Меню
Бесплатно
Главная  /  Он/Она  /  Виды хаджа. Виды хаджа и ритуалы

Виды хаджа. Виды хаджа и ритуалы

Вопрос: В этом году я хочу совершить паломничество за своего умершего отца. Паломничество за себя я совершил несколько лет тому назад. Прошу вас разъяснить мне наиболее достойный вид паломничества в соответствии с Сунной. Какое различие между видами хаджа? И какой вид лучше совершать при паломничестве за себя?

Ответ: Хвала Аллаху.

Во-первых.

Перед Вами краткое изложение всего того, что совершает паломник, в соответствии с достоверной Сунной.

1. В восьмой день месяца зу-ль-хиджа паломник входит в ихрам в Мекке или в окрестностях территории аль-харам. При вхождении в ихрам для совершения хаджа он делает всё то же, что делал при вхождении в ихрам для совершения ‘умры: совершает омовение, наносит благовония, совершает молитву, намеревается войти в ихрам для совершения хаджа и начинает произносить тальбию (слова «ляббейка Ллахумма ляббейк…», которые произносит паломник – прим. пер.). Тальбия в хадже имеет тот же вид, что и при ‘умре, только вместе слов «ляббейка ‘умра» он произносит «ляббейка хаджа». Если человек опасается, что что-то помешает ему закончить паломничество, то он добавляет: «Если что-либо задержит меня, то место выхода из ихрама там, где Ты меня задержал». Если же опасений у него нет, то эти слова не произносятся.

2. Потом он направляется в Мину и проводит ночь. Там он совершает пять молитв: полуденную, послеполуденную, вечернюю, ночную и утреннюю.

3. Когда восходит солнце девятого дня месяца зу-ль-хаджа, он направляется на ‘Арафа. Там он совершает полуденную и послеполуденную молитвы во время полуденной молитвы, совмещая и сокращая их, а после проявляет усердие в мольбе, поминании Аллаха, просьбе у Него о прощении до заката.

4. После заката паломник направляется в Муздалифу и по прибытии совершает вечернюю и ночную молитвы. Паломник пребывает там ночь, затем совершает утреннюю молитву, а после поминает Всевышнего Аллаха, взывает к нему с мольбами до восхода солнца.

5. Потом он направляется в Мину, чтобы бросить камешки в местечке Джамрату-ль-‘акаба, которое наиболее приближено к Мекке. Он бросает один за другим семь камешков, каждый из которых размером в финиковую косточку. После каждого броска он возвеличивает Аллаха, говоря «Аллах велик!»

6. А после он закалывает жертвенное животное. Это может баран или седьмая часть верблюда или коровы.

7. Потом паломник сбривает волосы со своей головы, а женщина только укорачивает их. Она укорачивает все волосы на длину, равную длине ногтевой фаланги пальца.

8. После этого паломник направляется в Мекку и совершает обход вокруг Каабы (тауафу-ль-хадж).

9. А потом снова возвращается в Мину и проводит там одиннадцатую и двенадцатую ночи месяца зу-ль-хиджа. Он бросает по семь камешков один за другим во всех трёх аль-джамратпосле полудня. Начинается с джамрату-с-сугра, что находится дальше всех от Мекки, потом –джамрату-ль-вуста, и произносит после них мольбу, а после – джамрату-ль-кубра. После последнего паломник мольбу не произносит.

10. Закончив бросание камешков в двенадцатый день, паломник, если желает, может покинуть Мину. А если он желает, то задерживается в Мине и тринадцатую ночь и бросает камешки во всех трёх аль-джамрат после полудня. И задержаться лучше, но не обязательно. Задержаться обязательно лишь тогда, когда он остаётся в Мине до заката двенадцатого дня месяца зу-ль-хиджа. В этом случае паломник обязан задержаться, чтобы бросить камешки в аль-джамратпосле полудня (тринадцатого дня). Однако, если он задержался в Мине до заката не по своему желанию, например, он собрался, сел на транспорт и задержался из-за пробки на дороге и т.п., то он не обязан задерживаться, так как задержка до заката была ненамеренной.

11. Если паломник завершил все эти обряды и желает вернуться на родину, то он не покидает Мекку, пока не совершит семь кругов прощального обхода вокруг Каабы (тауафу-ль-уада‘). Женщина во время менструации и послеродовых кровотечений этот обход совершать не обязана.

12. Если паломник желает совершить дополнительное паломничество (хадж) за другого, как родственника, так и неблизкого человека, то вначале он обязан совершить паломничество за себя. В самом обряде паломничества ничего не меняется, кроме намерения. В случае совершения паломничества за другого человека, паломник указывает на это в своём намерении, называет имя этого человека, а произнося тальбию говорит: «ляббейка ‘ан фулян» («вот я перед Тобой вместо такого-то»). А в местах отправления религиозных обрядов он взывает к Аллаху как за себя, так и за того, от имени которого он совершает паломничество.

Во-вторых.

Что же касается видов паломничества, то их три: ат-таматту‘, аль-кыран и аль-ифрад.

Ат-таматту‘. Если человек совершает этот вид хаджа, то он входит в ихрам для совершения ‘умры в месяцы хаджа (шаууаль, зу-ль-ка‘да и десять дней месяца зу-ль-хиджа), совершает её. А после, в восьмой день месяца зу-ль-хиджа того же года, в который паломник совершал ‘умру, он в Мекке или в её окрестностях входит в ихрам для совершения хаджа.

Аль-кыран. Это когда паломник входит в ихрам для совершения ‘умры и хаджа вместе и не выходит из него до дня жертвоприношения. Или входит в ихрам для совершения ‘умры, и до того, как начинает совершать тауаф аль-‘умра, намеревается ещё совершить хадж и входит состояние ихрама для этого.

Аль-ифрад. Во время этого вида хаджа паломник входит в ихрам в одном из микатов или в Мекке, если он проживает в ней, или в другом месте до достижения миката. Он остаётся вихраме до дня жертвоприношения, если у него есть жертвенное животное. Если его у него нет, то он может заменить ихрам хаджа ихрамом ‘умры. Он совершает обход вокруг Каабы, ходьбу быстрым шагом между Сафа и Маруа, укорачивает волосы и выходит из состояния ихрам, как велел это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сподвижникам, которые вошли вихрам для совершения хаджа, не имея жертвенного животного (то есть после ‘умры он совершает хадж; и этот вид хаджа – хадж ат-таматту‘ – прим. пер). Так поступает паломник во время совершения паломничества аль-кыран: если у него нет жертвенного животного, он может заменить аль-кыран ‘умрой, как это было описано (то есть после ‘умры он совершаетхадж; и этот вид хаджа – хадж ат-таматту‘ – прим. пер.).

Наиболее достойный вид хаджа для того, кто не пригнал жертвенное животное, – ат-таматту‘. Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел своим сподвижникам совершить этот вид хаджа.

Мы советуем Вам для получения более подробной информации о нормах и религиозно-правовых заключениях в отношении хаджа и ‘умры обратиться к книге Ибн ‘Усеймина, да помилует его Аллах, «Манасик аль-хадж уа-ль-‘умра». Вы можете найти её на официальном сайте шейха в интернете.

А Аллах знает лучше.

Сайт «Ислам: вопрос и ответ» Islam Q&A фатва № 27090

Видео по теме

Хадж как шариатский термин

В терминологическом значении Шариата хадж означает - специальное действие, совершаемое в определённое время, в определённом месте и определённым образом. Аллах Всевышний (в Коране) вменил хадж в обязанность каждого мусульманина, что подтверждается сунной Его посланника и единодушным мнением улемов.

Совершается в начале двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря, вследствие чего этот месяц и получил название «зу-ль-хиджжа », то есть «обладающий паломничеством».

История обрядов

История обрядов хаджа, согласно мусульманским преданиям, восходит к самому пророку Адаму и Хаве (Еве), после их изгнания из Рая они встретились на горе Арафат (стояние на горе Арафат является одним из обязательных обрядов хаджа) и Ибрахиму (Аврааму), и его сыну, которого должны были принести в жертву, но Аллах Всевышний воспротивился человеческой жертве. И дабы почтить память о приношении в жертву, было приказано устроить великое жертвоприношение, принеся в жертву жертвенное животное. Испытав веру Своего пророка - Ибрахима (Авраама), Аллах не только сохранил ему сына, но и явил, что Ему не нужны кровавые жертвы.

Не дойдёт до Аллаха ни их мясо, ни их кровь, но дойдёт до Него богобоязненность ваша. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он вывел вас на прямой путь, а ты обрадуй делающих добро!

В настоящее время мусульмане всего мира празднуют великий праздник жертвоприношения в десятый день месяца зуль-хиджа - Курбан-байрам (тюрк.) или Ид аль-Адха (араб.), который отсутствует в остальных авраамических религиях , бытуя только в исламе.

На протяжении веков смысл и традиции этого праздника были забыты и вновь восстановлены Мухаммедом .

Согласно учению ислама, хадж должен совершить хотя бы один раз в жизни каждый мусульманин, который в состоянии это сделать. Если человек в силу уважительных причин не может сам совершить паломничество, он имеет право послать вместо себя другого человека, называемого «вакиль аль-хадж», оплатив ему все необходимые расходы (но таким человеком может быть лишь тот, кто уже ранее совершал хадж). В первой половине XX века, после отделения Хиджаза от Турции, число паломников было невелико: в 1926 году - 150 тыс. человек, в 1933 году - 20 тыс. человек .

Суть хаджа

  • С точки зрения ислама , хадж является одним из наилучших деяний для мусульманина. «Пророка Мухаммеда спросили: „Какое дело является наилучшим?“ Он ответил: „Вера в Аллаха и Его посланника“. Его спросили: „А после этого?“ Он ответил: „Борьба на пути Аллаха“. Его снова спросили: „А после этого?“ Он ответил: „Безупречный хадж“».
  • Хадж является одним из видов джихада .
  • Паломники являются гостями Всевышнего Аллаха

Посланник Аллаха сказал:

Паломники, совершающие хадж и умру, являются гостями Аллаха Всевышнего, ибо поистине если они призовут к Нему, то Он ответит им, если они станут, каяться перед Ним, то Он простит их.

Посланник Аллаха также сказал:

Гостями Всевышнего Аллаха являются три категории людей: паломники, совершающие хадж и умру и воины.

Паломничество, совершаемое за долги

Сообщается, что Абдуллах ибн Абуа сказал:

Однажды я спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о человеке, не совершающем хадж или ему нужно взять в долг, чтобы совершать хадж?". Пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет».

Это означало, что человеку нельзя совершать паломничество за долги. Ведь если нищий человек совершает хадж, он подвергает себя опасности, ибо нищий, совершающий дело богатых, подобен больному, совершающему дело здорового.

Время проведения Хаджа

Время проведения Хаджа определяется по Исламскому календарю (календарю Хиджры), в основе которого лежит лунный год .

Каждый год Хадж проводится в течение пяти дней, начиная с 8 и заканчивая 12 днём месяца Зуль-хиджи , последнего месяца исламского года. 9-й день Зуль-хиджи называется «День Арафат » и считается днем Хаджа.

Следующая таблица показывает даты Хаджа по Григорианскому календарю , в соответствии с 9-м днем Зуль-хиджи

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
5 ноября 25 октября 14 октября 3 октября 22 сентября 10 сентября 31 августа

Виды паломничества (ихрама)

Существуют три вида обрядов, связанных с выполнением священной обязанности - хаджа и умры , в частности:

  • Ифрад - верующий входит в состояния ихрама с целью совершения только одного хаджа;
  • Таматту - верующий входит в состояния ихрама с целью совершения умры, после завершения всех действий, связанных с умрой, паломник освобождается от состояния ихрама, а затем восьмого числа месяца зуль-хиджа начинает действия хаджа, вступая в состояния ихрама в Мекке;
  • Кыран - верующий соединяет вхождение в состояние ихрама, связанного с хаджем, с вхождением в состояние ихрама, связанного с умрой, с намерением совершить хадж и умру вместе из миката одновременно или сначала совершая умру, а затем хадж, или наоборот. По данному вопросу не существует единого мнения учёных-богословов;
  • Умра (отдельно).

В год прощального паломничества мы выехали в Мекку вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Некоторые из нас вошли в состояние ихрама, намереваясь совершить (только) умру, другие - хадж, и умру, третьи - (только) хадж, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объявил о своем намерении совершить хадж. И что касается объявивших о своем намерении совершить хадж с умрой, то они не вышли из состояния ихрама до дня жертвоприношения.

Среди учёных-богословов нет единого мнения относительно того, какой из видов паломничества (ихрама) является наилучшим, но едины во мнении, что хадж разрешается совершать вышеупомянутыми видами. Кроме того, богословы также не едины во мнении, какой из видов паломничества совершал Мухаммад.

Обязательные условия совершения хаджа и умры

Имеется ряд обязательных условий, при выполнении которых становится возможно совершение хаджа и умры. Считается, что этими условиями является следующее.

  1. Исповедание ислама является обязательным, поскольку немусульманину или кафиру запрещается совершение хаджа и умры. Совершение хаджа и умры запрещается мусульманину, отступившемуся от истинной веры ислама (фасик).
  2. Булуг (зрелость): поскольку маленьких детей, не достигших зрелости, шариат не обязывает совершать хадж и умру. Если ребёнок разумный и совершил хадж и умру или одно из этих действий, то его паломничество будет считаться действительным. Несмотря на это ребёнок не поймёт всего смысла паломничества и в будущем проведение паломничества является обязательным.
  3. Акл (здравость рассудка): паломничество следует совершать в здравом уме. Хадж и умра умалишённого или недееспособного человека не действительно.
  4. Хуррия(т) (свобода): рабу или находящемуся в заключении также не вменяется в обязанность совершать паломничество к святым местам.
  5. Иститоа(т) (возможность совершения): возможность совершения мусульманином обряда хаджа и умры в соответствии со словами Аллаха:

Обязанностью людей по отношению к Аллаху является совершение хаджа к Дому для тех, кто в состоянии это сделать

Иститоа(т) делится на две части:

  • Возможность, касающаяся мужчин и женщин;
  • Возможность, касающаяся только женщин.

Возможность, касающаяся мужчин и женщин

  • Здоровье. По мнению богословов ханафитского и маликитского мазхабов здоровья, является шурут вуджубих, основываясь на этом, не является обязательным совершать хадж для тех, кто лишён здоровья.
  • Свобода личности. Если имеется опасность захвата в плен или в заложники, то человеку не вменяется в обязанность совершение хаджа или умры.
  • Безопасность дорог.
  • Наличие транспорта.
  • Возможность оплатить поездку.

Возможность, касающаяся женщин

  • Сопровождение выполняется мужем или близким родственником (брат, отец, дядя), которому в силу родства запрещено жениться на женщине.
  • Идда (т) - это период времени, в течение, которого женщина после смерти мужа или развода не имеет право выходить замуж (длится четыре месяца и 10 дней (сура 2, аят 234)). В период идда(т) женщине нельзя совершать обряды паломничества.

Часть исламских богословов считает, что для совершения обрядов хаджа или умры женщинам необходимо иметь сопровождающего (махрама). Другие полагают, что женщина может совершать хадж в составе группы, основываясь на том, что Айша, жена пророка Мухаммада, совершала хадж после смерти своего мужа в сопровождении Абдуллаха ибн Омара, который не являлся её родственником. В настоящее время посольство Саудовской Аравии не выдаёт виз женщинам моложе 45 лет, если они не имеют сопровождающего.

Карта хаджа.

Столпы хаджа

По мнению богословов маликитского и ханбалитского мазхабов хадж состоит из четырёх столпов, при невыполнении которых становится недействительным.

  • «Аль-ихрам»: представляет собой намерение приступить к исполнению обрядов хаджа;
  • «Таваф аз-зияра», также называют «таваф аль-ифада»: представляет собой семикратный обход вокруг Каабы;
  • «Вукуф би-Арафа»: представляет собой стояние на горе Арафат в соответствующее время;
  • «Сай байна ас-Сафа ва аль-Марва»: представляет бег между холмами ас-Сафа и аль Марва.

Богословы ханафитского мазхаба считают, что:

  • Ихрам - это условие, необходимое для того, чтобы хадж был действительным;
  • Таваф - это также один из столпов хаджа. Паломник четыре раза выполнив обход вокруг Каабы тем самым выполняет один из столпов хаджа, а оставшиеся три являются обязательными действиями при совершении хаджа то есть ваджиб.
  • Сай - это одно из обязательных действий при совершении хаджа то есть ваджиб.
  • Арафат - это также один из столпов хаджа; то есть по мнению богословов ханафитского мазхаба хадж имеет два столпа (таваф и Арафат), не совершение которых делает хадж недействительным.

Богословы шафиитского мазхаба согласны с богословами маликитского и ханбалитского мазхабов , добавляя при этом ещё два столпа:

  • удаление трёх волос с головы частично или полностью и с условием, что это действие будет совершено после стояния на горе Арафат и после второй половины «ночи жертвоприношения» - «праздничная ночь»;
  • последовательность действий - ихрам будет предшествовать остальным действиям, стояние на горе Арафат будет предшествовать действием «Таваф аль-Ифада» и удалению волос, действие тавафа будет предшествовать действием сая

Паломники в долине Арафата.

Джамрат аль-акаба.

Долина Мина, паломники покидают Джамараты и возвращаются в Мекку.

Последовательность хаджа

  1. Облачение в ихрам. Пройдя микат (это специальные места, обозначающие границу территории, внутрь которой верующие, с разных концов света (афак) прибывающие в Харам-и Шариф, не могут пройти, не войдя в состояние ихрам), мусульманин совершает молитву и произносит особое обращение к Аллаху (тальбийа): «Вот я перед Тобой, Господи! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину, хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!» С этого момента считается, что он вошёл в состояние ихрама.
  2. 7-й день зуль-хиджа - первый обход вокруг Каабы паломники входят в мечеть Масджид аль-Харам босыми, с правой ноги через Врата мира (Баб ас-Салам) и следуют к «черному камню»: они целуют его или касаются рукой. В 7-й день зу-ль-хиджжа в Запретной мечети читается проповедь (хутба), в которой говорится об обязанностях паломников, совершающих хадж.
  3. Сай - семикратный бег между холмами Сафа и Марва .
  4. После этого паломники направляются к священному колодцу Замзам и дважды берут из него воду: сначала её пьют, а затем обливают тело с головы до ног.
  5. Молитвенное стояние в долине Арафат - вукуф. На 9-й день совершается центральный обряд хаджа - стояние у горы Арафат (вукуф). Он начинается в полдень, сразу после прохождения Солнцем точки зенита и завершается перед его заходом. Здесь паломники слушают проповедь (хутбу) и совершают молитву, обращённую к Аллаху: «Здесь я служу Тебе, Господи!» Эта молитва читается многократно и громким голосом
  6. 10-го зу-ль-хиджжа (на следующий день) паломник держит путь в долину Мина , где бросает семь камней, подобранных в Муздалифе , в последний из трех столбов (джамрат аль-акаба), символизирующий Сатану, который по преданию преграждал путь Ибрахиму , когда он направлялся на молитву. Совершая этот обряд побивания камнями Шайтана , мусульмане мысленно посвящают себя Аллаху и обещают приложить все усилия для изгнания бесов из своей жизни.
  7. В тот же день начинается Курбан-байрам. Совершив жертвоприношение, паломники обривают или коротко подстригают волосы и укорачивают бороды; женщины отрезают прядь волос. Сбритые и состриженные волосы закапываются в землю в долине Мина.
  8. «Прощальный» обход вокруг Каабы (таваф аль-вада).

Направление обхода вокруг Каабы

В течение трёх дней, с 11-го по 13-е зу-ль-хиджжа (айям ат-ташрик), паломники продолжают совершать жертвоприношения и вновь посещают долину Мина, где бросают камешки уже во все три столба (джамрат аль-ула, джамрат аль-вуста и джамрат аль-акаба).

Все обряды хаджа оканчиваются 14-го зу-ль-хиджжа. Паломники выходят из состояния ихрам и обретают титул хаджи.

Многие после совершения хаджа посещают в Мекке места, связанные с памятью о пророке Мухаммеде. Одним из таких почитаемых мест является Гора Света (Джабаль ан-Нур), у вершины которой расположена пещера Хира , где пророку Мухаммеду было ниспослано первое откровение Корана. Затем паломники отправляются в Медину, чтобы посетить могилу пророка и его ближайших сподвижников - праведных халифов Абу Бакра, Омара и Османа. По пути они останавливаются в городе Таифе, где Мухаммед скрывался от преследования мекканских язычников корейшитов. В этом городе расположена знаменитая мечеть Аббаса (дяди Пророка), где паломники совершают совместную молитву.

Прибыв в Медину, паломники направляются в Мечеть Пророка (Масджид ан-Наби) - вторую по значению после Запретной Мечети в Мекке. Совершив молитву, паломники-мужчины следуют в юго-восточную часть мечети, где находится усыпальница пророка Мухаммеда и могилы праведных халифов Абу Бакра и Омара. Подойдя к усыпальнице пророка, паломники произносят приветствие:

Мир тебе, посланник Аллаха, Его милость и благословение! Мир тебе, Пророк Аллаха! Мир тебе, лучшему Его творению! Мир тебе, господин посланников и имам богобоязненных! Свидетельствую, что ты довёл до людей послание, оправдал доверие, давал искренние советы общине, беззаветно боролся во имя Аллаха!

Затем паломники посещают две знаменитые мечети - Куба и ат-Таква. Совершив малое омовение (вуду) в месте проживания, паломники направляются в мечеть Куба, следуя наставлению пророка Мухаммеда: «Кто очистится в своём доме, затем придет в мечеть Куба и совершит в ней молитву, будет вознагражден так же, как и за умру». Согласно традиции, сам пророк посещал эту мечеть каждую субботу, когда жил в Медине . Другая мечеть, ат-Таква, была построена ещё во времена первого вступления Мухаммеда в Медину: она известна тем, что имеет два михраба (михраб - ниша в мечети, указывающая киблу) - один из них обращён в сторону Мекки, другой - в сторону Иерусалима .

Паломники-мужчины поднимаются на гору Джабаль ат-Таур, где пророк Мухаммед скрывался от преследований мекканцев, посещают кладбище Джаннат аль-Баки, на котором похоронены члены семьи Мухаммеда: дочь Фатима , внук Хасан и праведный халиф Осман , а также могилы павших за веру в битве при Ухуде.

Посещая Медину, мусульманин выполняет наставление пророка Мухаммеда, который говорил:

Тот, кто совершает хадж и не посещает меня - ничтожен. Тому, кто посетит мою могилу и поприветствует меня - воздастся ответным приветствием.

Условия, при которых хадж становится обязательным.

Человек должен быть:

1) мусульманином;

2) совершеннолетним;

3) разумным;

4) свободным от рабства;

5) знающим, что хадж является фардом (это условие для тех, кто принял Ислам и живет в немусульманской стране. Незнание обязанностей – фард не является уважительной причиной для мусульманина, проживающего в Исламской стране);

6) владеющим имуществом, которое позволит обеспечить проживание семьи отправляющегося в хадж до его возвращения;

7) имеющим деньги на дорогу в хадж и обратно;

8) время (прибывшим в хадж своевременно).

Кроме вышеперечисленных условий, есть и другие, которые называются условия выполнения хаджа.

Условия выполнения хаджа:

1) здоровье (не быть слепым, старым, слабым для совершения хаджа);

2) не должно быть препятствий для совершения хаджа (например, человек не должен находиться в месте заключения);

3) путь должен быть безопасным;

4) женщина должна быть в сопровождении мужа или другого махрама (за кого не может выйти замуж); по мазхабу Шафии: если нет мужа или другого махрама, то разрешается совершать хадж группой, в сопровождении не менее двух надежных женщин;

5) разведенная женщина может совершать хадж после идды (три цикла месячных у женщин).

При наличии вышеперечисленных условий хадж становится обязательным в первый же сезон хаджа.

Фарды хаджа:

1) вхождение в ихрам;

2) нахождение в долине Арафат;

3) таваф (Таваф – ритуальное обхождение вокруг Храма Каабы (Мекка) Ифада.

Ваджибы хаджа

1. Вхождение в Ихрам в Микате;

2. Отказ от действий, запрещенных в Ихраме;

3. Совершая таваф, находиться в состоянии омовения и с прикрытым ауратом.;

4. Совершая таваф, начинать обход со стороны Черного Камня. Обходить Каабу пешком, оставляя ее слева;

5. Совершать намаз в два раката после каждого тавафа (т.е. семикратного обхода);

6. Таваф совершать за пределами места, называемого Хатим;

7. Семикратный сай между Сафой и Марвой;

8. Сай начинать с Сафы, делая его на своих ногах (тем, кто может);

9. Стояние на Арафате до захода солнца;

10. Со времени рассвета и до восхода солнца праздничного дня находиться в Муздалифе;

11. Бросать камни в шайтана (колодцы) в Мине, (сказав «Бисмиллях, Аллаху Акбар»);

12. Выполняющим хадж Кыран или хадж Таматту делать жертвоприношение;

13. После бросания камней в Мине в течение первых трех дней праздника постричь волосы;

14. Довести являющиеся фардом четыре обхождения вокруг Каабы до семи;

15. Делать таваф «Ифада»(зияра) в дни праздника Курбан;

16. Завершая паломничество, совершить прощальный таваф.

ВИДЫ ХАДЖА

Сказал Всевышний Аллах в Коране:

«Стремитесь же опередить друг друга в добрых деяниях» («Аль-Бакара» 2/148).

Сказал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):

«Торопитесь с совершением хаджа, потому что никто из вас не знает, когда к нему придет смерть» (Абу Дауд, «Манасик» 5, Ибн Маджа, Манасик 1).

«Совершающие Хадж и умру в гостях у Аллаха. Что бы они ни попросили, Он им ответит. Если просят прощения, Он простит их» (Ибн Маджа, Манасик 5).

Существует три вида хаджа:

1. Хадж-ифрад это совершение хаджа без умры; совершающий хадж после облачения в ихрам делает намерение только на хадж и выполняет только обязательства хаджа; для того, кто выполняет хадж-ифрад, курбан (жертвоприношение) не является ваджибом;

2. Хадж-таматту` это совершение умры и хаджа входя в ихрам отдельно для каждого: совершающий хадж входит в ихрам для умры; совершив ее, выходит из ихрама и с наступлением времени хаджа вновь входит в ихрам для совершения хаджа. Для совершающих хадж-таматт ту` курбан является ваджибом.

3. Хадж-кыран это совершение хаджа и умры в одном ихраме: при вхождении в ихрам верующий делает намерение и на хадж, и на умру. Сначала паломник совершает умру, а затем, не выходя из ихрама, хадж. Совершающему хадж-кыран курбан так же является ваджибом.

Тот, кто собрался совершить хадж, по своему усмотрению может сделать намерение на любой из этих трех видов хаджа – при соблюдении всех условий каждый из них будет правильным.

Знаете ли вы, что хадж – это не один-единственный набор устоявшихся ритуалов, который совершает каждый паломник? На самом деле у паломника есть выбор из целых трех видов хаджа. Планируя совершить хадж, можно выбрать один из них: ифрад, таматту и киран.

Благодаря возможности выбора из этих трех видов паломник может совершить умру и хадж в удобной для него форме. В этой статье мы даем упрощенное описание каждого из трех видов хаджа.

Однако прежде чем приступить к их обсуждению, нужно иметь представление о том, в чем заключается разница между хаджем и умрой.

Разница между хаджем и умрой

Хадж и умра – это разновидности паломничества в исламе. Обычно о хадже говорят «большое паломничество» или просто «паломничество», а об умре – «малое паломничество».

И хадж, и умра предполагают поездку в Мекку ради совершения определенных ритуалов, таких как ихрам, таваф (обход Каабы), сай (хождение между холмами Сафа и Марва), бритье или стрижка волос.

Это основные ритуалы умры, тогда как в хадже есть и другие ритуалы, в том числе пребывание на горе Арафат в долине Мина и в долине Муздалифа возле Мекки.

Еще одно отличие между большим и малым паломничеством заключается в том, что хадж предписано совершать в строго определенное время, тогда как для умры подходит любое время года.

Только хадж или хадж и умра?

Чтобы разобраться в трех видах хаджа, давайте рассмотрим три случая:

1. Али живет в Саудовской Аравии и неоднократно совершал умру. Ему не составляет труда съездить в Мекку, поэтому он совершал малое паломничество всякий раз, когда представлялась возможность.

В прошлом году 8-го зуль-хиджа, за день до дня Арафа, он посмотрел по телевизору трансляцию хаджа и его так взволновало увиденное, что он тоже решил совершить хадж. Он, не мешкая, собрался и выехал в Мекку.

Но у него уже не было времени для умры и хаджа, поэтому он решил совершить только хадж. В конце концов, он совершал умру раньше и легко может повторить ее в будущем. Поэтому Али решил совершить только хадж. Иными словами, он выбрал ифрад .

2. Салих – очень занятой человек, предприниматель. У него такой плотный график, что ему очень сложно выкроить даже неделю. В этом году он хочет поехать в Мекку, чтобы совершить хадж и умру, но дело в том, что у него мало времени – только 5 дней. Он может приехать в Мекку 8 зуль-хиджа и уехать 12 хуль-хиджа. За такой короткий срок ему трудно совершить умру, а затем хадж.

Поэтому, оптимальный вариант для Салиха – совершить хадж аль-киран или хадж с двойным намерением. То есть, он имеет намерение совершить и хадж и умру и совершает ритуалы хаджа, которые ему засчитываются и за хадж, и за умру.

3. В этом году Умар хочет совершить хадж. Он долго ждал, много месяцев откладывал деньги, и теперь может впервые в жизни побывать в Мекке. В паломническом центре Умар выбрал пакет с довольно длительным пребыванием в Мекке: до начала хаджа он пробудет в священном городе две недели.Умар решил совершить в эту поездку и хадж, и умру – возможно, это его единственный шанс побывать в Мекке, поэтому разумно, если он совершит оба вида паломничества.

Поэтому, когда в этом году Умар будет в Мекке, он совершит умру, затем пробудет в Мекке время, оставшееся до хаджа и, наконец, вместе с другими паломниками совершит хадж.

На этих трех примерах мы узнали, какими могут быть разновидности хаджа. Паломник может выбирать любую из них, в зависимости от своих возможностей и обстоятельств. Итак, перечислим основные отличия между тремя видами хаджа:

  1. 1. Если паломник совершает только ритуалы хаджа, то его паломничество называется ифрад .
  2. 2. Если паломник совершает ритуалы хаджа с намерением совершить в то же время и умру, его паломничество называется киран . В этом случае ритуалы совершаются один раз, но с двойным намерением (и за хадж, и за умру).
  3. 3. Если паломник совершает умру, потом делает перерыв, а потом, когда наступает время хаджа, он начинает хадж и совершает его полностью, то это называется таматту .

Смысл названий

Название каждого вида хаджа понятно из их описаний.

Слово «ифрад» означает выделение чего-либо из ряда других, в данном случае – выделение ритуалов хаджа, то есть совершение только хаджа и ничего больше.

Слово «киран» означает совмещение двух вещей. В данном случае – совмещение намерения совершить хадж и умру одновременно.

- «таматту» значит «пользоваться, наслаждаться». Кажется, что данное слово не имеет с хаджем ничего общего. Но на самом деле, оно относится к паломникам, которые пользуются преимуществом совершения ритуалов обоих паломничеств во время одного путешествия, то есть, избавлены от забот двух отдельных поездок для хаджа и для умры и наслаждаются временем между хаджем и умрой.

Паломники, совершающие таматту или киран , обязаны принести в жертву животное в знак благодарности за преимущества, дарованные им Аллахом. Это называется «хади» - жертвоприношение.

Итак, систематизируем различия между тремя видами хаджа:

«За благословенный /1/ хадж воздаянием может быть
только Райская обитель» /2/.

Пророк Мухаммад

Филологическое значение слова «хадж» — «стремление, направление, намерение».

В терминологии шариата /3/ «хадж» — это устремление душой и телом в определенное место и время для выполнения специальных ритуальных действий. В данном случае таким местом является Священная Кааба и гора Арафат, расположенные на территории современной Саудовской Аравии. Что касается обозначенного Исламом отрезка времени для совершения хаджа, то это месяцы Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа по лунному календарю. Действия, из которых состоит обряд паломничества, будут объяснены ниже.

Пророк Мухаммад говорил: «Кто совершит паломничество и при этом не обмолвится ни одним плохим [несущим негатив] словом [за время пребывания на священных землях] и не совершит греха, тот вернется [домой] подобно только что родившемуся [то есть простятся ему все ранее совершенные прегрешения]» /4/ . В полной мере понять смысл данного пророческого изречения на уровне разума и сердца человек сможет, лишь окунувшись в атмосферу паломничества, физически и духовно приблизившись к истокам Единобожия, веры, жизни и вечности.

То, что происходит с верующим после паломничества (конечно же, если в нем имелась хоть малейшая душевная живость), трудно описать словами. Это надо пережить.

Совершение хаджа было вменено в обязанность мусульманам в конце 9 г. с момента переселения пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Медину с ниспосланием аята: «…Паломничество к Дому [Священной Каабе] — долг для людей пред Богом, тех из них, кто в состоянии это сделать. А кто не верует [безбожный или верующий, который имеет возможность, но не выполняет предписание Творца], то воистину, Всевышний не нуждается ни в одном из миров. [Ему не нужны покорность или поклонение ангелов, джиннов либо людей. Это они нуждаются в Нем. Им искать пути к Нему, к Его милости и всепрощению]» (Св. Коран, 3:97). В связи с истечением периода хаджа в год ниспослания приведенного аята Пророк совершил его на следующий, десятый год по лунному календарю. И это было его единственное паломничество.

С тех пор приверженцы Ислама со всех уголков земного шара, независимо от их цвета кожи, политических взглядов и убеждений, отрешаются на время от мирской суеты, чтобы предстать перед Господом (Который трансцендентен, не ограничен ни местом, ни временем) на земле пророков, освещенной немеркнущим светом Священной Каабы, и обратиться к Нему с просьбой о милости.

Обязательность хаджа

Хадж является одним из столпов Ислама. Его совершение раз в жизни — неукоснительная обязанность каждого мусульманина в соответствии с вышеприведенными словами Всевышнего. Другим указанием на обязательность паломничества служат строки, обращенные к пророку Аврааму: «Объяви [Авраам] людям о [необходимости] паломничества [к храму], они [несмотря на расстояния, услышат тебя] придут и пешими, и на исхудалых верховых животных [кто как сможет] из самых отдаленных уголков земли /5/ . Все это для того, чтобы (1) получили они с этого пользу [как мирскую, ведя параллельно торговые отношения, знакомясь с новыми людьми, так и вечную, совершая пред Господом миров соответствующие ритуалы на этой святой земле], (2) чтобы упоминали Творца в известные дни /6/ , (3) [поблагодарили Его и] за то, что дал им жертвенных животных (упоминали Его имя при заклании их), мясом которых они сами питаются и в обязательном порядке угощают нищих. А после пусть приведут себя в порядок [подстригут волосы и ногти, вымоются], исполнят обет [взятые на себя пред Богом обязательства, если были таковые] и совершат обход вокруг Каабы [так называемый «обход устремления» (таваф аль-ифада)]» /7/ (Св. Коран, 22:27-29).

Указанием Сунны на обязательность хаджа служит известное изречение Божьего посланника: «Ислам [религиозная составляющая жизни верующего] основывается на пяти столпах: свидетельстве того, что нет иного объекта поклонения, кроме Одного и Единственного Бога, и что Мухаммад — Его раб и посланник; выполнении молитвы-намаза; выплате закята; совершении хаджа и соблюдении поста в месяц Рамадан» /8/ .

Ученые едины во мнении об обязательности совершения хаджа хотя бы раз в жизни. В качестве аргумента приводится следующий хадис. Абу Хурайра передал: «Обращаясь к нам с проповедью, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнес: «О люди, Всевышний вменил вам в обязанность хадж, так совершайте же его!» Один из присутствующих спросил: «Каждый год, о посланник Аллаха?» Пророк молчал, пока вопрошавший не повторил свой вопрос трижды, и лишь после этого произнес: «Если бы я сказал: «да», то [совершение хаджа ежегодно] стало бы обязательным, но вам это будет не под силу [да и нет такой необходимости]» /9/ . В другом повествовании от Ибн ‘Аббаса добавлено: «Кто совершит больше одного [хаджа], то это — дополнительное деяние [то есть такое возможно, за это воздастся из Божьей милости, но это не обязательно]» /10/ .

Условия, необходимые для действительности хаджа

1. Исповедание Ислама.
2. Здравость рассудка.

Хадж является недействительным, если он совершается немусульманином или тем, кто психически болен, не в своем рассудке, поскольку эти категории не входят в число тех, на которых наложены какие-либо обязательства мусульманской религиозной практики.

Условия, при которых совершение хаджа становится обязательным

Совершение хаджа становится обязательным при наличии четырех общих для всех и двух специальных, дополнительных условий, касающихся женщин:

1. Исповедание Ислама.

2. Здравость рассудка.

3. Зрелость. Посланник Аллаха произнес: «Поднято перо (снята ответственность) с троих: спящего, пока не проснется; ребенка, пока не достигнет он совершеннолетия /11/ , и умалишенного, пока не обретет здравый рассудок» /12/ . Однако если малолетний ребенок, не достигший зрелости, совершит паломничество, это записывается ему как благое деяние, но не отменяет обязательности совершения полноценного хаджа в последующем при наличии соответствующих условий.

4. Возможность совершения хаджа. Имеется в виду материальная возможность, а также — безопасность пути. В Коране сказано: «…Паломничество к Дому [Священной Каабе] — долг для людей пред Богом, тех из них, кто в состоянии это сделать» /13/ (Св. Коран, 3:97). Материальная возможность подразумевает отсутствие долгов, наличие необходимых жизненных условий на постоянном месте жительства (социальный и бытовой минимум), материальную обеспеченность семьи и других опекаемых на время отсутствия опекуна, совершающего хадж; наличие собственных средств на дорогу и для прохождения всех ритуалов хаджа /14/ .

Возможна материальная протекция /15/ одного человека другому в вопросах паломничества, но принимать таковую не обязательно, наличие таковой не обязывает к отправке в хадж. Человек имеет право принять ее или же подождать обретения собственного материального достатка /16/ .

Относительно женщин действуют еще два условия.

Первое условие: сопровождение их в хадже близким родственником или мужем. В достоверном хадисе сказано: «Не разрешается [неэтично] женщине отправляться в путь, который длится три дня, не иначе как в сопровождении близкого родственника» /17/ . Отсутствие такого сопровождающего отменяет обязательность совершения хаджа для данной женщины. Кроме того, многое зависит и от согласия мужа /18/ .

Некоторые ученые, в числе которых богословы шафиитского мазхаба, допускают совершение женщиной паломничества с группой заслуживающих доверия женщин.

Второе условие: недопустимо для женщины совершать хадж в дни послеразводного периода (три месяца) или траура по случаю смерти мужа (четыре месяца и десять дней), во время которых она не имеет права вновь выходить замуж /19/ .

Время совершения хаджа

В Священном Коране сказано: «Паломничество (хадж) [совершается] в определенные [известные еще со времен Авраама] месяцы» (см. Св. Коран, 2:197) /20/ .

Ученые ханафитского и шафиитского мазхабов едины во мнении о том, что упомянутыми в Коране месяцами совершения хаджа являются Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа по лунному календарю. Вместе с тем, они имеют разные точки зрения относительно десятого дня месяца Зуль-хиджа, то есть дня жертвоприношения. Абу Ханифа, опираясь на хадис «День великого хаджа — это день жертвоприношения» /21/ , считал, что весь десятый день входит в месяцы хаджа. Имам аш-Шафи‘и утверждал, что месяцы хаджа подразумевают Шавваль, Зуль-Ка‘да и первые десять ночей месяца Зуль-хиджа, то есть они продолжаются до восхода утренней зари последнего десятого дня.

Микат

В переводе с арабского языка слово «микат» означает «предел, край, рубеж». В канонической терминологии «микат» — это определенное время и границы территории, предназначенные для вхождения в состояние ихрама. Ихрам, помимо того, что это специальное одеяние, надеваемое паломником, — также и намерение, символизирующие особое состояние ритуальной чистоты.

Человек, вознамерившийся совершить хадж, пересекая микат, обязан войти в состояние ихрама и проговорить соответствующее намерение. При этом для мужчин существует определенное правило — им необходимо заблаговременно облачиться в одежду, состоящую из двух отрезов чистой белой полотняной материи. Один из них набрасывается на шею и плечи, а другим опоясываются /22/ . Для женщин такое условие отсутствует. Они одеваются в обычную для них одежду, соответствующую нормам одеяния женщины /23/ .

В случае пересечения миката без соблюдения упомянутых ритуалов (соответствующее одеяние и намерение паломника) человек обязан принести в жертву животное или вернуться к обозначенному месту для их восполнения. Вхождение паломника в состояние ихрама заблаговременно, до миката, например, в месте его постоянного пребывания, считается, по мнению всех богословов, допустимым. Богословы-ханафиты даже считают это наилучшим.

Микат жителей Мекки отличается от миката всех тех, кто живет за ее пределами. Проживающие на территории этого города входят в состояние ихрама для совершения хаджа в самой же Мекке. Что касается ‘умры, малого паломничества, то наилучшим микатом для его совершения, по мнению ученых ханафитов, является ат-Тан‘им, затем аль-Джи‘рана, после этого аль-Худайбия. Ученые же шафиитского мазхаба оговаривают следующую приоритетность местностей: аль-Джи‘рана, ат-Тан‘им, затем аль-Худайбия.

Для живущих за пределами Мекки, желающих совершить хадж или ‘умру, существует пять микатов — соответственно всем ее сторонам /24/ :
— микат жителей Медины — Зуль-хулейфа (Эбар ‘алий);
— микат жителей Сирии, Египта и Марокко — аль-Джухфа;
— микат жителей Ирака и некоторых других восточных стран — Зату ‘ирк;
— микат жителей Йемена и Индии — Ялямлям;
— микат жителей Наджда и Кувейта — Карн аль-маназиль.

Любой, кто вознамерился совершить хадж или ‘умру, при пересечении одного из данных микатов обязан войти в состояние ихрама. К примеру, паломник, летящий самолетом через Амман или из Аммана, входит в состояние ихрама, ориентируясь на аль-Джухфу. Для этого за 15 минут до подлета к данной местности в самолете делается специальное объявление, после которого паломник, заранее облачившийся в одежду ихрама, готовится к произнесению намерения совершить хадж или ‘умру.

Что касается тех, кто проживает на территории между Меккой и микатом, то для них местом вхождения в ихрам является их же дом.

Основное и малое паломничества

Основное паломничество — хадж — совершается лишь в определенное время (месяцы Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа по лунному календарю) и с соблюдением свойственных ему ритуалов, которые будут описаны ниже.

Малое паломничество — ‘умра — может быть совершено в любое подходящее для верующего время, имеет набор отличных от хаджа ритуальных действий.

Виды хаджа (основного паломничества)

Существует три вида обрядов, связанных с выполнением священной обязанности — хаджа:

1. аль-Ифрад;

2. ат-Таматту‘;

3. аль-Кыран.

Хадж аль-Ифрад

Данный вид хаджа подразумевает выполнение только обрядов хаджа — основного паломничества. Паломник, входя в состояние ихрама, должен иметь соответствующее намерение. И после облачения в ихрам произносит следующие слова:

В данном случае принесение в жертву животных не является обязательным для паломника.

Хадж ат-Таматту‘

Этот вид хаджа подразумевает совершение в течение обозначенных месяцев сначала обрядов ‘умры (малого паломничества), а затем хаджа (основного).

Паломник входит в состояние ихрама с намерением совершить только ‘умру и произносит:

После завершения всех действий, связанных с ‘умрой, паломник, сбрив или слегка укоротив волосы на голове, выходит из состояния ихрама. Затем он дожидается восьмого дня месяца Зуль-хиджа, когда вновь вступает в состояние ихрама, но уже в самой Мекке, и для совершения хаджа произносит вслух следующие слова:

Паломнику, совершающему хадж ат-Таматту‘, надлежит принести в жертву животное, являющееся, по мнению ученых-ханафитов, благодарственным. Поэтому они допускают употребление в пищу мяса животного человеком, принесшим его в жертву, а шафииты — нет. Тот, кто не в состоянии совершить жертвоприношение, соблюдает пост в течение трех дней во время хаджа и семи дней по его окончании.

Хадж аль-Кыран

В данном виде хаджа паломник соединяет вхождение в состояние ихрама, связанного с хаджем (основным), с вхождением в состояние ихрама, связанного с ‘умрой, и имеет намерение совершить хадж и ‘умру вместе. Верующий после вхождения в состояние ихрама произносит следующие слова:

Выполнив обряды ‘умры, паломник продолжает находиться в состоянии ихрама до принесения им в жертву животного на десятый день Зуль-хиджа.

Совершающим хадж аль-Кыран, как и при ат-Таматту‘, необходимо принести в жертву животное. Мясо данного животного, по мнению ученых ханафитов, допускается употреблять в пищу тем, кто принес его в жертву, а по мнению шафиитов — нет. Тот, кто не в состоянии принести в жертву животное, соблюдает пост в течение трех дней во время хаджа и семи дней по его окончании.