрополь и Августеон (главная придворцовая площадь. - В.Т.), располагавшиеся в ней (как и Сераль) с северо-востока на юго-запад. На севере она замыкалась к берегу ровным пространством, носившим название Стратигиона, где прежде стояли войска и дворцовая гвардия, а теперь станция железной дороги. В этой стороне, но на Акрополе, находился мона­стырь великомученика Димитрия Солунского, патрона войск, заместившего собою бога Аполлона и его капище. С этой стороны побережье Золотого Рога имело гавань, а от неё тянулись кварталы сарацин, генуэзцев, амальфитян, пи­занцев и особенно еврейские - Константинопольское ghetto, и крайние ворота имени св. Евгения (Яли-Киоск) назывались также „жидовскими”». (13, 113)

В Афинах Стратегионом называли здание, в котором собирались военачальники-стратеги. (5, 1159) В Константинополе Стратегион зани­мал пятый квартал города и имел свой форум, то есть площадь, именовав­шуюся Военным полем. (18, 189) Здесь располагались казармы, одна из городских тюрем, и, судя по всему, вокруг форума находились правитель­ственные учреждения, заведовавшие воинскими делами.

Если император прибывал в столицу морем, то высаживался в гавани, примыкающей к Стратегиону, и через его форум следовал во дворец. (13, 162) Парадная царская дорога по обычаю того времени должна была быть оформлена портиком. Если «царский путь» от ипподрома к Золо­тым воротам на карте в данном районе вытянут в северо-западном на­правлении, то «воинская дорога» шла перпендикулярно к нему в северо-восточном направлении. «Воинская дорога» выходила к «царскому пути» в районе портика Константина с колонной Константина.

На плане раннесредневекового Константинополя в районе форума Стратегиона показан форум Феодосия, от которого путь шёл в северо-­восточном направлении к стоявшим на берегу Золотого Рога воротам Неория, позднее известных в качестве Красных ворот, ближайших с за­падной стороны к воротам св. Евгения - позднейшим Жидовским во­ротам. (27, 601; 18, 187) Далее вглубь Золотого Рога в прибрежных сте­нах были ворота Рыбные и Осуждённых, в названии которых сохранились воспоминания о рыбном торге близ гавани и тюрьме. (18, 187) Форум Феодосия со временем был переименован в форум Стратегиона.

Неорием называли порт античного Византия, примыкавшего к город­ским стенам. (28, 22) Здесь находилась гавань, судовые верфи, склады торговцев. Второй крупный комплекс портовых сооружений был на про­тивоположном берегу Золотого Рога. При угрозе морских нападений Золотой Рог перекрывался цепями, что защищало расположенные здесь порты.

Второй по значимости царский маршрут начинался от гавани и ворот Неория, вёл к форуму Стратегиона, оттуда - по улице к форуму Кон­стантина, а затем сворачивал налево, выводя по входившей в «царский путь» Аргиропратии к ипподрому. Аргиропратия, то есть улица сере­бряников, получила своё название по расположенным в портиках началь­ной части царского пути лавкам менял и ростовщиков, которые занима­лись и ювелирным делом.

Путь между форумами Стратегиона и Константина был оформлен портиком и проходил через воинский район. Церковь св. Димитрия Солунского стояла на склоне холма Акрополя внутри западной стены ан­тичного Византия, западнее которой начинался Стратегион. Если мы продолжим траекторию этой стены на юг, то попадём в начальную часть Аргиропратии, где стояла церковь св. Феодора Тирона, одного из самых популярных покровителей воинов.

Портик св. Георгия был связан с почитаемым воинами св. Георгием Победоносцем, и его следует отождествить с главным портиком военно­го района столицы, лежавшим между форумами Константина и Страте­гиона. Антоний описывал район, окружавший Аргиропратию. Вначале у него речь идёт о Чёрном великом уболе к югу от Аргиропратии, затем - об уболе Георгия - к северу от неё. Далее Антоний переходит к району форума Тавра и называет церковь св. Платона.

Рядом с церковью св. Феодора Тирона находилась церковь апостола Иоанна Богослова, поклонником которого были старорусские христиа­не. Русские военные наёмники ранее эпохи крещения Руси в Константи­нополе должны были селиться в районе Стратегиона и церкви апостола Иоанна Богослова, то есть в четвёртом и пятом кварталах города.

Святой Леонтий был почитаемым в воинском районе, имел богатыр­ское сложение и прославился своими хождениями в Иерусалим. Антоний попами называл как священников, так и монахов. (18, 183) Леонтий был либо монахом, либо священником. Этими чертами он близок Олаву Трюгвасону, прославленному воину-богатырю, ушедшему в монахи и бывавшему в Иерусалиме.

Олав при обращении в православие получил имя Иаков. Византий­ский святой имел другое имя. При уходе в монашество крёстное имя ме­няли на монашеское. Зачастую при этом брали имя, начинавшееся на ту же букву, что и прежнее. Но существовала ещё одна традиция, когда при­нимали имя своего духовного пастыря. Духовным пастырем Олава был митрополит Леонт, с которым он познакомился ещё на Афоне. Леон­тий - русская форма греческого имени Леонт. Одноимённость кон­стантинопольского святого и русского митрополита косвенно подтверж­дает тождество Олава Трюгвасона и св. Леонтия. Олав Трюгвасон скончался не позднее сентября 1007 года, был похоронен в Константи­нополе и прославлен в качестве святого Леонтия.

Олав под именем монаха Могуты трижды посетил Иерусалим. Кос­венно это подтверждается данными саг, в которых сообщается о его трёх­летней жизни в Иерусалиме. В 1003 году Олав вернулся из Рима на Русь и Иерусалим мог посещать в 1003‒1007 годы.

Первым из известных русских паломников в Иерусалим стал Марк Македонянин, руководивший русским посольством в Египет. Марк писал письмо Владимиру Святому из Александрии 19 марта 1003 года. Палом­ничество Марка в Иерусалим следует приурочить к Пасхе 28 марта. Со­гласно традиции, во вторник 23 марта он побывал на Иордане, а в среду 24 марта - на горе Гаваон.

Интерес переяславских монахов к Иерусалиму следует связать с тем, что в 1004 году иконоборцы ожидали конца свет. Эти ожидания привели к всплеску религиозных чувств среди христиан. В переяславском мона­стыре они вылились в еретические высказывания монаха Андреяна. (10, 341) Иконоборцами были старорусские христиане, и на Руси в 1004 ка­лендарном году шло религиозное брожение.

Олав летом 1000 года прибыл на службу в византийскую армию и по­бывал в Тарсе, где эта армия квартировала. Значительная часть пути на восток к Иерусалиму ему была известна. В 1000 году шли оживлённые мирные переговоры между Византией и Фатимидским халифатом. Для того чтобы оказаться в сентябре в Норвегии, Олав должен был покинуть византийскую армию не позднее начала августа. Около двух недель тре­бовалось, чтобы достичь морским путём Днепра, и около месяца, чтобы достичь Киева и пересечь Русь.

Русы были традиционными охранниками морских дипломатических миссий византийцев. Мир с мусульманами был заключён в июле, когда Олав ещё служил. Направление монаха Могуты-Олава в Иерусалим кос­венно свидетельствует о его участии в поездке в Каир в 1000 году.

Интенсивные сношения с Иерусалимом, в которых принял участие монах Могута, следует связать с проживанием в Константинополе иеру­салимского патриарха Ореста. Могута был опытным путешественником и удобной фигурой для исполнения дипломатических поручений, так как выдавал себя за руса. Русские же купцы были явлением для восточных стран обычным. К тому же богатырское сложение и боевые навыки были не лишними на кишевших разбойниками дорогам Палестины.

Орест умер в 1005 году. Могута прибыл в Константинополь с осен­ним караваном в сентябре 1003 года, когда по осенней эре шёл 1004 ка­лендарный год. Получив наставления от константинопольского и иеруса­лимского патриархов по поводу смущавших умы ожиданий конца света, Могута остался. Паломничества в Иерусалим обычно совершались на Пасху.

Три посещения Святой земли Могутой состоялись на пасхальные праздники 1004, 1005 и 1006 годов. В первые две поездки он выполнял поручения Ореста, в третью отвёз известие о его кончине. В 1004 году Пасха была 16 апреля, в 1005-м - 1 апреля, в 1006-м - 21 апреля. Как и Марк Македонянин, он совершал традиционный маршрут на Иордан, гору Гаваон, а на саму Пасху молился в храме Гроба Господня.

Середина 11 столетия. С того дня как крестился князь Владимир Святославич прошло больше полувека. В Киеве и Новгороде стоят величественные храмы во имя Софии – Премудрости Божией. В пещерах на берегу Днепра трудится монашеское братство под руководством преподобного Антония. Вдоль древнего пути из варяг в греки подобно сигнальным кострам зажигаются очаги христианского просвещения. Но этот свет почти не проникает через дремучий Дебрянский лес – туда, где сегодня находится Центральная Россия, на берега Волги и Оки.

Здесь живут разные народы. Финские племена меря, мурома и весь. Балтское племя голядь. Славяне – вятичи. И все они остаются язычниками. Первым христианским миссионером в этом краю лесов, рек и озёр стал святой Леонтий, в 1051 году назначенный епископом в город Ростов.

О ранней жизни Леонтия мы знаем немного. Известно, что он был уроженцем Константинополя и человеком учёным. До своего назначения был монахом Киево-Печерского монастыря. Ростовскую кафедру, куда он отправился, основали еще при князе Владимире, но вера Христова столкнулась здесь сильным сопротивлением язычества. Никто из предшественников Леонтия не мог удержаться в городе.

Чтобы проповедовать язычникам Евангелие святитель Леонтий выучил мерянский язык, на котором говорило большинство жителей Ростова. На родном языке, он призывал их отказаться от идолослужения и поклоняться Отцу, Сыну и Святому Духу. Но вначале его дело потерпело неудачу.

Ростовцы, а особенно представители старших поколений, не собирались отказываться от старой религии. Леонтия изгнали из города, и он поселился неподалёку, на берегу ручья впадающего в озеро Неро. Здесь изгнанный епископ поставил деревянную церковь во имя Архистратига Михаила и смиренно готовился продолжать своё служение.

В этой ситуации поверить в успех будущей проповеди было невозможно, но Леонтий верил.

Дьякон: Владыко святый, пожалей себя! Настрадался ты уже от этих ростовцев. Двух владык Фёдора и Илариона выжили они из города, и тебя выживут. Поедем в Киев. Поклонишься князю Изяславу и митрополиту – дадут тебе другую кафедру, поближе и получше этой.

Леонтий: Нет, я останусь здесь, где мне выпал жребий послужить Богу.

Дьякон: Так все старшие и уважаемые люди города против тебя! Не дадут они тебе послужить!

Леонтий: А что Господь в Евангелии сказал? «Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые». Молодое вино – это Слово Божие. Ветхие мехи – люди, закосневшие в старых привычках и заблуждениях. Новые мехи – это молодые люди, готовые узнавать всё новое. К ним я и буду обращаться теперь.

В своём новом жительстве за чертой города, святитель стал собирать ростовскую молодёжь и проповедовал ей Слово Божие. Так православие постепенно пустило корни на Северо-востоке Руси.

Впрочем, до спокойных времён молодой Ростовской церкви было еще очень далеко. Язычество не собиралось сдаваться. Из летописи известно, что в 1071 году в тех местах вспыхнуло восстание, вызванное голодом и неурожаем. Возглавили восстание языческие волхвы из Ярославля, считавшие виновницами голода знатных женщин, которые якобы при помощи колдовства спрятали всю еду. Множество невинных жен и девиц было убито во время этой «охоты на ведьм». Подверглись нападениям и христиане.

В житии святителя Леонтия рассказывается, как он единственный сохранял спокойствие перед толпой вооруженных язычников, готовых растерзать немногочисленных правосланых. «Не бойтесь чада, не могут нам ничего сделать без Божьего повеления» – успокаивал Леонтий свою паству. Вместо того чтобы бежать, благословил священников облачиться, взять в руки кресты и иконы, и выйти навстречу погромщикам. Тогда Господь сотворил чудо. Нападавшие были поражены невидимой силой, пали на землю или были ослеплены. После этого Леонтий исцелил их, привёл к вере.

Созидание церковной жизни в языческом крае стало делом всей жизни святителя Леонтия, над которым он трудился до последних дней. Даже умирая в 1077 году, святитель не переставал думать и молиться о будущем своей паствы. Когда через столетие при строительстве нового собора была открыта гробница с мощами святителя, в руке своей Леонтий держал свиток. На свитке были написаны имена каждого из множества священников и дьяконов, которых он рукоположил для открывающихся приходов. Так сильна была его отеческая любовь.

Труды святителя Леонтия дали обильные всходы. Ростов Великий сделался одним из главных центров православия на Руси. Наш самый почитаемый святой Сергий Радонежский – тоже уроженец Ростовской земли, живший спустя триста лет после Леонтия. Междуречье Волги и Оки из языческой окраины превратилось в центр православной России.

Сегодня комплекс Ростовского кремля, Успенский собор Ростова Великого, где под спудом покоятся мощи святого Леонтия – являют собой архитектурный образ Святой Руси. Ежедневно сюда приезжают сотни паломников и туристов, чтобы приобщиться к этому наследию.

Леонтий, епископ Ростовский

Святитель Леонтий, епископ Ростовский, один из выдающихся архипастырей XI века земли Русской. По словам святителя Симона, епископа Владимирского, которого можно считать достаточно достоверным, святой Леонтий был постриженником Печерского монастыря и по происхождению русский, а не грек, хотя родился в Константинополе. Промыслом Божиим будущий просветитель и апостол Ростовской земли проходил послушание под духовным руководством основателей русского монашества преподобных Антония († 1073; память 28 сентября/11 октября и 10/23 июля) и Феодосия († 1074; память 3/16 мая, 14/27 и 28 августа/10 сентября) Печерских. Он был первым епископом, вышедшим из монастыря в Киевских пещерах, воспитавшего многочисленных святителей Русской земли. «От того Печерского монастыря Пречистыя Богородицы, - пишет святой Симон, - мнози епископы поставлены быша и яко светила светлая осветивша всю Русскую землю святым крещением; первый Леонтий, епископ Ростовский, священномученик, егоже Бог прослави нетлением и бысть первопрестольник, егоже невернии, много мучивше, убиша».

Свой равноапостольный подвиг священномученик Леонтий начал по возведении его в сан епископа в сороковых годах XI века и назначении на Ростовскую кафедру.

В Ростовской земле, населенной в то время чудскими племенами, святитель встретил жестокое сопротивление язычников, изгнавших двух его предшественников - епископов Феодора и Илариона. Закоренелые язычники и слушать его не хотели, но святой Леонтий, как добрый пастырь, решился положить и душу свою за спасение врученной ему Богом паствы. Невзирая на постоянную опасность, святитель Леонтий ревностно обращал ко Христу местное население, твердо следуя апостольским заповедям. Однажды он был избит язычниками и изгнан из города, однако не оставил вверенной ему духовной паствы и поселился недалеко от Ростова, у ручья Брутовщины, где построил небольшой храм в честь Архистратига Михаила. Святитель все претерпел и ревностно продолжал проповедовать веру, подтверждая истинность ее чудесами. К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Угодник Божий обучал детей началам Христовой веры и потом крестил. Вскоре и взрослое население потянулось к благодатному архипастырю и также принимало святое крещение.

Закоренелые язычники взволновались, их неприязнь к просветителю росла, и, наконец, собравшись огромной толпой, одни с дубинками, другие с оружием в руках, отправились они к собору, чтобы убить или выгнать Леонтия. Причт соборный испугался, но святитель был покоен и укреплял бывших с ним, говоря: «Не бойтесь, дети, без Божией воли ничего они не сделают нам». Святой епископ Леонтий облачился в святительские одежды и приказал то же сделать клирикам храма. С крестом в руках он вышел навстречу язычникам. Апостольская твердость и спокойствие святителя Леонтия перед грозившей смертью остановили возбужденную толпу, а исполненное благодати его слово произвело на людей еще большее воздействие, и многие из них приняли святое крещение. С того момента святитель Леонтий стал более успешно утверждать свет Христовой веры в земле Ростовской. «Тогда начал отходить от нас мрак идольский и воссиял свет благоверия», - говорит древнее ростовское слово в память Леонтия. С проповедью о Христе Спасителе он обходил окрестную землю, и путь его отмечался утверждением Православия в местах прежнего идолослужения.

Апостольский подвиг святителя Леонтия увенчался мученической кончиной. В 1073 году он был убит закоренелыми язычниками по указанию волхвов.

Тело святителя было погребено в Ростове Великом в церкви Пресвятой Богородицы. Во время пожара в 1160 году этот храм сгорел, и по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского († 1174; память 4/17 июля) в 1162 году на месте прежнего был заложен каменный собор. «23 мая 1164 года при копании рвов нашли гроб, - сказано в его житии Никоном летописцем, - покрытый двумя досками, в недоумении открыли и увидели лице (Леонтия), светящегося славою: ризы на нем были как бы вчера надетые, сколько лет минуло и не изменилось священное тело его». В руках у него лежал свиток с именами просвещенных им иереев и диаконов. Обретенные мощи переложили в каменный гроб и поместили в церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на архиерейском дворе.

В 1170 году, когда было закончено строительство каменной церкви в честь Пресвятой Богородицы, гроб святителя Леонтия перенесли в этот храм и поставили в нише южной стены.

Святой Леонтий, почти неизвестный при жизни, после смерти сделался таким славным и популярным, что кафедра Ростовская называлась «кафедрою Леонтия чудотворца»; при избрании новых епископов Ростову, летописцы замечают, что «поставлен молитвами св. чудотворца Леонтия» такой-то епископ. С молитвой ростовцы прибегали к св. Леонтию. У гроба просветителя Ростовской земли совершались многочисленные благодатные чудотворения. Свидетельства о святости жизни епископа Леонтия, чудесных исцелениях и знамениях по его молитвам были собраны епископом Ростовским Иоанном (1190–1214). По благословению митрополита Феодора было установлено совершать празднование памяти святителя Леонтия 23 мая/ 5 июня, в день обретения мощей. Епископ Иоанн написал и канон святителю Леонтию. До 1609 года мощи святителя Леонтия открыто находились в Успенском соборе, но после того, как в смутное время поляки похитили гробницу святителя, они были положены под спудом в том же храме у южной стены придела во имя святителя Леонтия, где находятся до настоящего времени.

Святой Леонтий - один из самых великих святителей земли Ростовской. Он велик по действиям земной жизни, как равноапостольный просветитель Ростовского края; он велик и на небе, как сильный молитвенник за землю Русскую. Святитель Леонтий стоит в ряду первых приемников апостольского служения Русской Церкви, вслед за святой равноапостольной княгиней Ольгой († 969; память 11/24 июля) и великим равноапостольным князем Владимиром († 1015; память 15/28 июля).

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Иаков, святитель, епископ Ростовский Святитель Иаков, епископ Ростовский, родился в простой крестьянской семье в деревне Яковлево Ростовской области. Сердцеведец Господь избирает Своих служителей не по знатности рода, а за простоту сердца. Возлюбив Господа, в молодые

Из книги Русские святые. Декабрь-Февраль автора Автор неизвестен

Иоанн, епископ Ростовский, святитель В Вознесенской церкви г. Ростова, Ярославской епархии, хранится замечательная икона Ростовских святых чудотворцев, между которыми находится святитель Иоанн. Вероятно, это был Иоанн I (1190–1213), который в старинных рукописных святцах

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Трифон, епископ Ростовский, святитель По рукописным святцам, в числе святых считается Трифон, епископ Ростовский: «1 февраля память иже во святых отца нашего Трифона, епископа Ростовского, погребенного в Ярославском Спасовом монастыре в лето 1466». Святитель Трифон до

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Феодор, епископ Ростовский и Иоанн, епископ Суздальский - переложение мощей Святитель Иоанн, епископ Суздальский, по всей вероятности, родился в пределах Суздальско-Нижегородского княжества в начале XIV века. Он принял монашеский постриг в молодые годы. В 1350 году

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Исаия, епископ Ростовский Святитель Исаия родился недалеко от Киева в семье благочестивых родителей и был воспитан в православной вере. В юные годы он оставил суетность мира и пришел в Киево-Печерский монастырь, где был пострижен преподобным Феодосием в монашество.

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

Кирилл, епископ Ростовский Святитель Кирилл, епископ Ростовский, был избран на святительскую кафедру из игуменов Владимирского Рождественского монастыря, духовник ростовского князя св. Василька (4/17 марта). О нем заметил современный летописец, как о пастыре знаменитом,

Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей Юрьевич

Игнатий, епископ Ростовский, святитель Святитель Игнатий, епископ Ростовский, родился в благочестивой семье и был воспитан во всякой христианской добродетели. Убедившись в суете мира сего, он отрекся от мира и принял пострижение в монашество в Богоявленском монастыре

Из книги Святые и порочные автора Войцеховский Збигнев

Святитель Леонтий, епископ Ростовский (+ 1073) Память его празднуется 23 мая в день обретения мощей и в тот же день вместе с Собором Ростово-Ярославских святых, во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в малой россии

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

6. Леонтий, епископ Астраханский Расстрел астраханского духовенства во главе с епископом Леонтием относится ко временам гражданской войны.Астрахань была переполнена больными и ранеными красноармейцами. Людей косил сыпняк. Епископ Леонтий созвал совещание

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

ЛЕОНТИЙ РОСТОВСКИЙ (XI век)Леонтий, епископ Ростовский, считается первым проповедником христианства в Северо-Восточной Руси. Это один из самых почитаемых русских святых. Однако биографические сведения о нем чрезвычайно скудны и крайне противоречивы.Житие святого было

Из книги автора

Леонтий, епископ Ростовский и Суздальский Посмертной славе этого святого в немалой степени способствовал Андрей Боголюбский. Именно его стараниями началось церковное почитание Леонтия после того, как мощи святого были найдены, когда суздальский князь в 1162 году повелел

Из книги автора

Поучение 2-е. Святитель Леонтий, Ростовский чудотворец (Больший должен быть слугою всех) I. Где родился святитель Леонтий, память коего совершается ныне, неизвестно; некоторые считают его греком, прибывшим из Царьграда; другие с большей достоверностью думают, что он

Из книги автора

ИГНАТИЙ, святый, епископ Ростовский хиротонисан 1262 г. из архимандритов Ростовского Богоявленского монастыря; управлял епархиею 26 лет. - В 1274 г. он находился во Владимире на соборе, созванном митрополитом Кириллом, для исправления дел церковных. Ему обязана была

Из книги автора

ИСАИЯ, преподобный, Епископ Ростовский родился в области Киевской, принял пострижение в Печерском монастыре, при преп. Феодосии; за высокие подвиги благочестия избран (1062 г.) во игумена устроенного в.к. Изяславом Димитриевского монастыря; а потом возведен (1077 г.) на

Из книги автора

ИАКОВ, святый, епископ Ростовский О житии сего угодника Божия сведений очень мало. Он был священником в одной из обителей Ростовских, и в 1385 г. рукоположен митрополитом Киприаном во епископа Ростовского. Заботясь о вверенной ему пастве, Иаков оградил ее силою своего

Из книги автора

ЛЕОНТИЙ, святый, епископ Ростовский Сказания о житии его и кратки и разноречивы. По словам пролога он был родом Грек; поставлен во епископа в 992 г., преставился в 993 г. По сказанию же епископа Симона в послании его к черноризцу Киевопечерском Поликарпу, назван Леонтий