Меню
Бесплатно
Главная  /  Он/Она  /  Значение праздника успение. Успение - что такое? Успение Пресвятой Богородицы

Значение праздника успение. Успение - что такое? Успение Пресвятой Богородицы

Он входит в число важнейших после Пасхи

28 августа православные христиане празднуют Успение Пресвятой Богородицы. Это важный праздник для последователей христиан большей части конфессий, однако католики отмечают его 15 августа по григорианскому календарю. Этот праздник является одним из важнейших в православии.

Хотя в канонических текстах не говорится о времени и обстоятельствах кончины и погребения Богородицы, эти события упоминаются в более поздних апокрифах. Сам праздник является достаточно поздним - первые достоверные известия о нём в греческой Церкви начинаются лишь с конца VI века. 15 августа по юлианскому календарю, по всей вероятности, было выбрано из-за того, что ранее в этот день отмечался под названием «Исполнение Марией Богородицей правила на второй миле от Вифлеема».

Успение Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым праздникам - двенадцати важнейшим праздникам в православии после Пасхи. При этом по статусу он уступает Господским праздникам, посвященным описанным в Новом Завете событиям из жизни Иисуса Христа. Можно отметить, что Успение Пресвятой Богородицы является последним двунадесятым праздником по хронологии церковного года, который начинается в сентябре, а Рождество Пресвятой Богородицы, отмечаемое 21 сентября - первым.

Как и в случае со множеством других дат православного календаря, у восточных славян существовал народно-христианский праздник, приуроченный к церковному. Этот день назывался Обжинки или Дожинки, и в него крестьяне проводили обряд завершения жатвы хлебов. Во время праздника в хозяйстве, где осталось ещё не убранное поле, его дожинали толокой, то есть с помощью добровольцев из других хозяйств.

По старинному обычаю на сжатом поле оставляли небольшую часть не срезанных колосьев, связывая их лентой. В Полесье в последние колоски клали хлеб-соль. Этот обряд называли «завиванием бороды», и корнями он уходит в языческие поверя о духе поля, который скрывается в последнем несжатом снопе. Этот сноп было принято наряжать в сарафан или обвивали ситцевыми платками[

Ещё одной традицией было молиться перед иконой «Прибавление ума» об успешном обучении.

Считалось, что после Обжинок могут наступать так называемые Рябиновые ночи - ночи с сильной грозой или зарницами.

День Успения Пресвятой Богородицы - важное событие из пребывания Матери Божьей на земле, которого нет в Святом Писании. Это явление подробно описано Преданиями Святых.

Праздник Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии отмечается 28 августа, как память о чудесном восхождении Матери Божьей на Небеса для встречи с Сыном, Отцом и Духом Святым.

Исторические сведения о чудесном дне

Неверующим людям не понятна радость верующих, отмечающих этот праздник. «Успение» означает как смерть, так и сон. Для последователей Иисуса смерть является первым шагом для встречи с Христом. Евангелие от Иоанна говорит от имени Иисуса, что верующим в Него будет дарована жизнь вечная.

28 августа в день Успения Пресвятой Богородицы православный мир вспоминает чудные события из жизни Святой Девы, предшествовавшие ее уходу из жизни и после него.

Иисус, пребывая на кресте в страшных мучениях, не забывал о Своей Матери. По Его просьбе дальнейшую заботу о Матери Божьей взял на себя апостол Иоанн. В доме его родителей Дева прожила до встречи с архангелом Гавриилом. Божий посланник возвестил Богородице радостную для Нее весть, что через 3 дня Ее жизнь на земле подойдет к концу.

За это время Пресвятая Дева прибрала в светлице и высказала перед Богом только одно пожелание - увидеть перед уходом оставшихся на земле апостолов, разбросанных по всей земле.

Чудным образом, силой Духа Святого верные ученики Иисуса собрались у постели ожидавшей своей кончины Богородицы. Сам Спаситель появился около ложа Богоматери, и принял ее душу, обняв, как младенца Своими руками.

Перед уходом в Небеса Пречистая Дева с огромным смирением и верой попросила Сына даровать благословение всем людям, почитающим ее, как Богородицу.

Как только душа ее оказалась в руках Сына, пение ангелов наполнило светлицу. Гроб с телом усопшей Богородицы отнесли в Гефсиманский сад для захоронения в пещере.

Апостол Фома не успел проститься с Пресвятой Матерью, он прибыл уже после ее захоронения через три дня. Все это время апостолы молились у Святой могилы.

По великой просьбе Фомы апостолы отодвинули камень пещеры, чтобы дать верному ученику Иисуса проститься с Его Матерью. Великое удивление и радость ожидала апостолов - гроб оказался пустым. Пресвятая Богородица вознесена была ангелами на небо

День ухода в Небеса Богородицы стал ярким доказательством, что верных поклонников в духе и истине, ждет Царство Небесное, а перед иконой, посвященной этому дню, ежедневно молятся тысячи верующих.

Успение Пресвятой Богородицы

Молитвы Богородице

В акафисте Успению Пресвятой Богородице вспоминается о последних днях Богоматери и Ее чудном вознесении.

Читая молитву Пречистой Богородице, которую можно произносить не только на Успение Богоматери 28 августа, а и при всяком прошении, православные верующие просят:

  • помочь пройти достойно пост;
  • наставить молодежь;
  • уберечь девиц в чистоте до свадьбы;
  • матерям дать мудрость быть тихими и ласковыми;
  • избавление пленникам;
  • обеспечение вдовым;
  • путешествующих сохранить в дороге.

Читайте о Богородице:

В чем смысл праздника

Светскому пониманию не дано понять радости православных в день смерти Девы Божьей. Два противоположных понятия - радость и смерть соединить воедино доступно, приняв за истину слова апостола Павла, что смерть - временный сон, пока душа не воскреснет.

Важно! Празднование Успения Пречистой Девы Марии - ода жизни вечной, когда по слову Бога умершие в вере люди насладятся вечностью, где не будет горя и слез.

О других Богородичных праздниках:

На Успение люди радуются и благодарят Иисуса Христа, Матерь Божью за великую милость войти в Царство Божье.

Чем Святая Дева заслужила поклонение людей

Земную жизнь Божией Матери нельзя назвать обычной с самого начала. Еще с младенчества маленькой Марии была уготована миссия стать великой личностью в истории человечества - даровать земную жизнь Богу Сыну.

Икона Пресвятой Богородицы

Детские годы

Родителями Девы были люди набожные. Род отца Иоакима брал свое начало от царского рода Давида, родословная матери Анны начиналась с первосвященника Аарона.

Будучи совсем крохой трех лет, Мария пришла с родителями в храм , и была введена в ту часть Иерусалимского храма, допуск в которую был строго ограничен даже для священнослужителей. Родители еще до рождения девочки посвятили Ее Богу.

Святая Святых являлась хранилищем ковчега Господнего, в котором под строжайшим контролем хранились:

  • каменные плиты с высеченными на них 10 заповедями, данными пророку Моисею Богом на горе;
  • манна небесная, падающая с небо во время выхода еврейского народа из Египта;
  • Ааронов жезл, расцветший при решении спора среди священнослужителей.

Даже первосвященник, входящий в Святая Святых обязан был пройти обряд очищения, а маленькую девочку ввели туда без соблюдения традиций, ибо она не нуждалась в очищении по Своей святости.

Жизнь девочки при храме проходила наполненная молитвой, трудом и рукоделием. Она пряла лен и шерсть, вышивала лентами из шелка. Ее любимым занятием был пошив священнической одежды. Мечта юной искусницы заключалась в одном - служить Богу.

За 11 лет пребывания в храме Мария превратилась в благочестивую, покорную Богу девушку, давшей обет остаться девственной и принадлежать только Богу.

Время девичества

По храмовым законам, девицам старше определенного возраста не разрешалось жить при храме, они обязаны были выйти замуж.

Чтобы не нарушать закон и уважить обет, данный Девой Богу, первосвященником Захарией был придуман особый план. Девушку обручили с Иосифом, старцем в возрасте 80 лет.

Родословная плотника Иосифа начиналась с рода царя Давида. В его семье строго соблюдали все еврейские традиции и законы. Особенно чтилось Святое Писание.

Иосиф обладал особыми качествами характера, такими как:

  • скромность;
  • искренность;
  • решительность;
  • благородство;
  • миролюбивость;
  • честность.

Богобоязненность Иосифа стала главным показателем при выборе в мужья Святой Деве, ибо Господь увидел сердце плотника и доверил ему девочку. Иосиф знал об обете Марии и обещал его уважать и поддерживать.

От первого брака у плотника было шестеро детей, 4 сына и 2 дочери. Младшая дочь Иосифа проживала с ним и Марией. Обе девушки стали близки, как сестры.

По слову архангела Гавриила Дева Мария получила весть о рождении Иисуса, а Иосиф был осведомлен о том, что в чреве Девы ребенок от Духа Святого.

Земная жизнь Богородицы

Родившийся в Вифлееме Иисус, которому Богоматерь подарила частичку своей плоти, нуждался в уходе, его обеспечивала благочестивая Дева.

Матери Божьей была дарована честь стать свидетельницей первого чуда, сотворенного Иисусом на земле. По просьбе Пречистой Девы Ее Сын превратил воду в вино на свадебном пиру, тем самым уберег семью жениха от позора.

Зная Божественную силу Сына, Богородица до сей поры никогда ни о чем не просила Его, пребывая все время в послушании и благоговении. Однако, сложившаяся ситуация заставила Матерь Божью просить сына за бедных. Иисус, видя Ее искреннее отношение к людям, дарует милосердие.

Во всех путешествиях и страданиях Мать пребывала с Иисусом, разделяя с Ним опасности, преследования, скитания, но основная боль ждала Марию впереди.

Стоя у ног распятого Сына, она слышала глумливые крики и видела все издевательства над Его телом, но все перенесла в молчании, веря в обетования Бога. После распятия Иисуса Богородица перенесла свою заботу на апостолов, став для них Матерью.

Говорят, что основными одеждами Святой Марии были скромность и простота. Все, кто видел Матерь Божью, восхищались ее любовью к людям и красотой. Тихая, скромная Богородица и поныне остается образцом чистоты и благородства души. Всегда благожелательная, готовая прийти на помощь, почитающая старших, Матерь Иисуса, прожившая на земле около 72 лет, оставила всем женщинам земли яркий пример наследования.

Явление Архангела Богородице

Что запрещено делать на Успение

С одиннадцатого века Русская Церковь определила день ухода из земной жизни Матери Божией как радостный день, поэтому грустные мысли, тоска не должны посещать умы православных.

Важно! Этот день под запретом для ругани, проявления злобы, начинания ссоры, сквернословия.

Склоки на протяжении этого дня могут принести скандалы в семью на целый год.

Истинно верующие люди, соблюдая вторую заповедь Христа о любви к ближнему своему, должны научиться жить, благодаря Бога с радостью, на протяжении всей жизни.

Очиститься от греха, оставить все обиды, непрощение, прийти с радостью и прощением к этому празднику помогает Успенский пост, который отмечают 14 - 27 августа.

Народные поверья

По народным поверьям, землю называют матушкой. На Успенье нельзя было топтать землю босыми ногами.

Так же запрещается «колоть» ее острыми предметами. За неуважение к земле люди боялись остаться без урожая на следующий год.

Хождение по росе грозило многими хворями.

Ныне считается, что неудобная обувь, обутая на праздник, может принести проблемы на целый год.

Разношенная, не совсем новая обувь на этом праздновании - признак не бедности, а ожидание комфорта до следующего святого праздника.

Хозяйки стараются заранее подготовиться к празднику, чтобы потом ничего не резать, даже хлебные изделия ломают руками.

Следует помнить, что православная церковь негативно относится к приметам и суевериям, поэтому не стоит уделять им большого значения.

Что необходимо сделать в этот день

Отмечается радостное событие посещением церкви, присутствием на торжественном богослужении.

Перед началом службы необходимо поставить свечу, молясь, благословить всех родственников и близких людей.

Это очень важный день, когда Матерь Божья по-особенному слышит молитвы о детях. Посещая церковь, следует просить:

  • здоровья малышам;
  • хорошей доли неженатым детям;
  • чтобы не отступили от веры;
  • о помощи пройти мирские соблазны.
Совет! При выходе из церкви принято раздавать милостыню нуждающимся, просящим не только около храма, но и рядом живущим. Радость на этом празднике должна быть у всех, особенно у тех, кто финансово не защищен.

Памятный день небесного ухода Богоматери дарит счастливую семейную жизнь тем парам, которые проведут сватание на протяжении праздника.

Хозяйкам не запрещено делать заготовки, особенно солить огурцы, помидоры, собирать оставшиеся на огороде овощи.

Это время благоприятно для лесных походов, чтобы собирать грибы, калину, также снимают урожай груш и яблок.

Какие приметы важны для следующего года

Погодные приметы этого дня принято передавать по поколениям.

  • Старые люди говорят, что с Успения солнышко готовится спать.
  • Тепло этого дня прогнозирует холодную осень.
  • Дождик станет вестником сухих осенних дней.
  • Теплую осень предскажет радуга, появившаяся на небе 28 августа.
  • Обилие паутины предвещает морозную, малоснежную зиму.
  • 28 августа празднуется не день смерти, а великое обетование иметь жизнь вечную.

Посмотрите видео о празднике Успения Богородицы

Событие праздника и его эортологическая динамика

В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание, в частности такие пространные апокрифические сказания, как «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского патриарха Модеста († 632), слова преподобного Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три слова преподобного Иоанна Дамаскина. Все эти источники датируются VIII веком.

Однако существуют и более ранние свидетельства. Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке об Ее Успении писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на небо сохранилось в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский.

Если суммировать все имеющиеся сведения, информативность и достоверность которых неодинакова, можно сказать, что ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых людей вооружила против Нее, чем были вызваны покушения на Ее жизнь. Но Бог хранил Ее от врагов. Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила к святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним.

В одно из таких посещений пред Нею предстал архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь вечно блаженную. В залог архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой).

Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с небес, заключавший Ее молитву словом «Аминь». Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и небесных сил бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, подобно орлам, чтобы послужить Матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно вопрошали: для чего Господь собрал их в одно место?

Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу.

Войдя к Матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненной духовного веселья. Во время беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, Иерофеем, Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней.

Настал 3-й час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно заблистал неизреченный свет Божественной Славы, пред которым померкли пылавшие свечи. Видевшие это ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъяснимого света, и сошел Сам Царь Славы – Христос, окруженный множеством ангелов, архангелов и других небесных сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.

Тогда раздалось радостное ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты как Царицы Небесной, с благоговейным страхом ангелы взывали: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем и Той достойную честь воздати немощно» (стихира праздника на Господи, воззвах ). Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, херувимы и серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.

Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости. Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовью прикасавшихся к священному одру.

Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению. Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона и следовало через весь Иерусалим в Гефсиманию.

Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших и самое тело Матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видели. Многие из злоумышлявших были поражены слепотой.

Иудейский священник Авфония из зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы. Но ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к одру. Видя такое чудо, Авфония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа.

Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения.

Вечером, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни». Это чрезвычайно обрадовало апостолов и всех бывших с ними. Они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа»), и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Так было положено начало чину возношения панагии – обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне соблюдается в монастырях.

Вопрос о дате Успения Божией Матери вызывает споры: Евсевий Кесарийский называет 48 год по Р.Х., Епифаний – 58-й, Мелитон Сардский – 55-й, Никифор Каллист – 44-й, есть и иные мнения .

Доподлинно неизвестно и в каком возрасте почила Богородица. Можно рассуждать так. При Ее погребении присутствовал святой Дионисий Ареопагит. Он обращен в веру апостолом Павлом в 52 году, три года путешествовал с ним, был в Иерусалиме у Божией Матери, затем жил в Афинах, где принял епископство. Следовательно, прибыть на погребение Пречистой он мог не ранее 57 года. Считается, что Рождество Христово последовало на 15-м году жизни Марии. А значит, к моменту Успения Ей было 72 года.

Если исходить из вышесказанного, становится очевидным, что и праздник в честь Успения Богородицы не мог возникнуть рано.

Церковь гораздо ранее пришла к мысли о праздновании дня смерти мучеников, чем Успения. Показательно, что в Сирском месяцеслове III–IV веков, в котором каждый день года имеет память какого-либо святого, не содержится ни одного Богородичного праздника. Причина такого явления понятна: мученики страдали и умирали на глазах всех, и дни кончины были запечатлены в сердцах христиан. Что касается Богоматери, нужно было позднейшее богословское углубление в догмат воплощения и посягательство ересей на Ее достоинство, имевшее место только в V веке, чтобы обратить благоговейное внимание христиан на личность Богородицы.

Богородичные праздники, или, точнее, один такой праздник, впоследствии распавшийся на несколько, возникли, должно быть, в связи с Рождеством Христовым (или Богоявлением, ранее совпадавшим и даже отождествлявшимся с Рождеством Христовым). Поэтому нынешний Собор Пресвятой Богородицы 26 декабря является эортологическим прототипом Богородичных праздников.

Так, и у несториан праздник Пресвятой Марии расположен в календаре тотчас по Рождестве Христовом. В коптском календаре VII века на 16 января (вскоре после отдания Богоявления) попадает рождение Госпожи Марии, а в месяцеслове IX столетия 16 января маркируется как «смерть и воскресение Богородицы».

Согласно древнеармянскому Лекционарию, «день Марии Богородицы» празднуется 15 августа (ср. документы VII Вселенского Собора 787 года, которые фиксируют, что Успение празднуется 15 августа).

В целом ряде богослужебных памятников для Успения установлена чрезвычайно широкая хронологическая амплитуда – между январем и августом. В древнеримском псевдо-иеронимовом Мартирологе (VII в.) 18 января показано как depositio (кончина) Beatae Mariae, a 14 августа – как assumptio (взятие на небо). Подобное разделение знаменательно. Оно демонстрирует, как уже тогдашняя Церковь смотрела на кончину Богоматери: не отрицая телесной смерти Богоматери, она верила, что за этой кончиной последовало воскресение, хотя, по-видимому, думала, что оно произошло не так скоро, как предполагает позднейшее предание.

В более позднем римском календаре (VIII в.) положен уже один праздник – Успение, 15 августа (ср. также Сакраментарий папы Геласия в редакции VII столетия). При этом Галльская Церковь, по свидетельству Григория Турского († 594), праздновала Успение в январе (см. Готико-Галликанский и Люксовиенский миссалы VII–VIII вв.).

В Греческой Церкви достоверные cведения об анализируемом празднике фиксируются только с конца VI столетия. Никифор Каллист утверждает, что празднование Успения установил император Маврикий (592–602). Однако многочисленные факты заставляют усомниться в такой поздней датировке. В Константинополе было множество храмов в честь Пресвятой Богородицы, построенных Константином Великим, Пульхерией, что не может не свидетельствовать о празднике в честь Нее.

По всей вероятности, еще до Маврикия Успение в столице Византии было местным и необязательным праздником. Император, в благодарность за победу, одержанную над персами 15 августа, сделал это празднование общецерковным (см. свидетельства Стишного пролога). Данная версия приобретает доказательную силу, если вспомнить эортологическую историю Сретения.

И на Западе праздник Успения в это древнейшее время не был общераспространенным. Замечательно, что в Папской книге VII столетия под 15 августа представлено греческое наименование праздника – Успение. В Евангелиарии 740 года дается надписание: Sollemnita de pausatione sanctae Mariae (Торжество отдохновения Святой Марии).

Однако в Сакраментарии, который папа Адриан I (772–775) отослал Карлу Великому, уже употреблено иное название праздника – Принятие Марии на небо.

Не исключено, что подобная вариативность в назывании связана, среди прочего, с таким обстоятельством: по крайне мере, до XII века указанный праздник на Западе в торжественности уступает дням особенно чтимых святых.

Праздник в православном богослужении

В отличие от многих других праздников, диахронические изменения Успения Пресвятой Богородицы – прежде всего, в силу достаточно позднего установления – зафиксированы в восточно-христианской традиции в самых мельчайших подробностях. См., например, грузинский перевод Иерусалимского канонаря, где Успение указывается под 15 августа.

Чрезвычайно подробные замечания в связи с Успением Пресвятой Богородицы приведены в уставе Святой Софии Константинопольской. Этим данное празднование существенно отличается от Введения во храм Пресвятой Богородицы, которое всего лишь обозначается.

Согласно уставу, накануне праздника все собирались в церкви и оттуда с литанией шли на площадь, где совершались обычные молитвы. По возвращении служилась Божественная литургия. По отходе пелся тропарь (глас 8) Блажим Тя вси роди , то есть современный ипакои.

На вечерне были три чтения. Далее: тропарь 1-го гласа В рождестве девство сохранила еси, ектения просительная, великое Господи, помилуй ; Премудрость – и начиналось чтение, а после него следовала панихида, чин которой утрачен.

Прокимен, Апостол и Евангелие на литургии положены те же, что и теперь (изменился только второй аллилуарий: не Клятся Господь Давиду Помяни сонм Твой ).

Таким образом, вместо нынешнего богатого разнообразия праздничной гимнографии данный устав содержит лишь две песни. Зато он чтит праздник торжественной литанией (крестным ходом по городу) накануне.

Нечто подобное современный Типикон сохранил лишь для праздников Сретения, Благовещения и Пасхи. Кроме того, устав Великой церкви позволяет непротиворечиво датировать успенские тропарь и ипакои – В рождестве девство , Блажим Тя вси роди.

Константинопольский Софийский устав назначает лишь один день для праздника Успения, если не считать того, что на второй день праздника назначается служба в храме Богородицы вблизи Ксиролофа (подобно тому, как на второй день Рождества Христова назначается собор Богородицы во Влахернах).

Следующей структурно-содержательной ступенью в богослужебном развитии Успения Пресвятой Богородицы можно считать краткий устав Студийского монастыря в Константинополе. В данном типиконе рассматриваемый праздник впервые выходит за пределы одного дня.

В уставе константинопольского Евергетидского монастыря с практикой XI века (по рукописи XII столетия) данная линия находит продолжение. И для Успения Пресвятой Богородицы кодифицируется уже предпразднство и попразднство, равное современному, то есть до 23 августа (восемь дней). Однако и предпразднство, и попразднство отличаются еще меньшей торжественностью, чем в настоящее время. Показательно также, что праздничное бдение состояло не из вечерни, которая всегда служилась отдельно, а из паннихиса и утрени.

Отдельного рассмотрения требует Пролог к Евергетидскому типикону, где есть глава об Успении, гласящая: «Успение должно праздноваться у вас светло, – светло и торжественно, ибо это праздник праздников и торжество торжеств». Итак, «на каковой (праздник) и раздаяние пищи (diadosin – греч.) в пилоне (колоннада, паперть) заповедуем совершать, насколько есть возможность и насколько изобилует рука ваша» . Подобные рекомендации содержат и другие типиконы рассматриваемого типа, например Николо-Казолянский.

Переходя теперь к многочисленным разновидностям Студийского устава и сравнивая их с современной кодификацией, изменения можно обнаружить в основном в ранжировании гимнографии разных частей всенощного бдения, а также праздничных, предпраздничных и попраздничных песнопений.

Несколько слов нужно сказать об Успенском посте, который длится с 1 по 14 августа и занимает по святости (степени воздержания, принятой для него) первое место после Великого поста, превосходя этим Рождественский. В течение его запрещается вкушение рыбы и растительного масла (исключения в последнем случае составляют субботние и воскресные дни).

Успенский пост, естественно, как и сам праздник, характеризуется сравнительно с остальными постами меньшей древностью.

История данного поста чрезвычайно назидательна, поскольку он установлен без содействия столь могущественной в Церкви силы Предания, а зиждется на прочном фундаменте благоговейной любви к Богородице.

Обращаясь к церковным памятникам, впервые указание (надо сказать, весьма специфическое и не слишком внятное) на Успенский пост можно встретить в типиконе южно-итальянского Николо-Казолянского монастыря, то есть в XII веке . Отныне необходимость пощения (в Кормчей книге, в трудах Анастасия Кесарийского XI–XII вв. и проч.) обосновывается ссылками на Антиохийских патриархов. Из их свидетельств делается вывод о том, что Успенский пост, будучи выделенным из поста святых апостолов, соблюдался еще до императора Льва Мудрого, то есть до IX столетия.

Никон Черногорец говорит об Успенском посте, что те, которые не соблюдают его, не имеют для себя основания в древности, однако и соблюдающие его утверждаются не на апостольском предании, а на обычае последующих времен .

Итак, Успение Пресвятой Богородицы является в настоящее время великим двунадесятым праздником, который имеет стабильную календарную дату и располагает одним днем предпразднства (14 августа) и восемью днями попразднства (отдание совершается 23 августа).

Последование на преставление Пресвятой Богородицы

Для того чтобы картина праздника Успения была более полной, следует прокомментировать чин погребения Богоматери – Последование на преставление Пресвятой Богородицы. Эта служба установлена в Гефсимании. Здесь, на месте захоронения Богородицы, устроена богато украшенная базилика, главное средоточение успенских празднований.

Итак, утром 14 августа, с 9–10 часов, совершается особая служба погребения Богоматери, состоящая из пения 17-й кафизмы с припевами – похвалами, подобными великосубботним. Служит патриарх. По каждении им одра с плащаницей Богоматери в пещере погребения Ее, после обычного начала службы (Трисвятое до Отче наш ), одр с плащаницей выносится на середину храма под паникадило. За одром становится патриарх, а по бокам его до царских дверей – архиереи, архимандриты и иеромонахи. Первосвятитель входит опять в пещеру, чтобы оттуда начать каждение всего храма, которое и совершается при пении 1-й статьи погребальных похвал: Жизнь во гробе полагается . Статья, как и в Великую субботу, заключается ектенией с возгласом патриарха. На 2-й статье – Достойно есть величати Тя – кадит (только пещеру и одр) и произносит возглас старейший архиерей. На 3-й статье положено: Роди вси песнь погребению Твоему приносят, Дево , и кадит второй архиерей. 3-я статья, как и в Великую субботу, переходит в пение воскресных тропарей: Ангельский собор . После ектений следуют ексапостиларий праздника (Апостоли от конец земли ), хвалитные стихиры и великое славословие. На его Трисвятом , поющемся протяжно, одр с плащаницей выносится иереями на верхнюю площадку базилики, где произносится ектения. Далее одр перемещается опять на середину храма при пении ексапостилария и стихиры С громом на облацех Спас посылает апостолы к Рождшей . Затем патриарх творит отпуст .

В России погребальный чин на Успение ранее совершался только в Киево-Печерской лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой лавры. При этом в Киево-Печерской лавре он не составлял отдельной службы, как в Гефсимании, а присоединялся к полиелею за всенощной в сам праздник.

В настоящее время последование на преставление Пресвятой Богородицы осуществляется повсеместно.

В Гефсиманском скиту святителем Филаретом (Дроздовым) установлен, кроме Успения, и праздник воскресения и вознесения Богоматери, который празднуется 17 августа. Являясь литургическим обычаем, празднование, однако, не подкреплено общепринятыми уставными рекомендациями. Накануне совершается чин погребения Пресвятой Богородицы, а утром установлена литургия с крестным ходом и иконой «Вознесение Богородицы».

Иконография праздника

События Успения Пресвятой Богородицы также детально представлены в иконографии, полноценное формирование которой относится к постиконоборческой эпохе.

Концом X века датируются две пластины из слоновой кости – для оклада Евангелия императора Оттона III из Баварской библиотеки в Мюнхене и плакетка из музея Метрополитен в Нью-Йорке . Общая композиция сцены Успения в обоих памятниках станет традиционной для искусства Византии и Древней Руси. Богоматерь изображается в центре на ложе, по сторонам от Нее – плачущие апостолы, за ложем стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленатого младенца.

Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Образы Успения имеют сложное литургическое толкование. Так, ложе с телом Богоматери наглядно уподобляется престолу в храме, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по сторонам от него – их присутствию на евхаристии и причащению под двумя видами. Христос позади ложа являл собою образ архиерея за трапезой. Изображение в некоторых памятниках апостола Петра с кадилом в руке указывало, возможно, на каждение святых даров в литургии, а образ апостола Иоанна, припадающего к ложу Девы Марии, – на священника, целующего престол. Часто в сцене Успения изображались два или четыре епископа, вместе с апостолами предстоящие Богоматери. Эти образы святых Дионисия Ареопагита, Иерофея, Тимофея Ефесского и Иакова, брата Господня, присутствовавших при Успении Богоматери, они символизировали причащение архиереем священников в таинстве евхаристии. Ангелы, слетающие в сценах Успения ко Христу с покровенными руками, как для принятия святых даров, словно прислуживают на литургии в качестве диаконов. Согласно традиции, Успение изображали как событие, происходящее в доме Иоанна Богослова в Иерусалиме – в Сионской горнице, где ранее произошло сошествие Святого Духа на апостолов.

Примерно с XI века получает широкое распространение расширенный вариант иконографии Успения – так называемый «облачный тип». Например, фреска из церкви Святой Софии в Охриде (Македония); икона начала XIII века, происходящая из новгородского Десятинного монастыря и проч.

Чаще всего у ложа Богородицы изображаются одна или несколько горящих свечей, символизирующих молитву ко Господу. Нередко у одра помещен кувшин-стамна, вставленный в чашу: это один из поэтических символов Богоматери, встречающийся в византийской и древнерусской гимнографии.

В XV веке на Руси широко распространяются иконы Успения с изображением чуда отсечения рук ангелом у нечестивого иудея Авфонии на переднем плане, перед одром. Возможно, популярность сюжета в то время и в XVI столетии была связана с борьбой против еретических движений. Впервые же этот сюжет зафиксирован во фреске церкви Панагии Мавриотиссы в Кастории (рубеж XII–XIII вв.).

В XVII столетии появляются монументальные храмовые иконы Успения, сопровождающиеся клеймами, в которых иллюстрируется «Сказание об Успении». Так, на иконе 1658 года из Успенского собора Московского Кремля в клеймах изображено моление Богоматери перед кончиной, прощание Богоматери с близкими, путешествие апостолов, их беседа с Богоматерью и другие сцены. Подробнейший рассказ об Успении Богородицы заканчивается изображением Богоматери на ложе среди райского сада. Такое же повествование об Успении содержат клейма иконы Успения конца XVII века.

Как сообщает БФ «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон» , об отшествии ко Господу и похоронах Божией Матери рассказывает церковное предание.

В рукописях IV века есть свидетельство о том, что Богородица после смерти отправилась душой и телом на Небо. За три дня до успения в Иерусалиме Ей явился Архангел Гавриил и сказал, что близится день Ее смерти. Он подарил Божией Матери сияющую неземным светом ветвь райского дерева - символ победы вечной жизни над смертью, дарованной Спасителем на кресте. Поэтому Успение - не траурное событие, а праздник.

Тогда все апостолы прибыли в Иерусалим, чтобы попрощаться с Девой Марией. Только апостол Фома не смог прийти. Крыша горницы, в которой они собрались, открылась, и неземной свет осиял всех присутствующих. В горницу сошел Спаситель в окружении ангелов. Богородица помолилась к Своему Сыну и отдала душу в Его руки.

Апостолы похоронили тело Богородицы в Гефсимании, где покоились Ее святые родители – Иоаким и Анна и обручник Иосиф. Во главе похоронной процессии шел Иоанн Богослов, который нес райскую ветку, а гроб с телом Божией Матери несли все апостолы, кроме Фомы. Множество христиан несли зажженные свечи и кадила. Люди и ангелы пели, прославляя Пресвятую Богородицу.

В похоронной процессии был иудейский священник Аффония, который попытался перевернуть одр, на котором лежало тело Божией Матери. Ангел не допустил этого и отсек Аффонию руки в тот момент, когда он прикоснулся к гробу. Он раскаялся и получил исцеление, после чего принял христианство.

Апостол Фома прибыл в Иерусалим на третий день после похорон. Он захотел увидеть гроб Божией Матери. Когда гроб открыли, то Ее тела в нем не было, осталась лиш плащаница. Дева Мария душой и телом вознеслась к Своему Сыну.

Апостол Фома рассказал, что видел, как Богородица возносилась на Небо. В этот миг он попросил, чтобы Она благословила его. Тогда Божия Матерь сбросила ему Свой пояс.

Также Богородица явилась апостолам, говоря: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни».

На Святой Горе 28 августа панигир отмечает Иверский монастырь. Как известно, Афон называют земным уделом Божией Матери. В афонских обителях хранится много чудотворных икон Пресвятой Богородицы, а в монастыре Ватопед – Ее пояс.

В народе праздник Успения Пресвятой Богородицы называют «Первая Причистая». Сегодня закончился Успенский пост.

Успение Пресвятой Богородицы - это один из двенадцати главных праздников в Русской православной церкви. Он установлен в память о кончине Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, который по строгости можно сравнить с Великим постом. Рассказываем об истории праздника.

Дата празднования

Праздник Успения Пресвятой Богородицы православные христиане отмечают каждый год в одно и то же время — 28 августа (новый стиль). А католики — 15 августа, по старому стилю.

История и смысл

После Вознесения Господня Матерь Божия осталась на попечении апостола Иоанна Богослова, которому Иисус Христос завещал заботиться о Ней, как о родной матери.

Для ближайших учеников Иисуса Христа и всех верующих Она была утешением и назиданием. Апостолы записывали все, что Матерь Божия рассказывала о Своей жизни и о жизни Своего сына.

Однажды, когда Пресвятая Мария молилась на Елеонской горе, явился Ей архангел Гавриил с райской финиковой ветвью в руках и принес весть, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе. Матерь Божия обрадовалась этой вести: Она поняла, что сможет встретиться с сыном.

После кончины Матери Божьей апостолы погребли Ее тело в Гефсимании. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день, когда Фома прибыл к Елеонской горе, он пожелал увидеть Ее гроб. Его открыли, но тела Богородицы в нем уже не было, там лежала только плащаница.

В этот же вечер Матерь Божия явилась апостолам в окружении ангелов и сказала: "Радуйтесь! Я всегда с вами во все дни и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом".

Название праздника

Полное название праздника — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

"Успение" — это устаревшее слово. В переводе на современный язык значит "смерть".

Традиции и приметы праздника

В этот день в православных храмах проходят праздничные литургии. Верующие несут цветы к иконе с изображением Богородицы и прикладываются к ней.

Успение Пресвятой Богородицы ознаменовывает окончание летней уборки урожая. В этот день принято ходить в храм и святить хлеб. При этом ни в коем случае нельзя ронять на пол даже крошку освященного хлеба.

Раньше незамужние девушки с нетерпением ждали праздника, так как именно с этого дня было принято начинать помолвки, чтобы осенью сыграть свадьбу. Говорили, к кому не посватаются, тот всю зиму в девках просидит.

Считается, что 28 августа начинается раннее бабье лето. Согласно примете, какая погода стоит на Успение, такая ждет нас и осенью. Также, если в этот день — хорошая погода, то зима будет теплая, а следующий год — урожайным.

Алена Филиппова